Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Штриховые коды и идентификация продукции, товаров и услуг. Потребительский рынок товаров и услуг является в настоящее время самой крупной сферой высокорентабельного применения тех­нологий штрихового кодирования

Потребительский рынок товаров и услуг является в настоящее время самой крупной сферой высокорентабельного применения тех­нологий штрихового кодирования. Главное функциональное назна­чение этих технологий состоит в идентификации товаров и использо­вании информации без искажений и в оперативном режиме. Основ­ные технологические операции штрихового кодирования товаров состоят из последовательности выполнения следующих действий:

- нанесение штрихового кода на товар, тару и упаковку, сопро­водительную документацию;

- верификация штрихового кода (контроль качества его нанесе­ния):

- считывание штрихового кода специальными приборам (оптико-электронные считыватели или сканеры);

- идентификация товара по результатам считывания штрихового кода (эту задачу выполняет компьютер);

- автоматизация процессов.

На рис.1 показана схема реализации товара в торговле с исполь­зованием технологии штрихового кодирования.

Технологический процесс начинается с нанесения штрихового кода на товар (тару, упаковку) и сопроводительную документацию. Вопрос в том, какой штриховой код должен быть нанесен на данный товар и как это можно сделать? Это первая часть задачи штрихового кодирования товаров. Далее информация из сопроводительной до­кументации на товар вводится в компьютерную базу данных и хра­нится там под специальным идентификационным номером, который и является символом штрихового кода. По этому номеру компьютер выведет на экран, или на печатающее устройство, или в информаци­онную сеть информацию о товаре, которая содержится в сопроводи­тельной документации на этот товар. Таким образом, штриховой код на товаре - это идентифицирующее число для ввода, хранения и вы­вода информации о товаре в компьютерную сеть.

Так осуществляется подготовка товара к реализации. Затем на товаре, представленном на реализацию, считывается штриховой код, производятся операции его измерений и эта информация передается в контрольно-кассовую машину (ККМ). Одновременно по считанному на товаре штриховому коду из компьютерной базы данных в ККМ поступает вся информация (или ее часть) о данном товаре.

Далее печатающее устройство машины выдает потребителю кас­совый чек с реквизитами изготовителя товара, его продавца, ККМ, сведения об оплате товара, его потребительских свойствах и др. Во­прос в данном случае состоит в том, является ли штриховой код только символом идентификационного числа для компьютерной сети, или он является в то же время и носителем определенной ин­формации, для идентификации которой не требуется компьютер? Может ли осуществляться идентификация товара при разных штри­ховых кодах на таре и товаре, следует ли придерживаться каких-то правил при кодировании данной номенклатуры товаров у разных изготовителей товаров и как их идентифицировать при реализации в торговле?

Достаточно очевидно, что при решении задачи штрихового ко­дирования товаров должна быть выстроена унифицированная систе­ма по всем элементам технологии штрихового кодирования, не до­пускающая неоднозначного толкования и разночтения ни в нацио­нальной, ни в международной сферах производства и потребления товаров и услуг.

И такая единая, унифицированная международная система суще­ствует.

В середине ХХ-го столетия на международном товарном рынке появились универсальные системы идентификации товаров с помо­щью уникальных и незначимых номеров, получившие названия сис­тем товарной нумерации.

Система товарной нумерации США, известная как американский стандарт идентификации товаров, была первой на товарном рынке США и Канады, получившая признание как системаUPC. Европей­ская Ассоциация товарной нумерации EAN на основе американского стандарта UPC разработала европейский стандарт и на европейском рынке появилась система EAN. Затем европейская система товарной нумерации была преобразована в Международную ассоциациюEAN, деятельность которой направлена на упорядочение товарно-денежного обращения в мировой экономической системе и в первую очередь на обеспечение идентификации, автоматизации и учета това­родвижения в интересах Всемирной торговой организации (ВТО).

Россия обязана быть участником и членом международных орга­низаций EAN и ВТО, поэтому рассмотрим основополагающие со­ставные части международного стандарта товарной нумерации для организации и использования технологий штрихового кодирования товаров на территории Российской Федерации.

Итак, для того, чтобы отечественный товаропроизводитель мог быть равноправным участником международного товарного рынка, Россия должна быть членом EAN, и руководствоваться в экономике страны стандартами EAN. Тогда все категории хозяйствующих субъ­ектов приняли бы к исполнению международные нормы и правила производства и реализации товаров, установленные в стандартах EAN.

На рис.2 показана организационная структура Международной Ассоциации товарной нумерации EAN. Членами Ассоциации EAN в настоящее время являются около 80 национальных организаций, Россия также является членом Ассоциации.

Ключевым принципом стандартов EAN является принцип стан­дартной нумерации, в соответствии с которым любой товар иденти­фицируется специальным номером, который представляется симво­лом в виде штрихового кода. При этом сам идентификационный номер не несет информации о товаре, такая информация содержится в сопроводительной документации на товар и в компьютерной базе данных, в том числе и в памятиККМ. По идентификационному номе­ру она может быть востребована подобно тому, как по номеру теле­фона выходят на связь с единственным абонентом.

В качестве основных (базовых) штриховых кодов приняты:

- в системе EAN-13-разрядный штриховой код (EAN-13);

- в системе UPC-12- разрядный штриховой код (UPC-12), кото­рый по несложной процедуре совмещается с кодом EAN-13.

В настоящее время в международной системе товарной нумерации используется следующая символика товарных штриховых кодов: EAN-13, EAN-8, DUN-14, ITF-14, EAN/UCC-128.

Их особенности состоят в следующем.

Штриховой код EAN-13 является основным и используется для кодирования всех видов товаров.

Штриховой код EAN-8 (укороченный восьмиразрядный) исполь­зуется для кодирования товаров, для которых технически не пред­ставляется возможным разместить основной код EAN-13.

Штриховые коды DUN-14, ITF-14 и EAN/UCC-128 используются для кодирования транспортной тары, упаковок и складских поддо­нов.

Структура основных штриховых кодов международной системы товарной нумерации EAN показана на рис.3.

Рассмотрим элементы структуры основного стандартного товар­ного кода EAN-13.Тринадцать разрядных цифр этого кода при про­стом и визуальном обзоре означают следующее. Код EAN-13 содержит четыре группы цифр (рис.4).

Первая группа цифр (слева направо) состоит из двух или трех цифр и указывает на местоположение национального члена Ассоциа­ции EAN, т.е. на страну происхождения товара. Ассоциация EAN присваивает каждому члену ассоциации индивидуальные цифры (префикс). Россия имеет префикс 460 (Россия и страны СНГ имеют префиксы 460-469). Префиксы товарной нумерации системы EAN раз­ных стран приведены в табл. 1.

Вторая группа - из пяти (при двухзначном коде страны - члена EAN) или четырех (при трехзначном коде страны) цифры и указыва­ет на зарегистрированный номер предприятия-изготовителя товара.Таблица1. Префиксы товарной нумерации EAN разных стран

Префикс Страна Префикс Страна Префикс Страна
00-09 США и Канада   Португалия   Бразилия
30-37 Франция   Исландия 80-83 Италия
  Болгария   Дания   Испания
  Словения   Польша   Куба
  Хорватия   Венгрия   Чехия, Словакия
400-440 Германия 600-601 ЮАР   Югославия
460-469 Россия и СНГ   Марокко   Турция
  Латвия   Тунис   Нидерланды
  Тайвань   Финляндия   Южная Корея
  Эстония   Китай   Таиланд
  Филиппины   Норвегия   Сингапур
  Гонконг   Мексика   Индонезия
45-49 Япония   Венесуэла 90-91 Австрия
  Израиль   Швейцария   Австралия
  Швеция   Колумбия   Новая Зеландия
  Великобритания   Уругвай   Малайзия
  Греция   Перу   Папуа-Новая Гвинея
  Кипр   Арген­тина
  Мальта   Чили        
  Бельгия и Люксембург   Эквадор      

 

 

Присвоение и регистрация кода предприятия-изготовителя това­ра осуществляется национальной организацией, представляющей интересы России в международной организации товарной нумерации EAN.

Третья группа - из пяти цифр и указывает на присвоенный номер данному товару, выпускаемому предприятием-изготовителем. Стан­дарт EAN не устанавливает специальных правил присвоения и реги­страции кода товара. Это делает предприятие-изготовитель данного товара исходя из собственных возможностей и интересов, связанных с номенклатурой выпускаемой продукции, отраслевой каталогизаци­ей и т.д. В этом случае предоставить информацию о товаре по при­своенному коду может только предприятие-изготовитель этой продукции. Это является существенным недостатком стандарта EAN, поскольку товарный штриховой код EAN-13 обращается в информа­ционных сетях и системах и используется в маркетинговых исследо­ваниях. В этом случае необходимо ввести процедуру присвоения и регистрации кода товара на основе классификаторов продукции, например, на основе общероссийского классификатора продукции (ОКП) или классификатора товарной номенклатуры внешнеэконо­мической деятельности (ТН ВЭД). Нормативно-методической доку­ментации на такую процедуру пока не имеется.

Четвертая группа - из одной цифры, которая является контроль­ным числом и используется для проверки декодирования штрихового кода считывающим устройством. Назначение контрольного числа состоит в следующем.

Расчетным методом по специальной процедуре определяется не­которое значение числа, вычисленное из первых двенадцати цифр кода, и сравнивается с контрольным числом кода. При их совпадении штриховой код "пропускается" в компьютер, что является гарантом достоверности вводимой информации и правильности ее считывания.

Товарный штриховой код EAN-13 имеет строго регламентиро­ванные величины линейных размеров кода, поперечных размеров штрихов и промежутков между штрихами. В качестве базового при­нимается самый узкий штрих, который называется модулем. В зави­симости от модуля для всех типов штриховых кодов (символики) осуществляется построение структуры кода. В табл.2 приведены ли­нейные размеры структуры кодов для символик EAN-13, EAN-8.

Стандарт EAN предусматривает, что штриховой код состоит из двух частей (половинки кода), которые замкнуты между удлиненны­ми тонкими штриховыми линиями. Эти линии в начале, в середине и в конце кода называются защитными, при декодированииони указы­вают сканеру на начало и окончание каждой части штрихового кода. При этом каждая из двух частей кодируется по своим правилам, ус­тановленным стандартом.

По углам штрихового кода расположены угловые метки и указа­тель поля, которые учитываются при построении кода. Они необхо­димы для соблюдения минимально допустимых размеров чистых полей при считывании кода в начале и в конце этой операции. С ле­вой стороны в нижнем углу функцию указателя поля выполняет вы­несенная за пределы кода первая цифра штрихового кода.

Товарный код EAN-13 иногда имеет дополнение в виде штрихово­го кода, состоящего из двух или пяти цифр за основным кодом.Такой код называют дополнительным (рис.5). Дополнительный штриховой код наносится в соответствии с требованиями специального соглаше­ния между товаропроизводителем и оптовым покупателем товара. Товарный код EAN-13 является универсальным, он применяется для маркирования всех групп товаров.

Вместе с тем, существуют международные стандарты по товарной нумерации отдельных групп товаров, которые имеют существенные отличительные признаки. Это относится, в частности, к печатной продукции.

Для книжной продукции существует международный стандарт ISBN (International Standard Book Number). Он признан в России. Регистрация штрихового кода на книжную продукцию осуществляет­ся Российской книжной палатой.

Штриховой код на книжную продукцию показан на рис.6. Над штриховым кодом имеется строка с номером ISBN, цифры которой связаны с цифрами внизу штрихового кода. Каждая книга кодируется с помощью девяти цифр, а также печатается контрольное число. Группы этих цифр имеют то же значение, что и стандартный товар­ный код EAN-13. В данном случае группы цифр означают: цифры 978 замещают код страны (интернациональный код книжной продукции), далее следуют код издательства, код книги (номер книги) и кон­трольное число. Код на книжную продукцию может сопровождаться дополнительным двух- или пятиразрядным кодом, как и в случае стандартного кода EAN-13.

Для периодической печатной продукции (журналы, газеты, сбор­ники трудов и т.д.) также имеется международный стандарт ISSN (International Standard Serial Number). Регистрацию штрихового кода на периодику осуществляет Российская книжная палата. Штриховой код ISSN имеет свои отличительные особенности от кода ISBN. (рис.7). Интернациональный код периодической продукции характе­ризует группа цифр 977. Над штриховым кодом печатается строка с номером ISSN, группа цифр связана с группой цифр под штриховым кодом по аналогии с кодом на книжную продукцию. Штриховой код на периодическую печатную продукцию сопровождается дополни­тельным двухразрядным кодом с нумерацией от 01 до 12 (месячная периодика) или от 01 до 52 (недельная периодика).

Не рекомендуется самостоятельное построение структуры товар­ного штрихового кода и выбор места его размещения на товаре, целесообразно оставить эту работу специализированным организаци­ям, входящим, например, в Ассоциацию "Системштрихкод". Для того, чтобы сохранить цветовую композицию товара(или упаковки), применяют цветные штриховые коды.Для печати штрихов и фона штрихового кода необходимо пользоваться специальной цветовой диаграммой, но желательно наносить на товар все-таки черно-белое изображение штрихового кода.

Рассмотрим теперь стандартный упаковочный штриховой код. Поверхность и структура материала товара (или материала с изо­бражением товарного штрихового кода) отличаются от поверхности и структуры тары и упаковки. Кроме того, считывание информации со штрихового кода на таре и упаковке производится обычно дис­танционным методом. Для этих целей применяют специальный упа­ковочный штриховой код, структура которого такова, что позволяет считывать с него информацию столь же надежно, как и с товарного штрихового кода. Упаковочный штриховой код имеет международ­ную символику "Interleaved 2 of 5" (ITF). Это 14-разрядный штрихо­вой код (рис.8). Его размеры существенно превосходят размеры кода EAN-13. Этот код не предназначен для работы с ККМ, он использу­ется в целях идентификации транспортных и складских операций. Код ITF-14 не имеет контрольного числа, кодирование тары и упаковки производится с помо­щью тринадцати цифр, а первая цифра является лидирующим нулем. Код заключен в сплошную рамку для обеспечения надежно­сти считывания информации.

Следующую группу штриховых кодов представляют технологи­ческие коды. Они не имеют отношения к идентификации продукции, товаров и услуг, их назначение - программное обеспечение автома­тизированных систем разного назначения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Штриховые коды и защита информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.