КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и производство отдельных следственных действий при расследовании преступлений, совершенных на водном транспорте
Проблемы сбора и закрепления доказательств о фактах хищения на объектах морского транспорта, совершенных путем присвоения, растраты или мошенничества, заключаются в том, что все они совершаются в значительной удаленности от мест дислокации органов внутренних дел: в местах промысла морепродуктов или в иностранных портах, это вызывает трудности непосредственного обнаружения похищенного и задержания с поличным. Расследование хищений на водном транспорте имеет специфические особенности. К ним относятся: а) значительная протяженность водных путей и удаленность места преступления; б) особенности технологического процесса отражаются во взаимоотношениях участников перевозки и в документальном оформлении грузовых операций на водном транспорте; в) концентрация больших людских потоков на объектах водного транспорта; г) особенности техногенной среды заключаются в круглосуточном цикле работы транспортных предприятий, в непрерывности и интенсивности движения транспортных средств, в сосредоточении на объектах водного транспорта значительного количества материальных ценностей, в интенсивности движения судов; д) расследование хищений грузов характеризуется определенными технологией хранения, обработки и перевозки различных грузов, их правовой регламентацией и оформлением технической документации таких перевозок; ж) расследование хищений личного имущества пассажиров определяется спецификой их перевозочного процесса, а также состоянием психологической и социальной среды и др. На первоначальном этапе расследования хищений необходимо изучить нормативные акты, регламентирующие порядок перевозки грузов на водном транспорте, а также положения о структурных подразделениях торговых портов, издаваемых пароходствами. Особое внимание следует обращать на специфику документооборота при перевозке грузов и пассажиров; функциональные обязанности подразделений торговых портов, связанных с погрузкой, разгрузкой, обработкой, хранением и перевозкой грузов. При проверке признаков, свидетельствующих о фактах хищения, необходимо собрать данные о том, что виновный совершил правонарушение с использованием своего служебного положения, оно совершено организованной группой и причиненный ущерб является крупным; провести осмотр и изъятие документов бухгалтерского учета, опросить работников судна и др., назначить ревизии, получить необходимые консультации специалистов о свойства похищенного имущества, о взаимосвязи технологических процессов; в случае хищений водных биоресурсов установить противоправность их добычи. В роли организаторов хищений обычно выступают руководители рыбохозяйственных подразделений, капитаны рыбопромысловых судов, их заместители. Источниками доказательства их вины могут являться копии квитанций о получении наличных денег за сданную продукцию, акты ведомственной ревизии финансово-хозяйственной деятельности судна, которые могут содержать информацию о нарушениях. При документировании фактов хищений установлению подлежат следующие обстоятельства: что способствовало образованию излишков, за какой период времени они образовались, какие приемы их сокрытия применялись, как распределялись деньги, полученные преступным путем и т. д. Также необходимо установить и опросить лиц, ответственных за прием товарно-материальных ценностей, контроль качества морепродукции, разгрузку и выписку грузовых квитанций, рыбаков, грузчиков и другого персонала. Особым видом хищений имущества и денежных средств, совершаемых в сфере морского транспорта, является мошенничество (ст. 159 УК РФ). Мошенничество отличается от иных форм хищения тем, что потерпевший добровольно передает имущество или право на него преступнику, хотя эта добровольность носит условный характер, так как возникает под воздействием обмана или на основании доверия. Субъективная сторона мошенничества на объектах морского транспорта, как и мошенничества в любой другой отрасли, характеризуется прямым, заранее возникшим умыслом. Необходимо установление корыстной цели, поскольку мошенничество является одной из форм хищения. В раскрытии преступлений, квалифицируемых мошенничеством на объектах морского транспорта, существует ряд особенностей, связанных с отсутствием на месте преступления следов, характерных для других составов, поскольку обнаружение преступления происходит в подавляющем большинстве случаев через достаточно длительный промежуток времени. Это отражается и на специфике проводимых оперативно-розыскных мероприятий. При непосредственном установлении признаков правонарушений работниками правоохранительных органов проводятся различные мероприятия по проверке сведений, указывающих на вероятность правонарушения. Обязательной проверке во всех случаях подлежат следующие обстоятельства: подлинность поступивших в таможню документов (лицензия и пр.), принадлежность их именно данной организации и к конкретному грузу, правильность оформления (отсутствие признаков исправлений, подделки и т. п., соответствие реквизитов документа стандартам и образцам, взаимное соответствие сведений по одним и тем же позициям в разных документах); соответствие предъявляемым требованиям вида сделки и контракта по данной экспортно-импортной операции в целом и по отдельным позициям (например, избранный порядок расчетов, цены и т. п.); принадлежность и другие данные о предметах, предназначенных к перемещению; отсутствие нарушений по оформлению операций, связанных с международными перевозками грузов (наличие, комплектность, подлинность и достоверность товаросопроводительных, товарно-транспортных и других документов, правильность их оформления согласно установленным требованиям; соблюдение организацией требований по вопросам избрания и согласования с таможенными органами порядка декларирования и предъявления для контроля грузов (свидетельство о признании декларантом, договор с организацией декларантом и т. п. вопросы). Для выявления нарушений необходимо обеспечить тщательную поверку наличия всех документов и их подлинность, других важных обстоятельств, касающихся организации, сделки, характера груза, документов о полномочиях на их декларирование; проверить соответствие сведений, указанных в документах, фактическим данным и результатам контроля (внешний осмотр груза и пр.). Объектами пристальной проверки должны выступать все виды документации и грузовые таможенные декларации (ГТД), подвергнутые перекрестному сопоставлению содержащихся в них данных (ГТД, лицензия, контракт, регистрационные документы, финансовые, товаросопроводительные, товарно-транспортные и другие документы). При проведении работы необходимо с момента обнаружения признаков преступления обеспечить участие в сборе доказательств и фиксации следов преступления не только работников ОВД, но и таможни. Выемка. Если по факту недостачи груза проводилась служебная проверка, необходимо ознакомиться с содержанием указанных материалов, определить полноту отраженных в них обстоятельств, а в случае необходимости произвести выемку: 1. Перевозочных документов: а) при морских перевозках (коносамента, погрузочного ордера, приемо-сдаточной ведомости, расходного ордера и др.); б) при речных перевозках (накладную, дорожную ведомость, сдаточную ведомость, акт погрузки - разгрузки судна и др.). 2. Тальманских накладных, сменно-тальманских ведомостей и иных документов, при изучении которых можно получить сведения о бригадах докеров, грузчиков, производивших погрузку - разгрузку, номерах автотранспортных средств, доставлявших груз на склад или судно и т.д. 3. Расходных ордеров, по которым водители автомашин вывозили груз с территории порта. 4. Складских документов. 5. Актов, в которых фиксируется недостача, порча или повреждение груза, а также в которых указываются причины недостачи, порчи. Осмотр места происшествия. Согласно ч. 2 ст.176 УПК РФ осмотр места происшествия, в случаях, не терпящих отлагательства, проводится до возбуждения уголовного дела. При этом результаты указанного следственного действия могут стать основанием к принятию решения о его возбуждении. Специфичность грузового порта, судна, акватории порта, складов, причалов и иных участков порта требует использования профессиональных знаний для получения доказательственной информации. Неоценимую помощь в этом может оказать специалист, который содействует обнаружению и изъятию вещественных доказательств. Получив сообщение о происшествии, следует, как можно подробнее выяснить его время и место, тип судна, число пассажиров и членов экипажа, кто пострадал и что происходит в данный момент на месте происшествия. Исходя из полученной информации, оперативно решить вопросы: -о количестве следователей, судебно-медицинских экспертов, других специалистов, необходимых для осмотра; -о количестве и виде транспорта, которым участники осмотра будут доставлены на место происшествия; -о получении карты местности и т.д. Перед выездом на место должны быть проверены и приведены в готовность технико-криминалистические средства: поисковые приборы, включая, различные металлоискатели, средства поиска и изъятия следов, аудио- и видеоаппаратура, фотопринадлежности и др. По прибытии на место происшествия необходимо: а) убедиться в том, что приняты все необходимые меры по ликвидации последствий аварии (помощь пострадавшим, тушение пожара и т.д.), и при необходимости организовать помощь пассажирам и членам экипажа; б) проверить, организована ли охрана места происшествия; в) принять меры к удалению посторонних лиц; г) принять меры к установлению очевидцев данного происшествия; д) принять срочные меры к сохранности средств объективного контроля. Осмотр судна. Водные транспортные средства классифицируют по назначению: грузовые (сухогрузные углевозы, лесовозы, рефрижераторы, контейнеровозы, зерновозы и др.); наливные (газовозы, нефте- и нефтепродуктовозы, спиртовозы и др.); пассажирские (местного сообщения, круизные, прогулочные); промысловые (рыболовные, китобойные, краболовные и др.). При осмотре этих судов максимум внимания следует уделять поиску криминалистически значимых следов на палубе судна, запорных устройствах, люках, трюмах, грузах с их упаковкой, пломбах. Как источники информации следы позволяют устанавливать механизм совершенного преступления. Целесообразно составлять схематические планы осмотренных участков на основании соответствующих фрагментов плана порта и схемы трюма, используя грузовой план судна и штивки (размещение груза в трюме). При осмотре складских помещений специалист обращает внимание следователя на обстоятельства, связанные с возможной порчей, повреждением или утратой груза вследствие неблагоприятных условий хранения, неправильной упаковки, пакетированием, креплением при перевозке, а также в связи с нарушением технологии погрузочных работ. Предметом хищений на объектах водного транспорта обычно бывают материальные ценности, связанные с хозяйственной деятельностью (черный, цветной металл; нефтепродукты; ГСМ; продовольственные товары и др.). При осмотре каждого из них необходимо учитывать их специфику. Предметом хищений в рыбных портах, на промысловых судах и рыбоперерабатывающих предприятиях являются рыба-сырец, икра, рыбные полуфабрикаты и готовые рыбопродукты, а также денежные средства и т.д. При этом важно ознакомиться с особенностями правовой регламентации и организацией работы рыбопромыслового судна, включающей в себя: порядок лова рыбы – сырца, доставки ее с промысла в рыбный порт или на приемные пункты рыбообрабатывающего предприятия, технологию изготовления рыбной продукции различных видов, порядок транспортировки, хранения, сбыта покупателям и т.д. Вместе с тем, необходимо осмотреть документы бухгалтерского учета и отчетности, назначить ревизии, получить консультации специалистов о свойствах рыбного сырья, о взаимосвязи технологических процессов, провести неотложные следственные действия (выемку, обыск, осмотр документов, транспортных средств и др.). Для вывоза похищенного с территории порта, как правило, используется автотранспорт. В связи с этим устанавливаются данные водителей, марки автомашин, их государственные номера. При обнаружении автотранспорта, последний должен быть осмотрен на предмет наличия следов похищенного. Допрос.Круг вопросов, которые выясняются у подозреваемых, во многом зависит от того, при каких обстоятельствах он был задержан: с поличным на месте преступления или в ином месте; сразу или спустя какое-то время; один или в группе и т.д. В случае дачи подозреваемым признательных показаний выясняется следующее: когда возник умысел на совершение преступления, какие подготовительные действия были осуществлены, каким способом совершено преступление, что похищено и т.д. Необходимо также установить свидетелей совершения или обнаружения хищения; лиц, причастных к погрузочно-разгрузочным работам или перевозке груза и допросить их. Особое внимание при этом следует уделять допросу в качестве свидетелей материально ответственных лиц (приемосдатчиков, тальманов, стивидоров, помощников капитана по грузовой работе), докеров, грузчиков, водителей автокранов, матросов и др. При этом необходимо выяснить следующие вопросы: время нахождения судна в рейсе, когда были заходы во время рейса в порт, с какой целью и кто занимался оформлением всех документов и сдачей груза и т.д. Назначение и производство экспертизы.По делам рассматриваемой категории, как правило, назначаются: криминалистическая, товароведческая, судебно-бухгалтерская, техническая и судебно-технологическая экспертизы. При помощи судебно-бухгалтерской экспертизы устанавливаются: недостача или излишки груза; причины расхождения между документальной информацией и фактическим наличием груза, выявленного в ходе ведомственных проверок и ревизий; состояние учета и отчетности по грузовым перевозкам и т.д. Если исследование документальных данных по учету и отчетности тесно связано с технологическим процессом перевозки и хранения грузов, то в этом случае производство бухгалтерской экспертизы надлежит осуществлять в комплексе с судебно-технологической. В результате производства технической экспертизы может быть установлен объем хранящегося на складе порта груза (например, угля), что имеет значение для последующего определения его недостачи. Хищение грузов, как правило, совершается группой лиц по предварительному сговору. При этом в роли организаторов хищений обычно выступают капитаны судов, их заместители, бухгалтеры, технологи, которые по роду своей деятельности имеют доступ к грузам и знают особенности приема - передачи, переработки, хранения, транспортировки, ведение учета и отчетности. При расследовании дел о хищениях рыбы, рыбопродуктов необходимо выяснять, что способствовало образованию излишков рыбы-сырца, незаконному изготовлению рыбных продуктов, за какой период времени они образовались, какие приемы их сокрытия применялись, как распределялись деньги между соучастниками преступления и т.д. Предметом хищения грузов на морском и речном транспорте, совершенного путем мошенничества (ст. 159 УК РФ) является как имущество, так и право на него, приобретенное путем обмана или злоупотребления доверием. Мошенничество отличается от иных форм хищения добровольностью передачи имущества или права на него преступнику. Для совершения этого вида хищения применяются различные способы: завладение имуществом или правом на него по поддельным документам (фиктивные договоры, платежные документы, учредительные документы); с использованием служебного положения, злоупотребления доверием и др. В раскрытии указанных преступлений существует ряд особенностей, связанных с отсутствием на месте происшествия следов преступления, характерных для других составов. Это обусловлено тем, что обнаружение преступного деяния происходит в подавляющем большинстве случаев через достаточно длительный промежуток времени. Основной массив доказательственной информации следователь может получить из документов, а также показаний потерпевших и свидетелей. Одним из преступлений, совершаемых на морском транспорте, является контрабанда (ст. 188 УК РФ). На первоначальном этапе предварительного расследования следует изучить материалы, предоставляемые таможенными органами (например, акт таможенного досмотра). Осмотр места происшествия по таким делам требует исследования и фиксации множества объектов. При этом необходимо обращать внимание на техническое состояние контейнера, наличие механических повреждений запирающих устройств, дверей и т.д. В таких случаях обязательно изымаются ЗПУ, которыми опечатываются контейнеры. В ходе осмотра следует отобрать из всей контрабандной партии необходимое количество образцов для проведения экспертных исследований. В ряде случаев к участию в осмотре приглашается соответствующий специалист. Целесообразно провести допросы таможенных работников, обнаруживших контрабандный груз, выяснить обстоятельства обнаружения контрабандного груза, особенности поведения представителя грузополучателя (грузоотправителя) во время таможенного досмотра. В ходе проведения неотложных следственных действий устанавливаются данные о грузополучателе (грузоотправителе): местонахождение фирмы, местожительство руководителей и лиц, получивших доверенность на проведение таможенных процедур, операций по получению груза. При допросе представителя фирмы-грузополучателя (грузоотправителя), выяснению подлежат следующие вопросы: кто именно поручил ему выполнение таможенных процедур с грузом, какие при этом он получил инструкции, когда и где обсуждалась эта информация, какие телефоны и адреса для связи ему передавались и т.д. При наличии достаточных оснований могут производиться обыски и выемки, в ходе которых возможно изъятие учредительных, уставных, финансовых документов; сведения о счетах в банках, переписки, информации, содержащейся в персональных компьютерах. Особое внимание следует обращать на лицензии и договоры на приобретение и реализацию товаров, явившихся предметом контрабанды. В последние годы наблюдается тенденция роста объема незаконной добычи водных животных и растений (ст. 256 УК РФ). При этом используются как речные, так и морские суда. В ходе производства предварительного следствия по данной категории уголовных дел необходимо ознакомиться с содержанием представленных материалов, составленных инспекторами рыбоохранных, пограничных, таможенных органов (сопроводительным письмом с изложением фабулы преступления, протоколом о нарушении правил рыболовства и охраны рыбных запасов, актами осмотра транспортных средств, орудий лова, отдельных особей рыбы и морепродуктов, накладной о сдаче рыбы и морепродуктов или акте об уничтожении, схемой места совершения правонарушения, объяснениями нарушителей, а также лиц, принимавших участие в обнаружении правонарушения, с изложением обстоятельств выявленного или пресеченного преступления). При этом следует обратить внимание на то, какие случаи незаконной добычи водных животных и растений выявлены, имеются ли документы, предоставляющие право на добычу рыбы (разрешительный билет, лицензия, путевка, промысловый журнал на добычу и т.д.). При осмотре самоходного транспортного плавающего средства устанавливаются следующие данные: о месте регистрации и дате выдачи техпаспорта, получении регистра; наименовании, марке, номере двигателя; цвете; наличии соответствующих документов на плавсредство. Кроме того, следует выяснить вопрос о собственности плавсредства (принадлежит ли оно конкретному лицу, акционерному обществу, малому предприятию, взято в аренду и т.п.). При осмотре орудий лова рекомендуется указывать название сетей, количество, длину, высоту, размер ячеи, количество крючков и т.д.; их состояние (мокрые, влажные, новые, старые и пр.). Орудия лова изымаются, помечаются бирками и передаются на хранение в инспекцию рыбоохраны либо в камеру хранения вещественных доказательств. К материалам уголовного дела приобщаются расписки, накладные и т.п., выданные материально-ответственными и должностными лицами, получившими на хранение лодки, моторы, орудия промысла. Продукция, изъятая в ходе выявления факта браконьерства, и пригодная к употреблению, сдается на предприятия торговли по накладной, в которой должны быть указаны полные реквизиты предприятия – получателя (правильное название, номер счета, код, название банка, данные о лице, получившем рыбопродукцию; вид, количество, состояние, вес каждого вида продукции, цена и сумма). Один экземпляр данного документа приобщается к материалам уголовного дела. При установлении характера и размера ущерба, причиненного преступлением, сумма ущерба исчисляется в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам». В тех случаях, когда невозможно определить действительный ущерб, причиненный незаконной добычей, необходимо производство ихтиологической экспертизы. При расследовании уголовных дел данной категории должны быть допрошены сотрудники милиции, инспектора рыбоохраны и иные свидетели. Основные вопросы, подлежащие выяснению при допросе: где, когда и при каких обстоятельствах был выявлен факт браконьерства; каким способом, какими орудиями лова, с использованием каких плавсредств было совершено преступление; количество браконьеров и максимально подробные внешние приметы и признаки каждого из них; характер и последовательность их действий; какая рыба была обнаружена, ее количество и состояние, способ хранения; имелись ли у браконьеров транспортные средства, их характеристика; какие следы и предметы находились на месте незаконной добычи; оказывал ли браконьер сопротивление при задержании, в чем конкретно это выразилось; может ли допрашиваемый опознать браконьера и др1. В заключении следует отметить, что при расследовании преступлений, совершаемых на объектах морского и речного транспорта важное значение имеют безотлагательность в производстве необходимых следственных и процессуальных действий, организация четкого взаимодействия между различными подразделениями и службами, а также грамотное планирование предварительного расследования в целом, что позволит избежать ошибок, допускаемых в ходе досудебного производства.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |