Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение сердца в религиозно-нравственной жизни человека

Учение о сердце занимает одно из видных мест в аскетических творениях, поэтому нам необходимо остановиться на этом понятии. Очень часто у отцов-аскетов встречаются понятия "yuch,", "pneu/ma", "kardi,a", и они часто взаимозаменяемые. Душа имеет в духе свой богоподобный принцип, а в сердце свой орган, концентрирующий и объединяющий в себе свои состояния. Это сердце не как физический орган тела человека, а центр духовной жизни, совокупность чувствований, которые имеют важное значение в духовной жизни человека, хотя термин употребляется один и тот же. Именно в этом смысле Господь употребил это слово: "Из сердца исходят злые помышления...".

Прп. Макарий указывает, что в сердце человеческом может вмещаться и Бог, и ангелы, и все добрые помышления, стремления. Но в том же сердце может гнездиться и сопротивная сила. Поэтому отцы-аскеты обращают внимание на чистоту сердца. Требуется определенная аскеза, чтобы в сердце обитал Бог, а не Его противник. Сердце – сосредоточие деятельности духа, и отсюда это – божественный принцип жизни. Отсюда сердце связано с совестью. Последнее – результат деятельности духа в сердце. Дух человеческий представляется той стороной человеческой личности, в которой устанавливается связь с Богом.

В известном произведении архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) "Дух, душа и тело" есть тенденция представлять сердце в физическом смысле, хотя все положения, касающиеся духовной жизни, там отображены верно.

У святых отцов употребляется ещё и термин nou/j (ум). Нередко этот термин употребляется для обозначения духовной сущности человека. Если говорить об этом понятии как именно об уме, то он тоже является органом духа. Поэтому говорится, что от сердца исходят помышления злая. Помышления – это произведения ума, но в духовном плане эти понятия очень связаны между собой. Сердце – начало господствующее и подчиняющее себе действия ума. Вот почему очень важно добиваться чистоты сердца, потому что от чистого сердца исходят чистые помыслы. У святых отцов Церкви имеется тоже немало суждений по этому вопросу.

По учению св. Григория Богослова, ум является начальником всем. Наблюдая терминологию, мы можем прийти к выводу, что отцы стремились к возможному примирению библейской и философской терминологии. В результате этого явилась не всегда точная терминология. В частности, некоторые черты философского определения разума перенесены на сердце: nou/j и kardi,a употребляются в качестве взаимозаменяемых. Святой Григорий Нисский под термином "владычественная" в одних местах nou/j, в других kardi,a, он не полагает различие между ними, для него синонимы – nou/j, kardi,a и пpneu/ma.

У некоторых отцов в полном согласии с Писанием говорится, что сердце – средоточие духовной жизни (Мак.Егип.) Григ.Нис. – вселение Св. Духа происходит в чистом и непорочном сердце.

Отношение разума к сердцу иногда раскрывается в библейском смысле – сердце является владычественной частью по отношению к разуму (Мак.Егип.).

Отцы указывают, что интенсивность духовной жизни способствует и умножению любви, и умножению истинного познания Бога. В заповеди сказано, что нужно возлюбить Бога не только всей душой, но и всем разумением. В зависимости от совершенства любви находится и познание Бога. Это познание опытное, потому что знать о Боге можно лишь на основании того, что мы знаем в СП. Это обогащает знаниями, но если это знание не подкрепляется опытом, то оно остается внешним для человека. В этом отношении печальный пример показали аномеи, которые считали, что Бога можно познать в Его сущности – это лишь мыслительная деятельность, не связанная с нравственной жизнью. Подлинное христианское познание Бога возникает и развивается на почве христианской любви. Обозначается это познание термином gnw/sij. Это древний термин. Существовали т.н. гностики – родоначальники и последующих ересей. Только в познании Бога они видели смысл в своей жизни и деятельности. Этот термин есть и в СП – у св.ап. Павла. Последний подчеркивает разницу между внешним гносисом, который приводит в заблуждение, и подлинным гносисом, который происходит от Самого Бога. Гносис в СП означает познание именно в смысле опыта. Гносис – это духовное, моральное познание, а не просто внешнее знание посредством мыслительной деятельности, но такое, в каком человек участвует в своей нравственной жизни. Это познание имеет своим объектом Бога, и оно предполагает непосредственное воздействие Бога на человека. Апостол Иоанн Богослов прямо указывает, что только любящий Бога может познать Бога. Здесь имеется ввиду не теоретическое познание, а знание живое, в котором объект воспринимается во внутреннюю жизнь. Поскольку объектом познания является Бог, то Он наполняет и определяет всё духовное существо человека. Это заключается во внутреннем опыте. Это познание коренным образом отличается от того познания, каковым кичились гностики. Познание гностиков лишь надмевает.

Христианский гносис – это выражение непосредственного переживания пребывания с Богом. Верующий и сам преисполняется ответной любовью к Богу, следствием которой является пребывание с Богом. Как говорит св.ап. Иоанн Богослов, Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает с Богом (1Ин.). Следовательно, христианское знание всецело покоится на реальном личном общении с Богом. Как всякое достоверное познание, христианский гносис имеет своим первоисточником реальное воздействие на человека. Поэтому ап. Павел говорит в 1Кор.: "кто любит Бога, тому дано знание от Него".

Являясь выражением христианской любви, истинный гносис стоит в теснейшей связи и с оправдывающей верой. Почерпая в состоянии любви свою силу, вера является основой всей религиозной жизни человека, поэтому благодаря именно теснейшей связи между гносисом и верой, и познание углубляется благодаря действию христианской любви.

Что же касается гносиса, уклоняющегося от веры, почерпающего свое содержание не из истинного источника, который не зависит от веры, такой гносис является гносисом не подлинным, а подложным, извращенным, не заслуживающим такого наименования (1Тим. 6,20). Из этого анализа христианского гносиса можно видеть, что он основывается на живом опыте богообщения. Всякое знание в своей основе должно иметь действительный опыт, проистекающий из живого общения субъекта и объекта. В знании личный опыт иногда заменяется опытом других, и основание доверия авторитету, познание иногда – это реальность, которая мыслится под теми или иными источниками познания. Но в деле христианского гносиса имеет большое значение личный опыт. Впрочем, новоначальный может руководствоваться и опытом других.

Общение с Богом – необходимая основа всей христианской жизни, и оно реального достигается лишь при возможном для человека богоуподоблении. Необходимо поступать так, как поступал Христос (1Ин.2), отсюда соблюдение заповедей – необходимое и самое верное свидетельство того, что христианин познал правильно. Христианский гносис т.о. объединяет в себе и религиозный, и нравственно-практический моменты. Степень и истинность познания обусловливается личным опытом духовной жизни, богообщением, только в таком случае можно говорить о реальном, а не о ложном гносисе. Всё здесь взаимосвязано. Богопознание определяется степенью интенсивности духовной жизни и чистоты сердца, которое достигается жизнью добродетельной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О любви | Проявления и обнаружения христианского знания, виды и степени христианского гносиса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.