Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций
В последнее время в средствах массовой информации и заявлениях официальных лиц часто звучит мнение о необходимости перехода страны на инновационный путь развития. По словам главы Минэкономразвития Г.Грефа: «У нас нет другой альтернативы, как переходить к новой модели развития, опирающейся не на форсированный рост добычи первичного сырья и топлива, а на рост интеллектуального капитала, инноваций, развитие высокотехнологичных обрабатывающих производств, конкурентоспособных на мировом рынке».
К сожалению, сегодняшняя российская наука, также как и высокотехнологичный бизнес за редким исключением не демонстрируют выдающихся результатов. В значительной степени это связано с тем, что последние 15 лет Россия переживала болезненный трансформационный период. Кроме того, сложившаяся в советский период система прикладной науки (при весьма высоком уровне развития) изначально была ориентирована, прежде всего, на нужды ВПК, что также сказалось на ее положении в новых условиях.
К настоящему времени большинство научно-исследовательских организаций не смогли успешно адаптироваться к рыночным условиям. Некоторые количественные индикаторы говорят о серьезном отставании России от развитых и некоторых развивающихся стран. Так, величина затрат в расчете на одного занятого исследованиями и разработками в России в 8 раз меньше, чем в Южной Корее и в 12 раз меньше, чем в Германии, коэффициент изобретательской активности по сравнению с США в России ниже в 10,8 раз.
Поэтому в настоящее время в условиях относительной стабилизации макроэкономических показателей остро стоит проблема реформирования системы образования, науки и стимулирования инноваций.
Для реализации этих целей в конце 2004 г. – начале 2005 г. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. В стратегии предусматривается 2 варианта развития данной сферы: инерционный и активный.
Как видно из самих названий сценариев развития, каждый из них отличается, прежде всего, активностью государства в области реформирования науки и стимулирования инноваций. Ниже приведены основные целевые показатели инерционного и активного сценариев
Таблица 1- Сценарий развития в области реформирования науки и стимулирования инноваций
2004г.
2006г.
2010г.
1. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП
инерционная динамика
1,35
1,49
1,63
с учетом реализации стратегии
1,35
1,56
2,0
2. Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки (%)
инерционная динамика
41,7
44,4
45,4
с учетом реализации стратегии
41,7
44,5
55,0
3. Удельный вес затрат организаций государственного сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%)
инерционная динамика
24,2
23,5
23,0
с учетом реализации стратегии
24,2
22.0
18,0
4. Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов (млрд. руб.)
инерционная динамика
9,0
13,0
31,0
с учетом реализации стратегии
9,0
25,0
125,0
5. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций (%)
инерционная динамика
11,0
12,2
14,0
с учетом реализации стратегии
11,0
13,6
20,0
6. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций (%)
инерционная динамика
28,0
33,0
40,0
с учетом реализации стратегии
28,0
35,0
60,0
Для достижения данных целевых индикаторов активный сценарий предполагает проведение комплекса мероприятий по следующим основным направлениям:
· формирование благоприятного налогового режима и таможенной политики;
· совершенствование законодательной базы в области защиты и использования интеллектуальной собственности, венчурного инвестирования;
· реформирование и поддержка системы высшего образования, фундаментальных и прикладных исследований;
· создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику.
Для реализации активного варианта стратегии потребуется выделить 789,5 млрд. руб., из которых:
· 577,6 млрд. руб. – средства федерального бюджета;
· 55,1 млрд. руб. – средства бюджетов субъектов РФ;
· 156,8 млрд. руб. – средства из внебюджетных источников.
Кроме того, в рамках системы управления реализацией Стратегии предполагается создать Координационно-экспертный совет, в состав которого будут входить ученые и специалисты в соответствующих областях, представители бизнес-сообщества и федеральных органов управления. Основными исполнителями стратегии выступят Минобразования, Минэкономразвития, Минпромэнерго, отраслевые ведомства.
Министерством образования и науки Российской Федерации (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1) утверждена Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.
