Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расстройства внимания

Одной из отрицательных сторон внимания является рассеянность. Рассеянность может проявляться в неспособности к длительному интенсивному сосредоточению, в легкой и частой отвлекаемости. Этот вид рассеянности нередко является одной из причин снижения работоспособности и неорганизованности поведения.

Причины рассеянности многообразны. Как устойчивая личностная особенность, рассеянность является показателем слабости произвольного внимания и может быть результатом неправильного воспитания (избалованность ребенка, безнаказанность, привычка к многообразию впечатлений и др.).

Постоянная рассеянность может объясняться плохим состоянием здоровья, общим расстройством нервной системы ребенка. Рассеянность может носить и временный характер, являясь следствием чрезмерного эмоционального возбуждения или переутомления. В последнем случае она чаще проявляется в конце учебного дня и недели. В педагогической практике в целях воспитания внимания необходимо учитывать все причины и особенности рассеянности.

О "рассеянности" говорят и в случаях, когда человек, будучи углубленным в работу, поглощенным своими мыслями, переживаниями, ничего не видит и не слышит кроме того, чем занят. Он не замечает окружающего, не реагирует, например, на обращенные к нему вопросы. Такая "рассеянность" вызвана ярко выраженной избирательностью внимания, исключительной его концентрацией и интенсивностью. Максимальная сосредоточенность человека является, как уже отмечалось, важным условием успеха в деятельности. Но высокая концентрация на одном объекте может вести к трудности распределения и переключения внимания. В повседневной жизни, в практической деятельности подобная рассеянность затрудняет отношения человека с окружающим миром, поэтому ее рассматривают как недостаток внимания.

Помимо рассеянности, выделяют и другие нарушения внимания. К ним относят: чрезмерную подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому или, наоборот, инертность, малую подвижность внимания, патологическую его фиксацию на ограниченном круге представлений и мыслей. Такие нарушения внимания наблюдаются при некоторых органических заболеваниях мозга, прежде всего его лобных долей.

Жизнь человека невозможна без взаимодействия его с природной средой. Окружающие предметы, процессы и явления непрерывно воздействуют на него, становясь при этом стимулом и источником ответных реакций человека. Такое взаимодействие не позволит ни на секунду "дремать" человеческому организму и сознанию. Луч сознания без устали скользит по объектам внутреннего или внешнего мира индивида. Но не все воздействующее осознается человеком, лишь определенная часть ясно и отчетливо предстает в сознании, а остальное отражается в нем менее отчетливо или вообще не замечается. Этот психический феномен и принято считать вниманием. Внимание – психический процесс (психическое состояние), сущностью которого является направленность и сосредоточенность сознания на определенном предмете, действии, процессе или явлении. Человек направляет луч своего сознания на тот или иной объект с целью познания или управления последним. Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, таким, как память, мышление, восприятие или воображение, но значимость его велика, так как без него невозможно протекание познавательной или предметной деятельности.

Различают внешнее внимание, когда сознание направлено на окружающие социальные и природные объекты, и внутреннее внимание, когда оно сосредоточено на собственных мыслях, чувствах и переживаниях.

Выделяют следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Основанием данной классификации служит степень влияния волевых усилий на протекание этого психического процесса. Внимание, которое возникает непреднамеренно (без специально поставленной цели) и не требует волевых усилий, называют непроизвольным. Внимание, возникающее на основе заранее намеченной цели и специально предпринимаемых волевых усилий, называют произвольным. Известный психолог Н.Ф. Добрынин ввел термин "послепроизвольное внимание", характеризуя им такое внимание, которое возникает вследствие сознательно поставленной цели и предпринятых волевых усилий, но затем поддерживается не с помощью волевых механизмов, а благодаря увлеченности, занимательности и личностной значимости деятельности, выполняемой человеком. Способность педагога "включить" в необходимый момент послепроизвольное внимание как правило, повышает эффективность любой деятельности личности.

К числу основных свойств или индивидуальных особенностей внимания следует отнести: концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключение. Автор многочисленных пособий по психологии для педагогов и учащихся В.А. Крутецкий характеризует свойства внимания следующим образом: " Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Объем внимания – это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются вниманием одномоментно. Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи".

Основными функциями внимания, по мнению В.Г.Казакова, являются:

· отбор значимых воздействий и игнорирование (торможение) других несуществующих, побочных воздействий;

· удержание, сохранение образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

· регуляция и контроль протекания деятельности.

Калейдоскоп занимательных случаев из жизни
замечательных людей, связанных с вниманием или его
отсутствием

"Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось открыть закон всемирного тяготения, он ответил: "Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе". (Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 1962. – С. 148).

"Всем известно, что Сократ был великим философом, а отнюдь не воином. И все-таки история сохранила для потомков случай, когда ученый решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск. Но во время похода углубился в размышления по какому-то философскому вопросу и остановился посреди дороги, глубоко задумавшись. Когда он пришел к определенному выводу, выяснилось, что войско ушло далеко вперед, ибо незадачливый воин простоял сосредоточившись несколько часов". (Пекелис В.Д. Как найти себя. -М., 1989. - С.158).

Некоторые люди отличаются исключительно большой устойчивостью и сосредоточенностью внимания, что делает их труд очень продуктивным. Так, подобной сосредоточенностью и устойчивостью внимания отличался великий математик древней Греции, знаменитый Архимед; согласно легенде, во время осады города Сиракузы, в котором жил ученый, он был настолько погружен в занятия математикой, что не слышал, как в город, а затем и в его двор ворвались враги. Архимед чертил на песке геометрические фигуры. Увидя возле себя чужеземного солдата, ученый произнес фразу, ставшую впоследствии исторической: "Не трогай моих фигур!". В ответ неприятельский воин убил Архимеда.

Замечательный английский физик Михаил Фарадей в течение долгого времени сосредоточенно думал о том, как силу магнита использовать для получения электрической энергии. Всецело занятый этой мыслью, ученый на протяжении девяти лет носил в кармане модель электромагнита и в каждую свободную минуту вынимал и придавал ей различные положения, как бы изменяя в проводе окружающее магнитное поле. В конце концов ему удалось раскрыть связь между электричеством и магнетизмом.

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский, говоря о своей сосредоточенности во время творческой работы, подчеркивал, что когда он пишет что-нибудь, то думает об этом и во время обеда, и когда спит, и когда с кем-нибудь разговаривает". (Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972. – С. 32).

"Известно, например, что композитор Бетховен, изобретатель Эдисон, писатель Бальзак сутками могли обходиться без сна и еды, захваченные процессом творчества". (Крутецкий В.А. Психология. – М., 1980. – С. 90).

"На фасаде главного здания в Колтушах И.П. Павлов попросил высечь слово "наблюдательность", напоминая тем самым, сколь высоко он ценит это качество.

Высоко ценил наблюдательность Ч.Дарвин. Анализируя свои способности, он писал: "Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению… Все, о чем я размышлял или читал, было непосредственно связано с тем, что я видел или ожидал увидеть. Я уверен, что именно приобретенные таким образом навыки позволили мне осуществить все то, что мне удалось сделать в науке". (Пекелис В.Д. Указ. соч. – С. 148-149).

"Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно проверить, что это так и было. В 1887 году французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то же время писать другое. Он мог, декламируя стихи, письменно выполнять сложные умножения. Это уже достоверный факт". (Платонов К.К Указ. соч. – 143).

6. Что такое память? Классификация видов памяти

"Все развитие человека совершается не иначе, как в области памяти и через ее посредство…"

К.Д. Ушинский

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в котором осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с четырьмя основными критериями: 1 ) по характеру активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную; 3 ) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную; 4) по способу запоминания –логическая и механическая.

Двигательная, эмоциональная, образная и
словесно-логическая память

В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в стоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы были бы вынуждены каждый раз учиться сначала осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, "золотые руки".

Эмоциональная память – это намять на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. "Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастьи, - у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память" (Станиславский К.С.)

Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности. Поразительно высокого уровня они могут достигать в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.

Образная память особенно развита у людей "художественных профессий".

Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эйдетической памятью. Эйдетические образы, или наглядные образы памяти – это результат возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Эйдетические образы похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализированной наглядностью, которая совершенно недоступна обычному представлению. Человек, например, "видит" отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, "переводя взгляд" с детали на деталь, как это обычно можно сделать при восприятии. Можно предположить, что по аналогии с эйдетической зрительной памятью встречается такая же яркая слуховая, может быть, даже и осязательная память.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объем внимания | Непроизвольная и произвольная память
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.