КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта
Социализация личности осуществляется в процессе адаптации к окружающей среде и к социальным отношениям. Виды адаптации: биофизиологическая и психологическая. Биофизиологическая адаптация личности – приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и др. внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе. Характерным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Психологическая адаптация представляет собой процесс приближения внутреннего мира личности к социальным и социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды, активное освоение человеком природной и социальной среды во всем многообразии их проявлений. В психологической адаптации присутствует социальная и экологическая составляющие. Социальная адаптация – это процесс вхождения личности в социально-ролевые связи и отношения, овладения ею социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Социальная адаптация личности осуществляется в двух сферах: • социально-психологической сфере жизнедеятельности личности – системе общественно-психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении ею различных социально-психологических ролей, поэтому различают социально-психологическую адаптацию личности; • сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности, поэтому нужно говорить еще и о профессионально-деятельностной адаптации личности. В связи с этим принято выделять первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Вторичная социализация определяется разделением труда и соответствующего социального распределения знания. Существует и несколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как процесс, протекающий в двух направлениях – становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации является образование индивидуальности. Социально-психологическая адаптация личности – это процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Статус (в социальной психологии) — положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Адаптированность личности может быть: внутренней; внешней; смешанной. Типы социально-психологической адаптации: 1) прогрессивная; 2) регрессивная. Только прогрессивная адаптация может способствовать подлинной социализации личности, тогда как длительная приверженность к конформистской стратегии ведет к формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и к созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов. Социализация и психологическая адаптация – процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Социализация личности – это процесс формирования и становления личности через овладение ею социальным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности. Другим механизмом социализации личности выступает воспитание — управляемый и целенаправленный процесс социализации, в ходе которого в сознании личности закрепляются общественно одобренные нормы и правила поведения, моральные и нравственные ценности, отношения, существующие в обществе. Основные социальные институты социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации, неформальные объединения, трудовые коллективы. Социализация может носить одновременно регулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. Ведущие направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. В процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, проявлять и переживать различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Стадии социализации личности. В психоаналитической концепции: 1. Первичная стадия – оральная, анальная, фаллическая. 2. Маргинальная (промежуточная, псевдоустойчивая) – социализация подростка. 3. Устойчивая социализация – связана со стабильным положением человека в обществе. 4. Последняя стадия – утрата статуса, ряда ролей, пенсия. В отечественной социальной психологии: 1. дотрудовая – от рождения до начала трудовой деятельности а) ранняя социализация – от рождения до поступления в школу б) стадия обучения – школа, вуз и т.д. 2. Трудовая стадия – период зрелости человека. 3. Послетрудовая – деятельность пожилых людей. Факторы социализации личности. Социализация осуществляется через ряд условий, которые после их группировки могут быть названы «факторами». Факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. В самом общем виде факторы социализации личности могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики, во вторую — индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые своеобразием жизненного пути личности. К социальным факторам обычно относят макро- (страна, государство, культура), мезо- (этнос (нация), региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации) и микрофакторы (семья, трудовой коллектив, религиозная организация или учебное заведение), отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств. Формы и механизмы социализации личности. Сложилась традиция, согласно которой в структуре социализации принято выделять: 1) содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и асоциализации как приспособлении к негативному опыту); 2) широту, т.е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Широта же социализации также зависит от множества факторов и в ходе нее отражает границы совершенствования личности. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный, а с другой – отношением индивида ко всему этому. Социально-психологические способы и приемы социализации: Идентификация. Подражание. Внушение. Социальная конформность. Психологическое заражение. Стыд. Чувство вины. Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех названных механизмов, но для обеспечения нужных результатов социализации созданы эффективные приемы воздействия на массовое сознание, как прогрессивные – воспитание, убеждение, психотерапия и психокоррекция, так и регрессивные – манипулирование или, иначе говоря, «модификация» поведения людей. К последним относятся массовое внушение, гипноз, дезинформация, обман, умолчание, распространение слухов и мифов, «промывание мозгов», «оболванивание», осуществляемые в целях обеспечения лояльности, формирования типичной личности, удобной правящему меньшинству. Кроме того, в условиях тоталитаризма социализация обеспечивается также с помощью глобальной слежки за людьми, психологического воздействия, внушения или страха наказания за отклонение от принятых стандартов, остракизма за инакомыслие, психического насилия, включая и использование психотронного оружия.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |