Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс развития общества может быть представлен тремя типами

1. Циклический тип (паттерн) развития.

История периодически исчерпывает свой потенциал и временно возвращается к началу процесса, т.е. она обратима, повторяема. Социальное развитие идет не по прямой линии, а скорее по кругу. Состояние социальной системы в некоторое более позднее время будет таким же, каким оно было в некоторое более раннее время.

2. Спиралевидный тип (паттерн) развития. Циклы повторяются на все
более высоком уровне с некоторой модификацией: анархия и
дикость - порядок и цивилизация - упадок цивилизации и возврат к
новому варварству; варварство - античность - падение Рима - средние
века - капитализм - разложение в роскоши.

Функции религии

1. Компенсаторная.

2. Мировоззренческая.

3. Регулятивная.

4. Коммуникативная.

5. Интегративная.

Структура религии

1. Религиозное сознание:

1)религиозная идеология: а)теология - учение о Боге;

б)объяснение экономики, политики, культуры с точки зрения религии.

2)религиозная психология:

а)вера,

б)эмоции,

в)общение с Богом и другими людьми по поводу веры.

2. Религиозная деятельность:

1)культовая в стенах храма;

2)внекультовая (учебная, миссионерская, издательская, хозяйственная, производственная).

3. Религиозные организации:

1)церковь; 2)секта;

3)деноминация.

Современная религиозная ситуация в России

1. Изменился образ церкви в общественном мнении.

2. Усилилось влияние церкви на различные социальные институты.

3. Увеличилось число крещеных и верующих.

4. Растет число верующих, не связанных ни с одной из религиозных организаций.

5. Идет снижение регулярности посещения храма.

6. Растет число людей, колеблющихся между верой и неверием.

7. Растет число людей, увлекающихся религиозной символикой и церковной атрибутикой.

8. Распространяются группы с нетрадиционной религиозностью.

9. Русские верующие переходят из христианства в мусульманство.

 

Тема «Социология культуры»

1. Сущность, структура и функции культуры

2. Основные разновидности культуры

3. Механизм распространения культуры

Культура - это система значимых знаний, ценностей, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Структура культуры

1. Материальная культура - это все то, в чем материализуются знания,
умения и верования людей:

1)то или иное произведение, отчуждаемое от автора; 2)деятельность, неотделимая от ее автора.

2. Духовная культура - все то, что возникает в сознании людей и
определяет их стиль жизни:

1) язык - система знаков и символов, наделенных определенным значением;

2) социальные ценности - это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться;

3) социальные нормы - это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры;

4) обычаи, традиции, обряды - это воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей;

5) привычки - стереотипы поведения в тех или иных ситуациях;

6) манеры - внешние формы поведения, этикет - особые правила поведения.

Таким образом, культура представляет собой сложную систему функционально взаимосвязанных элементов и выступает как важный механизм человеческого взаимодействия.

Функции культуры

1. Гуманистическая (развитие творческого потенциала человека).

2. Социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта).

3. Коммуникативная (функция социального общения).

4. Образовательно-воспитательная (социализация личности, ее приобщение к знаниям и культурному наследию).

5. Регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения).

6. Интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).

В целом культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе.

Основные разновидности культуры

1. С точки зрения распространения:

1) элитарная или высокая культура;

2) народная культура;

3) массовая культура.

2. С точки зрения значимости в жизни общества и отдельных социальных групп:

1) доминирующая;

2) субкультра;

3) контркультура.

Механизм распространения культуры

1. Создание или признание новых элементов в культуре:

а) открытие - получение новых знаний о мире;

б) изобретение - новая комбинация культурных элементов.

2. Культурный контакт (прикосновение элементов различных культур, может не оставить никакого следа в обеих культурах).

3. Культурная диффузия (взаимное проникновение элементов разных культур при их соприкосновении).

4. Культурная аккумуляция (процесс накопления культурных элементов; к культурному наследию добавляется больше новых элементов, чем отбрасывается старых).

5. Культурное истощение (больше отбрасывается старых элементов, чем присоединяется новых).

6. Культурная аккультурация (процесс взаимопроникновения культур).

7. Культурная ассимиляция (растворение культуры меньшинства в культуре большинства).

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народ) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате создается множество культур. Но всегда существует что-то общее в любой культуре, так называемые культурные универсалии. Они присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства общества. В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, разделение труда, образование, этикет, семья, праздненства, добывание огня, похоронные ритуалы, игры, приветствие, шутки, номенклатура родственников, язык, медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, музыка, мифология, числа, торговля и т.п.

Культура может быть актуальной. Актуальная культура - это те ценности культуры прошлого и настоящего, культуры стран и народов, которые реально функционируют в данном обществе в данный период. Элементы актуальной культуры: 1)слой общечеловеческих непреходящих ценностей; он сравнительно невелик по объему, имеет интернациональный характер и присущ различным культурам внутри

1.Социальная дифференциация и социальное неравенство. 2.Социальные статусы и социальные роли.

Термин «структура» в переводе с греческого означает «строить». Он был впервые введен в социологию Г. Спенсером. Социальная структура дает нам ощущение того, что жизнь организована и стабильна.

Социальная структура - это относительно постоянная модель или взаимосвязь элементов. Она охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности.

Идет непрерывный процесс становления структур в действии, который современный британский социолог Э. Гидденс дал название «структурации». Сама структура характеризуется двойственностью, будучи одновременно и результатом и определяющим условием индивидуальных действий. Социальная структура не является чем-то внешним по отношению к индивиду, а существует скорее внутри его субъективности - в виде нормативных моделей поведения, традиций, сценариев действий и т.п. То, что структура находится вне субъекта, - это всего лишь иллюзия индивидуального восприятия. Структура есть качественная определенность общества, поэтому изменение социальной структуры выражает коренной, качественный сдвиг в обществе.

Известно, что люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными. Естественные различия могут стать основой для возникновения неравных отношений между индивидами: сильные одерживают победу над слабыми, хитрые -над простаками и т.д. Неравенство, обусловленное естественными различиями, в том или ином виде проявляется и у животных. Главной чертой человеческого сообщества является социальное неравенство, возникающее вследствие социальных различий, социальной дифференциации. Социальными называются различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, выполняемыми функциями, уровнем достатка. Социальные различия -прежде всего статусные различия. Они указывают на несхожесть выполняемых человеком функций в обществе, разные возможности и позиции людей, несовпадение их права и обязанностей. Социальные различия могут совмещаться или не совмещаться с естественными различиями. Ведущей тенденцией эволюции любого общества является нарастание многообразия социальных различий. Процесс нарастания социальных различий в обществе называется социальной дифференциацией. Основу этого процесса составляют: 1) возникновение новых институтов, организаций, помогающих людям совместно решать

определенные задачи и одновременно резко усложняющих систему социальных ожиданий, ролевых взаимодействий, функциональных зависимостей; 2)усложнение культур, появление новых ценностных представлений, развитие субкультур, что ведет к возникновению в рамках одного общества социальных групп, придерживающихся различных религиозных, идеологических взглядов, ориентирующихся на различные политические силы.

Общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархизировано: одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнению с другими. Причины, порождающие неодинаковое положение людей в обществе, различны. Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными социальными слоями, классами, общностями. В рамках конфликтологической парадигмы неравенство рассматривается как результат борьбы классов за перераспределение материальных и социальных ресурсов.

История различных обществ свидетельствует, что каждое из них пыталось

По-своему организовать социальное неравенство.

Исторические типы организации социального неравенства

1. Кастовая организация, предполагающая жесткое иерархическое разделение всего населения на несколько слоев - каст. Между кастами непреодолимые барьеры: запрещались браки между людьми разных каст, человек не мог сменить касту, к которой он принадлежал от рождения.

2. Сословная организация: деление общества на сословия (слои), обладающие в соответствии с традициями или законами неравными правами и обязанностями; принадлежность к сословию переходила по наследству, переход из сословия в сословие не исключалось, но было редким.

3. Классовая структура: (К. Марс) деление общества на классы с точки зрения обладания собственностью, средствами производства: класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия), класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права на собственность (крестьяне).

4. Стратификационная система - организация неравенства в современном обществе: отличается отсутствием жестких преград между различными слоями, слои не обладают закрепленными в законах привилегиями и имеют одинаковые политические права.

Социальный статус - это положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями. Статус -это формально-структурная социальная характеристика субъекта. Статусов

может быть много. Любой социальный статус предполагает. соответствующую социальную роль.

Виды статусов

1. Приписываемый, предписываемый, аскриптивный - статус, полученный от рождения или в силу независящих от его носителя факторов (в силу пола, возраста, расы, положения родителей).

2. Достигаемый - статус, приобретенный в обществе благодаря личным усилиям и заслугам (образование, профессиональные достижения, карьера, удачный брак).

3. Основной - ключевой статус, преимущественно определяющий социальное положение и значение человека, определяющий образ и уровень жизни, манеру поведения (для ребенка - возрастной, для взрослого - профессиональный или должностной).

4. Личный - место человека в малой группе, в которой он функционирует непосредственно (семья, друзья, первичный коллектив).

5. Групповой - характеристика человека как члена большой социальной группы - класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков.

6. Временный - статус, получаемый на определенное время (студент).

 

Социальная роль - это ожидаемое поведение, которое определяется

нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Все роли несут в себе конкретный набор обязанностей и прав, поэтому поведение ожидаемое, в значительной степени предсказуемое.

1. Роли надо разучивать. Интериоризация роли - принятие и вбирание индивидуумом стандартов поведения.

2. Элементы ролевого поведения: 1) ожидание роли,

2) понимание роли, 3) приемлемость роли, 4) выполнение роли.

3. Интеграция ролей в человеке всегда уникальна.

4. Личность с каждой ролью сживается лишь частично, надо легко переходить от одной роли к другой.

5. Каждый человек выполняет роль по-своему, т.е. ролевые требования допускают долю свободы.

6. Есть роли главные и второстепенные.

7. Роли могут приходить в конфликт. Виды конфликтов: а)внутриролевые; б)ситуационно-ролевые; в)межролевые.

Лучше всего выполнение роли удается тогда, когда она оптимально соответствует индивидуальным склонностям индивида. Принятие социальной роли означает также отказ от возможностей поведения, несовместимых с этой ролью, которые скрыто присутствуют во внутреннем «я» человека. У людей, долгое время исполняющих одну и ту же социальную роль, возникают специфические привычки - ролевые атрибуты.

 

Тема «Социальная стратификация»

1. Понятие и вид социальной стратификации

2. Сущность социальной мобильности и ее виды

Термин «стратификация» происходит от латинского слова stratum -слой, пласт. Страта - это большая группа людей, отличающаяся по своему положению в социальной иерархии общества. Основой стратификационного строения общества является социальное неравенство. Социальная стратификация показывает расположение социальных общностей, групп, индивидов в социальном пространстве, причем положение неодинаковое и неравное. Все многообразие разновидностей социальной стратификации сводится к трем основным - экономической, политической и профессиональной стратификации. Внутри их всегда выделяются три основные страты: высший слой (элита), средний слой и низший слой. Люди, относящиеся к высшему слою в одном отношении, обычно относятся к нему и по другим параметрам. Но есть и исключения: у богатых нет власти, политик может не иметь богатства.

Фундамент теории социальной стратификации заложил М. Вебер, свой вклад в ее разработку внесли П. Сорокин, Т. Парсонс, У. Мур и др.

Ведущие принципы теории социальной стратификации:

1) изучать все без исключения социальные слои общества, независимо от того, большие они или малые, устойчивые или неустойчивые, играющие в общественной жизни основные или второстепенные роли;

2) соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев;

3) допускать существование разных типов и моделей стратификации.

Критерии выделения социальных страт:

1. Отношение к собственности;

2. Уровень доходов;

3. Объем власти (степень влияния);

4. Престиж группы (присваивание себе права на осуществление особых видов деятельности, ведение особого образа жизни, подкрепляя тем самым привилегированное положение в обществе;

5. Уровень образования;

6. Уровень (тип) культуры.

Стратификационная система современного общества

1.1. Высший класс: высший слой - представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства, в масштабах государства.

1.2. Высший класс: низший слой - банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря личным качествам.

2.1. Средний класс: высший слой - преуспевающие бизнесмены, топ-менеджеры, крупные юристы, врачи, выдающиеся спортсмены, ученые, артисты, которые не претендуют на влияние в масштабах государства, нов узких областях у них высокий престиж, высокий стабильный уровень доходов для удовлетворения широких потребностей.

2.2. Средний класс: средний слой - владельцы мелкого бизнеса, частных магазинов, небольших фермерских хозяйств, владеющие собственностью, самостоятельные в своей сфере деятельности, хорошо материально обеспечены.

2.3. Средний класс: низший слой - наемные работники умственного труда («белые воротнички»), инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, врачи, руководители на предприятиях, высоко квалифицированные рабочие, основное устремление которых -повышение статуса в рамках данного класса, успех и карьера, стабильный доход.

 

3.1. Низший класс: высший слой - работники физического труда, рабочие («синие воротнички»), которые борются за улучшение условий труда и повышение заработной платы, имея стабильный невысокий доход.

3.2. Низший класс: низший слой - нищие, безработные, бездомные и другие группы маргиналов, главная цель которых выжить физически.

Общие черты среднего класса

1) стабильный уровень доходов, хорошая обеспеченность для удовлетворения материальных и культурных потребностей семьи;

2) высокая образованность и квалификация, позволяющая заниматься престижными и хорошо оплачиваемыми видами деятельности, иметь определенный культурный кругозор;

3) политический консерватизм, базирующийся на удовлетворенности своим социальным положением.

Профиль стратификации - вертикальный срез общества, воспроизводящий его иерархическую структуру. Он показывает, какая часть населения принадлежит к высшему, среднему и низшему слоям.

Социальная мобильность -это перемещение индивидов в системе социальной стратификации из одного слоя в другой.

Причины социальной мобильности: общество меняется, социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние; естественное распределение талантов и способностей.

Виды социальной мобильности

1. Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида,
которое вызывает повышение или понижение его социального
статуса:

а) восходящая мобильность - с повышением социального статуса;

б) нисходящая мобильность - с понижением социального статуса.

2. Горизонтальная мобильность - это изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

3. Межпоколенная (интергенерационная) мобильность - сравнение социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других.

4. Внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность -

сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени.

5. Близкая мобильность - переход на расположенные рядом иерархические ступени.

6. Дальняя мобильность - переход на расположенные далеко друг от друга иерархические ступени.

7. Индивидуальная мобильность - изменение статуса отдельного человека.

8. Групповая мобильность - повышение или понижение общественной значимость целого класса.

Каналы социальной мобильности

1. Получение образования.

2. Брак.

3. Армия.

4. Церковь.

5. Семья.

6. Деньги.

7. Правительственные группы.

8. Политические и профсоюзные организации.

Если социальные институты можно рассматривать как «социальныелифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, селективного контроля. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда вырвавшийся из низов он будет обречен быть чужаком. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, формировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Маргинальность - это пограничное состояние индивида (или группы) по отношению к социальной общности, страте.

Миграция - это процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну, переезд из деревни в город и обратно.

 

Тема «Социальная организация»

1. Сущность и типология социальных организаций

2. Теория бюрократии Макса Вебера

Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур.

Основные характеристики социальной организации

1. Количество участников (два и более человек);

2. Занятие совместной деятельностью;

3. Наличие единой цели их совместной деятельности;

4. Наличие формальной структуры правил, которые регулируют поведение и взаимодействие индивидов;

5. Наличие властных отношений;

6. Ограничение членство и прием.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей:

A) цели - задания - оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня; Б) цели - ориентации - совокупность целей, реализуемых через организацию;

B) цели - системы - цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему.

Наряду с этими базовыми целями организации существует множество вторичных, производных, промежуточных целей: стимулирование работников, укрепление их дисциплины, улучшение условий труда, повышение качества работы и др. Каждое подразделение организации имеет набор своих целей, выполнение которых способствует реализации общих базовых целей.

Виды социальных организаций

1. По степени формализации:

1) формальная организация;

2) неформальная организация.

2. По видам реализованных потребностей:
1)деловые организации;
2)общественные организации;

3 промежуточные организации; 4)ассоциативные организации.

3. По формам объединения:

1 Добровольные организации; 2)принудительные организации; 3)утилитарные организации.

4. По отраслевому признаку:

1 Промышленно-хозяйственные; 2)финансовые;

3)административно-управленческие;

4)научно-исследовательские;

5)образовательные;

6)лечебные;

7)социокультурные.

В социологии под бюрократией понимается безличный механизм управления, основанный на формально-рациональных отношениях и иерархической системе власти.

Бюрократия в современном ее понимании возникла в начале девятнадцатого века в Европе и сразу же стала означать, что официальные лица, обладающие специальными знаниями, являются ключевыми фигурами в управлении. Бюрократия имела доступ ко всем рычагам управления и поэтому оказывала большое влияние на жизнь общества. Социологическая концепция бюрократии впервые была разработана М. Вебером, который видел в ней оптимальную систему управления, основанную на принципах рациональности.

Согласно веберовской теории, бюрократической организации присущи следующие черты:

1. Строгое разделение труда, причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист, принимаемый на работу по контракту и несущий полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

2. Вертикально - иерархический порядок подчинения, предполагающий ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими.

3. Наличие публичного офиса или канцелярии, где хранятся письменные документы, отражающие деятельность организации.

4. Наличие официальной процедуры подготовки должностных лиц.

5. Наличие штатных сотрудников, постоянно весь рабочий день занятых делами организации.

6. Наличие официальных правил, регламентирующих режим работы организации, распределение выходных и рабочих дней, часы перерыва, приема посетителей и т.д.

7. Лояльность каждого работника по отношению к организации в целом, принятие ее правил, деятельность в интересах целого.

Вся эта формальная система регламентации направлена на то, чтобы сделать действия индивидов, включенных в организацию, максимально предсказуемыми и легко координируемыми, обеспечить возможность контроля сверху. Вебер считал, что предельное развитие бюрократии должно обеспечить абсолютную эффективность управления, идеальную быстроту и слаженность функционирования социального механизма. Ее преимущество составляет безличность, отчужденность от индивида, однозначность отношений, поскольку это скорее жесткая абстрактная схема, голый чертеж, главным достоинством которого является четкость. Совершенно очевидно, что ни одна реально существ4ующая организация не может в полной мере соответствовать этой модели бюрократии. Более того, бюрократия на деле часто отходит от них и начинает сдерживать развитие всех прогрессивных процессов. Основными недостатками бюрократии являются узкая специализация функций, конформизм, неспособность чиновников принимать самостоятельные решения, стремление оставить свои интересы выше интересов общества. Формализация деятельности организации порождают бюрократический стиль мышления, формируют особый тип личности, консервативный по сладу ума и психологии. Главное для

бюрократии - сохранение системы, что приводит к подмене реального выполнения важных для общества целей и задач рутинной деятельностью по формальному исполнению должностных инструкций. При этом усиливается корпоративный дух, кастовость, замкнутость бюрократической организации. Бюрократия препятствует инновационной деятельности, не способствует творчеству. Несмотря на многочисленные недостатки, бюрократия сохраняет свою работоспособность в качестве формы управления и в настоящее время. Следует изменить социальные установки представителей бюрократии с целью повышении их мотивации и заинтересованности в конечном результате деятельности организации.

 

 

Тема «Семья как социальный институт»

1. Сущность брака и семьи.

2. Характеристика патриархальной семьи.

3. Современные проблемы семейно-брачных отношений.

Семья - важнейший базовый институт общества, основная ячейка общества, выполняющая ряд функций, в том числе одну из важнейших -воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Через семью происходит регуляция поведения членов семьи. В то же время семья - это малая социальная группа. Это особого рода союз между супругами, глубокая интимно-доверительная связь, духовная общность между родителями и детьми. Таким образом, семья в качестве малой группы удовлетворяет личные потребности людей, в качестве социального института - социально значимые потребности общества. Она выступает одной из подсистем социальной структуры, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и моральными нормами, обычаями, традициями.

Брак - исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их взаимные права и обязанности. Это общественная форма естественных отношений.

Виды брака

1. Промискуитет - беспорядочные половые отношения.

2. Полигамия: а) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами; б) полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами.

3. Парные брак - брачные отношения без официального утверждения.

4. Моногамия - брак одного мужчины и одной женщины.

5. Экзогамия - брак возможен лишь вне данной родственно-семейной группы.

6. Эндогамия - брак исключительно внутри родственной группы.

Семья - то малая социальная группа, члены которой связаны браком и кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Виды семьи

1. В зависимости от количества поколений: а) нуклеарная или супружеская (родители и дети); б) расширенная или кровнородственная (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники); в) неполная (один из родителей и дети).

2. В зависимости от лидерства в семье: а) матриархальная; б) патриархальная (традиционная); в) неотрадиционная (мужское лидерство, разграничение мужских и женских семейных обязанностей); г) эгалитарная (равноправная).

3. В зависимости от характера наследования фамилии, имущества, социального положения: а) патрилинеальная; б) матрилинеальная.

4. В зависимости от социального положения супругов: а) гомогенные, где супруги примерно из одной страты; б) гетерогенные, где супруги из разных социальных групп (различия по социальным показателям: национальность, возраст, образование, профессии).

5. В зависимости от пространственно-территориальной локализации: а) патрилокальные семьи, в которых молодожены переходят жить в дом родителей мужа; б) матрилокальные, в которых переходят жить в дом родителей жены; в) неолокальные - молодожены живут отдельно от родителей; г) унилокальные - молодожены селятся у тех родителей, у которых есть соответствующее жилье, а не по причине следования традициям.

6. В зависимости от количества детей: а) малодетная (1-2 ребенка); б) среднедетная (3 - 4); в) многодетная (5 и более детей); г) бездетная.

7. В зависимости от возраста детей: а) репродуктивная (родители и несовершеннолетние дети); б) ориентационная (родители и взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи).

Характеристика патриархальной семьи

1. Связь с крестьянским образом жизни.

2. Беспрекословный авторитет отца, старшего мужчины в семье.

3. Физический труд всех членов семьи.

4. Своеобразное учебное заведение.

5. Клуб.

6. Больница, аптека, родильный дом.

7. Суд.

8. Брачная контора.

Современные проблемы семейно-брачных отношений

1. Трудности в создании семьи.

2. Рост разводов.

3. Нуклеаризация семьи.

4. Уменьшение рождаемости.

5. Ухудшение здоровья женщин.

6. Рост случаев жестокого обращения с детьми.

7. Эмансипация женщин.

8. Эмансипация детей.

9. Ослабление родственных связей.

10.Распространение альтернативных типов брака и семьи (материнские семьи, сожительство, семьи с раздельным проживанием, гомосексуальные семьи, свингинг).

 

Тема «Социология личности»

1. Сущность и структура личности.

2. Процесс социализации личности.

3. Интеллигентность как свойство личности.

Французский поэт пятнадцатого века Франсуа Вийон писал:

Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. Человек - это разновидность биологических существ. С точки зрения анатомии мы относимся к типу хордовых, классу млекопитающих и отряду приматов.

Индивид - это единичный представитель социальной группы. Индивидуальность - это то особенное, специфическое, что отличает этого человека от всех других, включая как природные, так и социальные свойства.

Личность - это совокупность социально значимых черт, сформированных обществом.

 

Структура личности

1. Направленность личности: потребности, мотивы поведения, цель деятельности, интересы личности, идеалы.

2. Жизненный опыт личности: знания, умения, навыки, привычки.

3. Особенности психических процессов (мышление, воля, чувства, ощущения, восприятие, память, эмоции).

4. Биологические свойства: строение тела, индивидуальные физические особенности, темперамент, половые, возрастные, патологические свойства.

Социализация - это усвоение человеком социального опыта (знаний, норм, ценностей, правил), в ходе которого он формируется как

личность. Социализация дает людям возможность взаимодействовать друг с другом и помогает обществу воспроизводить самое себя как таковое. Она начинается с рождения и закачивается со смертью.

Социализация бывает первичной (в детстве) и вторичной, означающей любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества (новая работа, брак, переезд в город, рождение детей, карьера). Форма научения:

1. Научение закреплением через применение системы поощрения и наказания, чтобы показать, какое поведение воспитатели одобряют, а какое нет.

2. Научение путем формирования условного рефлекса.

3. Научение через наблюдение.

4. Научение через взаимодействие.

Интериоризация - это принятие и вбирание индивидом стандартов и

убеждений других людей либо общества

Личностная идентификация - это установление и сохранение в себе

постоянного и неизменного ядра личности.

Социальная идентификация - это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой. Она может быть национальной, классовой, возрастной, профессиональной и т.п. Центральное место в социальной идентификации занимает менталитет.

Менталитет - это совокупность усвоенных знаний и навыков,

присущая

всем членам данной группы. Он служит постоянными ориентирами в нашем восприятии вещей и оценке фактов, помогая нам строить свое поведение.

Факторы социализации

1. Семья.

2. Система образования.

3. Среда сверстников.

4. Трудовой коллектив.

5. Средства массовой информации.

6. Литература и искусство.

7. Отдельные экономические и политические события.

8. Государство и партии.

9. Религиозные организации. 10.Выдающиеся личности.

Социализация - не однонаправленный процесс, поэтому люди не всегда социализируются в соответствии с ожиданиями их родителей и учителей.

Типология личности

1. Идеальный тип.

2. Личность нормативного типа.

3. Реально распространенный тип личности.

В зависимости от ценностных ориентации выделяют традиционалистов, идеалистов, фрустрированный тип, реалистов, гедонистов.

Что такое интеллигентность? Многие думают, что интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, а интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового. Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных? Нет. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека, т.е. интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго и не только физически, но и умственно.

Интеллигентность - это способность к восприятию и пониманию окружающего мира и людей, а также терпимое отношение к ним.

Черты интеллигентного человека

1. Восприимчивость к интеллектуальным ценностям. Любовь к приобретению знаний.

2. Преобладание духовных ценностей над материальными.

3. Интерес к истории, уважение к культуре прошлого, историческая память.

4. Эстетическое чутье, чтобы увидеть красоту окружающей природы и развираться в произведениях искусства.

5. Умение понять характер и индивидуальность другого человека, оценить его по достоинству.

6. Умение войти в положение другого человека и помочь ему, если нужно, но незаметно.

7. Отсутствие грубости, равнодушия, злорадства, зависти.

8. Овладение этикетом, правилами поведения, навыками воспитанного человека.

Образованность и интеллектуальное развитие _ это естественное состояние человека, а невежество, неинтеллигентность - состояние ненормальное для человека.

 

Тема «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения»

1. Сущность социального контроля

2. Причины и разновидности девиантного поведения

Когда мы говорим о социальном прогрессе и рассматриваем развитие общества, то концентрируем внимание на изменениях, инновациях и создании нового. Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если оно, конечно, заслуживает быть сохраненным для потомства. Сегодняшнее поколение передаст потомкам не только элементы материальной культуры, но более важное - нравственные законы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна жизнедеятельность общества. Сохранить живую ткань социальных отношений помогает социальный контроль.

Социальный контроль - это особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Элементы социального контроля

1. Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и
ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

1)в зависимости от масштаба: а) нормы, существующие в малых группах;

б) нормы, существующие в больших группах или обществе в целом; 2)по строгости их соблюдения: а) нормы, за нарушение которых бывает мягкое наказание (насмешка, неловкое положение); б) нормы, за нарушение которых следуют жесткие санкции (штраф, тюремное заключение).

2. Санкции - средства поощрения и наказания, стимулирующие людей
соблюдать социальные нормы.

Четыре типа санкций: позитивные, негативные, формальные, формальные.

Формальные позитивные санкции: публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительственные награды, государственные премии, именные стипендии, ученые звания и степени, памятники, грамоты);

Неформальные позитивные санкции: публичное одобрение, исходящее от неофициальных организаций (дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских качеств);

Формальные негативные санкции: наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями (лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, отлучение от церкви);

4) Неформальные негативные санкции: наказания, не предусмотренные официальными инстанциями (порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ подать руку или поддерживать отношения, жалоба).

Социальные контроль выполняет по отношению к обществу две основные

функции: охранительную и стабилизирующую. Социальный контроль может быть формальный и неформальный, внешний и внутренний или самоконтроль.

Усвоение социальных норм - основа социализации. Соблюдение этих норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется девиантным поведением.

Девиантное поведение (от лат. уклонение) - это такое поведение того или иного социального субъекта, которое не соответствует или противоречит официально принятым или фактически установленным в данном сообществе нормам и влечет за собой определенную реакцию или санкцию.

Носителями девиантного поведения являются определенные лица, некоторые социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с существующими в обществе требованиями и нормами поведения (предатели, преступники, вандалы, циники, бродяги, террористы). На другом конце отклоняющегося поведения - группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники, политические лидеры, передовики.

Причины позитивно одобряемых отклонений

1. Повышенная интеллектуальность.

2. Особые склонности, уникальные качества на узких, специфических участках деятельности.

3. Сверхмотивация (семейная традиция, солнечная активность, компенсация за лишения и переживания детства и юности).

4. Личностные качества.

5. Счастливый случай.

Причины негативной девиации

1. Биологическая наследственность.

2. Психологические причины (психические отклонения).

3. Социально - экономические причины (разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения; существование различных форм социального неравенства; массовая безработица; противоречие интересов различных слоев и групп населения).

4. Социальная преемственность.

5. Субъективные причины.

Виды негативной девиации

1. Первичная и вторичная.

2. Индивидуальная и групповая.

3. Отклонения в различных сферах жизнедеятельности.

4. Противоправная и аморальная.

5. Деструктивная и асоциальная.

Девиантное поведение может выражаться в форме: а) поступка; б) деятельности, в) образа жизни.

Характерная черта девиантного поведения - культурный релятивизм, то есть относительность любых социальных норм. Все зависит от а) исторической эпохи, б) культуры общества, в) того, кто дает оценку поступку, г) субкультуры группы.

 

.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные типы общества | Учебное пособие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.