Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные технологии. Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия XX в

Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия XX в. в процессе становления информатики. Осо­бенностью информационных технологий является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а ору­диями труда — средства вычислительной техники и связи. Ин­формационная технология возникла именно потому, что информация стала рас­сматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами, причем произ­водство информации и ее верхнего уровня — знаний оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых про­мышленных технологий.

Потребность в передаче и обмене информацией человече­ство испытывало уже на ранних стадиях своего развития. По данным исследований Калифорнийского университета, объем информации, фиксируемый на различных носителях, превышает 1018 байт в год. Примерно 80% этой информации хранится в цифровой форме и 20% на бумаге. Для того чтобы представить, о каком объеме идет речь, достаточно привести такой пример: если всю записанную в 2000 году информацию распределить на всех жителей планеты, то на каждого человека пришлось бы по 320 Мбайт (страница текста записанного на компьютерном носителе занимает около 10 килобайт).

Интеграция достижений человечества в области средств связи, обработки, накопления и отображения информации спо­собствовала формированию информаци­онных технологий (ИТ).

Основу информационных технологий составляют:

• средства накопления больших объемов информа­ции на машинных носителях;

• создание различных средств связи;

• создание компьютера, особенно персонального, позволя­ющего по определенным алгоритмам обрабатывать и отобра­жать информацию, накапливать и генерировать знания.

Сам термин информация происходит от латинского слова informatio — разъяснение, осведомление, изложение. Информацию хранят в книгах, в ба­зах данных, на бумаге и машинных носителях. Передают ин­формацию устно и письменно, с помощью электрических сиг­налов и радиоволн. Получают с помощью органов чувств, электрических датчиков фото- и видеокамер. Отдельные данные и сообщения обрабатывают, преобра­зовывают, систематизируют, сортируют и получают новую информацию, или новые знания. В широком смысле информация — это сведения, знания, со­общения, являющиеся объектами хранения, преобразования, передачи и необходимые для решения поставленных задач. В философском смысле информация есть отражение реаль­ного мира; это сведения, которые один реальный объект со­держит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает.

При оценке информации различают такие ее аспекты, как синтаксический, семантический и прагматический.

Синтаксический аспект связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительс­ких качеств. На синтаксическом уровне рассматриваются фор­мы представления информации для ее передачи и хранения. Обычно информация, предназначенная для передачи, называ­ется сообщением. Сообщение может быть представлено в виде знаков и символов, преобразовано в электрическую форму, за­кодировано, т.е. представлено в виде определенной последова­тельности электрических сигналов. Характеристики процессов преобразования сообщения для его передачи определяют синтаксический аспект информации приее передаче. При хранении синтаксический аспект опреде­ляется другими формами представления информации, которые позволяют наилучшим образом осуществить поиск, запись, об­новление, изменение информации в информационной базе. Информацию, рассмотренную только относительно синтак­сического аспекта, часто называют данными.

Семантический аспект передает смысловое содержание ин­формации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией. Смысловые связи между словами или другими элементами язы­ка отражает тезаурус — словарь. Тезаурус состоит из двух час­тей: списка слов и устойчивых словосочетаний, сгруппиро­ванных по смыслу, и некоторого ключа, например алфавит­ного, позволяющего расположить слова в определенном по­рядке. При получении информации тезаурус может изменять­ся, и степень этого изменения характеризует воспринятое ко­личество информации.

Прагматический аспект определяет возможность достиже­ния поставленной цели с учетом полученной информации. Этот аспект отражает потребительские свойства информации. Если информация оказалась ценной, поведение ее потребите­ля меняется в нужном направлении. Проявляется прагмати­ческий аспект информации только при наличии единства ин­формации (объекта), потребителя и поставленной цели.

В настоящее время информатика приобрела многоаспект­ный характер. В ней соединены глобальность и конкретность применения, методы формализации и физической реализации.

Информатизация одна из наиболее яр­ких черт системы общественных отношений и все более привлекает всеобщее внимание. Существует довольно обширная литерату­ра по философским, социальным и экономиче­ским проблемам постиндустриального этапа развития человечества. При всем разнообразии конкретных черт рассматриваемого феномена, все едины в том мнении, что человечество вступило в новый этап развития цивилизации, в котором инфор­мация, знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей.

Информатизацияпревраще­ние информации в экономический ресурс пер­востепенного значения. Происходит это на базе компьютеризации и телекоммуникаций, обес­печивающих принципиально новые возмож­ности экономического развития, многократно­го роста производительности труда, решения социальных и экономических проблем, станов­ления нового типа экономических отношений, образовании.

Информационные ресурсы, взаимодействуя с техническими средствами обработки и передачи информации, по­родили новую отрасль экономики — индустрию информатики и оказывают революционизирую­щее воздействие на традиционные отрасли про­изводства — промышленность, транспорт, связь, торговлю, финансово-кредитную систему.

Динамика распределения трудовых ресур­сов по отраслям производства также свидетель­ствует о возрастающем значении информаци­онного сектора: удельный вес занятых в нем не­прерывно увеличивается. В начале 80-х годов в США доля занятых обработкой информации составляла 45% всех наемных работников. В 2000 г. этот показа­тель превосходил 70%.

К числу предприятий, специализирующихся на обработке информации, относятся различные исследовательские центры, институты научно-технической информации, консультативные фирмы, агентства, вычислительные центры и т.д. Производство на предприятиях информационного комплекса имеет ряд особенностей. В частности, предметами труда этой отрасли выступает первичная информация, средствами труда — всевозможные способы ее преобразования, хранения, передачи, а целью производства является удовлетворение информационных потребностей заказчика.

Производство вычислительной техники и средств связи, являясь материально-технической базой информатизации, представляет собой, во многих отношениях, уникальную отрасль. Ее специфика — невероятно высокие темпы развития (с точки зрения прогресса технологии и масштабов производства). Применение компьютерных технологий дает возможность значительно сократить время на техническую подготовку производства. Кон­структор может теперь разрабатывать новые изделия, машины, оборудование прямо на экра­не компьютера, не тратя времени и труд на по­строение материальных моделей. Системы авто­матизированного проектирования позволяют инженеру-конструктору создавать модели, рас­сматривать их в разных планах, увеличивать или уменьшать детали, делать сечения и прове­рять совместимость частей конструкции. Такая подготовка производства дает огромную эконо­мию времени, что помогает оперативно реагировать на изменение потребностей рынка, предлагая потребителю все новые виды про­дукции.

При моделировании информационного процесса и его фаз выделяют три уровня: концептуальный, определяющий содер­жание и структуру предметной области; логический, на кото­ром производится формализация модели, и физический, обес­печивающий способ реализации информационной модели в техническом устройстве. Трехуровневый подход может быть целесообразен и при изучении информатики. При таком подходе можно выде­лить следующие уровни информатики: физический, логичес­кий и прикладной (или пользовательский).

На физическом уровне информатика занимается аппаратно-программными средствами вычислительной техники и сред­ствами связи, которые как бы составляют ее фундамент и по­зволяют физически реализовывать ее логический и приклад­ной уровни.

На логическом уровне информатики изучается технология переработки информационного ресурса в целях получения но­вой информации на базе средств ВТ и связи, т. е. логический уровень - это информационная технология.

Наконец, третий, прикладной уровень информатики посвя­щен вопросам использования информационной технологии при создании и эксплуатации систем, в которых преобладаю­щими процессами являются информационные.

Коренные изменения затрагивают также систему управления. В отличие от вертикальной, строго иерархичной организа­ции управления предприятиями индустриаль­ной эпохи система управления фирмой инфор­мационного общества отличается разнообра­зием форм. Вертикальное разделение труда в уп­равлении сменяется горизонтальным, сетевой структурой, состоящей из специалистов, воору­женных компьютерной техникой.

Литература к лекции

1. Косарев В.П. Компьютерные системы и сети: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 1999.

2. Пещанская И. Экономика информационного общества. Российский экономический журнал. — 1997. — №10

3. Прохоров А. Рынок информационных технологий. — Компьютер Пресс. — Январь 2001

4. Ильина О.П. Информационные технологии бухгалтерского учета.- СПб.: Питер, 2001.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВВЕДЕНИЕ. Данное учебное пособие написано на основе опыта преподавания автором курса Информатика в Орловском государственном аграрном университете на | Персональный компьютер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.