Паспорт Стратегии
1. Описание системной проблемы
Текущая ситуация
Главная системная проблема и цель реализации Стратегии
Обоснование уровня решения системной проблемы
Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Критерии и индикаторы решения системной проблемы
2. Выбор направления решения системной проблемы
2.1. Инерционный сценарий
2.2. Активный сценарий
3. Распределение ответственности по реализации Стратегии
4. Решаемые задачи
4.1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства
4.2. Создание эффективной национальной инновационной системы
4.3 Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок
4.4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций
5. Этапы и сроки реализации Стратегии
6. Финансирование Стратегии в области развития науки и инноваций
7. Порядок мониторинга выполнения Стратегии и контроля хода ее реализации
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах
Приложение 2. Целевые показатели и их обоснование
Приложение 3. Совершенствование системы статистических показателей инновационного развития
Приложение 4. Характеристика отдельных инструментов реализации Стратегии
Приложение 5. Реформирование законодательства Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности
Приложение 6. Комментарии по отдельным направлениям повышения результативности сектора исследований и разработок
Приложение 7. Перспективный облик государственного сектора науки
Паспорт Стратегии
Наименование Стратегии
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года
Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии
протокол заседания Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. № 24;
поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № МФ-П13-4480;
поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № МФ-П13-40пр;
выписка из протокола заседания Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 г. ПП-48-1
Разработчик Стратегии
Министерство образования и науки Российской Федерации
Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.
Цель Стратегии
Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы
Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.
Создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.
Технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.
Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:
1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г.
2. Укрепление престижа российской науки, усиление притока молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 36% к 2016 г.
3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности (4,0 к 2011 г. и 5,5 к 2016 г.), увеличение удельного веса нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (к 2011 г. до 15 % и к 2016 г. до 30%).
4. Устойчивый рост малых инновационных предприятий (с ежегодным приростом их числа до 85 к 2011 г. и до 120 к 2016 г), при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля составляет не менее 10% в год.
5. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе достигнет 15% к 2011 г. и 20% к 2016 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР растет не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах.
6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2011 г. – до 15%, к 2016 г. – до 18%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2011 г. – до 12%, к 2016 г. – до 15%).
Задачи Стратегии
Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.
Создание эффективной национальной инновационной системы.
Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок.
Модернизация экономики на основе технологических инноваций.
Сроки и этапы реализации Стратегии
2006-2015 гг.
Первый этап: 2006-2007 годы;
второй этап: 2008-2010 годы;
третий этап: 2011-2015 годы.
Перечень целевых программ и основных мероприятий
Реализация действующих федеральных программ:
федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. (в редакции, постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. №540);
федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2002-2006 гг.;
федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.
Разработка и реализация новых программ:
федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России» на 2007-2012 годы;
федеральная целевая программа «Трансфер двойных технологий»;
ведомственная целевая программа «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня»;
ведомственная целевая программа «Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России» на 2007-2009 годы;
ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»;
ведомственная целевая программа «Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007-2009 годы»;
федеральные целевые программы технологического профиля по следующим направлениям:
развитие российской авиатехники;
освоение и использование космического пространства;
развитие российской отрасли ИТ;
развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг;
разработка и производство оптоэлектронных устройств;
развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения;
разработка и производство высокотехнологичных материалов.
Осуществление программ фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности:
Российского фонда фундаментальных исследований;
Российского гуманитарного научного фонда;
Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Российского фонда технологического развития.
Основные комплексы мероприятий:
осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки и обеспечение ее опережающего развития;
совершенствование механизмов и принципов бюджетного финансирования прикладных научных исследований и разработок;
поддержка эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки;
содействие интеграции науки и образования;
реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок;
активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике;
развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;
обеспечение непрерывности финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии;
поддержка формирования и развития системы государственных научно-технических и инновационных фондов;
развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры и т.п.);
содействие развитию связей в рамках инновационной деятельности и «диффузии» знаний, поддержка совместных исследований на доконкурентной стадии;
подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту;
стимулирование наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции;
стимулирование компаний к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению НИОКР;
содействие формированию устойчивых кооперационных связей и инновационных кластеров;
системное влияние государства на формирование предметного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе;
развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений инновационного развития;
формирование системы эффективного управления в инновационной сфере, в том числе выработки и реализации долгосрочной государственной инновационной политики.
Объемы и источники финансирования Стратегии на 2006-2015 (в ценах текущих лет)
4052,5 млрд. рублей, из них:
2688,3 млрд. рублей – средства федерального бюджета;
257,1 млрд. рублей – средства бюджетов субъектов Российской Федерации;
1107,1 млрд. рублей – средства из внебюджетных источников.
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с протоколами заседаний Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. №24, от 15 декабря 2005 г. ПП-48-01 и поручениями Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №МФ-П13-4480, от 28 декабря 2004 г. №МФ-П13-40пр. Стратегия подготовлена с учетом и в развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 г. №Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 г. №2473п-П7). Стратегия призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.
Стратегия разработана на период до 2015 г., определены целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 г. и необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая, по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране «экономики, основанной на знании» и приводит к дальнейшей стагнации науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного развития страны.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление