Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Посевные и стартовые фонды финансовой поддержки инновационных компаний на ранних стадиях развития




Цель

Финансирование инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемое «посевное» финансирование.

Финансирование недавно образованных компаний, нуждающихся в средствах для проведения дополнительных исследований или создания пилотных образцов продукции перед выходом на рынок и началом продаж.

Помощь начинающим компаниям в подготовке вывода продукта на рынок в области менеджмента, маркетинга, патентования и прочих видов деятельности, связанных с обеспечением коммерциализации продвигаемого продукта.

Опыт и масштаб применения

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с 2003 г. начал новую программу - «СТАРТ».

Основная цель программы – содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологий) или услуги на основе результатов своих научных исследований.

Предполагается, что процесс становления малой инновационной компании займет до 3-х лет. Первый этап реализации проекта (до 1 года) является «посевным» в полном смысле этого понятия: заявитель, используя средства (до 750 тыс. руб.), предоставляемые ему на безвозвратной основе на проведение НИОКР, осуществляет ряд действий, которые позволят ему убедиться в реальности (или нереальности) коммерциализации результатов его научных исследований.

Реальной коммерциализацией для данной программы считается развитие нового предприятия (нового подразделения на предприятии) в конце третьего года до 5-20 сотрудников, имеющих данное предприятие как основное место работы (включая основных разработчиков), и с объемом реализации нового продукта (услуги) не менее 750 тыс. руб. на такого сотрудника в год.

На второй и третий год реализации проекта предоставляемое со стороны Фонда финансирование на проведение НИОКР увеличивается в зависимости от хода работ, объема привлекаемых исполнителем внебюджетных источников финансирования, но не превышая суммарно за три года 4,5 млн. руб.

Опыт США показывает, что «вилка» выделяемых на один проект средств на ранних стадиях инновационного цикла, варьируется от 25 до 250 тыс. долларов США.

Для данной программы Фонд не настаивает на переходе основных разработчиков проекта в течение первого года его реализации во вновь создаваемое предприятие. Однако при отборе проектов для финансирования на второй год их реализации переход основного разработчика на предприятие как основное место работы рассматривается в качестве серьезного доказательства уверенности самого разработчика в реализуемости его бизнес-идеи.

В любом случае в заявке должно быть показано, что заявители имеют право на предлагаемые к коммерциализации научные результаты (наличие права собственности на патент, лицензионное соглашение, письмо руководителя научной организации и т.д.).

Законодательная база

Существующая законодательная база в целом достаточна для начала программы «Старт». Достаточно развитая законодательная база, регламентирующая деятельность посевных и стартовых фондов финансовой поддержки инновационных компаний на ранних стадиях развития, отсутствует.

Особенности подхода

Финансирование проектов программы «Старт» осуществляется в форме государственных контрактов на безвозвратной и безвозмездной основе. Права на вновь создаваемую в процессе реализации проекта интеллектуальную собственность закрепляются за исполнителями контракта в соответствии со статьей 9.1 Патентного закона Российской Федерации № 22-ФЗ от 07.02.2003 г. В рамках контракта предусматривается согласие заявителей на проведение независимого мониторинга.

Критерии оценки инновационных проектов экспертами:

Содержит ли заявка инновацию (новые продукт, услугу или технологию) с потенциалом коммерциализации?

Не является ли заявка продолжением исследовательского проекта, а не проекта, направленного на коммерциализацию?

Научное и техническое качество инновации, новизна предлагаемого решения.

Насколько инновация близка к коммерциализации (проведены исследования, проработаны контакты с соисполнителями, потребителями и т.д.), достаточен ли для ее коммерциализации срок проекта (3 года)?

Экономические и социальные следствия коммерциализации инновации.

Насколько правильно определены предполагаемые потребители инновации и их мотивации?

Формирует ли инновация новую нишу потребностей или удовлетворяет одну из существующих, замещает ли она одни из существующих продуктов или создает принципиально новый вид продукта?

Насколько предполагаемые план действий и финансовые ресурсы достаточны и оптимальны для коммерциализации инновации?

Насколько эффективна предлагаемая схема управления проектом?

Уровень квалификации и компетентности участников.

Могут ли участники эффективно коммерциализовать инновацию, их предшествующий опыт.

Насколько правильно и полно оценены риски на этапах реализации проекта?

Какова конечная цель заявителей – создать постепенно собственно крупную или устойчиво работающую малую компанию, или привлечь внимание крупного инвестора или предприятия и продать им свою компанию? В последнем случае – вернуться в науку или уйти в бизнес?

Необходимость специальных решений на право производства и реализации нового продукта (услуги).

Объект поддержки

Работники сферы науки, образования и промышленности.

Инновационные компании на ранних стадиях развития, нуждающиеся в финансовых средствах для осуществления инновационных проектов на самых ранних стадиях.

Основные позитивные эффекты

Хотя в настоящее время начинает развиваться венчурное финансирование малых инновационных фирм на стартовой фазе их развития, в большинстве случаев начальные стадии разработки инновационной продукции финансируются из собственных средств организации, или с привлечением грантов.

Принципиальное отличие «посевного финансирования» от венчурного – оно безвозмездно и нацелено на финансирование разработки, находящейся в стадии незавершенной НИОКР.

Посевные и стартовые фонды рассматриваются как инструмент обеспечения инвестиций для развития высокотехнологичного инновационного бизнеса.

Необходимые затраты

На первых этапах образования посевных и стартовых фондов необходимо оказать государственную поддержку таким фондам для активизации их деятельности. Впоследствии по мере увеличения привлекаемых средств предпринимательского сектора, участие государства возможно ослабить.

Общий объем финансирования программы «Старт» до 100 млн. руб. в год.

Целевые индикаторы по применению инструмента

Рост количества создаваемых малых инновационных компаний – в целом и по регионам РФ.

Рост количества экономически успешных проектов – в целом и по регионам РФ.

Объем средств, выделяемый для финансирования инновационных проектов на посевной и стартовой стадиях – в целом и по регионам РФ.

Количество созданных рабочих мест.

Объем реализованной продукции.

Основные этапы применения инструмента

Разработка нормативной базы и поддержка создания посевных и стартовых фондов (посредством применения инструмента Фонда Фондов) – 2006 год.

Запуск программы финансирования проектов малых и средних предприятий на ранних стадиях инновационного цикла в регионах России – 2006 год.

6. Венчурный инновационный фонд (Фонд фондов)

Цель

Создание фонда поддержки отраслевых венчурных фондов (Фонда фондов) направлено на динамичное развитие системы венчурного финансирования, повышение инвестиционной привлекательности венчурной деятельности. Венчурные фонды являются важным финансовым институтом в сфере коммерциализации. В настоящее время в России венчурные фонды не получили достаточного развития. Отчасти причины состоят в том, что государство не берет на себя реальных рисков, а также отсутствуют сильные стимулы для вложений в высокорисковые проекты в условиях, когда значительно надежнее инвестировать средства в сырьевые отрасли.

Предполагается, что Фонд фондов участвует на долевой основе в капитале создаваемых отраслевых венчурных фондов.

Опыт и масштаб применения

Венчурный Инновационный Фонд (ВИФ), цель которого - формирование организационной структуры системы венчурного инвестирования в инновационные проекты, был образован по распоряжению Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 года, № 362-р, в рамках реализации «Основных направлений развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы», одобренных Правительственной комиссией по научно-инновационной политике 27 декабря 1999 года,

ВИФ зарегистрирован в Санкт-Петербурге в июле 2000 года с объемом основного капитала в размере 200 млн. рублей как некоммерческая организация в форме "фонда" с государственным участием. Первый транш в размере 50 млн. рублей из средств Российского фонда технологического развития (РФТР) поступил на расчетный счет ВИФ в августе 2000 года.

До настоящего времени ВИФ является первым реальным российским «фондом фондов», который призван участвовать в построении системы венчурного инвестирования и инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом, вкладывающих средства в технологический инновационный бизнес.

Свою деятельность ВИФ организует путем участия в создании отраслевых венчурных фондов на конкурсной основе, доля инвестиций в каждом из которых не должна превышать 10%. Объем средств, находящихся под управлением каждого из создаваемых фондов, должен быть не менее трех млн. долларов США.

Однако, в связи с недостаточностью государственного финансирования (фактически в фонд направлено только 50 млн. руб. из средств Российского фонда технологического развития) ВИФ принял участие в создании только одного венчурного фонда – «Инновационного венчурного фонда аэрокосмической и оборонной промышленности» (г. Санкт-Петербург) с долевым участием в 30 млн. руб.

