Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии


Затраты и их классификация в управленческом учете.

Обобщенно классификацию затрат предприятия применительно для управленческого учета можно представить в следующем виде (табл. 1).

Таблица 1.

Классификация затрат в управленческом учете

Классификационные признаки с учетом функций управления Виды затрат
1. Процесс принятия управленческих решений Явные и альтернативные; релевантные и нереле-вантные; эффективные и неэффективные
2. Процесс прогнозирования Краткосрочные и долгосрочные
3. Процесс планирования Планируемые и непланируемые
4. Процесс нормирования Стандарты, нормы и нормативы и отклонение от них
5. Процесс организации По местам и сферам возникновения; функциям дея-тельности и центрам ответственности
6. Процесс учета Одноэлементные и комплексные; по статьям каль-куляции и экономическим элементам; постоянные и переменные; основные и накладные; прямые и кос-венные; текущие и единовременные
7. Процесс контроля Контролируемые и неконтролируемые
8. Процесс регулирования Регулируемые и нерегулируемые
9. Процесс стимулирования Обязательные и поощрительные
10. Процесс анализа Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные

 

3. Бюджеты и бюджетирование: сущность, процесс составления.

Основным компонентом системы внутреннего учёта является система формирования бюджетов (budgetary plans) и планов производства (performance standards). Для создания системы производственных планов и программ служит система измерения фактических результатов и выявления различий между выполнением производственных программ и планируемыми показателями (system for measuring actual results and reporting differences between actual performance and the plans).

Планирование предполагает составление и последующее выполнение реальных планов. Полученные результаты сравниваются с результатами прогнозов, что отражается в специально разработанной форме отчётности. Менеджмент компании, таким образом, может оперативно реагировать на отклонения от плана, внося в него соответствующие корректировки либо пересмотрев план, если исходные условия текущей деятельности компании подверглись существенным изменениям.



Планы могут рассматриваться как некие стратегические основы будущего компании; как графики выпуска продукции в рамках осуществления специальных программ повышения производительности; как способ временной разбивки деятельности. Большинство производственных планов периодические, то есть рассчитаны и отражают деятельность компании в определенном временном промежутке (неделя, месяц, квартал, полугодие, год). Периодические планы составляются на основе ряда проектируемых финансовых расчётов или бюджетов.

Принято выделять две формы бюджетной отчётности (budget statements): план прибылей (бюджет доходов и расходов) (profit plan) и прогноз движения наличности (cash forecast) (бюджет движения денежных средств). План прибылей — это отчёт о прибылях, рассчитанный на период, на который составляется бюджет. Он обобщает в виде финансовых показателей данные по планируемым усилиям, по стимулированию продаж (показатель расходы на продажи — selling expense) и результат прилагаемых усилий (показатели: коммерческий доход — sales revenue и дополнительные затраты на продажи — accompanying cost of goods sold). Отдельные планы прибылей обычно готовятся по каждому из наиболее важных сегментов рынка, на которых работает компания. Данные, лежащие в основе плана прибылей, составляются коммерческим департаментом компании, на котором лежит ответственность за составление бюджетов продаж и издержек.

Многие компании составляют также альтернативные бюджеты с целью оперирования ожидаемыми объемами в течение бюджетного периода. Набор альтернативных бюджетов известен как гибкий бюджет. Практика составления гибких бюджетов широко применяется на производственных предприятиях. Она позволяет облегчить оценку издержек производства (cost performance) при различных уровнях объема продаж.

Вторым основным элементом годового бюджета (annual budgetary plan) является прогноз движения наличности (cash forecast) или бюджет движения денежных средств (cash budget), в котором суммируются ожидаемые движения наличности по всем операциям компании. В него включаются ожидаемые наличные платежи, поступления наличности, количество наличных денег на руках. Предварительные прогнозы движения наличности используются при решении вопросов о наличии доступных денежных средств на выплату дивидендов, покупку или строительство зданий, оборудования, а также для ряда других программ, которые не требуют немедленной оплаты. Объём краткосрочных заимствований (short-term borrowing) или краткосрочных инвестиций (short-term investment) временно не используемых фондов (temporarily idle funds) в идеале должен соответствовать обязательствам на конец отчётного периода.



Другими элементами бюджета, в дополнение к плану прибылей (profit plan) и прогнозу движения наличности (cash forecast), являются бюджет капитальных расходов (capital expenditure budget) (инвестиционный бюджет), бюджеты расходов на персонал (personnel budgets), производственные бюджеты (production budgets) и прогнозный баланс (budgeted balance sheet). Все они составляются с целью оптимизации процесса принятия управленческих решений и соотнесения полученных результатов с запланированными для возможной корректировки бизнес-процессов.

Управленческий учёт имеет ряд основополагающих целей:

1) подготовка оперативных данных для менеджмента компании с целью последующего принятия стратегических решений по вопросам текущей и будущей операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании;

2) формирование, обслуживание, контроль и корректировка системы бюджетного планирования компании;

3) анализ и расчет альтернативных вариантов возможного экономического эффекта в зависимости от выборки возможных действий;

4) сопоставление предварительных планов и предложений, анализ производственных программ, стратегий развития производства, маркетинга;

5) управление через центры финансовой ответственности, оценка и повышение стоимости компании, управление себестоимостью, оценка деятельности подразделений и функциональных блоков;

6) сбор, анализ и предоставление информации менеджменту для обеспечения выполнения функций планирования, оценки результатов и управления финансово-хозяйственной деятельностью (в первую очередь управления активами и стоимостью компании);

7) оптимизационные решения по вопросам аутсорсинга, политика закупок, управление прибыльностью продуктов и структурных подразделений.

1. Контроллинг как управленческая функция: определение контроллинга, функции контроллинга.

Сегодня сложно дать однозначное определение понятию "контроллинг", в настоящее время существует множество определений контроллинга: от тождества "контроллинг = немецкий (европейский) вариант управленческого учета" до признания контроллинга философией менеджмента. Это свидетельствует о том, что контроллинг является интенсивно развивающимся направлением в области теории и практики управления организацией.

"Контроллинг" происходит от английского глагола "to control", имеющего разные семантические значения. В экономическом смысле это управление и наблюдение <1>. Однако в англоязычных источниках термин "контроллинг" практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин "управленческий учет" (managerial accounting, management accounting), хотя работников, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, там называют контроллерами (controller). Так как отечественная терминология пока не устоялась, у нас используют оба термина: и "контроллинг", и "управленческий учет".

В современном значении слово "контроллинг" появилось в России в самом начале 1990-х гг., когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически рыночные принципы хозяйствования.

В 2001 г. в России было создано некоммерческое партнерство "Объединение Контроллеров", которое установило свои основные цели: содействие распространению на предприятиях и в организациях философии и методологии контроллинга с целью повышения эффективности функционирования и роста уровня конкурентоспособности народного хозяйства России; обеспечение обмена профессиональной информацией и коммуникаций среди специалистов, занимающихся проблемами разработки и внедрения контроллинга, а также подготовкой кадров для предприятий и организаций; содействие повышению уровня профессиональной квалификации специалистов в области контроллинга.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что процесс самоутверждения контроллинга идет по двум направлениям:

1) он протекает в форме становления составной части учения об управлении организацией;

2) соответствующий процесс происходит в практике организаций, где идет речь об определении функциональной роли контроллинга.

Основные постулаты современной философии контроллинга, сформулированные российскими и зарубежными учеными, звучат следующим образом: приоритет рентабельности деятельности организации над ростом объемных показателей, т.е. размеры организации, объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п. являются второстепенными по сравнению с эффективностью работы организации в целом и ее подразделений; рост объемов бизнеса организации оправдан лишь при сохранении прежнего уровня или росте эффективности; мероприятия по обеспечению роста доходности не должны повышать допустимые для конкретных условий функционирования организации уровни рисков

Основной функцией контроллинга является координация.

В сфере учета задачи контроллинга включают создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства.

Контроллинг поддерживает процесс планирования путем выполнения следующих задач:

1) формирование и развитие системы комплексного планирования;

2) разработка методов планирования;

3) определение необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения.

Контроль - это продолжение планирования, он сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. В отличие от ревизии, контроль в контроллинге ориентирован на текущие результаты деятельности организации и не связан с документальной проверкой на местах свершения хозяйственных операций.

При обеспечении руководства аналитической информацией в задачи контроллинга входит разработка "архитектуры" информационной системы, стандартизация информационных каналов и носителей и выбор методов обработки информации.

В функции контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития организации в рыночных условиях: создание и применение методики разработки целевой картины и целевых показателей организации (контроллер сам не ставит цели, но обеспечивает процесс определения целей, например целевого показателя рентабельности капитала); ориентация работ по планированию "снизу вверх" для обеспечения достижимости целей организации, сформулированной "сверху вниз" в рамках правил, установленных целевой картиной; сбор и анализ данных о внешней среде; сравнение с конкурентами; обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов; проведение калькуляции для особых заказов; расчеты эффективности инвестиционных проектов; отслеживание тематики, которая не вошла в утвержденный план на предстоящий хозяйственный год; обеспечение представления фактической информации, соответствующей плановым показателям на каждом рабочем месте, и др.

К технико-экономическим функциям контроллинга относятся:

1) учетно-аналитическая функция - реализация управленческого учета и анализа с помощью особых унифицированных форм документов для обеспечения координации и интеграции поведения целевых показателей;

2) контрольно-информационная функция - информационное обеспечение процесса контроля за бизнес-процессами организации;

3) методическая - обеспечение рациональности и постоянного обновления используемых методов и инструментов управления для совершенствования учета, анализа, планирования и контроля. Выделение целевых и технических функций контроллинга позволяет определить внутри функционального управления программно-целевой, системный и процессный подходы в управлении. Дифференциация функций контроллинга позволяет выделить отдельные задачи и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Структура контроллинга.

Контроллинг можно рассматривать с двух позиций: 1) как систему; 2) как процесс.

Рассматривая контроллинг как систему, необходимо выделить следующие ее составляющие:

1) элементы со специфическими параметрами, т.е. сами процессы планирования, контроля и регулирования в отношении конкретных объектов, характеризующихся специфическими признаками;

2) специфические связи между элементами, т.е. специфические структуры процессов планирования, контроля и регулирования, прежде всего структуры самих планов и отчетов.

Контроллинг можно также рассматривать как управленческий процесс, в ходе которого достигаются цели организации.

Процесс - это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами (принципами).

Рассматривая контроллинг как процесс, выделяют 9 стадий этого процесса:

1) стратегический анализ;

2) выработка вариантов стратегий;

3) выбор эффективной стратегии из существующих вариантов;

4) разработка дерева целей;

5) выработка соподчиненности и координации через иерархию приоритетов стратегических целей и тактических задач;

6) разработка механизма реализации заданного дерева целей, стратегии и тактики;

7) оценка эффективности комбинаций рычагов, инструментов и конкретных технологий бизнес-операций;

8) формирование системы промежуточных и конечных ожидаемых результатов (промежуточные результаты формируются по стадиям бизнес-процессов);

9) формирование адекватной системы контроля:

а) соответствие системы контроля целям, стратегии и тактическим задачам;

б) соответствие целей механизмам их реализации, ожидаемым результатам;

в) соответствие ожидаемых результатов и фактически полученных результатов;

г) коррекция стратегии, тактики, механизмов реализации по системе: план - факт - отклонение.

2. Методы контроллинга: метод модерации, методы стратегического и оперативного контроллинга.

Метод модерации - это обобщение опыта и развитие творческого потенциала различных сотрудников для достижения целей организации. Применение модерационных методов способствует проявлению скрытых творческих возможностей персонала организации.

Стратегические методы контроллинга предоставляют контроллеру, в отличие от конкурентов, возможность наиболее раннего распознавания стратегических "узких мест" экономического роста и, следовательно, своевременной разработки соответствующих контрмероприятий.

Основные инструменты стратегического контроллинга:

1) анализ потенциала и "узких мест";

2) анализ конкурентных сил Портера;

3) бенчмаркинг;

4) анализ решений "собственное производство - поставки со стороны";

5) анализ кривой опыта; анализ качества обслуживания;

6) инструментарий логистики;

7) портфельный анализ;

8) анализ жизненного цикла продукта;

9) стратегический анализ затрат;

10) анализ издержек по центрам ответственности; анализ стратегических разрывов;

11) построение сценариев;

12) функционально-стоимостный анализ;

13) анализ и планирование ценности капитала;

14) планирование производственного результата;

15) финансовое планирование;

16) планирование загрузки мощностей;

17) бюджетирование;

18) анализ рисков;

19) сетевое планирование;

20) ценообразование;

21) определение показателей эффективности по подразделениям;

22) линейное программирование.

Методы оперативного контроллинга служат контроллеру (а на малых предприятиях функции контроллера выполняют руководители предприятия, руководители финансового отдела или отдела учета) средством активного управления прибылью, обнаружения и устранения оперативных "узких мест" в сферах снабжения, производства, реализации и управления <1>.

Основные инструменты оперативного контроллинга:

1) составление отчетов (в том числе сводных) о хозяйственной деятельности организации;

2) анализ издержек по центрам ответственности;

3) анализ предельных издержек;

4) ступенчатый анализ сумм покрытия;

5) маржинальный анализ (расчет сумм покрытия);

6) анализ величин в точке безубыточности;

7) расчет комиссионного вознаграждения торговых представителей на базе сумм покрытия;

8) анализ скидок;

9) бюджетирование;

10) анализ возникающих на предприятии узких мест;

11) методы расчета инвестиций;

12) расчет производственного результата на краткосрочный период;

13) создание кружков качества;

14) анализ областей сбыта;

15) функционально-стоимостный анализ;

16) ABC-анализ; XYZ-анализ;

17) инструментарий логистики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управленческий учет на предприятии | Тема 15. Налогообложение предприятия

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Акты по форме Н-5, H-1 и П-5 вместе с материалами расследования подлежит хранению в течение 45 лет на предприятии, работником которого является (был) пострадавший.
  2. Аналитическая деятельность на предприятии
  3. В соответствии со статьей 13 Закона Украины «Об охране труда» на каждом предприятии создается и обеспечивается функционирование системы управления охраной труда (СУОТ).
  4. Вопрос 2. Планирование на предприятии как функция управления
  5. Вопрос. Необходимость корпоративного налогового менеджмента на предприятии
  6. Г. Черч —структурные вопросы производства и управления на предприятии
  7. Издержки и ценообразование на предприятии.
  8. Изучение и оценка уровня производительности труда на предприятии
  9. Инжиниринг и реинжиниринг на предприятии
  10. Исполнители аналитической работы на предприятии
  11. Кадровая политика на предприятии и ее сущность
  12. Кадровое планирование на предприятии, ее виды и назначение

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.067 сек.