Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение задач (проблем)

Пример III.

Пример II.

Суждение 2 - Аристотель - философ.

Умозаключение - Все люди философы.

Иногда перечисление каких-либо общих признаков может быть достаточно обширным, но, тем не менее, умозаключение оказывается ошибочным.

«Алюминий - твердое тело; железо, медь, цинк,

серебро, золото, платина, никель, барий, свинец –

также твердые тела. Следовательно - все металлы твердые тела». Вывод ложен, так как металл ртуть - жидкость.

Однако, признание того, что дедукция - это логический переход от одной истины к другой, а индукция - переход от достоверного знания к вероятному, не означает, что индуктивное умозаключение следует недооценивать. Почти все общие положения, принципы и научные законы являются результатом индуктивных умозаключений. В определенном смысле индукция - основа нашего знания в мире. При оценке истинности индуктивных обобщений многое зависит от числа изученных случаев. Чем больше эмпирически (опытным путем) собранный материал, являющийся базой индукции, тем более правдоподобным является индуктивное заключение.


Как уже отмечалось, наряду с формированием понятий, вторым проявлением мышления является процесс решения задач. Решение задач в значительной степени опирается на долговременную память и на хранящиеся в ней усвоенные ранее понятия. При решении задач важное значение имеет умелое использование мыслительных операций и владение основными формами мышления.

Все задачи, с которыми сталкивается человек в реальной жизни (бытовые, учебные, профессиональные, игровые), можно разделить на две группы.

Типовые задачи (задачи не-проблемы). Это задачи, которые построены следующим образом: имеется условие задачи, в котором содержатся все необходимые для решения сведения. После условия стоит конкретный вопрос. Необходимо вспомнить каким способом решаются задачи подобного типа (правило, формулу, алгоритм, схему решения), применить этот способ и найти верный ответ. То есть, это задачи, решение которых, как часто говорят, требуют владения определенной разрешающей процедурой. Задачи этого типа встречаются и в быту, и в профессиональной деятельности, и в различных строго формальных играх. Однако, чаще всего они используются в учебной деятельности. И к подобным задачам человек привыкает, начиная с первого класса школы. В реальной жизни чаще встречается другой тип задач.

Задачи - проблемы. Под проблемой понимается особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: цель (ориентировочная основа для решения задачи); условия, в которых задается данная цель; потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Нет проблемы там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенная потребность. Следует отметить, что задача, которая является проблемой для одного человека, может быть стандартной, типовой для другого. Начальным моментом мышления при решении проблем является проблемная ситуация. Под ней понимают психологическое состояние познавательного затруднения, которое испытывает человек, сталкиваясь с задачей, которая известными ему правилами и способами не решается. Проблемная ситуация - это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача-проблема. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения.

Основные типы задач-проблем, с которыми вы будете постоянно сталкиваться в своей профессиональной деятельности, будут описаны ниже.

По А.Р. Лурия выделяют четыре этапа решения проблемы.

Первый этап - это изучение условий задачи. Здесь выясняется сущность возникшего вопроса и выявляются важнейшие данные, которые можно использовать для ее решения.

Второй этап - создание общего плана предполагаемых действий, т.е. разработка стратегии решения проблемы.

Третий этап - определение тактики решения, выбор конкретного метода осуществления необходимых действий.

Четвертый этап - сопоставление найденного решения с исходными данными. В случае, если решение с ними не согласуется, умственная деятельность продолжается.

Главное в мыслительном поиске - возникновение на втором этапе гипотезы по разрешению проблемы. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, и в итоге переходит в план решения. В возникновении гипотезы проявляются творческие способности личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы мышления | Случайный перебор (метод проб и ошибок)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.