КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарии к лекции № 9
«Основы системы подготовки»
Вряд ли можно себе представить успешного управленца в сфере спорта, если он не знает объёма задач, решаемых в тренировочном процессе и не умеет давать оценку его содержанию в зависимости от решаемых задач. В таком случае он вынужден соглашаться с тем, что все предложенное тренерским коллективом направлено на достижение главной цели. Но это далеко не так, т.к. только в случаях развертывания деловых дискуссий рождается необходимый, осмысленный план организации подготовки. План, позволяющий полагать, что все стороны подготовки продуманы, выверены и согласованы. При наличии такого отработанного плана не составляет особого труда определить ошибки в случае не достижения поставленной цели, а самое главное не повторять их в дальнейшей работе. Как постановка задач, так и содержание тренировочного процесса базируются на знаниях специфических принципов построения спортивной подготовки, которая и является конструктивной основой рассмотрения плана. Знание их позволяет управленцам формулировать и задавать принципиальные вопросы разработчикам, которые позволят конкретизировать используемые средства и методы для решения педагогических задач на различных этапах и периодах подготовки. Представленный в лекции материал призван усилить понимание того, что методологическая основа построения тренировочного процесса направлена на адаптацию систем и функций организма спортсмена, который имеет решающее значение для достижения поставленной цели. Любой план построения спортивной подготовки предполагает достижения какой-то модели, «модели будущего» и, чем точнее она будет для конкретного спортсмена или команды, тем определённее или прагматичнее можно строить план ее достижения. Для этого весьма важными являются сведения о том, как и на какой основе строятся тренировочные прогнозы, какие способы используются для моделирования тренировочного процесса, как формируется цель. Конкретные вопросы управленца, это не только желание эффективно организовать процесс подготовки. Это еще стимул для тренеров и педагогов осмыслить все детали подготовки и найти правильные подходы. Отсутствие профессионального интереса у руководителей к работе тренера-педагога позволяет им не растить будущих чемпионов, а ждать, когда к нему в секцию придет талантливый ученик. С другой стороны, как это не редко бывает, позволяет тренеру убеждать всех в том, что не следует его учить, он лучше знает, как организовать подготовку. Надеемся на то, что материал, изложенный в лекции, может быть использован управленцами для рациональной организации процесса подготовки спортсменов на любом ее уровне. (ДЮСШ, СДЮШОР, Училище Олимпийского резерва, ШВСМ и сборная команда).
Лекция № 9 «ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ» Спортивная тренировка это процесс, преследующий цель достижения максимального для конкретного индивидуума или команды уровня тактико-технического мастерства, физической и психологической подготовленности, обусловленной спецификой вида спорта и условиями соревнований. В процессе спортивной тренировки решаются следующие задачи: - освоения техники и тактики в избранном виде спорта; - совершенствования функциональных систем, несущих основную нагрузку; - воспитания необходимых морально-волевых качеств; - достижение должного уровня психологической подготовки; - приобретения теоретических знаний и практического опыта, необходимых для оптимальной организации тренировочной и соревновательной деятельности; - комплексного проявления всех составных частей, обеспечивающих достижение необходимого успеха. Решение перечисленных задач и определяет содержание спортивной подготовки. Все перечисленное позволяет классифицировать виды подготовки, которые можно представить в виде куба:
Рис.
Средства спортивной тренировки – это все многообразие воздействия на спортсмена прямо или опосредованно влияющих на совершенство мастерства. Если говорить о физических упражнениях, то они подразделяются на: обще- подготовительные; вспомогательные; специально-подготовительные; соревновательные. Деление между ними весьма условно, т.к. меняя режимы тренировки, мы переводим их из группы в группу. При их применении важно рассматривать и их направленность: техника, тактика или двигательные качества (способности). Методы спортивной подготовки. Методы спортивной подготовки – это способы работы тренеров и спортсменов (команды) с помощью которых последние приобретают знания, умения и навыки, необходимые физические качества.
Все методы делятся на:
В тренировочном процессе они используются в различном сочетании. Методы должны соответствовать задачам и учитывать возраст, пол, квалификацию, уровень подготовленности. Одни и те же методы могут иметь специфическую окрашенность в зависимости от того, на что они направлены на освоение: техники, двигательных способностей или тактики. Ранее уже говорилось о том, что разучивание техники может осуществляться двумя методами: в целом или по частям. Для реализации этих методов используются подводящие и имитационные упражнения. При совершенствовании двигательных качеств используется непрерывный, интервальный, игровой и соревновательные методы. Раскрытие их вы найдете в лекции № 4. Основные принципы спортивной тренировки. Общие дидактические принципы: научность, воспитательная направленность, сознательность, активность, наглядность, прочность, систематичность, последовательность, доступность, индивидуализация. Специфические принципы спортивной подготовки. Учитывая тренировочные воздействия на реакцию организма, взаимосвязь различных составляющих учебного процесса. К ним относятся: - направленность к высшим достижениям; - углубленна специализация; - увеличение нагрузки до максимума; - волнообразность и вариативность; - цикличность; - единство структур соревновательной и тренировочной деятельности. В зависимости от роста накопления знаний и эмпирического опыта количество принципов может расширяться. Направленности к высшим достижениям подчинено все: подбор средств тренировки, режим, отдых, питание, совершенствование проведения соревнований, инвентарь, оборудование и т.д. Углубленная специализация раскрывается тезисом – невозможно добиться результатов даже в одном виде спорта, но в разных дисциплинах. Непрерывность: все должно быть подчинено расширению функциональных возможностей: - спортивная тренировка, как многолетний процесс, где одно накладывается на предыдущее; - работа и отдых должны находиться в строгом подчинении и зависеть от решаемой задачи; - каждое предыдущее занятие накладывается на последующее. Последовательное увеличение нагрузки вплоть до максимальной призвано решать задачи адаптации организма за счет: - увеличения суммарного объема годовой нагрузки; - увеличения количества занятий в микроцикле; - увеличения количества тренировок в день; - увеличения количества занятий с предельными нагрузками; - увеличение специальных занятий; - увеличение соревновательной нагрузки; - увеличение психологического, фармакологического, медицинского обеспечения. Волнообразность и вариативность. Характерна для различных структурных единиц тренировочного процесса, но более видна при анализе периодов, мезоциклов, которые дают представление о варьировании объема – интенсивности, специфических качествах. Цикличность тренировочного процесса. Матвеев Л.П. справедливо утверждал, что при построении тренировки следует исходить из необходимости повторения, как самой тренировки, так и ее элементов; рассматривать элементы тренировки во взаимосвязи с более крупными задачами периода, цикла и этапа; при этом выбор средств должен осуществляться в строгой взаимосвязи с этапами и периодами тренировочного процесса. Единство и взаимосвязь проявляются в структуре соревновательной и тренировочной деятельности. Для этого выделяются основные параметры, характеризующие соревновательную деятельность и определяется их субординационная подчиненность. Например: - выделяются основные компоненты соревновательной деятельности (старт, уровень дистанционной деятельности, финиш и т.д.); - качества, определяющие эффективность, например: специальная выносливость, скоростно-силовые способности; - опред6еляются основные параметры и характеристики мощности и емкости систем энергообеспечения, устойчивости и подвижности систем и т.д.; - определяются частные показатели: аэробная производительность, объём сердца и т.д. Такой подход позволяет определить перспективные задачи, а, следовательно, программу и этапность подготовки. Параметры и критерии тренировочных нагрузок, их объем и интенсивность. Нагрузка – воздействие физических упражнений на организм спортсмена, т.е. ответная реакция его функциональных систем. Интенсивность – величина и направленность протекания адаптационных процессов, зависящих от величин и направленности нагрузок.
Нагрузка
Расчет нагрузки ведется:
Внешняя сторона: темп, скорость, внешнее отягощение и т.д. Внутренняя сторона: срочный эффект ЧСС, частота дыхания, объём кислорода, объём крови, лактат, подвижность нервных процессов, запас гликогена, окислительные ферменты и т.д. Величина нагрузки прямо зависит от пауз отдыха так: 10 х 50 м – плавание, отдых в 10-15 сек. решает задачи коммуляции и утомления; отдых – 2-3 мин. – это полный отдых. Реакция на одну и ту же нагрузку может быть различна и зависит от индивидуальной подготовленности, квалификации, предшествующей нагрузки, функционального состояния, внешних условий.
Интенсивность работы – степень напряженности различных систем вовлеченных в выполнение работы. Интенсивность работы и избирательная ее направленность в спортивной практике постоянно взаимоувязываются. Увеличение скорости с 70 до 75% требует 5% увеличения энергетических затрат. Однако, дальнейшее увеличение уже изменяет энергетический механизм, а вместе с ним и непропорциональное увеличение энергии. - максимальная анаэробная мощность, это преобразование в алактатном аэробном режиме; - мощность истощения, наибольшая интенсификация анаэробного гликолиза; - критическая мощность, наибольшая скорость аэробного образования; - пороговая мощность – порог анаэробного обмена (по Волкову Н.И.). Продолжительность упражнений – изменяя продолжительность работы, мы воздействуем и тренируем различные энергетические механизмы. Продолжительность и характер отдыха – определяет направленность работы. а) полные интервалы; б) неполные интервалы 60-70% от полного; в) сокращенные интервалы; г) удлиненные интервалы 1,5-2 часа в спорте не используются. Характер отдыха: активный или пассивный. Количество повторений – важнейший показатель нагрузки. Динамика функциональной активности при напряженной мышечной деятельности проходит через следующие стадии: а) предрабочее возбуждение и активизация вегетатики; б) врабатывание при этом: двигательная функция это – 10-20 сек. до 1-2 мин. вегетатики – 4-6 мин.; в) период устойчивого состояния; г) утомление. Утомление и восстановление при напряженной мышечной деятельности. Проблема утомления многообразна. Утомление, в нашем случае, рассматривается как фактор, стимулирующий развитие и мобилизацию функциональных ресурсов, определение границ рационального объёма тренирующих воздействий или участие в соревнованиях, обеспечение процессов адаптации. Различают: - явное утомление – снижение работоспособности, отказ от работы в заданном режиме. -скрытое утомление – это деэкономизация работы, но без снижения работоспособности в силу включения компенсационных механизмов. Скрытое утомление выявляется сложно. В связи с утомлением, работоспособность спортсмена проходит через следующие стадии: повышение работоспособности; снижением до дорабочего состояния и ниже; восстановлением и сверх восстановлением. Если бы после тренировки состояние организма возвращалось к исходному состоянию, то тренировка не имела бы смысла. Следовые процессы (реакции) не устраняются полностью, а сохраняются и закрепляются. Гетерохронизм – вот что следует учитывать при рассмотрении восстановления. Так если кислорода транспортная система восстановилась, то это не свидетельствует о том, что энергетические ресурсы пришли к исходному состоянию. Адаптация Адаптация процесс приспособления организма к внешней среде или изменение происходящего в самом организме. Рис. Срочная адаптация, реакция организма на работу, отражены на рисунках. Долговременная адаптация – увеличение нагрузки приводит к гиперфункции органа, т.е. когда на массу клеточных структур увеличивается количество нуклеиновых кислот и белка. Со временем та же нагрузка. В связи с произошедшими их изменениями становиться нормой для гипертрофированного органа. Приведем пример, за 3-4 месяца тренировок мышечная масса может увеличиться на 20-30%, объём сердечной мышцы на 200 см, максимальное потребление кислорода на 15-20%. Срочная адаптация имеет три фазы» фаза резкого возрастания, фаза устойчивого состояния, фаза рассогласования, когда запросы и предложения разбалансированы. Это третья фаза не благоприятна для долговременной адаптации. Долговременная адаптация – разделяется на 4 фазы: Систематическая мобилизация ресурсов на предъявляемую нагрузку. 1.Под воздействием в постоянной или повышающейся нагрузки происходит преобразование функциональной системы – гипертрофия органов; 2.Устойчивая адаптация произошла, и система работает в условиях стабильности; 3.При нерациональном использовании нагрузок, недостаточном отдыхе, питании, при восстановлении изнашивается система, происходит гибель клеток, гипертрофия клеток, печени, система выходит за рамки компенсаторных возможностей. Адаптационные процессы направлены: - накопление структурных изменений, тканей и органов, обеспечивающих прирост; - совершенствование координационной структуры; - совершенствование регуляторных механизмов; - психологическое приспособление. Адаптационные перестройки в значительной степени зависят от сочетания: стимул – ответ. Хорошо адаптированная система отличается большой гибкостью. Следует помнить, что скорость адаптационных преобразований у новичков и квалифицированных спортсменов различна. У юных – быстрее, у зрелых – сложнее. Количество средств, способных вызвать адаптационные процессы с ростом мастерства заметно сужается. Достигнутый уровень адаптации следует поддерживать соответствующими нагрузками. Деадаптация возникает после прекращения нагрузок. Силовые показатели заметно снижаются уже через 1,5-2 недели; выносливость – 1,5 месяца. Адаптационных перестроек добиваются правильным планированием. Продолжительность периодов устанавливается с учетом гетерохронности адаптации различных систем. Так, морфологические изменения происходят относительно быстро, но регуляторные и исполнительные органы имеют более длинный период адаптации.
Модельные характеристики, как способ нормирования тренировочных воздействий. Прогнозирование – предвидение перспектив развития спорта в целом, продвижение передовых технологий, определение путей достижения эффекта. Ему подвержены – развитие спорта в целом, отдельных видов спорта, техники, тактики, прогноз рекордов, отдельные соревнования и отдельный поединок, старт и т.д. Прогнозирование прямо связано с управленческими решениями. Экстраполяция как способ предвидения основывается на выявлении закономерностей, но и в процессе экстраполяции имеются диапазоны или границы. Наряду с экстраполяцией используются такие приёмы, как моделирование и экспертные оценки. Моделирование в спорте подразделяется на: краткосрочные (минуты, часы); среднесрочные (неделя, месяц); долгосрочные (1-2 года); сверхдолгосрочные (4-8 лет). Модели в спорте делятся на 2 группы:
В то же время модели могут быть:
Параметры, выбираемые для построения модели должны строго увязываться со спецификой конкретного вида спорта и иметь независимый характер. Модель соревновательной деятельности – является системообразующим фактором. Например: вольный стиль 100 м. Прогнозируемый результат 54 сек.; стартовое время 10 метров – 3,922; поворотные 15 метров – 7,956; скорость – 1,781. Модели подготовленности – позволяют сопоставлять отдельного спортсмена с эталоном и таким образом строить тренировочный процесс. Морфофункциональные модели (Орлов, Булгакова, Мартиросов, Волков, Шарова) разрабатывались для конкретных видов спорта. Моделирование соревновательной деятельности – в основном для «спортсменов-середнячков», т.к. у выдающихся, некоторые их параметры значительно превосходят средние модели, а зато другие отстают. Это видно при сравнении двух спортсменов, показывающих одинаковые результаты. Каким же путем идти при организации подготовки? Примеры: В.Борзов – (легкая атлетика – 100 м (да) – 400 м (нет); С.Фесенков (плавание) – 200 м баттерфляй (да) – 100 м (нет). Поэтому на этапе высшего спортивного мастерства обеспечивается индивидуальный подход с выбором параметров соревновательной деятельности достижение которых позволяет обеспечить высшие результаты. (скорость последних поворотов, финиш, стартовый отрезок и т.д.). Общепедагогические и другие средства и методы стимуляции работоспособности. Все средства восстановления и стимуляции работоспособности условно разбиваются на 3 группы: педагогические, психологические, медико-биологические. Педагогические – правильное сочетание двигательной активности, разнообразие сочетания нагрузок, вариативность и т.д. Психологические – аутогенные и психорегулирующие тренировки, сон – отдых, которые позволяют снять психологическую усталость, определить цели, сформулировать установку. Медико-биологические – электро-процедуры, световые, гидро-процедуры, баня, фарм-средства. Призваны снять локальное и общее утомление, ускорить адаптационные процессы, повысить работоспособность. Восстановительные процедуры делятся на: глобальные, избирательные и общетонизирующие. Восстановление это небезобидная процедура, это нагрузка. Восстановительная процедура позволяет увеличить объем тренировочной нагрузки в микроцикле на 10-15%, т.е. планировать еще, по крайней мере, 1 тренировочное занятие. Если это работа на координацию и точность, это оправдано. Естественно-средовые факторы подготовки. Данные факторы стали предметом тщательного изучения в начале только потому, что соревнования проводятся в разных городах, странах, часовых поясах, климатических условиях. Следует напомнить всплеск интересов к этому вопросу в период подготовки к Олимпийским играм в Мехико (1968 год, высота 2240 м). Разряжение воздуха на высоте 2200 м соответствует действию ветра в спину 1,5-2 м/сек., что обуславливает высокие результаты на 100, 200, 400 метров; а также способствует улучшению личных рекордов при толкании ядра на 5 см, метании молота – 53 см, копья – 69 см, диска – 162 см. В то же время, снижение парциального давления на 1/4, по сравнению с обычным, а именно 16% в Мехико приводит к резкому снижению в процессе дыхания потребление кислорода на 10-15%, т.е. возрастает вентиляция легких, увеличивается содержание лактата, предъявляются высокие требования к аэробным возможностям спортсмена. 2-х недельная подготовка в горных условиях при частоте пульса 170-180 уд./мин. значительно увеличивается объём потребления кислорода на 8-12%. В то же время Я.М. Коц, утверждал, что подготовленному спортсмену нечего делать в горах, т.к. эффект гор сложно предвидеть. Ф.Суслов установил положительное влияние гор для видов спорта, связанных с выносливостью. Обусловлено это повышением аэробных и анаэробных энергетических механизмов, уменьшением расхода энергии на стандартную работу, повышением устойчивости к гипоксии. При использовании горной подготовки первый сбор – всегда имеет удлиненный втягивающий микроцикл. При проведении второго сбора он укорачивается на 3-4 дня. Применяется и другой метод, тренировки проходят на высоте, а отдыхают (спят спортсмены) на пониженных высотах. Однако эффект от горной подготовки действительно весьма индивидуален. Тренировки в жарком и холодном климате. Оптимальная температура для человека 18-22о, но границы комфорта по t снижаются при частоте 140 уд./мин. до 16-17о, а при 180 уд./мин. – до 14-15о. 75% тепла при работе уходит во внешнюю среду. Выравнивание температуры тела и внешней среды приводит к увеличению теплоотдачи. Теряется жидкость, увеличивается приток крови к коже, вместо мышц, увеличивается лактат, увеличивается ЧСС, понижается систолический объем сердца. Было доказано, что ЧСС после беговой нагрузки в 15 мин. и отдыха в 20 мин. при подъёме температуры с 25о до 30о повышается вдвое. В условиях изменения температуры следует следить за электролитическим обменом, чаще пить воду – 200-300 мл через 15-20 мин. В воду следует добавлять 3 гр. соли на 1 л воды. В тренировочном процессе необходимо обязательно предусматривать период акклиматизации. При тренировке в холоде следует предостерегаться охлаждения, правильно экипироваться. Влияние географического пояса не менее важно. Суточный ритм, наличие биологически активных веществ во внутренней среде зависит от времени дня или ночи. Если нет специальных воздействий, при 7 часовой разнице адаптация начинается лишь к 6 дню. Самое тяжелое это первые сутки – это стресс-синдром, затем основная фаза адаптации 1 неделя, 2-я неделя – устойчивое состояние. При смене 7-8 часовых поясов работоспособность понижается на 2-3 дня. Погодные явления также крайне важны, т.к. меняется техника и тактика, изменяется характер разминки.
Темы практических заданий к лекции № 9. 1. Содержание и методы спортивной подготовки. 2. Основные и специфические принципы спортивной подготовки. Раскрыть смысловую часть каждого специфического принципа спортивной подготовки. 3. Объём и интенсивность, утомление и восстановление, как факторы управления тренировочным процессом. Стадии утомления и восстановления. 4. Моделирование как способ нормирования тренировочных воздействий. 5. Адаптация и ее виды, как критерий эффективности тренировочного процесса. Фазы адаптации. 6. Обобщенные, групповые и индивидуальные модели построения тренировочного процесса. 7. Общепедагогические средства и методы стимуляции работоспособности спортсмена (педагогические, психологические, медико-биологические). 8. Естественно-средовые факторы и их место в подготовке спортсменов или команды. 9. Среднегорье и высокогорье как методы поднятия работоспособности спортсменов. 10. Особенности организации работы подготовки в условиях жаркого и холодного климата.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |