КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура способностей
Способности проявляются во всех сферах деятельности человека. Они разделяются по содержанию и характеру деятельности. Так,выделяют способности к обучению, рисованию, музыке, спорту, науке, организационные, артистические, конструкторские, педагогические и др. Во всех отраслях деятельности, независимо от ее разнообразия, способности имеют много общего и вместе с тем включают в себя специфические черты. Каждая способность (например, к рисованию,музыке, технике, науке и т.п.) - это синтетическое свойство человека, которое включает ряд общих и частичных свойств в их сочетании. Структура синтетической совокупности психических качеств, возникающих как способности, определяется конкретной деятельностью и является разной для разных видов деятельности. Говорить о том, что одно качество может возникнуть как "эквивалент" способностей, неправомерно. К частичным свойствам, которые, возникая в определенном сочетании, включаются в структуру способностей, принадлежат: а) внимательность, возможность продолжительно и устойчиво сосредоточиваться на задании, объекте деятельности. Чем сложнее задание, тем большей сосредоточенности оно требует; б) чувствительность к внешним впечатлениям, наблюдательность. Так, в способности к рисованию важную роль играет чувствительность к цветам, световым отношениям, оттенкам, возможность охватывать и передавать пропорции. В структуре музыкальных способностей необходимым компонентом является музыкальный слух, который включает, прежде всего, чувствительность к звуковысотным отношениям. Психолог Б.М. Теплов, который специально исследовал музыкальные способности, установил, что важным составным элементом музыкальных способностей являются: а) чувствительность к ритму; б) мелодичность (проявляется в особом восприятии мелодии); в) чувствительность к точности интонаций; г) гармоничность (проявляется в восприятии аккордов). Каждая способность включает определенные качества памяти человека: скорость, меру, полноту запоминания и воспроизведения. Особенно важную роль в структуре способностей играет возможность мыслить, раскрывать не явные непосредственно связи и отношения. Здесь важны характеристики мышления: широта, глубина, качество, последовательность, самостоятельность, критичность, гибкость. Качества мышления и связанной с нимречи занимают важное место в структуре способностей. Способности включают не только разнообразные познавательные, но и эмоциональные свойства. Музыкальные способности базируются на эмоциональной реакции, музыкальном впечатлении (Б.М. Теплов), роль эмоций в способностях к научной деятельности также важна. И.П.Павлов говорил: "Будьте страстными в вашей работе, в ваших исканиях". Существует тесная связь способностей и волевых качеств - инициативой, решительностью, настойчивостью, умением владеть собой, преодолевать трудности. Среди выдающихся деятелей культуры, науки и искусства было много людей, в деятельности которых объединялись высокий уровень развития общих и специальных способностей (М.В.Ломоносов, Т.Г. Шевченко, М.Ю. Бородин и др.). Способности людей - продукт их общественно-исторического развития. Они возникли и развились в процессе труда и представляют его продукт. Каждому историческому этапу развития человечества отвечает определенный уровень развития способностей. В процессе деятельности люди приобретают знания, овладевают умениями, навыками, что необходимо для развития их способностей. В условиях научно-технического прогресса способности изменяются, появляются новые их виды. Формирование способностей зависит от культурного уровня общества. Разделение труда обусловливает дифференциацию, специализацию способностей. В свою очередь на развитие способностей человека влияет разделение труда и порожденные этим процессом условия обучения людей. Несколько слов об отличияхв способностях и их природе. Наблюдение за деятельностью людей показывает, что в их способностях проявляются определенные отличия. Индивидуальные отличия характеризуются спецификой и мерой способностей человека. Так, один человек отличается способностями к музыке, другой - к технике, третий - к научной работе, четвертый - к рисованию и т. д. Способности проявляются в разной степени - низкой, средней, высокой. Как и все иные индивидуально-психологические особенности, способности не даются человеку в готовом виде как что-то свойственное ему от природы. Способности каждого человека, его индивидуальные особенности являются результатом его развития. Отстаивать такую точку зрения необходимо, поскольку существовали разные трактовки роли наследственности в способностях людей.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |