Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Амплитудно-частотная характеристика


Любое устройство, участвующее в записи и воспроизведении звука, должно передать весь спектральный состав сигнала, сохранив при этом соотношение амплитуд и частот звука. Представление об этих возможностях дает амплитудно-частотная характеристика – АЧХ устройства (магнитофона, телевизора, проигрывателя и др.). Ее вид представлен на рисунке 126. Слуховой анализатор человека имеет АЧХ, называемую в медицине аудиограммой.

Рис. 126. Амплитудно-частотная характеристика
устройства записи-воспроизведения звука:
1 – идеальная; 2 – реальная

АЧХ показывает, какой относительный коэффициент передачи имеет устройство в диапазоне воспроизводимых им частот. Идеальной является АЧХ, при которой устройство равномерно воспроизводит все частоты звукового диапазона, т.е. коэффициент передачи или усиления на всех частотах оказывается постоянным.

Чтобы качество звучания мало отличалось от естественного, диапазон частот, воспроизводимый аппаратурой, должен быть не ýже 20–20 000 Гц.

Когда мы слышим звук непосредственно от его источника, то воспринимаем его естественное звучание. При попытке записать звук или передать его на расстояние используются технические средства происходят многочисленные преобразования исходного звука (например, в микрофоне звуковое давление преобразуется в электрический сигнал). В результате преобразований в сигнал вносятся различные искажения и результирующий сигнал может быть лишь приближен к оригиналу.

Суть любого искажения звука проявляется в двух факторах: во первых, изменяется частотный спектр сигнала; во вторых, изменяется соотношение амплитуд гармонических составляющих исходного звука.

К изменениям частотного спектра приводят так называемые нелинейные искажения.

Нелинейные искажения – искажения, вызываемые нелинейностью передаточной характеристики. Например: при подаче на вход звуковоспроизводящего устройства синусоидального сигнала с двумя или более различными частотами на его выходе наряду с сигналами этих частот появляются новые частотные составляющие, в том числе высшие гармоники входных сигналов.

Наглядное представление об этих искажениях дает рисунок 127, на котором исходный гармонический сигнал подвергнут искажению типа «ограничение». Реально такая ситуация с сигналом возникает, если при звукоусилении использовать максимальную громкость, при которой амплитуда А выходного сигнала превысит максимальную амплитуду Amax усилителя, ограниченную величиной напряжения питания выходных каскадов усилителя.

Рис. 127. Нелинейные искажения звука

Подобные искажения приводят к появлению в спектре исходного звукового сигнала дополнительных частотных составляющих, которые и создают при восприятии впечатление искаженного звука. На слух нелинейные искажения воспринимаются как хриплый дребезжащий звук.



Исходя из этого, для оценки качества аппаратуры вводят понятие коэффициента нелинейных искажений, или коэффициента гармоник. Эта характеристика означает отношение мощности гармоник, возникших в аппаратуре вследствие искажений, к мощности неискаженных гармоник (измеряется в процентах). Так, коэффициент гармоник 0,005 % означает, что при мощности выходного сигнала 10 Вт мощность гармоник помех – 0,005 Вт, что является ничтожно малой величиной, поэтому коэффициент гармоник 0,005 % является характеристикой аппаратуры высокого класса.

Подобные искажения возникают вследствие неравномерности движения носителя звуковой информации в аналоговой аппаратуре звуковоспроизведения: в электропроигрывающих устройствах (ЭПУ) – неравномерность вращения диска, в магнитофонах – неравномерность движения магнитной ленты. Количественно этот вид искажений звукового сигнала отражается в параметре коэффициента детонации, имеющем ту же единицу измерения и тот же физический смысл, что и коэффициент гармоник.

Частотные искажения возникают вследствие неравномерности АЧХ, т.е. коэффициент передачи или усиления на различных частотах оказывается переменным. Частотные искажения заметны на слух в виде искажения тембра звука. Например, недостаточный уровень воспроизведения высоких частот делает звук глухим, лишенным звонкости. Ослабленное воспроизведение низких частот придает звуку неприятный металлический оттенок. Величину частотных искажений наглядно показывает АЧХ. Приведенная на рисунке 126 частотная характеристика имеет спад в области низких и высоких звуковых частот относительно частоты 1000 Гц. Частотные искажения незаметны на слух, если неравномерность частотной характеристики не превышает ±2 дБ. Существуют и другие виды искажений, приводящие к различиям между оригинальным звуком и звуком, воспроизводимым аппаратом звукозаписи.

Во всех случаях искажения не могут быть исключены полностью, но их можно минимизировать.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спектр звука | Аппаратура для преобразования и усиления звука

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1762; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.