Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладная (отраслевая) наука

Университетская (вузовская) наука

Академическая наука

Главной функцией академического сектора науки является расширенное воспроизводство знаний мирового уровня, способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России; сохранение на этой основе статуса России как мировой научной державы. Для обеспечения эффективного осуществления данной функции необходимо реализовать в отношении академического сектора науки ряд мероприятий по выделенным ниже базовым направлениям.

 

Модернизация организационной структуры и системы управления академического сектора науки

Совершенствование системы управления академическим сектором науки на основе сочетания государственного управления и самоорганизации научного сообщества. Введение в действие нового порядка утверждения в должности президента академий наук, имеющих государственный статус, и уставов соответствующих академий (после внесения соответствующих изменений в законодательство). Обеспечение демократичности системы управления за счет повышения уровня открытости и привлечения молодых кадров в органы управления академического сектора науки.

Совершенствование механизмов формирования и выбора приоритетов и основных направлений исследований академического сектора науки. Формирование сети координационных советов по приоритетным направлениям фундаментальных исследований.

Разработка общих требований к структуре научной организации академического сектора науки и подготовка предложений по новому типовому уставу научной организации академического сектора науки с закреплением в уставах конкретных организаций их функций и основных направлений деятельности.

Оптимизация организационно-правовых форм организаций академического сектора науки, приведение их в соответствие с возложенными на организации функциями. Механизмы преобразования научных организаций будут рассмотрены ниже.

Оптимизация сети научных организаций академического сектора науки. Перепрофилирование организаций, не обеспечивающих выполнение полномочий государства в сфере науки, в интересах осуществления инновационной деятельности. Передача научных организаций, осуществляющих деятельность регионального или местного характера, соответствующим субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления. Передача научных организаций, осуществляющих узковедомственную (отраслевую) деятельность в ведение соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Консолидация однопрофильных научных организаций в рамках отдельных направлений деятельности.

Формирование в составе академического сектора специализированной холдинговой компании в форме открытого акционерного общества со 100%-ным участием государства. Внесение в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал данной компании принадлежащих государству пакетов акций организаций академического сектора, действующих в форме ОАО, научно-техническая продукция которых имеет высокий потенциал коммерциализации. Основная задача холдинговой компании должна заключаться в обеспечении реальной коммерческой отдачи от деятельности академических организаций.

Повышение бюджетной обеспеченности академического сектора науки

Ключевым условием ускоренного развития академического сектора науки является увеличение его бюджетной обеспеченности в расчете на одного научного работника. Текущий низкий уровень бюджетной обеспеченности является основной причиной низкого уровня заработной платы, служит барьером на пути создания эффективных мотиваций для работников, препятствует нормальному возобновлению материально-технической базы и, тем самым, принципиально сдерживает поступательное развитие академической науки. Для достижения качественного сдвига в бюджетной обеспеченности академического сектора необходимо реализовать меры по двум базовым направлениям:

увеличение расходов федерального бюджета на фундаментальную науку как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами. Планируется в 2008 году увеличить удельный вес финансирования фундаментальных исследований в расходах федерального бюджета на гражданскую науку до 58%.

оптимизация численности персонала, занятого в академическом секторе, на основе рационализации состава и структуры организаций академической науки и переаттестации их сотрудников. При этом должна быть учтена и в максимальной степени использована возможность создания научными организациями дополнительных ставок, финансируемых за счет внебюджетных средств. «Бюджетные» рабочие места должны предназначаться персоналу, непосредственно занятому фундаментальными исследованиями, «внебюджетные» - работникам, осуществляющим инновационную деятельность и ведущим прикладные разработки. Предполагаемое сокращение к 2008 году количества бюджетных рабочих мест в академическом секторе - не более 25%.

Модернизация механизмов финансирования академического сектора науки

Представляется необходимым провести оптимизацию соотношения базового и программно-целевого финансирования научных организаций академического сектора науки, расширить практику проектного финансирования с использованием механизмов целевых программ. Соответствующие меры должны реализовываться в рамках следующих базовых направлений:

внедрение системы финансового стимулирования результативности деятельности академических институтов. Необходимо сформировать рейтинг результативности однопрофильных академических институтов. При этом следует использовать такие объективные показатели, как число публикаций на одного научного работника, удельный вес молодых специалистов и аспирантов, доля внебюджетных и целевых средств в общем бюджете института и др. В отношении институтов, имеющих стабильно низкий рейтинг результативности в сравнении с однопрофильными, должны приниматься меры организационно-управленческого характера, вплоть до их ликвидации в качестве отдельной научной организации. Институтам, демонстрирующим стабильно высокую результативность профильной деятельности, должны выделяться дополнительные финансовые ресурсы. Целесообразно использовать для этих целей ежегодно не менее 15-20% совокупного объема финансирования академических институтов;

разработка и начало реализации целевой программы РАН «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня», основанной на принципах проектной организации фундаментальных исследований, конкурентности, объективной экспертизы, строгой отчетности. В перспективе распространение этой программы на фундаментальные исследования, выполняющиеся в отраслевых академиях наук.

 

К числу основных направлений модернизации вузовского сектора науки относятся:

Формирование сбалансированной структуры и механизмов финансирования, включая:

а) формирование системы средне- и долгосрочного финансирования научных исследований за счет средств федерального бюджета в составе:

базовой части – выделяется на период 3-5 лет для обеспечения содержания основного персонала, а также приобретения оборудования, развития инфраструктуры и оплаты коммунальных расходов вузов для выполнения ими основных функций;

проектной части – выделяется в качестве основы для селективной поддержки конкурентоспособных коллективов и отдельных ученых;

б) совершенствование процедур конкурсного отбора научно-исследовательских программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

в) существенное увеличение финансирования фундаментальных исследований в рамках тематических планов вузов;

г) опережающий рост финансирования исследований, проводимых в ведущих университетах;

д) финансирование проектов молодых преподавателей, ученых и аспирантов;

е) синхронизацию мероприятий по развитию и модернизации образования, развитию вузовской науки, интеграции науки и образования в рамках федеральных целевых программ.

Развитие кооперационных связей вузовского сектора науки с организациями академического сектора науки и сектора прикладной науки, а также реального сектора экономики, включая:

а) заключение договоров на реализацию совместных образовательных программ, научных и инновационных проектов, организацию совместных научных изданий, а также участие в конкурсах на получение российских и международных грантов;

б) создание центров передовых исследований, совместных испытательных центров, полигонов, научных и технологических парков;

в) организацию региональных межведомственных координационных центров и специализированных советов по присуждению ученых степеней; проведение совместных конкурсов научных проектов для молодых ученых и преподавателей, учреждение совместных стипендий;

г) активизацию взаимосвязей с бизнесом, процессов коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок, а также передачу технологий в реальный сектор экономики.

Модернизация системы подготовки кадров высшей квалификации и федеральной системы повышения научной квалификации профессорско-преподавательского состава, включая:

а) уточнение требований по аккредитации (аттестации) высших учебных заведений для привлечения и закрепления талантливой молодых кадров в науке и образовании;

б) повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры.

Проведение структурных преобразований, направленных на повышение эффективности использования кадрового потенциала и имущества, включая:

а) реорганизацию научных организаций, ранее созданных при вузах в качестве юридических лиц, путем их присоединения к соответствующим вузам;

б) реорганизацию научных организаций путем их слияния (укрупнения) и создание укрупненных научно-образовательных структур по направлениям деятельности, включая создание учебно-научно-производственных комплексов;

в) ликвидацию неэффективных научных организаций, утративших связи с высшей школой, и передачу федерального имущества этих организаций в оперативное управление вузам.

Основными направлениями модернизации сектора прикладной науки являются:

оптимизация организационно-правовых форм государственных организаций прикладной науки, включая акционирование ряда организаций при условии безусловного сохранения их научного и технологического профиля. В рамках данного направления предстоит поэтапно отказаться от применения правовой формы унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и существенно сократить масштабы использования формы государственного (бюджетного) учреждения. При этом базовым вариантом организационного реформирования унитарных предприятий должно являться их преобразование в открытые акционерные общества со 100%-ным участием государства в капитале, бюджетных учреждений – изменение их типа на автономные, а также преобразование в государственные автономные некоммерческие организации;

-оптимизация состава организаций, находящихся в государственном секторе. Под непосредственным контролем государства должны быть сохранены организации, основная деятельность которых напрямую связана с реализацией законодательно установленных функций государства и обеспечивающих реализацию указанных функций на требуемом качественном уровне;

-создание крупных конкурентоспособных «национальных лабораторий» по прорывным направлениям развития науки, технологий и техники;

-активное позиционирование ключевых организаций сектора прикладной науки в крупных международных научно-технических программах;

-совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей возникновение и вовлечение в гражданский оборот прав на РНТД, создание инфраструктуры, обеспечивающей их передачу в промышленность, и как результат - повышение капитализации прав на РНТД организаций сектора прикладной науки;

-совершенствование существующей системы предоставления статусов (ГНЦ РФ, ФЦНВТ, ФНПЦ) для государственной поддержки организациям сектора прикладной науки;

-расширение программного финансирования сектора прикладной науки на основе реализации ограниченного числа крупных федеральных целевых программ научно-технологического профиля, а также ведомственных целевых программ;

-эффективное позиционирование программ развития сектора прикладной науки в стратегиях развития секторов экономики;

-расширение практики и развитие форм взаимодействия организаций ведомственной науки с академическим сектором, ведущими вузами, бизнес-структурами;

-определение системы целевых показателей деятельности государственного сектора прикладной науки и формирование системы мониторинга, оценки результативности и глобальной конкурентоспособности организаций сектора прикладной науки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ключевые направления модернизации государственного сектора исследований и разработок | Интеграция научной и образовательной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.