Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологические основы потребностно-мотивационной сферы




Понятие о мотивациях и потребностях. Поведенческие реакции мотивируются (побуждаются) потребностями организма. При этом поведение эмоционально окрашивается. Потребности и мотивации в совокупности с эмоциями составляют единую сферу, которая определяет функциональное состояние организма человека, осуществление психичес­кой деятельности и поведения. Т.о. потребности, мотивации, эмоции - эти три состав­ляющие, тесно между собой связан­ные, играют различную роль в орга­низации поведения.

Потребности – это основной двигатель поведения, направ­ленного на достижение определен­ной цели. Потребность – это нужда, которую испытывает организм и которую он стремится удовлетворить через свое поведение. И. П. Павлов ввел понятие «рефлекса цели» как выражения стремления живого организма к обладанию чем-либо - пищей, раз­личными предметами. Сфера потреб­ностей человека очень широка. Она включает биологические (витальные), со­циальные, духовные (идеальные) потребности. Схожие группы потребностей есть и у животных, реализуются через врожденное инстинктивное поведение.

Термин мотивация трактуется учеными по-разному. Мотивация – то, что вызывает движение (в буквальном смысле). Мотивация - это активное состо­яние в структурах ЦНС, направленное на удовлетворе­ние потребности путем организации определенного целенаправленного поведения, которое проявляется объективно в изменении электрической активности мозга, его биохимии и субъективно в появлении определенных переживаний (чувство голода). Мотивация – это начальный толчок, побуждение к достижению определенной цели (по П.В.Симонову). Мотивация – само целенаправленное поведение (по А.Н.Леонтьеву).

Классификация потребностей и мотиваций человека. Детерминанты потребностей:

Биологические (витальные) потребности. Этот класс потребностей связан с необходимостью осуществления жизненно важных функций:

· Потребности поддержания постоян­ства внутренней среды организма (гомеостаза) - потребность в пище, воде, кислороде, определенной устойчивой температуре тела. Отклонение парамет­ров внутренней среды от определен­ного оптимального уровня побуждает организм к активным действиям, которые прекращаются при дости­жении полезного результата - вос­становлении гомеостаза, удовлетво­рении потребности.

· Потребность в сохранении вида - п роявляется в оборонительном поведении.

· Потребность в продолжении рода – проявляется в половом поведении.

Особенности биологических потребностей человека в отличие от потребностей животных: и х реализация не носит непосред­ственного характера, т.е. всегда опосредована влиянием социальной среды; в значитель­ной мере определяется социальными и культурными факторами; биоло­гические потребности у человека находятся под контролем регулиру­ющих структур коры больших полушарий.

Социальные потребности. Социальные потребности, как у животных, так и у человека, направлены на обеспечение взаимодействия с особями того же вида.

· Потребность принадлежности к опре­деленной группе;

· Потребность занимать опре­деленное место в группе;

· потребность следовать приня­тым в группе или обществе образцам поведения.

Социальные потребности не являются врожденными и формируются независимо от витальных вследствие воспитания обществом. Социальные потребности проявляются в процессе социализации ребенка – первые признаки которой выражаются уже в первые месяцы жизни - комплекс оживления при виде матери, как результат удовлетворения потребности в привязанности.

Духовные (идеальные) потребности. Духовные потребности представляют основу саморазви­тия индивида.

· Потребность в новизне лежит в ос­нове ориентировочно-исследовательс­кой деятельности как у животных так и у человека.

· Потребность в новизне определяет раз­витие познавательной потребности - от стремления к ощущениям и впечат­лениям к приобретению знаний. Человека интересуют знания об окружающем мире, о своем месте в нем, о смысле и назначении своего существования.

· Иногда потребность в знаниях у человека может подменяться потребностью в острых ощущениях (при определенных свойствах личности и условиях развития), что приводит неред­ко к асоциальному поведению.

· По­требность в информации является основой потребности в приобретении знаний. Она проявля­ется в необходимости постоянного притока афферентации, поддерживающей оптимальный уровень активации. При дефиците информации (сенсорный голод) активационный уровень может восстанавливаться путем стимуляции творческих воз­можностей. Творческий человек в условиях сенсорной изоляции часто починает писать стихи, рисовать, конструировать, используя информацию, имеющуюся в индивидуаль­ном опыте. Полное отсутствие сен­сорной информации может привести к возникновению галлюцинаций.

· Потребность преодоления. У животных проявляется как рефлекс свободы, и возникает при наличии реальных препятствий. У человека понятие препятствия значительно расширяется и прояв­ляется в стремлении преодолеть как реальные физические препятствия, так и «препятствия» в осуществле­нии интеллектуальной и творческой деятельности.

В каждой из трех выделенных групп потребностей можно выделить потребности сохранения и развития (по Симонову П.В.). Потребность сохранения удовлетворяется в пределах норм (удовлетворение достигнутым уровнем знания). Потребность развития превышает нормы (стремление к непознанному).

Помимо выше перечисленных потребностей, связанных с определенным состоянием организма, можно выделить высшие человеческие потребности на содержание деятельности (предметно-функциональные) – потребность в труде, художественном творчестве и т.д. Их выделял А.Н. Леонтьев.

Причины возникновения потребностей могут быть внешними ( связанными с воздействием факторов внешней среды) и внутренними (связанными с факторами внутренней среды организма). Общей внутренней детерминантой любой потребности И.П. Павлов называл активность организма – направленность на удовлетворение потребностей, связанных с возникновением определенных изменений во внутренней среде организма. Например: чувство голода и стремление к насыщению возникает при недостатке глюкозы в крови, если организм не может самостоятельно компенсировать отклонение. Внешняя детерминанта – это реактивность организма, т.е. способность реагировать на изменение внешней среды.

Виды мотивации классифицируются также как потребности: биологические, социальные, духовные. Т. о. Можно выделить две фазы любого вида мотивации:1) фаза мотивационного состояния – возникновение определенного дефицита во внутренней среде, появление потребности; 2) фаза целенаправленного поведения (запуска и реализации целенаправленного поведения) для удовлетворения возникшей потребности.

Мотивационные состояния впервые были изучены П.К. Анохиным. Обе фазы мотивации П.К. Анохин рассматривает как составные элементы структуры поведенческого акта, как часть функциональной системы поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.