Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гибельность страстей и борьба с ними




С этой точки зрения выясняется сущность учения о гибельности всех вообще страстей и каждой из них в отдельности. У отцов ясно проходит мысль, что присутствие любой страсти может привести к развитию и других страстей, потому что страсти взаимосвязаны. Исаак Сирин: чистота души – первоначальное дарование нашей природы, и она обеспечивает здоровье души – условие достижения общения с Богом, позволяет приблизиться к видению Божию, а кто ещё не победил страсти, тот не может видеть Бога. Прп. Иоанн Кассиан: как невозможно, чтобы видел кто лицо свое в мутной воде, так и душа, если не очистится от мутных помыслов, то не сможет беседовать с Чистым.

Отцы всегда говорят, что добродетельная жизнь и стяжание добродетелей возможно только по мере подавления страстей. Говоря о чистоте сердца и стяжании добродетелей, они указывают, что по мере освобождения от страстей, можно насаждать добрые качества, в противном случае в сердце человеческом не находится места добрым стремлениям. Только путем успешной борьбы со страстями естественные отправления тех или иных страстей получают свой надлежащий вид, начинают действовать праведно. Человек должен подвизаться против всяко страсти, пока не достигнет цели благочестия. Если кто хочет приобрести добродетель, то не иначе, как возненавидев противоположное ей зло. Поэтому и другие отцы и подвижники говорят, что каждый человек должен добиваться освобождения своей личности от страстей. Прп. Иоанн Дамаскин: подвижническая жизнь служит тому, чтобы христиане свергли с себя чуждый и противный природе грех. Этим достигается освобождение от страстей и бесстрастие. Нужно иметь ввиду, что "бесстрастие" – это условное состояние, потому что человек не может достигнуть совершенного освобождения от приражения страстей; если даже в сердце человека нет страстных пожеланий, то время от времени они могут обнаруживаться в виде страстных помыслов. Но для человека бесстрастного легко отражать такие помыслы. Человек уже не волнуем такими помыслами, он легко освобождается от такого помысла. Сразу на первом этапе человек такой уже может понимать суть помысла и отсекать недобрые помыслы.

Это бесстрастие не заключает только отрицательный момент. Но бесстрашие означает не только отсутствие страха, но и наличие самообладания. У отцов можно найти положительные определения бесстрастия. Св. Григ.Нис.: бесстрастие – начало и основание добродетельной жизни. Это далеко не исчерпывает совершенства, но служит условием для достижения положительных свойств. Каждый, желающий спастись, должен не только не делать зла, но и делать добро. По мере освобождения от страстей, надо приобретать добродетель. По сути добродетели просто вытесняют страсти, которые гнездились в человеке. Это процесс постоянный, и никогда не нужно останавливаться на достигнутом, потому что любая остановка может привести к обратному процессу. Прп. Исаак Сирин: человек должен отвращать мысль свою от страстей к естественному добру, которое вложено в естество человека Создателем. Авва Дорофей: в человеке в отношении к борьбе со страстью можно различать 3 состояния:

- действует по страсти

- сопротивляется ей

- искореняет её.

Действует по страсти тот, кто приводит её в исполнение, сопротивляется ей – кто не действует по страсти, но не отсекает, имея её в себе. Искореняет тот, кто подвизается и делает противное страсти. Т.е. наряду с отрицательным есть и положительный момент. Освобождаясь от страстей, человек должен приобретать и противоположные им добродетели, иначе нет смысла подвизаться. Христианское совершенствование есть воспитание любви к Богу и ближнему ради Бога. Прп. Иоанн Лествичник, говоря о борьбе со страстями, в конце поучений, которые располагаются по тридцати ступеням, говорит о вере, надежде, и в последнем слове о любви как о венце всех добродетелей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.