КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Службы Интернет
Служба передачи файлов (FTP). Прием и передача файлов составляют значительный процент от прочих Интернет - услуг. Необходимость в передаче файлов возникает, например, при приеме файлов программ, при пересылке крупных документов, а также при передаче архивных файлов, в которых запакованы большие объемы информации. Служба FTP имеет свои серверы, на которых хранятся архивы данных. Со стороны клиента для работы с серверами FTP может быть установлено специальное программное обеспечение, хотя в большинстве случаев браузеры WWW обладают встроенными возможностями, реализующими простейшие операции протокола FTP, например загрузку файлов с сервера. Служба IRC (Internet Relay Chat) предназначена для прямого общения нескольких человек в режиме реального времени. Иногда службу IRC называют чат - конференциями или просто чатом. В отличие от системы телеконференций, в которой общение между участниками обсуждения темы открыто всему миру, в системе IRC общение происходит только в пределах одного канала, в работе которого принимают участие обычно лишь несколько человек. Каждый пользователь может создать собственный канал и пригласить в него участников «беседы» или присоединиться к одному из открытых в данный момент каналов. Служба ICQ предназначена для поиска сетевого IP-адреса человека, подключенного в данный момент к Интернету. Необходимость в подобной услуге связана с тем, что большинство пользователей не имеют постоянного IP-адреса. Название службы является акронимом выражения I seek you — я тебя ищу. Для пользования этой службой надо зарегистрироваться на ее центральном сервере (http://www.icq.com) и получить персональный идентификационный номер UIN (Universal Internet Number). Данный номер можно сообщить партнерам по контактам, и тогда служба ICQ приобретает характер Интернет - пейджера. Зная номер UIN партнера, но не зная его текущий IР- адрес, можно через центральный сервер службы отправить ему сообщение с предложением установить соединение. Подключенный к Интернету, должен иметь четырехзначный IP - адрес. Этот адрес может быть постоянным или динамическим (временным). Те компьютеры, которые включены в Интернет на постоянной основе, имеют постоянные IP-адреса. Большинство же пользователей подключаются к Интернету лишь на время сеанса. Им выдается динамический IP-адрес, действующий только в течение данного сеанса. Этот адрес выдает тот сервер, через который происходит подключение. При каждом подключении к Интернету программа ICQ, установленная на нашем компьютере, определяет текущий IP-адрес и сообщает его центральной службе, которая, в свою очередь, оповещает наших партнеров по контактам. Основные понятия WWW Гипертекстовые документы и страницы. Большинство документов, доступных на серверах Интернета, имеют гипертекстовый формат. Службу Интернета, управляющую передачей таких документов, называют World Wide Web (Web, WWW). Этим же термином, или средой WWW, называют обширную совокупность Web-документов, между которыми существуют гипертекстовые связи. Как правило, документы WWW хранятся на постоянно подключенных к Интернету компьютерах — Web-серверах. Обычно на Web-сервере размещают не отдельный документ, а группу взаимосвязанных документов. Такая группа представляет собой Web-узел (жаргонный термин — Web-сайт). Размещение подготовленных материалов на Web-узле называется Web-изданием или Web-публикацией. Web-каналы. Обычный Web-узел выдает информацию (запрошенный документ) только в ответ на обращение клиента. Чтобы следить за обновлением опубликованных материалов, пользователь вынужден регулярно обращаться к данному узлу. Современная модель Web-узла позволяет автоматически в заданное время передать обновленную информацию на компьютер зарегистрированного клиента. Такие Web-узлы, способные самостоятельно инициировать поставку информации, называют каналами. Web-страница. Отдельный документ World Wide Web называют Web-страницей. Обычно это комбинированный документ, который может содержать текст, графические иллюстрации, мультимедийные и другие вставные объекты. Для создания Web-страниц используется язык HTML (Hypertext Markup Language — язык разметки гипертекста), который при помощи вставленных в документ тегов описывает логическую структуру документа, управляет форматированием текста и размещением вставных объектов. Гиперссылки. Отличительной особенностью среды World Wide Web является наличие средств перехода от одного документа к другому, тематически с ним связанному, без явного указания адреса. Связь между документами осуществляется при помощи гипертекстовых ссылок (или просто гиперссылок). Гиперссылка — это выделенный фрагмент документа (текст или иллюстрация), с которым ассоциирован адрес другого Web-документа. При использовании гиперссылки (обычно для этого требуется навести на нее указатель мыши и один раз щелкнуть) происходит переход по гиперссылке — открытие Web-страницы, на которую указывает ссылка. Механизм гиперссылок позволяет организовать тематическое путешествие по World Wide Web без использования (и даже знания) адресов конкретных страниц. Функции Интернет. Интернет имеет три функции: коммуникационную, информационную и управленческую. Разные службы могут обеспечивать разные функции. Хотя в рамках службы World Wide Web есть сервисы, исполняющие коммуникационные и управленческие функции, основное назначение этой службы — информационное. Когда нам нужно разыскать какие-то сведения, мы обращаемся за данными в первую очередь в информационное пространство Web. Поисковые каталоги и указатели. Пространство World Wide Web отличается гигантскими размерами. Найти среди них именно то, что нужно, — это не простая задача. Разумеется, можно пользоваться адресами URL, опубликованными в средствах массовой информации, но службе WWW совершенно необходимы свои поисковые сервисы, и они существуют. Поисковая система представляет собой специализированный Web-узел. Пользователь сообщает поисковой системе данные о содержании искомой Web-страницы, а система выдает ему список гиперссылок на страницы, соответствующие запросу. Существует несколько моделей, на которых основана работа поисковых систем, но исторически две модели приобрели наибольшую популярность — это поисковые каталоги и поисковые указатели. Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Обратившись к поисковому каталогу, мы находим на его основной странице сокращенный список крупных тематических категорий, например таких, как поисковом каталоге Yahoo! Каждая запись в списке категорий — это гиперссылка. Щелчок на ней открывает следующую страницу поискового каталога, на котором данная тема представлена подробнее, например по предметам: Предпринимательское право, Защита прав потребителей, Экономические показатели и индикаторы рынка, Реклама и маркетинг, Электронная коммерция и мн. др. Щелчок на названии темы (например Электронная коммерция) открывает страницу со списком разделов (Электронные платежные системы, Интернет - магазины, Налогообложение предприятий электронной коммерции, Программное обеспечение и т.д.). Продолжая погружение в тему, можно дойти до списка конкретных Web-страниц и выбрать себе тот ресурс, который лучше подходит для решения задачи. Количество поисковых каталогов в мире сравнительно невелико. Это связано с высокой трудоемкостью их содержания и обслуживания, а также с недостатком квалифицированных кадров редакторов. Основной проблемой поисковых каталогов является чрезвычайно низкий коэффициент охвата ресурсов WWW. Чтобы многократно увеличить коэффициент охвата ресурсов Web, из процесса наполнения базы данных поисковой системы необходимо исключить человеческий фактор — работа должна быть автоматизирована. Разумеется, при этом значительно падает качество ссылок, предоставляемых системой по результатам поиска, но одновременно увеличивается их количество. Автоматическую каталогизацию Web-ресурсов и удовлетворение запросов клиентов выполняют так называемые поисковые указатели. Принцип работы поискового указателя заключается в поиске Web-ресурсов по ключевым словам. Пользователь описывает искомый ресурс с помощью ключевых слов, после чего дает задание на поиск. Поисковая система анализирует данные, хранящиеся в своей базе, и выдает список Web-страниц, соответствующих запросу. Разные поисковые указатели могут использовать разные информационные технологии для обработки запросов пользователей. Чтобы эффективно выполнять поиск информации в WWW, надо представлять достоинства и недостатки каждой из систем и хотя бы в общих чертах понимать принципы их работы. Этапы работы поискового указателя. Работу поискового указателя можно условно разделить на три этапа. Из них два этапа являются подготовительными — они незаметны для клиента, и лишь на третьем этапе происходит взаимодействие с пользователем, но от каждого из этапов зависят функциональные свойства поисковой системы и эффективность работы с ней. Сбор первичной базы данных. На первом этапе поисковая система занимается сканированием информационного пространства World Wide Web. Для этого используют специальные агентские программы — черви. Черви поисковых систем совершенно безобидны для серверов и клиентов WWW. Их задача состоит только в том, чтобы автоматически разыскивать в Сети Web-ресурсы, следуя по гиперссылкам, и, убедившись, что этот ресурс системе еще не известен, копировать его в свою базу данных. Так же происходит и обновление ранее принятых документов, но измененных за время после предыдущего копирования. От эффективности работы поискового червя во многом зависит содержательная часть поискового указателя. Каждая система использует собственную поисковую программу и хранит в тайне алгоритм ее работы от конкурентов. Индексация базы данных. Собранная база данных сетевых Web-ресурсов — это хорошая, но не достаточная основа для функционирования поисковой системы. С ее помощью можно обслуживать запросы клиентов, но нельзя делать это быстро. Поиск ключевых слов, введенных пользователем, в обширной базе — это весьма продолжительная операция. Нежелательно задерживать клиента более чем на доли секунды, поэтому собранные базы данных проходят предварительную обработку, называемую индексацией. На этапе индексации создаются специализированные документы — поисковые указатели. Нередко в конце книг приводится предметный указатель, с помощью которого можно по термину быстро найти страницу книги, на которой этот термин раскрывается. Аналогично устроены и поисковые указатели. Простейший тип поискового указателя называется обратным файлом. Это просто словарь, в который входят все слова, встреченные при просмотре Web-ресурсов. Против каждого слова приводится список ссылок, указывающих на местоположение соответствующих ресурсов в базе данных. Результирующий список. Это третий этап работы, в ходе которого осуществляется взаимодействие с пользователем. На этом этапе создается список ссылок, который будет передан пользователю в качестве результирующего. Рафинирование результирующего списка заключается в фильтрации и ранжировании результатов поиска. Под фильтрацией понимается отсев ссылок, которые выдавать пользователю нецелесообразно. Прежде всего проверяется наличие дубликатов. Если система в одном списке выдает множество ссылок, ведущих к одному и тому же Web-ресурсу, это говорит о том, что ее средства добросовестно отработали два первых этапа, но ничего не сделали на третьем этапе. Ранжирование заключается в создании специального порядка представления результирующего списка, при котором наиболее «полезные» (с точки зрения поисковой системы) ссылки приводятся в вершине списка, а наименее полезные — в его конце. Понимание критерия «полезности» для клиента той или иной ссылки может быть самым разнообразным. Именно поэтому разные поисковые системы, даже работающие с одинаковыми базами ресурсов, выдают разные результаты поиска. Интеллектуальные системы могут проверять также наличие сопутствующих слов. Так, например, по результатам анализа содержимого множества Web-страниц, выполненного еще на этапе индексации, может быть установлено, что словам электронная коммерция очень часто сопутствуют слова цифровая подпись и платежные системы. Поисковые системы реального времени. Это новое направление в технологиях поиска информации мы рассмотрим на примере поисковой службы Alexa (www.alexa.com). Для работы с этой службой пользователь должен подключиться к ее центральному серверу, получить оттуда и установить на своем компьютере клиентскую программу. Эта программа подключается к браузеру и работает как дополнительная панель в окне Microsoft Internet Explorer или Netscape Navigator. При каждом запуске браузера клиентская программа устанавливает соединение со своим центральным сервером и далее работает с ним в паре. Она передает серверу копии всех Web-страниц, которые посещает пользователь, то есть выполняет те же функции, что и автоматический червь, копирующий Web-ресурсы на сервер традиционной поисковой системы. Однако при этом есть два существенных различия: 1) в ходе навигации сервер получает копии не всех Web-ресурсов, а только тех, что заинтересовали кого-то из его клиентов; 2) когда поставкой Web-ресурсов занимаются несколько миллионов постоянных клиентов, то индексация Web-пространства происходит намного быстрее. Электронная почта — одна из наиболее ранних сетевых служб. Ее первоначальное назначение состояло в доставке коротких текстовых сообщений от отправителя к адресату через цепочку промежуточных почтовых серверов. Сегодня средства электронной почты доставляют не только текстовые сообщения, но и произвольные файлы данных, а также сообщения с элементами форматирования, графикой, звукозаписью и другими мультимедийными компонентами. Существуют также средства, позволяющие создавать, редактировать, отправлять, принимать и воспроизводить голосовые и видеосообщения. Для работы с электронной почтой пользователь должен выполнить следующие действия: 1. Зарегистрироваться на одном из серверов электронной почты. Регистрация называется получением учетной записи. Обычно их получают у той организации, которая и предоставляет общий доступ в Интернет, то есть у сервис-провайдера. 2. Установить на своем компьютере программу — клиента электронной почты. 3. После настройки клиентского программного обеспечения пользователь может создать с его помощью сообщение, ввести адрес электронной почты получателя и дать команду отправки. 4. В момент подключения к своему «почтовому ящику» адресат может получить: • оповещение о наличии почтовых сообщений; • служебную информацию, взятую из полей заголовка сообщения (имя отправителя, дату отправления, размер и тему сообщения и т.п.); • полный текст сообщения. Структура сообщений электронной почты. В работе с электронной почтой исторически не принято рассматривать каждое отдельное сообщение («письмо») как самостоятельный документ и представлять его отдельным файлом. В этом смысле «почтовый ящик» представляет собой удаленную базу данных, а сообщения, принятые на компьютер, образуют локальную базу данных. Итак, каждое сообщение — это отдельная запись базы данных. Как любая запись, оно имеет поля. С содержимым отдельных полей можно работать порознь, независимо от прочего содержимого. Эта особенность сообщений электронной почты весьма активно используется. Заголовок сообщения. В самом простом понимании сообщение электронной почты состоит из двух больших разделов: заголовка сообщения и «тела» сообщения. Заголовок имеет поля: Кому (имя адресата); Копия (здесь приводятся имена адресатов, которым адресована копия данного письма); Тема (здесь кратко приводится тема сообщения). Среди полей заголовка имеется поле даты, а также поле, в которое заносится информация о наличии в сообщении вложенных файлов. Механизм почтовых вложений позволяет пересылать вместе с текстовыми сообщениями документы нетекстовой природы, например мультимедийные, архивные, программные и другие файлы. Основной раздел сообщения. В основном разделе, называемом также «телом» сообщения, содержится основной содержательный текст. Условно в нем можно выделить такие компоненты, как обращение и подпись. Адресная книга — это удобное средство для работы с адресами электронной почты. Это средство управления базой данных, обычно встроенное в почтовую программу, которое позволяет вести учет контактов. Контактами называются записи адресной книги, соответствующие регулярным корреспондентам и содержащие данные о людях и их адресах электронной почты. Стандартными функциями работы с адресной книгой являются: • автоматизированное создание контакта на основании данных, взятых из полей заголовка поступившего сообщения; • автоматизированное создание шаблона нового сообщения после выбора нужного контакта; • упорядочение списка контактов путем группировки и сортировки. Фильтрация сообщений. Анализ полей заголовков может выполняться автоматически с помощью программных фильтров. Так, например, почтовые клиенты, обладающие средствами фильтрации, позволяют выполнять автоматическое удаление нежелательных сообщений — в этом случае адресат их даже никогда не увидит, а отправитель не получит уведомления о том, что его сообщение получено и прочитано. Фильтрацию используют для борьбы с негативным явлением, которое называется спамом. Спам — это рассылка незатребованной корреспонденции. Существуют разные подходы к квалификации спама. В частности, первое обращение, как правило, спамом не считается — это нередко используют рекламные службы электронной торговли, но немотивированные повторные обращения уже являются нарушением правил пользования электронной почты и могут быть обжалованы. Безопасность электронной почты. С точки зрения безопасности, при работе с электронной почтой выделяют следующие угрозы и уязвимости: • утечка конфиденциальной информации; • отказ в обслуживании; • заражение компьютерным вирусом; • проникновение на компьютер активного содержимого. Во избежание утечки конфиденциальной информации в почтовом обмене используют методы симметричной и несимметричной криптографии. Угроза, называемая «отказом в обслуживании», связана с целенаправленным выведением из строя почтового сервера адресата, например в результате переполнения поступающими сообщениями. В качестве меры противодействия, во-первых, используют почтовые клиенты, способные анализировать поступающие сообщения на сервере, без загрузки их на компьютер пользователя. Во-вторых, во избежание переполнения «почтового ящика» не следует широко публиковать свой адрес электронной почты. В крайнем случае, если адрес опубликовать необходимо, открывают учетную запись в одной из бесплатных служб Web-Mail и используют ее в качестве временной. При отправке своего адреса в Сеть, следует иметь в виду, что существуют автоматические программные средства, занимающиеся просмотром файлов любых типов в поисках имеющихся в них адресов E-Mail. Литература к лекции 1. Симонович С.В. Информатика для юристов и экономистов. — СПб: Питер, 2001 2. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. — СПб: Питер, 2000 3. Косарев В.П. Компьютерные системы и сети: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 1999 4. Елманова Н. Обучение информационным технологиям: некоторые полезные ресурсы Сети. — Компьютер Пресс. — Август 2001 5. Кошелев А. Интернет-почта сегодняшнего дня. — Компьютер пресс. — Июль 2001 6. Татарников О. Тенденции развития Интернет - контента. — Компьютер Пресс. — Январь 2001
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |