Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мышления




1. По форме:

наглядно-действенное,

наглядно-образное,

абстрактно-логическое.

2. По характеру решаемых задач:

теоретическое,

практическое.

3. По степени развернутости:

дискурсивное,

интуитивное.

4. По степени новизны и оригинальности:

нетворческое,

творческое.

Наглядно-действенное (или конкретно-действенное) мышление наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, которую человек осуществляет с реальными объектами внешнего мира. Этот вид мышления наиболее развит у людей занятых созданием конкретных материальных продуктов.

Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его отличительная особенность в том, что мыслительный процесс прямо связан с восприятием человеком окружающей действительности. Необходимые для мышления образы и представления представлены в кратковременной и оперативной памяти человека. Эта форма мышления наиболее развита у детей, а у взрослых среди лиц, занятых практической работой.

Абстрактно-логическое (теоретическое понятийное) мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Пользуясь этим видом мышления человек в процессе решения задачи использует понятия, производит действия в уме, непосредственно не обращаясь к данным чувственного опыта. Решая задачу в уме от начала и до конца, человек использует уже сформированные у него знания, выраженные в форме понятий, суждений, умозаключений. Решение задачи подчинено строгим законам формальной логики. Наиболее развит этот вид мышления у представителей точных наук.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что для решения задачи используются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, представления. Они или непосредственно извлекаются из долговременной памяти, или творчески воссоздаются воображением. Наиболее характерно теоретическое образное мышление для работников искусства, людей творческого труда, имеющих дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы и представления преобразуются, и, в ходе манипулирования ими, человек старается решить интересующую его творческую задачу. Оба вида теоретического мышления (образное и понятийное) дополняют друг друга, раскрывают разные стороны действительности.

Исследования последних лет позволили связать преобладание теоретического образного или теоретического понятийного мышления с функциональной асимметрией головного мозга. Еще К.Юнг выдели два типа людей по характеру мышления: 1) Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым. 2) Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария над правым, преобладание логики над интуицией и чувством. В настоящее время чаще используют термины: левополушарная и правополушарнал стратегия в познании и творчестве. (В.С.Ротенберг). При этом левое полушарие "отвечает" за логическое, а правое - за образное мышление. Левополушарная стратегия создает однозначный контекст реальности, всеми понимаемый одинаково и необходимый для успешного общения между людьми. Правополушарная стратегия формирует многозначный контекст, который не поддается исчерпывающему объяснению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.