Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Особенности создания имиджа делового человека

1. Имидж как визуально-психологическая характеристика личности.

2. Составляющие имиджа и механизмы его формирования.

3. Внешний облик в деловом общении. Правила позитивного имиджа

мужчины и женщины.

 

Литература

1. Берд П. Продай себя! Эффективная тактика улучшения вашего имиджа. /Пер. с англ. Т.А. Сиваковой – Мн.: Амалфея, 1997.

2. Доценко Е.П. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

3. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М; В., 1997.

4. Крижанская Ю.С., Третьякова В.П. Грамматика общения. М., 1999.

5. Нефедова И., Власова Е. Я и мой имидж. – М.: Яуза, Изд-во ЭКСМО-Пресс, - 1997.

6. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? М.: Дело, 2001.

7. Спиллейн М. Создайте свой имидж. М., 1996.


1. Имидж как визуально-психологическая характеристика личности

«Я есть то, чем признают меня окружающие» У. Джеймс

Каждый человек в процессе межличностного общения стремиться произвести на окружающих его людей положительное впечатление, то есть создать позитивный образ себя в их представлении. Недаром известна пословица: «Встречают по одежке, провожают по уму». Моделирование позитивного образа – это процесс создания имиджа.

Термин «имидж» получил распространение во всем мире и прижился
практически во всех языковых культурах. Этимологическое понятие имиджа
восходит к французскому «image», что означает образ, представление,
изображение.
Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж, – образ – существовало всегда. По В.И. Далю, образ интерпретируется как вид, внешность, фигура, портрет, писаное лицо...

Известный психолог Карл Юнг считал, что о человеке судят по личине, которую каждый из нас надевает, для того чтобы соответст­вовать требованиям общества. Многие тратят усилия на то, чтобы отшлифовать фасад, внешний образ, публичный имидж и таким об­разом продемонстрировать тот или иной стиль. Однако стиль, как правило, обусловлен внутренним содержанием личности человека.

Излагая свои взгляды на проблему имиджа, английская исследовательница Элери Сэмпсон пишет: «Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа им». Она предлагает рассматривать имидж как саморекламу. «Картинка снаружи рекламирует то, что есть внутри», – считает Э. Сэмпсон.

Таким образом, имидж это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других.

Первоначально имидж начали изучать на Западе (главным образом в США), как основное средство психологического воздействия на потребителя в сфере предпринимательства. Проблемой имиджа, его использования заинтересовались многие исследователи из различных сфер деятельности и в первую очередь, занимающиеся коммерческой и политической рекламой. Большинство зарубежных авторов определяют имидж как способ психологического воздействия на мотивацию поведения, как механизм управления массовым и индивидуальным сознанием.

Американская исследовательница по имиджу Лилиан Браун (имиджмейкер пяти американских президентов от Кеннеди до Картера) считает, что профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь, то есть необходимо создать нужный имидж. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд разговора. Именно такие качества личности, как внешность, умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в карьере, и во всей жизни.

В отечественной науке изучение данного явления началось значительно позже, что было связанно с существованием командно-административной системы хозяйствования, отсутствием здоровой конкуренции, как в экономике, так и в политике и вследствие этого осуждением рыночных механизмов управления. Только в последние два десятилетия стали появляться сначала статьи в периодической печати, а позже и работы по проблеме имиджа. Имидж рассматривался как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя, средство манипулирования массовым сознанием. Позже в отечественной науке сформировалось такое направление как имиджелогия.

Отечественные авторы характеризуют имидж как собирательное понятие. Это индивидуальный облик или ореол, то есть та форма жизнепроявления человека, создаваемая в целях привлечения к себе внимания, благодаря которому «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики. Среди них приоритетными следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм.

Имидж как культурные социально обусловленные телесно-эстетические характеристики человека формируется и поддерживается в процессе социализации, а проявляется и демонстрируется в процессе имиджирования.

По мнению В. В. Бойко в деловом общении имидж выполняет несколько функций. Основная задача – вызвать доверие у партнера. Партнер, естественно, хочет иметь дело с порядочным, честным человеком, который не обманет и не подведет, на которого можно полностью положиться. Не должны вызывать сомнение ни нравственные, ни коммуникативные, ни профессиональные качества делового человека. Только в этом случае с ним можно заключать сделку, вверить ему свои интересы и материальные средства. С меркой «вызвать доверие или нет» люди относятся к политикам, юристам, брокерам, парикмахерам – ко всем, от кого зависит личный интерес.

Способность вызвать доверие у партнера – предмет особой заботы делового человека, рассчитывающего на успех. Роль имиджа, вызывающего доверие партнеров в деловом взаимодействии, тем значимее, чем демократичнее общество.

Если партнер по деловому общению вызывает доверие, то его имидж выполняет также дополнительные функции: создает предпосылки для эффективной совместной деятельности. Есть доверие – значит, есть шанс для развития отношений, есть возможность откровенно излагать свои проблемы и надежда на достижение целей. Есть доверие – значит, исчезает лишняя настороженность, общение идет в соответствии с предпочитаемыми нормами и в желательной манере.

Один из исследователей имиджа И.А.Федоров называет другие функции, которые выполняет индивидуальный имидж:

· функция психической защиты – имидж помогает скрыть от других свои недостатки, внушить желаемое представление о себе;

· функция социального тренинга – создавая имидж, человек корректирует собственные проявления, приспосабливая их к выполнению групповых ролей;

· иллюзорно-компенсаторная функция – имидж позволяет компенсировать стереотипность обычной жизни, как бы «поиграть в несбывшееся»;

· функция социально-символического опознавания – посредством имиджа человек демонстрирует членам группы свою готовность к выполнению соответствующих ролей, а другие члены группы благодаря имиджу опознают в индивиде потенциального партнера.

Перечислим основные особенности имиджа:

1. Зачастую имидж является стереотипизированным образом конкретного объекта, существующим в массовом сознании. Другими словами имидж выступает как устойчивое представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для какого-либо явления. При этом данные качества не всегда реально наличествуют в данном объекте, очень часто мы сами методом ассоциаций наделяем объект дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающих социальной значимостью для воспринимающего такой образ. «Имидж» блокирует рациональное познание объекта и в то же время своим внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия. Поэтому имиджмейкеры рассматривает это явление как способ манипулирования сознанием, поступками людей и основным средством воздействия определяют внушение. Таким образом, имидж наделяет человека, явление, предмет свойствами и характеристиками, возможно, ранее им и неприсущими, но при этом превращая их в основные качества. В результате представление об объекте радикально изменяется. Отсюда, главной особенностью зарубежных исследований является то, что понятие «имидж» используется в специфическом значении -«imagebuilding» («строительство» образов) для указания особого вида образов-представлений, широко используемых различными общественными институтами, формирующими установки в массовом сознании.

2. Имидж является неким синтетическим образом (одежда, манера говорить, прическа и т.д.), который складывается в массовом сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта (товара, профессии и т.д.).

Он содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению.

3. Имидж может пониматься не только как определённое субъективное содержание массового или индивидуального сознания (оценка, отношение), но и как обязательный объективный набор атрибутов отдельного человека (например, одежда, прическа, макияж и т.д.) или целого предприятия (его товаров и услуг, рекламной продукции и т.п.) и даже страны.

4. Имидж может формироваться стихийно, как «естественный» результат деятельности человека или организации, как оценка реальных характеристик процессов и продуктов этой деятельности в социальной среде. Однако чаще всего имидж формируется целенаправленно, выделяя определённые ценностные характеристики или с помощью ассоциаций наделяя объект дополнительными не имеющимися в наличии ценностями (социальными, политическими, социально-психологическими, эстетическими и т.д.), благодаря чему способствует более целенаправленному и эмоциональному восприятию и эмоционально-психологическому воздействию на кого-либо в целях популяризации. Речь идет о том, что человек или организация могут целенаправленно создавать выгодный для себя имидж, используя специальные социо - и психотехнические средства. Такой имидж может иметь мало общего с реальным положением дел (самый яркий пример здесь – деятельность пресловутой «МММ»). Чаще всего он является результатом работы специалистов в области политической психологии, психологии рекламы, маркетинга и т.

5. Любой имидж базируется на субъективных оценках человека (нравится не нравится, внушает доверие - не внушает), т.е. он обязательно включает эмоциональные элементы – чувства, переживания, аффекты и т.п.

6. Деловому партнеру приходится поддерживать свой имидж всю профессиональную жизнь. Даже если вы достигли основных целей, связанных с карьерой, вам постоянно придется заниматься самопрезентацией, чтобы оставаться конкурентоспособной личностью.

7. На 90% то, как вас воспринимает клиент, коллега, относится к оде­жде. Выбирая одежду на каждый день, мы демонстрируем свой вкус, индивидуальность и отношение к остальному человечеству. Одеваясь так же, как другие, мы показываем, к какой «общности людей» себя относим.

Типы имиджа:

- корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.);

- индивидуальный (имидж политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.). Содержание и механизмы формирования этих имиджей будут различны, но они связаны.

Ф. Джевкинз, сторонник функционального подхода, предлагает следующие типы имиджа:

1. Зеркальный – имидж, свойственный нашему представлению о себе.

2. Текущий – вариант имиджа, характерный для взгляда со стороны.

3. Желаемый – тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.

Английская исследовательница Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа:

- самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.

- воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.

- требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.

В зависимости от сфер деятельности, от различного социального контекста, в котором формируется имидж, можно выделить имидж в политике (и политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа (имидж поп-звезд), имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления.

Таким образом, формирование имиджа может и должно быть включено в систему рационального социального управления, так как здесь скрывается широкий пласт еще неиспользованных управленческих резервов. Не все практические работники, руководители осознали значение имиджа в деле презентации себя, своих фирм и организаций, многие продолжают действовать по известному рекламному слогану: «Имидж – ничто, жажда – все!». И проигрывают в конкурентной борьбе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Барьеры общения | Составляющие имиджа и механизмы его формирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.