Законодательная база

Многие нормативные вопросы деятельности созданного Венчурного инновационного фонда не урегулированы.

В целом, отсутствует развитая законодательная база по венчурному финансированию.

Особенности подхода

Прямое государственное участие в формировании Фонда фондов и реализация схемы его участия в капитале отраслевых венчурных фондов предполагает доверие федеральной власти к частным инвесторам и региональным властям (в случае их участия в финансировании). При этом экспертами отмечается, что при высоком уровне коррупции, оппортунистической модели поведения частного бизнеса и передаче этому сектору права принятия стратегических решений эффективность данной схемы может быть ограниченной.

В то же время на настоящем этапе важно компенсировать высокие риски, связанные с деятельностью венчурных фондов, в известной мере вовлечь государство в активное решение законодательных проблем развития венчурного финансирования, поэтому прямое участие государства в создании Фонда фондов представляется оправданным.

Концепция Фонда фондов предполагает, что:

поддержка создания отраслевых венчурных фондов осуществляется на долевой основе;

участие государства в капитале отраслевого фонда постепенно снижается.

Обычно предполагается, что поддержка со стороны Фонда фондов должна предоставляться на коммерческих условиях, однако на начальном этапе важно быстро запустить процесс формирования отраслевых фондов и по этой причине поддержка может осуществляться в первые годы на безвозмездной основе.

Для обеспечения ликвидности венчурных инвестиций должна быть создана сеть биржевых площадок для продажи акций высокотехнологичных компаний.

Объект поддержки

Отраслевые венчурные фонды.

Основные позитивные эффекты

Фонд фондов рассматривается как инструмент стимулирования создания и развития венчурных фондов, привлечения внебюджетных ресурсов для их деятельности.

Основные показатели – объем активов венчурных фондов, количество инновационных фирм, получивших поддержку, доля венчурного финансирования в объеме финансовых ресурсов инновационных фирм, доля венчурных инвестиций в высокотехнологичный сектор в общем объеме прямых инвестиций, доля успешных проектов, увеличение уровня внебюджетного софинансирования венчурных фондов.

Необходимые затраты

Для дальнейшего развития деятельности ВИФ необходимо увеличение его уставного капитала. Причем такое увеличение целесообразно осуществить не разовым финансовым участием государства, а через создание эффективного экономического механизма использования бюджетных средств, предполагающего, в том числе, прямую финансовую отдачу для федерального бюджета.

По расчетам, общий минимально необходимый размер отраслевого венчурного фонда для осуществления инвестиций в компании ранних стадий должен составлять не менее 450 млн. руб.

Исходя из того, что в портфеле институционального инвестора (Фонда фондов) должно быть представлено не менее десяти венчурных фондов, а также имея в виду, что доля участия ВИФ в венчурных фондах в среднем составит около 30 %, необходимо определить минимально допустимый размер основного капитала Фонда на уровне 1,35 млрд. руб.

Целевые индикаторы по применению инструмента

Предполагается создание примерно 10 отраслевых венчурных фондов.

Совокупный финансовый эффект от бюджетных инвестиций Фонда с минимальным основным капиталом в размере 1,35 млрд. руб. составит за пять лет не менее 3,7 млрд. руб.

За инвестиционный период в пять лет венчурными фондами, созданными с участием ВИФ, будет организовано до 4 тыс. рабочих мест.

Будет обеспечен демонстрационный эффект – привлечение к созданию и финансированию венчурных фондов крупных российских компаний и зарубежных инвесторов.

Основные этапы применения инструмента

Принятие необходимых нормативных правовых актов для обеспечения эффективной деятельности Фонда фондов - 2006 год.

Инвестиции из федерального бюджета в капитал Фонда фондов – 2006 год.

Инвестиции из федерального бюджета на долевой основе в отраслевые венчурные фонды – с 2006 года.

Инвестиции отраслевых фондов в венчурные фирмы – с 2007 года

Постепенное сокращение государственного участия в капитале отраслевых венчурных фондов – с 2008 года.

Сеть биржевых площадок для торговли акциями высокотехнологичных фирм – с 2011 года.

Первый выход из капитала венчурных фирм – 2012-2013 годы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.