КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия риторики
Тема 9. Общие вопросы аргументативной риторики Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение понятия «риторическая аргументация». 2. Дайте определение понятия «убеждения человека». 3. В чем специфика риторической аргументации, чем она отличается от логической? 4. Соотношение убеждения и внушения в речи оратора. 5. Виды аргументов в риторической аргументации и их характеристика. 6. Охарактеризуйте содержание логического аспекта риторической аргументации. 7. Охарактеризуйте содержание понятий «доказательство» и «риторическое убеждение». 8. Раскройте содержание психологического аспекта риторической аргументации. 9. Дайте определение топосов (общих мест), охарактеризуйте их роль в риторической аргументации. 10. Что такое доводы к пафосу? 11. Доводы к доверию и недоверию, их роль в убеждающей речи. 12. Что такое демагогия? Как соотносятся понятия «убеждение» и «демагогия»? 13. Когда процветает демагогия и на чем она базируется? 14. Что вы знаете об основных приемах манипулирования сознанием слушателей? Как бороться с такими приемами? 15. Всегда ли манипулирование сознанием безнравственно?
1. Основные понятия риторики. 2. Факторы, регулирующие выбор и применение аргументов. 3. Критерии классификации аргументов.
Аргументация [лат. arguo 'показываю, доказываю, выясняю'], по определению группы голландских логиков Амстердамской школы, «представляет собой вид словесной и социальной деятельности, задачей которой является увеличение (или уменьшение) приемлемости спорной точки зрения для слушателя или читателя посредством приведения ряда взаимосвязанных доводов, направленных на доказательство (или опровержение) этой точки зрения перед рациональным арбитром». По мнению бельгийского философа Хейма Перельмана, «цель всей аргументации — создать или усилить приверженность умов к тезису, представленному для их одобрения». Аргументацию понимают как любое речевое или неречевое действие, которое «производится одним человеком для убеждения другого. Приёмы убеждения, а значит и приёмы аргументации являются предметом так называемой классической, или аргументативной риторики. К числу общих её проблем отнесём вопросы об основных понятиях риторики и сфере действия искусства убеждения, об этапах построения убеждающей речи, о типах аргументации и типологии доводов, о закономерностях развития риторики, определяющих её историю. В рамках аргументативной риторики особая роль отводиться убедительности речи. В зависимости от коммуникативной цели можно выделить следующие три функциональных, или целевых типа речи: Речь информирующая, например отчёт или сводка новостей. Типами информирующей речи являются описание и повествование (нарратив). Носящая, как правило, торжественный характер «речь по случаю» — например, юбилея, защиты диссертации, новоселья, свадьбы, крестин, похорон и т. д. В соответствии с античной риторической традицией данный целевой тип речи именуют эпидейктическим. В английской терминологической традиции этот тип ораторской речи называется демонстративным, в русской — показател ь н ы м Речь убеждающая, или. в античной терминологии, совещательная — «когда перед говорящим стоит задача изменить мнение слушателей или побудить их выполнить какое-либо действие». Убеждающая речь может быть использована либо в быту, либо публично. Считается, что «убедить — это значит изменить точку зрения читателя (слушателя) в свою пользу с помощью аргументов». Однако одних только аргументов здесь недостаточно. Для убеждающего типа необходимо, передать аудитории свою полную убеждённость в собственной правоте, без этого аргументом могут попросту не поверить или, как говорится, пропустить их мимо ушей. Это обстоятельство хорошо знают профессиональные ораторы. Известный американский адвокат Джерри Сцене советует: «Вы должны передать ваши чувства другим. Сосредоточьтесь на своих чувствах. Вы должны почувствовать ваши эмоции, страстность вашей аргументации. Характерными чертами убеждения является не только уверенность субъекта в истинности мысли, но и эмоциональное отношение к этой; мысли. Речь идёт об эмоциональном заражении аудитории. Поэтому процесс убеждения отчасти напоминает гипноз. Особая сила красноречия, проявляющаяся «в многолюдных собраниях», объясняется психическим взаимовлиянием внутри аудитории, которая затем подпитывает своей эмоциональной энергией и самого оратора. Убедить означает довести до понимания идею (тезис) так, чтобы человек не сомневался в достоверности вывода, не испытывал колебаний и неуверенности в том, к чему призывает оратор. Умение убеждать всегда было востребовано в обществе по двум причинам. 1) Во-первых, истинность тех или иных утверждений далеко не всегда и не для всех бывает очевидной, между тем как «одна из характерных особенностей homo sapiens проявляется в его стремлении найти причинную связь между явлениями», понять целесообразность того, к чему его призывают. Именно отсюда — «необходимость аргументировать, а не декларировать, доказывать, а не постулировать», так что основой рационального поведения людей оказывается не Монологическое предъявление истины, а диалог, в процессе которого истина оформляется. 2) Во-вторых, человек очень часто действует на основе имеющихся у него убеждений, и поэтому изменение убеждений является одновременно изменением его поведения. В этом случае аргументы нередко подбираются по известной схеме «цель оправдывает средства»: Убедить кого-либо - не значит доказать ему справедливость своих доводов, но заставить действовать в соответствии с этими доводами. В настоящее (посттоталитарное) время веской причиной возрастающего интереса к аргументационным процессам является освобождение от субъективизма в самых разнообразных областях нашей жизни. Прямая связь между убеждением человека и его поведением свидетельствует о важности изучения приёмов убеждения и, соответственно, разработки теории аргументации. В определении современного учёного риторика представляет собой «науку о способах убеждения, о тех многообразных приёмах воздействия на аудиторию, которые позволяют изменить убеждения последней». Соответственно, актуальной задачей является выявление, описание и систематизация так называемых риторических фигур — приёмов убеждения и воздействия на адресата (респондента) и аудиторию. Частным случаем аргументации, «её, наиболее острой и напряжённой формой» является спор. Известно, что доказать ложное утверждение нельзя, но убедить человека в его истинности можно, именно поэтому средства аргументации гораздо богаче, чем средства доказательства; это не только логические приёмы, но и приёмы, отвергаемые формальной логикой, вроде ссылки на авторитет или аргумента к личности, то есть психологические уловки. Процедуру доказательства следует отличать от процедуры разъяснения. Доказывают то, в чём оппонент сомневается, разъясняют же нечто непонятное. Процедуры разъяснения и доказательства в некоторых сферах пересекаются. Так, теорию можно и доказать, и разъяснить. Однако доказывают справедливость, правильность теории, разъяснить же можно непонятную, неясную теорию. Результатом доказательства является принятие мнения, результатом разъяснения — понимание, осмысление. Таким образом, разъяснение - это процедура, посредством которой достигаются ясность и понятность речи. Приведение иллюстративных примеров с целью разъяснения (но не обязательно доказательства) некой абстрактной идеи называют экземплификацией. Особую силу имеют цифровые примеры: «В прошлом году в России от употребления наркотиков скончалось 104.810 человек». В западной риторике такие данные именуют квантитативными, или нумеральными аргументами Квантитативная аргументация может быть усилена аналогиями и сопоставлениями (например, «сейчас — тогда», «у нас — у них»), причём слушателями особо ценятся моменты контраста. Цифровые и статистические данные рекомендуется представлять в виде таблиц, графиков и диаграмм, то есть подкреплять их доводом к глазам. Показательный (репрезентативный) частный случай или факт, приводимый и в доказательство, и в разъяснение тезиса, называется иллюстративным, или риторическим примером. Фигура приведения иллюстративных примеров, подтверждающих и поясняющих либо опровергающих определённый тезис, в классической риторике именуется парадигмой. Сильная сторона парадигмы состоит в её наглядности, слабая, же — в том, что она, как и всякое умозаключение индуктивного типа, может привести к поспешному обобщению. К примеру, обобщение «Все лебеди белые», сделанное в результате посещения городского зоопарка, является поспешным, то есть неправильным, поскольку, как известно, существуют и чёрные лебеди. В качестве приёмов разъяснения используются конкретизация сказанного (экземплификация), повтор изложенного в иной форме (герменея), сопоставление с другим понятием посредством сравнений и метафор, апелляция к внутренней форме слова либо к родовому понятию, противопоставление другому поняти. Разъяснение слова является целью толкового словаря, разъяснение текста — целью герменевтики—-теории и искусства истолкования содержательно сложных литературных, философских, религиозно-мистических и других непростых для понимания текстов. Под сферой действия риторики понимают диапазон её влияния. При рассмотрении диапазона влияния риторики как искусства убеждения следует различать два вида объектов, каковыми являются: Аудитория, на которую пытается воздействовать оратор. По степени внушаемости все аудитории можно подразделить на два типа: а) Фанатично преданные определённой идее, не желающие делать определённые темы объектами дискуссий и не меняющие свои убеждения вне зависимости от применяемых аргументов и даже здравого смысла (представим себе, к примеру, спор Галилея с представителями инквизиции о том, вращается ли Земля вокруг Солнца). Аргументация в таких аудиториях считается неуместной. б) Поддающиеся внушению. Этот второй тип иногда, называют риторической аудиторией Сфера общественной деятельности, в которой применяется риторика. Умение убеждать - очень важное умение, именно поэтому сфера применения искусства убеждения не имеет границ. Это искусство нужно и в церкви, и в суде, и во всех видах переговоров, и в простых беседах; оно используется «в рамках самых разных коммуникативных систем — от научных доказательств до политической пропаганды, художественного языка и торговой рекламы». Нет Другого искусства, которое так часто использовалось бы в жизни. Без «прочного владения излагаемым предметом речь становится шаткой», поскольку «человек способен рассуждать только, о том, что он знает в совершенстве». И действительно, убедить в чём бы то ни было профессионала, специалиста — богослова (например, в религиозном диспуте), военного (На военном совете), врача (в процессе консилиума), лингвиста или историка (на научной конференции), юриста (на судебном заседании) — возможно только в том случае, если ты не только владеешь приёмами убеждения, но и сам являешься профессионалом в соответствующей области. Отсюда красноречие бывает похвалой, порицанием [эпидейктическая речь], убеждением, разубеждением [совещательная речь], обвинением и защитой [судебная речь, по Аристотелю]. Воздействовать на убеждения человека можно, апеллируя либо к его логике, либо к его чувствам; однако при этом активно используются и многочисленные речевые фигуры. В этом плане аргументативная риторика является предметом тесного взаимодействия и переплетения трёх наук: 1) логики (в части теории аргументации); 2) психологии; 3) лингвистики. Для того, чтобы разработать адекватную концепцию современной аргументативной риторики, нужно найти решение для следующих трёх задач: 1. Выявить и систематизировать фигуры речи, функционально связанные со сферой убеждения и аргументации. 2. Построить номенклатуру психологических приёмов, значимых для убеждающей речи, определить их место в общей системе средств убеждения, рассмотреть, а затем применительно и адаптивно к лингвистике описать стоящие за данными приёмами механизмы психологического воздействия. 3. Определить тот релевантный минимум сведений по логике, который оказался, бы необходимым для построения современной модели аргументативной риторики. Классическим канонам риторики, а в последствии, и в какой-то мере, и теории аргументации являются: инвенция, диспозиция, элокуция, запоминание речи и оратория. Особенно важными для процесса убеждения некоторые специалисты считают расположение аргументов, стиль их словесного оформления, а также процесс их устного изложения — то, как исполнена, «сыграна» речь. Однако при таком подходе, во-первых, недооценивается роль инвенции, во-вторых, появляется опасность сближения и даже отождествления риторики со стилистикой и поэтикой, в-третьих, игнорируется письменная форма аргументации, для которой игровой момент практически не имеет значения. Вместе с тем, четвёртый и пятый каноны; по совершенно верному замечанию X. Перельмана, абсолютно незначимы для письменной формы. аргументации. Ричард Энос, оценивая вклад X. Перельмана и важность открытого им направления в теории аргументации, отмечает, в частности, следующее: «Новые риторики» двадцатого века - это не просто производство новых теорий риторики и новых методологий, обращающих исследовательское внимание на те или иные особенности дискурса. Новые риторики представляют в новой перспективе всю историю риторики. Направленность на исторические разыскания с этой позиции призвана обеспечить новое знание, которое сделает наше понимание риторики более полным путём разработки новых методов оценки непримиримых концепций и открытия новых точек зрения, с которых можно было бы взглянуть на данный предмет. Переосмысление классического канона, предпринятое X. Перельманом с точки зрения века, в котором резко возросла важность и значимость печатного слова, целиком и полностью оправдано для письменной речи, однако применительно к устной речи ни одним из канонов пренебрегать не следует, поскольку, как показывает история, недооценка любого из пяти устоев классической риторики неизбежно ведёт к перекосам всей её конструкции.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |