Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории социального восприятия




Существуют несколько механизмов социального восприятия.

1. )Внешний облик и впечатление.

Эффект первого впечатления. Согласно "закону края» Германа Эббингауза, изучавшего механизмы памяти, лучше запоминается та информация, которая поступает первой или последней. Следовательно, первое впечатление оказывается не самым точным, а самым ярким и запоминающимся.

Встретившись с человеком, первую, наиболее очевидную информацию мы получаем о его внешнем облике (пол, раса, особенности внешности и т.д.).

Исследователями установлена следующая закономерность- восприятие по контрасту – фиксация внимания на чем-то необычном, отличающимся, выступающим, выделяющимся на общем фоне. Эта закономерность выявляется не только при знакомстве с социальными объектами. Точно так же нами воспринимается весь окружающий мир.

От того, какие чувства возникают у нас при восприятии его внешнего облика, зависит понравится ли нам встречный человек или нет, вызовет он доверие и симпатию или, наоборот, тревогу и антипатию.

Те чувства, которые вызывает у нас восприятие внешнего облика человека, обусловлены, в свою очередь, нашей бессознательной или осознанной уверенностью в том, что черты внешности выражают сущностные характеристики и потому дают возможность понять, что за человек перед нами, чего от него можно ждать.

2) Внешний облик и ассоциации. Любая черта внешности человека может ассоциироваться у окружающих с определенными психическими и социальными характеристиками. Предполагается, что особенности внешности свидетельствуют о склонностях, способностях, свойствах характера и темперамента (большой лоб считается признаком незаурядного ума, развитого интеллекта).

3) Внешность и реальная информация. К одним людям, обладающим определенной внешностью, окружающие безотчетно проникаются доверием, симпатией, даже любовью, к другим, обладающим иной внешностью, они равнодушны, а третьи - вызывают страх, неприязнь, антипатию.

Социальные психологи выделили ряд факторов, которые делают человека социально привлекательным для других людей:

- Инфантильная внешность. Все особенности детской внешности, которые могут сохраниться у взрослого человека, наводят на мысли о беззащитности, слабости, доверчивости. Поэтому индивид, наделенный такими чертами внешности, не вызывает у окружающих тревоги и опасения.

- Красивая внешность. Внешняя, физическая, красота - еще один фактор социальной привлекательности. Индивиды с красивой внешностью вызывают у окружающих положительные чувства, с ними охотно знакомятся и взаимодействуют.

- «Эффект ореола»- одна привлекательная и яркая черта человека, словно ореол или нимб затмевает для окружающих все другие черты. Ореол физической красоты распространяется не только на характеристики самого красивого индивида, но и на других людей. Люди с заурядной внешностью рядом с красивым индивидом воспринимаются как более привлекательные. И, наоборот, рядом с некрасивым - менее привлекательными. Стереотипное восприятие красоты действует и в противоположном смысле: хороший - значит красивый. (переоценка физической привлекательности тех людей, которые нам нравятся, не из-за их красоты, а по каким-то другим причинам).

- Пространственная близость. Фактор пространственной, территориальной близости выступает существенной причиной для установления отношений (землячество).

- «Эффект узнавания»- повторяющаяся демонстрация одного и того же стимула приводит к его узнаванию и, следовательно, увеличивает привлекательность.

- «Сходство». Сходство индивидов (социальные ценности, установки, поведение) обусловливает взаимную симпатию.

- Вежливость и лесть. Вежливость и приветливость не просто абстрактно положительные характеристики человека. Уже само их наличие дает основание для подспудного предположения о том, что общение с человеком, обладающим этими чертами, будет для нас приятным и удовлетворительным. Привлекательность другого человека для нас определяется тем, в какой мере он способен удовлетворить те или иные наши потребности - экономические, социальные, психологические.

- Взаимосимпатия. Согласно исследованиям Р. Чалдини, симпатия и антипатия, приязнь и неприязнь, как правило, обоюдны и взаимны. Если кто-то, даже незнакомый человек, выказывает свое расположение к другому, то этого уже достаточно, чтобы вызвать ответную симпатию. Совместная антипатия к третьему порождает между ними симпатию друг к другу, что выражается в формуле: враг моего врага - мой друг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.