Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выберите правильный ответ из предложенных

Классификация и функции инноваций

Сущность и содержание инновации

Под инновацией (англ. innovation) чаше всего понимают «инвестицию в новацию».

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат и есть новация.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования и анализа.

Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытием же является результат получения ранее неизвестных данных или наблюдения ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1) открытие, как и изобретение, возникает, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация осуществляется на уровне технологического (прикладного) порядка;

2) открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация продуцируется коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта;

3) открытие не преследует цель получить выгоду, инновация же всегда нацелена на получение осязаемой выгоды, в частности больший приток денег, большую сумму прибыли, повышение производительности труда и снижение себестоимости производства за счет применения конкретного нововведения в технике и технологии.

Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом научного поиска. Продуцирование инновации требует определенной, четкой цели и технико-экономического обоснования.

Термин и понятие «инновация» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J.A. Schumpeter, 1883-1950 гг.) в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т.е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса. Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

Сам термин «инновация» Й. Шумпетер стал использовать в 30-е гг. XX в. При этом под инновацией Й. Шумпетер подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В литературе приводится множество определений инновации.

Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание.

Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Анализ различных определений инновации позволяет сделать вывод: специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г. и получивших название «Руководство Осло».

В соответствии с международными стандартами («Руководством Осло») инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

В «Руководстве Осло» отмечается, что существуют два типа технологических инноваций:

• продуктовая;

• процессная.

Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Поэтому продуктовые инновации подразделяют на два вида:

1) базисная продуктовая:

2) улучшающая продуктовая.

Процессная инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции. При этом имеется в виду, что выпуск новой продукции можно организовать с использованием уже имеющихся технологии, оборудования, энергетических ресурсов и при использовании традиционных методов организации производства и управления.

Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на увеличение продолжительности жизненного цикла инновации, на рост эффективности инновации.

Классификация инноваций предусматривает распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели.

Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В отечественной литературе приводятся различные классификации инноваций.

Так, например, А.Н. Цветков предлагает классификацию новшеств и научно-технических нововведений на основе различных признаков. При этом он считает, что новшество и нововведение - различные экономические категории. «Нововведение - это процесс. В основе этого процесса - практическая реализация какого-то новшества. Новшество, таким образом, составляет содержательную основу нововведения как процесса», - пишет он. По мнению И.Т. Балабанова, новшество и нововведение представляют собой одно и то же понятие, происходят от одного английского слова innovation, т.е. инновация.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
Область применения Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.
Этапы НТП, результатом которых стала инновация Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
Степень интенсивности "Бум", равномерная, слабая, массовая
Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
Результативность Высокая, низкая, средняя
Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С позиции структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

• инновации «на входе» в предприятие;

• инновации «на выходе» из предприятия;

• инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются на технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Совершенно иные признаки положены в основу классификации инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Классификация инноваций по функциональным признакам

Классификационный признак Виз инновации Содержание инновации
1. Причина возникновения 1.1. Реактивные Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке
1.2. Стратегические Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ н перспективе
2. Предмет и сфера приложения 2.1. Продуктовые Новые продукты и услуги
2.2. Процессные Технология, организация производства и управленческие процессы
2.3. Рыночные Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках
3. Характер удовлетворяемых потребностей 3.1. Ориентирование на существующие потребности Существующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично
3.2. Ориентирование на формирование новым потребностей Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т. п.

По мнению И.Т. Балабанова, система классификационных признаков должна включать целевой, внешний и структурный признаки.

Предложенная И.Т. Балабановым классификация инноваций показана на рис. 1.1.

Экономическая теория различает пять типов инноваций:

• введение нового продукта;

• введение нового метода производства;

• создание нового рынка:

• освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов:

• реорганизация структуры управления.

Инновация - это экономическая категория. Как категория (греч. kategoria - высказывание, суждение) инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений.

Рис. 1.1. Классификация инноваций

Сущность категории проявляется в ее функциях. Функция (лат. functio - исполнение, совершение) экономической категории выражает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений; функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.

Инновация выполняет три функции:

1) воспроизводственную;

2) инвестиционную;

3) стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала, который может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бренд-стратегия, бенчмаркинг, фронтирование и др.). Это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Выделяют следующие источники инноваций.

1. Неожиданное событие, которым может быть внезапный успех, непредвиденная неудача.

2. Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и ее отражением во мнениях и оценках людей.

3. Изменение потребностей производственного процесса.

4. Изменения в структуре отрасли или рынка.

5. Демографические изменения.

6. Изменения в восприятии и в ценностных установках.

7. Новые знания, научные и ненаучные.

Рассмотрим последовательно все перечисленные источники инновационных возможностей.

1. Неожиданное событие может быть связано как с непредвиденным успехом, так и неудачей. Нет области, которая предлагала бы более богатые возможности для успешной инновации, чем такой успех. Однако им чаше всего пренебрегают, так как руководству трудно осознать его. Таким образом, неожиданный успех - это своего рода проверка компетенции руководства. Он не просто благоприятная возможность для нововведений, но сам вызывает необходимость этих нововведений.

Неудачи, в отличие от успехов, не могут быть отвергнуты и редко проходят незамеченными. Но как источник инновационных возможностей, они воспринимаются еше реже. Конечно, большинство неудач - всего лишь результат грубых ошибок, некомпетентности в планировании или исполнении. Неудача указывает на необходимость изменений, т. е. на скрытые инновационные возможности.

2. Несоответствие между реальностью и ее отображением - это расхождение, диссонанс между тем, что есть, и тем, что «должно быть».

Различают следующие виды несоответствий: несоответствие между экономическими реалиями общества; несоответствие между реальным положением в отрасли и планами; несоответствие между ориентацией отрасли и ценностями потребителей ее продукции; внутреннее несоответствие в ритме или логике технологических процессов.

3. При изменении потребностей производственного процесса речь идет о совершенствовании уже существующего процесса, о замене слабого звена, перестройке старого процесса в соответствии с новыми потребностями.

4. При изменениях в структуре отрасли обычно образуются быстро растущие сегменты рынка. Можно указать основные факторы, свидетельствующие об изменениях в отраслевой структуре:

• быстрый рост отрасли;

• сближение технологий, которые прежде считались совершенно самостоятельными;

• отрасль готова начать коренные структурные изменения, если интенсивно меняется направление деятельности в ней.

5. Под демографическими понимаются изменения численности населения, его возрастной структуры, состава, занятости, уровня образования и доходов.

6. Изменения в ценностных установках и в восприятии трудно объяснить с социальной или с экономической точек зрения. Восприятия практически не поддаются количественному определению, но они являются источником нововведений.

7. Инновации, в основе которых лежат новые знания, становятся объектом внимания и приносят большие доходы. Нововведения, основанные на ненаучных знаниях, отличаются от всех других по всем основным характеристикам: временному охвату, проценту неудач, предсказуемости.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое нововведение?

2. Чем отличается изобретение от открытия?

3. Что представляет собой новация?

4. Что такое инновация?

5. Перечислите признаки, отличающие открытие от инновации.

6. Какие выделяют виды инноваций?

7. Какие классификационные признаки инноваций выделяют разные авторы?

8. Какие функции выполняют инновации?

9. Какие источники инноваций вы знаете?

10. Охарактеризуйте каждый источник инноваций.

Тренировочные задания

Задание 1. Планируется начать организацию производства совершенно нового класса электропроводящих пленочных композиционных материалов. Материал относится к классу пленочных композиционных материалов с уникальным сочетанием высокой сорбционной способности и низкого электрического сопротивления. Высокая электропроводимость материала способна резко повысить избирательность сорбции, регулировать скорость сорбции и десорбции, что необходимо при создании материалов многоразового использования. Области применения: промышленность, медицина и биология.

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:

1. По причине возникновения данная инновация является:

а) реактивной;

б) стратегической.

2. Данная инновация является:

а) процессной;

б) продуктовой.

3. По характеру удовлетворяемых потребностей инновация является ориентированной:

а) на существующие потребности;

б) на формирование новых потребностей.

Задание 2. Налаживается производство аморфных (быстрозакаленных) припоев, предназначенных для пайки однородных и разнородных неразъемных соединений: металл - металл, металл - керамика, металл - стекло, керамика - керамика. Одно из основных направлений использования - замена серебросодержащих припоев. Потребителями (существующими или потенциальными) могут быть: электротехническая и радиотехническая промышленность, машиностроительные предприятия, мастерские по металлообработке, ремонту оборудования, ювелирные мастерские.

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:

1. По области применения данная инновация является:

а) управленческой;

б) организационной;

в) социальной;

г) промышленной.

2. Данная инновация является:

а) продуктовой;

б) процессной.

3. По эффективности инноваций данная инновация является:

а) экономической;

б) социальной;

в) экологической;

г) интегральной.

Задание 3. Банки все активнее заменяют существующие пластиковые карты с магнитной полосой на чиповые. Чиповая карта - это пластиковая карта со встроенным в нее микропроцессором (чипом), который функционирует как мини-компьютер. Их преимущества очевидны. Появление чипа способно радикально изменить всю систему платежей по картам, на чипе можно размешать в 80 раз больше информации, чем на магнитной полосе пластиковых карт. Существует возможность одновременного применения сразу нескольких приложений (программ) на одной карте. В отличие от карт с магнитной полосой, чиповые могут обрабатывать и сохранять данные. Они защищают информацию держателя карты от несанкционированного использования. Чиповые карты многофункциональны: они одновременно заменяют паспорт, проездной билет, на них хранятся все данные по медицинской страховке.

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:

1. По причине возникновения данная инновация является:

а) реактивной:

б) стратегической.

2. По предмету и сфере приложения данная инновация является:

а) процессной:

б) продуктовой.

3. По характеру удовлетворяемых потребностей данная инновация ориентирована:

а) на формирование новых потребностей:

б) на существующие потребности.

Задание 4. Современный завод «Грин Пластик» начинает производство биаксиалыю ориентированной полипропиленовой пленки (БОПП). Предполагается выпуск трехслойной БОПП всех типов (прозрачная, металлизированная, жемчужная) толщиной от 10 до 80 микрон. Пленка предназначена для упаковки пищевых продуктов, табачных изделий, парфюмерии, изделий легкой промышленности и культурно-бытового назначения, ламинирования бумаги и картона, металлизации и изготовления комбинированных пленочных материалов. Температурный диапазон эксплуатации от - 30 до 100 °С. Ширина резки устанавливается по заявке потребителя.

Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:

1. По причине возникновения данная инновация является:

а) реактивной;

б) стратегической.

2. По предмету и сфере приложения данная инновация является:

а) процессной;

б) продуктовой.

3. По области применения данная инновация является:

а) управленческой;

б) организационной;

в) социальной;

г) промышленной.

Тестовые задания

1. Вмировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как:

1.1. Превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

1.2. Развитие прямого товарообмена.

1.3. Начато цивилизации.

1.4. Нет правильного ответа.

2. Под «инвестицией в новацию» чаше всего понимают:

2.1. Деньги и средства, поступившие для производства новой продукции.

2.2. Инновацию, нововведение, новшество, новаторство.

2.3. Нет правильного ответа.

3. Новация представляет собой:

3.1. Соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат и есть новация.

3.2. Инновацию.

3.3. Все ответы правильные.

3.4. Нет правильного ответа.

4. Инновация представляет собой:

4.1. «Инвестицию в новацию».

4.2. Материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.п.

4.3. Инновационный продукт.

4.4. Сочетание ответов 4.1, 4.2 и 4.3.

4.5. Сочетание ответов 4.1 и 4.2.

4.6. Сочетание ответов 4.1 и 4.3.

4.7. Нет правильного ответа.

5. Чем открытие отличается от инновации:

5.1. Открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация осуществляется на технологическом уровне.

5.2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективом и воплощается в форме инновационного проекта.

5.3. Открытие не преследует цель получить выгоду, инновация же всегда ставит своей целью получение осязаемой выгоды.

5.4. Все ответы верные.

6. Инновационная сфера - это:

6.1. Область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающая создание и распространение инноваций.

6.2. Совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные и иные, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

6.3. Комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное освоение и распространение принципиально новых видов продукции.

7. Под изобретением понимают:

7.1. Инновацию.

7.2. Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

7.3. Новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

7.4. Все ответы правильные.

7.5. Нет правильного ответа.

8. Открытие - это:

8.1. Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

8.2. Новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

8.3. Инновация.

8.4. Все ответы правильные.

8.5. Нет правильного ответа.

9. В «Руководстве Осло» выделены следующие типы технологических инноваций:

9.1. Базисная и процессная.

9.2. Продуктовая и базисная.

9.3. Продуктовая и процессная.

9.4. Базисная и улучшающая.

9.5. Нет правильного ответа.

10. Продуктовая инновация охватывает:

10.1. Освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции.

10.2. Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

10.3. Внедрение новых или усовершенствованных продуктов.

10.4. Все ответы правильные.

10.5. Нет правильного ответа.

11. Продуктовые инновации подразделяют на два вида:

11.1. Процессные и базисные.

11.2. Базисные и улучшающие.

11.3. Процессные и улучшающие.

11.4. Все ответы правильные.

11.5. Нет правильного ответа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экологическая сертификация | Принятие решений и управление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.