Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции аудиовизуальной культуры

В современном информационном обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Человек постоянно находится под воздействием непрерывных потоков аудиовизуальной информации. Поэтому для современного человека очевидна необходимость получения навыков восприятия информации, умения верно понимать значения аудиовизуальных образов и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них.

Кино – синтетический пространственно-временной вид искусства, который существует сравнительно недавно. С него началась современная история аудиовизуальной культуры со специфическим языком, в основе которого лежат другие, невербальные, коммуникативные процессы. Сегодня по уровню эффективного воздействия на человека экранные взаимодействия становятся доминирующими. По данным социологов, за последние 5 лет объем только телевизионного вещания в мире увеличился в 600 раз! Уже выросло поколение, для которого компьютер включен в бытовую среду, формирующую наряду с телевизором сознание ребенка с самого рождения. В последние годы во всем мире невербальный язык становится главным инструментом борьбы за влияние на сознание человека. Поэтому изучение аудиовизуального языка становится не менее актуальным, чем рассмотрение вербальных форм общения. Единой точки зрения на методики изучения невербальных языков нет, однако предмет, в основу которого положено намерение научить видеть и понимать увиденное, назван специалистами медиаобразованием.

Медиаобразование (англ. media education, от лат. media – средства) – направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.).

Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств».

Как в педагогической науке в целом, так и в медиаобразовании не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии. Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные ученые разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность» и т.д. Например, в документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как, например, математика, физика или география. Несмотря на разночтения, можно утверждать, что самое сильное влияние на формирование западной терминологии, теории и методики медиаобразования оказал британский ученый Л. Мастерман, считающий, что цель медиаобразования заключается не только в воспитании критического мышления, но и «критической автономии» личности по отношению к медиатексту. Такой вариант формулировки подходит к определению цели любого образования (без ссылки на медиа).

Основные направления медиаобразования по материалам ЮНЕСКО:

1) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным и т.д.);

2) образование будущих педагогов в педагогических вузах, повышение квалификации преподавателей вузов и школ в рамках курсов по медиакультуре;

3) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, клубах и т.д.);

4) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, Интернет;

5) самостоятельное и непрерывное медиаобразование (осуществляется в течение всей жизни человека).

6) медиаобразование будущих профессионалов: журналистов (телевидение, радио, пресса, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;

В рекомендациях ЮНЕСКО (2002 г.) отмечается, что: «медиаобразование – часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, так же как в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека».

Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им средствами массовой информации постоянно обостряется. Медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном пространстве. Для подготовки компетентного педагога необходимы совместные усилия педагогов, психологов, методистов, историков и медиаспециалистов для выработки основ медиаобразования.

Основу концепции аудиовизуальной культуры должно составить реальное отражение жизни, и моделью для этого может стать медиаобразование.

Необходим предварительный анализ явлений аудиовизуальной культуры, которые способствовали возникновению нового коммуникационного феномена – сетевой среды Интернет. Речь идет не столько об условиях виртуализации искусства, экономики, образования, науки, сколько о новом качестве аудиовизуальной культуры – динамическом опыте культурной идентификации, осваиваемом вместе с глобальной компьютерной сетью.

Современный учитель должен быть подготовлен не только к потреблению и передачи аудиовизуальной информации, но и быть творцом. Вооружившись современными аудиовизуальными технологиями и владея компьютерным программным обеспечением, он должен быть способен производить необходимую ему для реализации целей обучения аудиовизуальную информацию.

1.4. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной
информации человеком

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мультимедиа | Слуховой анализатор человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.