КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9
План Лекция 9. Социальные изменения и социальный прогресс. 1. Модели динамики социальной системы. 2. Социальные критерии прогресса. 3. Эволюционный, революционный и циклический характер развития. 4. Концепции и прогнозы развития российского общества.
Социальная система – это особый класс систем (наряду с техническими, биологическими, биологическими, кибернетическими, экологическими и другими), состав которых представлен людьми, а также возникающими между ними отношениями. В самом общем смысле динамика (изменение) социальной системы представляет собой наиболее общую форму бытия всех материальных объектов и духовных явлений, связанную с частичным или полным преобразованием внешних или внутренних форм организации объектов, их местопребывания в той или иной точке пространства, в том или ином интервале времени. Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - живая динамическая система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, изменением статуса этой личности, так и на макроуровне. Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т. д. Социальные изменения различаются не только масштабом, но и глубиной. Из всей совокупности социальных изменений можно выделить линейный и нелинейный типы. Линейный тип Линейный тип социальных изменений рассматривает всю историю человечества как единый и главное - направленный процесс. Линейный тип социальной динамики возник как результат влияния библейской историософии, иудейско-христианской традиции и превратился в общественном сознании в идею эволюционизма, в идею прогресса. Линейный прогресс направлен в будущее, воспринимается как движение вперед во времени и пространстве. Особенность линейной динамики заключается в том, что каждый этап общественного прогресса, каждый этап движения выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейные процессы частично поглощают в себя свойства предшествующих, обогащают и развивают их. Наиболее ярким выражением линейных представлений являются идеи социального эволюционизма. Теории социального эволюционизма, несмотря на все их многообразие, представляют собой стремление осмыслить исторический процесс как единую линию, как часть общей разнообразной линейной космической эволюции, вбирающей в себя сложные эволюционные процессы Земли и всей планетной системы. Во второй половине XX века широкую известность и дальнейшее развитие получают теории «постиндустриального общества», которое называют также «информационным обществом». Все развитие человеческого общества, с точки зрения авторов этих концепций, проходит три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную. В постиндустриальном обществе основной ценностью становятся знание, интеллект, информация, творческая деятельность, воплощенные в человеке. Нужно сказать, что линейная динамика предполагает не только прогресс, не только движение вперед, в будущее, но и регресс, то есть воспринимается как нисходящая линия в изменениях общества. Однако регресс не должен пониматься как простое повторение в обратном порядке уже пройденных этапов. Абсолютное повторение прошлого невозможно в новых, изменившихся условиях, поэтому корректнее говорить об асимметричности линейных процессов. Линейный прогресс и регресс сменяют друг друга в историческом процессе. История не бывает полностью обратимой. Социологи выделяют также виды социальных изменений. Особое значение имеют инновационные изменения, которые превращаются в фактор социального развития. К ним относятся различные открытия и изобретения. Человечеству известно множество открытий, изменивших его судьбу и облик планеты (колесо, азбука, паровой двигатель, автомобиль, учение об условных и безусловных рефлексах, таблица Менделеева, выборная демократия и др.). Нередко инновации оказываются несовместимыми с существующей культурой, и тогда проходит немало времени, прежде чем инновация будет принята обществом. И все же бывает так, что инновация отвергается обществом. Так, например, в российском обществе вызывают недоверие такие ценности либеральной демократии, как экономический индивидуализм, неприкосновенность частной собственности и др. Если технические, материальные изобретения можно испытать и проверить достаточно быстро, то социальные инновации доказывают свою целесообразность длительное время. Поэтому социальным новшествам, например, даже нужным законам, приходится преодолевать сопротивление, а порой и протест социальных групп, прежде чем эти законы докажут свою работоспособность. Каковы причины социальных изменений? С некоторой долей условности можно выделить два основных подхода, которые противоположным друг другу образом отвечают на этот очень сложный вопрос. Источник социальных изменений, с точки зрения большей части социологов, находится внутри самого общества, то есть кроется во взаимодействии его структур, сфер, групп и т. п. Решающую роль в изменении, развитии общества играет социальный конфликт. При этом марксисты выделили в основе социальных изменений конфликт между противоположными классами, партиями, идеологиями. Вся социальная история в марксизме предстает как история борьбы классов угнетаемых и угнетателей. Социальные противоречия в марксистской концепции есть источник развития. Немарксистская современная теория конфликта в лице Л. Козера, Р. Дарендорфа, Л. Гумпловича, Э. Гидценса и других тоже рассматривает конфликт как естественное явление, как способ движения, развития общества. Конфликт неотъемлемая черта социальной жизни. Задача общества - научиться разрешать конфликты, рационально регулировать их, а не подавлять. Консервация конфликта неминуемо приведет к высокому напряжению в обществе и в конечном итоге - к взрыву социально-политической активности и разрушению социальной системы. Иной подход в социологии связан с таким направлением, как функционализм. Функционалисты не отрицают необходимости социальных изменений в обществе, в том числе и глубоких. Но они предполагают, что такие изменения не должны нарушать «подвижное равновесие» социальной системы. Функционалисты предпочитают больше говорить о равновесии социума, чем о конфликтах в нем. Общество должно снижать вероятность конфликта. Именно за эту «бесконфликтность» критикуют функционалистов представители конфликтологического направления. Нелинейный тип Переход общества от одного состояния к другому не всегда носит детерминированный характер, и направление движения может быть непредсказуемо. Исторический процесс - это веер возможных альтернатив, это многовариантность общественного развития, источником которого является энергия, воплощенная в поведении людей. Идея прогресса стара как мир. Уже в Библии она нашла свое место. В ней описана конечная цель человеческого пути, которая выглядит как достижение священной райской обители. Однако истоки этой идеи можно отыскать гораздо раньше - в трудах древнегреческих мыслителей, таких как Платон, Аристотель. И затем, в последующей истории человечества идея прогресса с каждым новым поколением получала свое особое выражение, новый импульс к развитию. Ф. Бэкон, И. Кант, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Теннис, У. Ростоу, Д. Белл - вот только самый малый перечень выдающихся мыслителей, не только писавших о социальном прогрессе, но и выдвигавших свои критерии прогресса. В качестве таковых выступали уровень материального благосостояния членов общества, степень социальной справедливости и равенства, индивидуальной свободы и нравственности, развития науки и техники, солидарности членов общества и др. Классические представления о прогрессе рассматривают его как постепенное движение человечества ко все более высоким уровням цивилизации. Причем движение носит неизбежный характер, продолжается, несмотря на все перипетии истории, отклонения, случайности. Полное процветание общества, достижение этого состояния во всех структурах общества - вот цель прогрессивного движения. Все классические представления основывались на понимании необратимости линейного времени, линейного типа развития, когда прогресс определяется логикой предшествующего развития и оценивается как положительная разница между прошлым и настоящим или настоящим и будущим. Однако после первой мировой войны появились сомнения в прогрессивности развития и особенно сомнения в нравственном прогрессе. Стало наглядным и бесспорным, что прогресс в одной области приводит к регрессу в другой. Отсутствие роста «реальной моральности» демонстрирует история войн, распространение наркомании, насилия, проституции. Кроме того, рухнуло утопическое мировоззрение, рисовавшее в лучших красках коммунистическое общество. Человечество оказалось в ситуации, когда у него уже нет больше проектов будущего, способных увлечь массы и объединить коллективные усилия ради реализации подобных проектов. Социальные науки подвергли критике оптимистическую идею линейно-поступательного развития человечества, лежащую в основе парадигмы социокультурного прогресса. XX век с его невиданными ранее катастрофами - политическими, экологическими, военными, породил сомнения и разочарования в идее прогресса. Идея кризиса, охватившаяумы миллионов людей, ставшая лейтмотивом общественного мнения, способствует закреплению пессимистических прогнозов будущего человечества. Если раньше ситуацию кризиса рассматривали как временное явление, то теперь о кризисных процессах говорят и пишут как о норме. Кризисы «нормализовались», социологи, политологи, культурологи обнаруживают кризисы везде и во всем. Утрачивается вера в прогресс, не оправдываются оптимистические рассуждения о социальных эволюциях и изменениях. Но можно ли утверждать, что идея прогресса, единственной альтернативой которой может быть только всеобщее отчаяние, исчерпала свое предназначение, ведь «ни одна идея не была важной или такой же важной, как теория прогресса» (Р. Нисбет) в течение трех тысячелетий? Какие же есть аргументы у критиков линейных, поступательных теорий развития? Во-первых, факты противоречат утверждениям о существовании каких-либо универсальных и вечных линейных тенденций, универсальных стадий эволюции, относящихся ко всему человечеству, к любым общностям и странам. И в самом деле, исследования историков, археологов, этнографов показали, что большинство человеческих обществ существовали и исчезали, находясь на начальных стадиях развития. И сегодня есть общества, до сих пор остающиеся на самых ранних ступенях эволюции. Лишь некоторые народы смогли создать великие цивилизации. Во-вторых, подверглась критике упрощенная схема: Древний мир - Средние века - Новое время. Точно так же переосмыслена марксистская теория «общественно-экономических формаций», стремившаяся вместить сложный, противоречивый ритм разных культур в рамки единой схемы. Кроме того, в ХХ веке наступило полное осознание того, что события, имевшие решающее значение для Европы, вовсе не были таковыми для других народов. Этапы истории различных цивилизаций не вписываются в концепцию европоцентризма, что подчеркивает наличие разных исторических периодов и культур, наличие культурного плюрализма в мире. Существуют также альтернативные классическим концепции прогресса, возникшие в русле постмодернистского направления мысли. Итак, изменилось как само понятие прогресса, так и оценка его социальных критериев. «Прогресс человечества, - как писал Н. Данилевский, - состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях». Циклический тип Социология уделяет внимание повторяющимся циклическим процессам. В общественной жизни циклические процессы имеют такое же распространение, как и в природе. Существуют, как известно, астрономические циклы (день, ночь, времена года), биологические циклы (рождение, детство, юношество, зрелость, старость, смерть). Выделяются также циклы в повседневной жизни (выходные и рабочие дни) и др. В обществе отчетливо проявляются политические, экономические, социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, за экономическим процветанием наступает упадок, повышение уровня благосостояния населения чередуется с его снижением и т.п. Иными словами, социальная жизнь похожа на круговорот. Каждый из процессов в обществе сменяет другой. Каждый из процессов исчерпывает свой потенциал. Социально-историческое развитие идет по кругу, что позволяет говорить о его определенной обратимости. Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми вариациями. Каждый из циклических процессов обладает сходством между повторяющимися состояниями системы, количеством повторений в цикле. Продолжительность цикла может быть короткой и длинной. Циклы различаются количеством фаз, ритмикой, ускорением или замедлением интервалов. Циклические процессы способствуют воспроизводству социальной системы, воспроизводству ее функций (производство материальных благ, их распределение, регламентация поведения людей и др.), воспроизводству социальных общностей (этносы, нации, классы, страты), воспроизводству устойчивых форм деятельности (научная, производственная, художественная и т. д.), социальных ролей (врач, юрист, воспитатель, военный). Цикличность придает ритм общественным процессам, является способом существования и сохранения общества. При этом очень важно знать, что каждый новый цикл не является абсолютным повторением прежнего. Воспроизводство социума не означает полного содержательного тождества фаз цикла, начала и конца цикла. Следовательно, циклические изменения не есть в чистом виде круговые процессы. Поэтому неверными являются европоцентристские представления об абсолютном застое в XVII - XVIII веках восточных стран, как, например, Китай, история которого долгое время была типичным примером циклического развития, отторгавшего культурные и технические нововведения. И все же нынешний динамичный Китай воспроизводит в значительной степени традиционные отношения. Современные социологи считают возможным выделить формы циклических изменений. Такими формами циклических процессов называют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Движения, или изменения, по типу маятника считаются наиболее простой формой циклического процесса. В качестве примера такого движения можно привести инвестиционную социальную политику, когда средства на развитие социальной сферы общества то увеличиваются, то, наоборот, сокращаются, то есть возвращаются к первоначальной сумме. Иллюстрацией волновых процессов в обществе служит, скажем, цикл технических нововведений, который достигает своего волнового пика и вновь идет на убыль, как бы затухает. Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических изменений. Спиралевидная динамика определяется по ставшей классической формуле - «возврат к якобы старому, повторение старого на ином уровне». Это такой процесс изменений, когда обновление и устаревание являются лишь частичными. Каждый цикл изменяющегося явления (процесса) как бы отрицает предшествующий, превращаясь в свою противоположность, в другое качество и в то же время как бы возвращается в свое прежнее состояние. Но этот возврат к старому осуществляется на новом уровне, с обнаружением новых свойств. Спиралевидная модель является образом социальной преемственности. Спиралевидные процессы реализуются в обществе как по восходящему типу, так и по нисходящему. Это означает, что спиралевидный цикл изменений нельзя понимать только как поступательный, восходящий. Есть и нисходящие спиралевидные процессы, свидетельствующие о дисфункциях в обществе, о его гибели, упадке. Примером спиралевидного процесса является отношение человека к природе. В первобытные времена природа воспринималась человеком как слепая господствующая сила. С Нового времени по XX век человек благодаря научно-техническому прогрессу обрел новые технологические возможности и счел себя ее покорителем и властелином. И лишь теперь он осознал свою органическую связь с природой и необходимость гуманного к ней отношения. Кроме циклических изменений, происходящих в рамках качественно одной социальной системы, социологи и культурологи особенно выделяют циклические изменения, происходящие в циклической динамике социокультурных систем. Поэтому уместно кроме системно-функционального цикла, о котором до сих пор шла речь, говорить об историческом цикле. Исторический цикл, выделяемый такими мыслителями, как Д. Вико, Н. Данилевский и др., отражает единство процесса возникновения, расцвета и распада социокультурных систем, подчеркивает определенный срок жизни общества. Концепции названных культурологов стремятся показать единство всемирной теории, ее повторяемость, сопряжение восходящей и нисходящих линий, либо рассматривают историю как совокупность различных культурно-исторических типов, имеющих свой жизненный срок (цикл). B эпоху глобализации и международной конкуренции, принявшей тотальный характер, совершенно естественными должны быть самостоятельные усилия России за выживание и достойное место в интеграционном процессе «Взгляд на XXI век, - как высказывается В. Третьяков на страницах Приложения к «Независимой газете» (11 апреля 2001 г.), - как на время эйфории всемирной дружбы... смешно обсуждать, потому что это все равно, что говорить, что ты сейчас можешь выйти на Садовое кольцо и пересечь его туда-сюда 10 раз, и тебя никто не сшибет из-за того, что ты вышел на «зебру». Там «зебра» нарисована. Там не сшибают! Походи час, посмотрим, спасет ли тебя эта «зебра» и всякие прочие мифы». Каким может быть российский проект в глобальном контексте? Ответ на этот вопрос невозможно поместить в прокрустово ложе, ибо он не в состоянии вобрать в себя реалии, характеризующие взаимодействие субъектов мирового сообщества, их интересы и сложнейшие противоречия. Россия, несмотря на тяжелейший кризис, поразивший все без исключения сферы общества, несмотря на утрату государством способности планировать и руководить, не может пребывать в положении банкрота, которого либо только терпят, либо только используют как сырьевой придаток или регион для захоронения отработанных ядерных отходов. Место России в мировом сообществе в течение ближайших лет будет определяться, с одной стороны, ее внутренним ослаблением, а с другой - ее усилиями, направленными на преодоление этой внутренней слабости. Ответом на системный кризис должна быть системная стратегия (а не частные, пусть даже правильные решения), которая объединила бы весь народ России, в том числе правящий класс вокруг подобного цивилизационного проекта выживания и развития. Иными словами, необходимо многомерное, всестороннее видение дальнейшего пути, а не выстраивание проблем в порядке очередности их решения (энергетический кризис в Приморье, война в Чечне, пенсионная реформа и т.д. и т, п.). В настоящее время внутри российской политической элиты идет ожесточенная борьба между двумя подходами или, условно говоря, двумя проектами выживания и развития России. Причем тот и другой подчеркивают, что добиваться выживания России в нынешнем мире придется в более сложных условиях, чем после 1917 года. Так, по подсчетам экономистов, даже при устойчивом ежегодном приросте ВВП на 5% (чего, кстати говоря, страна много лет не достигала) Россия к 2010 году вернется к масштабам своего народного хозяйства, существовавшим в 1991 году. Понятно, что мировое сообщество и особенно высокоиндустриальные страны не будут все это время стоять на месте. Ситуация усугублена также тем, что произошло ущемление национального самосознания. Крушение нашей традиционной державности - символа государства, с которым считались за его пределами, разрушение трех поясов безопасности: соцстраны, Варшавский договор, Советский Союз; расширение НАТО на восток и вступление в него бывших союзников подорвали не только наши геополитические интересы, но и психологическое здоровье населения, вселив в массовое сознание страхи и подозрения по отношению к другим государствам. Но что представляют из себя эти два мнения о выживании России и ее модернизации? Или можно вопрос поставить иначе - как России войти в Запад, как встроиться в международное разделение труда, занять место на этажах технологической пирамиды? Первый проект - проект либералов. Второй - державников. По каким линиям идет раскол между ними? Либералы настаивают на том, что Россия должна во всем следовать примеру Запада, перестроить систему национальных интересов и внешнеполитических ориентиров, как того требуют США. При этом ничего неизвестно о том, какие шансы получит от этой перестройки Россия. Не исключено, что Россия окончательно превратится в страну - изгоя. Противники либерального подхода говорят о том, что логическим завершением такого проекта будет развал государства. Либеральный проект, можно сказать, не придает особого значения национальному суверенитету и национальной безопасности, считая, что в условиях глобализации они утрачивают свою ценность. Либералы предполагают, что российские власти должны способствовать безболезненному освоению Западом территории и ресурсов России. Кратко суть этого взгляда состоит в том, что Россия может быть включена в глобальное целое, в мировое сообщество только как территория и ресурсы, а не как самостоятельный субъект, не как самостоятельное государство. В этом есть своя логика, так как хозяева сырья и других ресурсов уже являются продолжением существующих мировых структур. И они мыслят иными категориями. Для них понятия «государство», «страна», «народ» в значительной степени потеряли прежний смысл. Новые либералы прекрасно знают циничность западной демократии, но они рассчитывают «лечь под Запад» и таким образом добиться выживания. Они не признают национальных границ и границ России, но помнят о приоритетах западного мира. Державники настаивают на особенном пути России и называют себя патриотами. Они полагают, что можно игнорировать реалии сегодняшнего мира и по-прежнему считать Россию великой державой, хотя она уже утратила продовольственную и военную безопасность. Державники говорят, что Россия - мировая держава по следующим обстоятельствам. Во-первых, она одна из основных мировых цивилизаций, которая либо граничит, либо пересекается со всеми остальными мировыми цивилизациями. Во-вторых, России удалось выработать государственную модель интеграции на православной основе. И в-третьих, Россия - наследница советского варианта глобализма. Поэтому она должна быть готова к очень жесткому противостоянию по всем вопросам, затрагивающим ее интересы и возможности на вхождение в мировую систему. Державники отстаивают ценность национального суверенитета и в эпоху глобальной интеграции. Однако оба эти проекта не озвучены публично. Они неизвестны населению России, обсуждаются в узком кругу политиков и не переходят в стратегии и тактики, которые бы хорошо осознавались имеющими власть. Интересной и более конкретной выглядит идея, разрабатываемая Институтом проблем глобализации под руководством М.Г. Делягина, которая, по мнению ее авторов, должна наилучшим образом способствовать возрождению России и привлечению на сторону ее интересов других стран. Идея состоит в том, чтобы гармонично связать долгосрочные интересы России со стратегическими интересами развитых стран. Формой ее воплощения может быть формирование нового евразийского экономического пространства, а именно - строительство трансевразийской железнодорожной магистрали на базе реконструкции Транссиба. Задача России в данном контексте определяется как выход из непосильного для нее индивидуального противостояния на позитивные позиции. С этой целью необходимо немедленно начать работу по расширению регионального евразийского сотрудничества. Этот механизм устойчивой региональной интеграции даст России реальный шанс выйти из изоляции, подкрепит суверенитет реальными ресурсами и сделает Россию значимой и нужной в глазах мирового сообщества. Осуществление подобного глобального проекта позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, так жизненно важные для России. Возникающая привязка к экономике инвестора жестко и однозначно обеспечит зависимость благополучия инвестора от благополучия России. Это условие, с точки зрения разработчиков данной идеи, окончательно исключает американские идеи «международного освоения» Сибири и Дальнего Востока, ведущие объективно к расчленению России и уничтожению ее как субъекта мировой политики и экономики. Итак, вопрос стоит о том, сможет ли Россия стать стержнем евроазиатской интеграции. Но, чтобы выйти из изоляции, России необходимо вписаться не только в региональное, но и в отраслевое, функциональное разделение труда, чтобы успешно развиваться далее. Поэтому ключевая задача России - определить свое направление в системе разделения труда и создать конкретные механизмы выхода из «ловушки глобализации». Кроме решения этих стратегических задач Россия может компенсировать негативные последствия реформ другими факторами. В частности, эффективным планированием и управлением, активной внешней политикой, проявляя максимально возможное дружелюбие и стремление к сотрудничеству с могущественными государствами, Россия должна изменить характер своего участия в международной жизни. Ибо новый мировой порядок, типичный для периода глобализации, компьютерных технологий, все в большей степени складывается без прямого участия России. Наконец, необходимо научиться отвечать на информационную агрессию, которую предпринимают США и другие страны, навязывая свои краткосрочные интересы другим государствам. Разъяснение позиции России по конфликтным вопросам международной политики должно вестись регулярно и с опережением. Таким образом, перед Россией стоит проблема разработать и реализовать в кратчайшие сроки программу выживания и развития, связав в ней воедино программу создания собственных технологий производства, управления и стратегию формирования единого российского народа. Для решения этих и подобных им задач России предстоит пройти долгий и нелегкий путь. Но российской истории известны примеры, когда катаклизмы сплачивали народ и давали мощный импульс развитию общества. Тема. Структуры арифметико-логических устройств (АЛУ).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |