КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности этнических групп
Особенности психологии классов. Следует отметить высокую степень сложности раскрытия вопроса об особенностях психологии классов. Это направление пока еще не разработано ни мировой, ни отечественной социальной психологией. В современной социальной психологии предприняты три основные линии исследования психологии классов: -выявление психологических особенностей различных конкретных классов, которые существовали в истории и существуют до сих пор. В литературе, преимущественно социологической, раскрываются характеристики психологического облика рабочего класса, крестьянства, социальной группы, получившей название «интеллигенция»; -исследование психологического облика разных классов определенной эпохи. Здесь анализируется взаимосвязь психологических черт разных классов, создающая особый «рисунок» эпохи, - этот путь также в большей мере освоен социологией; - исследование соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса как частного случая проблемы соотношении психологии группы и индивида, включенного в данную группу. Структуру общественной психологии классов составляют следующие ее важнейшие элементы. Классовые потребности - один из наиболее значимых элементов сферы общественной психологии. Классовое положение определяет некоторый объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, поэтому классовое положение задает и определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Классовое положение индивида задает определенным образом иерархию его деятельностей, что и обусловливает структуру его потребностей. Классовые интересы. Их конкретное содержание также задается всей системой отношений, в которую данный класс включен. Социальной психологии важен вопрос о том, как классовый интерес, формируемый на уровне всей общности, определяет поведение каждого отдельного представителя класса. Не менее важна для социальной психологии и проблема взаимоотношений и взаимодействия в переплетении различных интересов, поскольку любой представитель класса одновременно является и членом другой социальной группы. Классовые чувства - это определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных классу, в первую очередь именно чувства, а также и другие проявления эмоциональной сферы. Мировая литература, как художественная, так и профессиональная, полна описаний совершенно конкретных проявлений психологического облика классов, особенно таких двух его антиподов, как рабочий класс и буржуазия. Отечественная литература и советская идеология активно разрабатывали два понятия, имевших отношение к классовым чувствам, - классовую ненависть и классовую солидарность. Классовый характер - понятие практически не разработанное. Обычно в литературе речь идет о социальном характере. Считается, что социальный характер проявляется в типичном устоявшейся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях и отличает представителей одного класса от представителей других классов. Значимыми регуляторами поведения классов могут служить и такие психические образования, как привычки, обычаи и традиции, в совокупности представляющие образ жизни класса, но не исчерпывающие его. Социальная психология, исследует доминирующий образ поведения основной массы представителей того или иного класса в типичных ситуациях повседневной жизни. Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Этнические группы являются, как и классы, большими социальными группами и оказывают свое значимое воздействие на исторический процесс. Самые распространенные формы этнической общности - нации, народности, национальные группы. Структура психологии этнической группы состоит из тех же элементов, которые свойственны структуре общественной психологии любой большой группы. Чаще всего психология этнических групп исследуется как психология наций. В соответствии с традицией, сложившейся в социальной психологии больших групп, психологии этнических общностей различают две стороны: -наиболее устойчивую часть: психических склад, это - национальный или этнический характер и темперамент, традиции и обычаи. - эмоциональную сферу: национальные или этнические чувства. Ряд исследователей считает, что, в отличие от элементов общественной психологии классов, в этнических группах иногда фиксируются такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Однако этот вопрос в социальной психологии не решен однозначно. Другие исследователи вообще отрицают правомерность постановки проблемы темперамента и способностей для различных этнических групп. Важной характеристикой психологии этнических групп является относительность психологических различий между группами. Лекция 10. Психология масс как стихийных социальных групп. 1. Масса и ее психологические характеристики. 2. Вождь и масса: проблема власти и социального лидерства. 3. Психология массы: проблема социального влияния.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |