Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности избирательной системы в России

Лекция 9

 

 

Выборы в России еще не стали привычной, усто­явшейся процедурой. Фактически новая система аль­тернативных выборов, основывающихся на демокра­тических принципах избирательного права, впервые

получила законодательное закрепление в России в Кон­ституции 1993 г.

Поэтому институт выборов в России проходит ста­дию своего институционального, организационного и правового оформления, характеризуется переходностью и неустойчивостью. Начиная с 1993 г. в России не разу

не было однотипных выборов. Выборы 1993 г. прово­дились в экстремальных условиях и при отсутствии закона о выборах.

В 1994 г. началось формирование избирательно­го законодательства. В 1994 г. принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», который закрепил все основные принципы демократических выборов (по­правки к закону были приняты в 1997 г.). В 1995 г. был принят Федеральный Закон *0 выборах Прези­дента РФ», Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Федеральный Закон «О формировании Совета Федера­ции Федерального Собрания РФ».

В 1997 г. был принят новый закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Россия — сложное федеративное государство, по­этому различные избирательные системы при выборах в органы государственной власти используются комби­нированно. На региональном уровне субъекты федера­ции сами определяют избирательную систему и поря­док формирования выборных региональных и местных органов власти.

В 1999 г. в преддверии очередных выборов Прези­дента и Государственной Думы были приняты новые законы: «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 24 июня 1999 г., «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 г., а в 2000 г. — новый закон «О формировании Совета Федерации ФС РФ».

Рассмотрим некоторые особенности избирательного процесса на примере выборов депутатов Государствен­ной Думы.

В РФ принята смешанная избирательная систе­ма при выборах в Государственную Думу Федерально­го Собрания РФ: 225 депутатов избирается на основе

мажоритарной избирательной системы по одномандат­ным округам, а 225 — на основе пропорционального представительства по общефедеральному избиратель­ному округу.

На территории России образуется 225 одномандат­ных округов, состав которых утверждается федераль­ным законом не позднее чем за 100 дней до дня голо­сования. Для соблюдения принципа равенства не до­пускается образования одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов РФ, на территории каждого субъекта должно быть не менее од­ного избирательного округа. Должно соблюдаться при­мерное равенство округов, с допустимым отклонением не более 10%, а в труднодоступных районах — 15%.

Право выдвижения кандидатов принадлежит из­бирателям, избирательным объединениям, избиратель­ным блокам. Важно, что по новому закону избиратель­ными объединениями являются не все общественные, а только политические объединения, зарегистрирован­ные не позднее чем за год до дня голосования в Ми­нистерстве юстиции (что исключает участие в выборах различных экстравагантных объединений). Период вы­движения кандидатов находится в интервале от 85 до 55 дней до дня голосования.

Общие результаты выборов устанавливаются Цен­тральной избирательной комиссией (ЦИК) не позднее чем через 2 недели и публикуются в течение 3 недель со дня голосования. Выборы признаются несостоявши­мися, если в них приняло участие менее 25% избирате­лей, или если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов.

По новому Закону «О выборах Президента РФ» выборы Президента РФ проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства — в первом туре, и мажоритарной системе относительного

большинства — во втором туре. Второй тур может не проводиться» если кандидат в первом туре набрал более 50% действительных голосов избирателей.

Разрабатываемый закон «О выборах Президента РФ» более подробно регламентирует правила выдви­жения и регистрации кандидатов, правила проведения предвыборной агитации и финансирования выборов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности использования земельных участков, занятых государственным и коммунальным жилищным фондом | Реакція покупців на зміну цін
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.