КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности избирательной системы в России
Лекция 9
Выборы в России еще не стали привычной, устоявшейся процедурой. Фактически новая система альтернативных выборов, основывающихся на демократических принципах избирательного права, впервые получила законодательное закрепление в России в Конституции 1993 г. Поэтому институт выборов в России проходит стадию своего институционального, организационного и правового оформления, характеризуется переходностью и неустойчивостью. Начиная с 1993 г. в России не разу не было однотипных выборов. Выборы 1993 г. проводились в экстремальных условиях и при отсутствии закона о выборах. В 1994 г. началось формирование избирательного законодательства. В 1994 г. принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», который закрепил все основные принципы демократических выборов (поправки к закону были приняты в 1997 г.). В 1995 г. был принят Федеральный Закон *0 выборах Президента РФ», Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Федеральный Закон «О формировании Совета Федерации Федерального Собрания РФ». В 1997 г. был принят новый закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Россия — сложное федеративное государство, поэтому различные избирательные системы при выборах в органы государственной власти используются комбинированно. На региональном уровне субъекты федерации сами определяют избирательную систему и порядок формирования выборных региональных и местных органов власти. В 1999 г. в преддверии очередных выборов Президента и Государственной Думы были приняты новые законы: «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 24 июня 1999 г., «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 г., а в 2000 г. — новый закон «О формировании Совета Федерации ФС РФ».
Рассмотрим некоторые особенности избирательного процесса на примере выборов депутатов Государственной Думы. В РФ принята смешанная избирательная система при выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ: 225 депутатов избирается на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным округам, а 225 — на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. На территории России образуется 225 одномандатных округов, состав которых утверждается федеральным законом не позднее чем за 100 дней до дня голосования. Для соблюдения принципа равенства не допускается образования одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов РФ, на территории каждого субъекта должно быть не менее одного избирательного округа. Должно соблюдаться примерное равенство округов, с допустимым отклонением не более 10%, а в труднодоступных районах — 15%. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам. Важно, что по новому закону избирательными объединениями являются не все общественные, а только политические объединения, зарегистрированные не позднее чем за год до дня голосования в Министерстве юстиции (что исключает участие в выборах различных экстравагантных объединений). Период выдвижения кандидатов находится в интервале от 85 до 55 дней до дня голосования. Общие результаты выборов устанавливаются Центральной избирательной комиссией (ЦИК) не позднее чем через 2 недели и публикуются в течение 3 недель со дня голосования. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей, или если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов.
По новому Закону «О выборах Президента РФ» выборы Президента РФ проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства — в первом туре, и мажоритарной системе относительного большинства — во втором туре. Второй тур может не проводиться» если кандидат в первом туре набрал более 50% действительных голосов избирателей. Разрабатываемый закон «О выборах Президента РФ» более подробно регламентирует правила выдвижения и регистрации кандидатов, правила проведения предвыборной агитации и финансирования выборов.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |