КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономико-математическая постановка задач массового обслуживания
Классификация СМО Наиболее распространенные в практике типы СМО представлены в виде классификационной структуры на рисунке 5.2.
Рисунок 5.2 - Классификационная структура СМО
Системы массового обслуживания (СМО) классифицируются по разным признакам. По числу каналов обслуживания (n) СМО разделяются на одноканальные (n = 1) и многоканальные (n > 2). К одноканальным СМО в торговле можно отнести практически любой вариант локального обслуживания, например выполняемый одним продавцом, товароведом, экономистом, торговым аппаратом. В зависимости от взаимного расположения каналов системы подразделяются на СМО с параллельными и с последовательными каналами. В СМО с параллельными каналами входной поток заявок на обслуживание является общим, и поэтому заявки в очереди могут обслуживаться любым свободным каналом. В таких СМО очередь на обслуживание можно рассматривать как общую. В многоканальной СМО с последовательным расположением каналов каждый канал может рассматриваться как отдельная одноканальная СМО, или фаза обслуживания. Очевидно, выходной поток обслуженных заявок одной СМО является входным потоком для последующей СМО. В зависимости от характеристик каналов обслуживания многоканальные СМО подразделяются на СМО с однородными и неоднородными каналами. Отличие состоит в том, что в СМО с однородными каналами заявка может обслуживаться любым свободным каналом, а в СМО с неоднородными каналами отдельные заявки обслуживаются только специально для этой цели предназначенными каналами, например кассы для оплаты одного-двух предметов в универсаме. В зависимости от возможности образования очереди СМО подразделяются на два основных типа: СМО с отказами обслуживания и СМО с ожиданием (очередью) обслуживания. В СМО с отказами возможен отказ в обслуживании, если все каналы уже заняты обслуживанием, а образовывать очередь и ожидать обслуживания нельзя. Примером такой СМО является стол заказов в магазине, в котором прием заказов осуществляется по телефону. В СМО с ожиданием, если заявка находит все каналы обслуживания занятым, то она ожидает, пока не освободится хотя бы один из каналов. СМО с ожиданием подразделяются на СМО с неограниченным ожиданием или с неограниченной очередью lоч и временем ожидания Точ и СМО с ограниченным ожиданием, в которых накладываются ограничения или на максимально возможную длину очереди (max lоч = m), или на максимально возможное время пребывания заявки в очереди (max Точ = Тогр), или на время работы системы. В зависимости от организации потока заявок СМО подразделяются на разомкнутые и замкнутые. В разомкнутых СМО выходной поток обслуженных заявок не связан с входным потоком заявок на обслуживание. В замкнутых СМО обслуженные заявки после некоторой временной задержки Тз снова поступают на вход СМО и источник заявок входит в состав СМО. В замкнутой СМО циркулирует одно и то же конечное число потенциальных заявок, например, посуда в столовой — через торговый зал, мойку и раздачу. Пока потенциальная заявка циркулирует и не преобразовалась на входе СМО в заявку на обслуживание, считается, что она находится в линии задержки. Типовые варианты СМО определяются также и установленной дисциплиной очереди, которая зависит от преимущества в обслуживании, т. е. приоритета. Приоритет отбора заявок на обслуживание может быть следующий: первый пришел — первый обслужен; последний пришел — первый обслужен; случайный отбор. Для СМО с ожиданием и обслуживанием по приоритету возможны следующие виды: абсолютный приоритет, например для сотрудников контрольно-ревизионного управления, министра; относительный приоритет, например для директора торга на подведомственных ему предприятиях; специальные правила приоритета, когда обслуживание заявок оговорено в соответствующих документах. Существуют и другие типы СМО: с поступлением групповых заявок, с каналами разной производительности, со смешанным потоком заявок. Совокупности СМО разных типов, объединенные последовательно и параллельно, образуют более сложные структуры СМО: секции, отделы магазина, универсама, торговой организации и т. п. Такое моделирование позволяет выявить существенные связи в торговле, применить методы и модели теории массового обслуживания для их описания, оценить эффективность обслуживания и разработать рекомендации по его совершенствованию.
Правильная экономико-математическая постановка задачи в значительной степени определяет эффективность рекомендаций по совершенствованию массового обслуживания в торговле, в сфере услуг и т.д. В связи с этим необходимо наблюдать за обслуживанием, выявлять существенные связи проблемы, формировать цели и определять экономические критерии оценки работы СМО. В качестве общего, интегрального критерия могут выступать затраты, с одной стороны, СМО как обслуживающей системы, а с другой — заявок, которые могут иметь разную базу. Например, для товаров, поступающих в торговую сеть, этот критерий связан со временем и скоростью их обращения и интенсивностью поступления денежных средств в банк. Рассмотрим моделирование СМО в торговле. Оно должно включать анализ затрат времени в процессе обслуживания, например продавцов или населения в актах продажи-покупки товаров. Затем с помощью соответствующих методов и приемов необходимо строить модели связи с другими показателями СМО торговли. Например, особенностью показателей для СМО с отказами является то, что время ожидания заявок в очереди Точ = 0. Поскольку в этом случае существование очереди невозможно, то lоч = 0 и, следовательно, вероятность ее образования роч = 0. По числу заявок k определяются режим работы системы, ее состояние: при k = 0 — простой каналов, при 1<k<n — обслуживание заявок, при k>n — обслуживание и отказ. Показателями таких СМО являются: вероятность отказа в обслуживании ротк, вероятность обслуживания робс, среднее время простоя канала Tпp, среднее число соответственно занятых и свободных каналов Nз и Nсв, среднее время обслуживания Тобс, абсолютная пропускная способность А. Для СМО с неограниченным ожиданием характерно, что вероятность обслуживания заявки робс = 1, поскольку длина очереди и время ожидания начала обслуживания не ограничены, т. е. формально и . В таких системах возможны следующие режимы работы: при k = 0 наблюдается простой каналов обслуживания, при 1<k<n — обслуживание и при k>n — обслуживание и очередь. Показателями эффективности таких СМО являются: среднее число заявок в очереди lоч, среднее число заявок в системе Nсист, среднее время пребывания заявки в системе Tсис, абсолютная пропускная способность А. В СМО с ожиданием с ограничением на длину очереди mах lоч = m; если число заявок в системе k = 0, то наблюдается простой каналов. При 1<k<n — обслуживание, при n<k<n+m — обслуживание и очередь и при k > n+m — обслуживание, очередь и отказ в обслуживании. Показателями эффективности таких СМО являются вероятность отказа в обслуживании ротк, вероятность обслуживания робс, среднее число заявок в очереди lоч, среднее число заявок в системе Nсист, среднее время пребывания заявки в системе Tсис, абсолютная пропускная способность А. В процессе постановки задачи необходимо раскрыть взаимосвязи показателей эффективности СМО, которые по своей базовой принадлежности можно разделить на две группы, которые образуют две совокупности. Первая группа показателей связана с издержками обращения торговли Сио, которые определяются числом занятых обслуживанием каналов, затратами на содержание СМО, интенсивностью обслуживания, степенью загрузки каналов, эффективностью их использования, пропускной способностью СМО и т.п. Вторая группа показателей определяется издержками собственно заявок Сиз, поступающих на обслуживание, которые образуют входящий поток и связаны с такими показателями, как длина очереди, время ожидания обслуживания, вероятность отказа в обслуживании, время пребывания заявки в СМО и др. Обобщенным показателем эффективности СМО, включающим требования и возможности обеих групп, может быть критерий экономической эффективности, включающий как издержки обращения Сио, так и издержки заявок Сиз, которые будут иметь оптимальное значение при минимуме общих затрат С. На этом основании целевую функцию задачи можно записать так: С = (Сио + Сиз) → min. Поскольку издержки обращения включают затраты, связанные с эксплуатацией СМО (Сэкс) и простоем каналов обслуживания (Спр), а издержки заявок включают потери, связанные с уходом необслуженных заявок (Снз) и с пребыванием в очереди (Соч), то целевую функцию можно переписать с учетом общих показателей таким образом:
. (5.9)
В зависимости от поставленной задачи управляемыми показателями могут быть: количество каналов обслуживания, организация каналов обслуживания (параллельно, последовательно, смешанным образом), дисциплина очереди, приоритет в обслуживании заявок, взаимопомощь между каналами и др. Часть показателей в задаче фигурирует в качестве неуправляемых, они обычно являются исходными данными. Следует заметить, что в качестве критерия эффективности в целевой функции может быть товарооборот торгового предприятия или, например, рентабельность. Тогда, очевидно, оптимальные значения управляемых показателей СМО находятся уже при их максимальном значении и необходимо соответствующим образом провести преобразования целевой функции. После построения целевой функции необходимо определить условия решения задачи, т. е. найти ограничения, установить исходные значения показателей, выделить неуправляемые показатели и построить или подобрать совокупность моделей взаимосвязи всех показателей для анализируемого типа СМО, чтобы в конечном итоге найти оптимальные значения управляемых показателей, например, количество продавцов, кассиров, грузчиков, фасовщиков, объемы складских помещений, размещение товаров в торговом зале и др.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |