Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Выбор методов исследования и их характеристика





 

Методисследования – этоспособполучения, сбора, обработкиили

анализаданных. Висследованиях, проводимыхпофизическомувоспита-

ниюиспорту, широкоприменяютсяразличныеметодынаучногопознания

издругихобластейнаукиитехники. Соднойстороны, этоявлениеможно

считатьположительным, т. к. онодаетвозможностьизучитьисследуемые

вопросы комплексно, рассмотреть многообразие связейи отношений, с

другой – эторазнообразиезатрудняетвыборметодов, соответствующих

конкретномуисследованию.

Основнымориентиромдля выбораметодовисследованиядолжны

служитьегозадачи. Именнопоставленныезадачи, определяютспособыих

разрешения, асталобыть, ивыборсоответствующихметодовисследова-

ния. Приэтомважноподбиратьтакиеметоды, которыебылибыадекватны

своеобразиюизучаемыхявлений.

Следуетотметить, чтовлюбомпедагогическомисследовании, втом

числеивобластифизическоговоспитанияиспорта, ведущимиметодами

являютсяметодыпедагогическихисследований, адругиеметодырассмат-

риваютсявкачествеподчиненных.

Впрактикепроведенияисследований, направленныхнарешениеза-

дачвобластифизическойкультурыиспорта, наибольшеераспространение

получилиследующиеметоды:

•анализ научно-методической литературы, документальных и ар-

хивныхматериалов;

•опрос (беседа, интервьюианкетирование);

•контрольныеиспытания (тестирование);

•хронометрирование;

•экспертноеоценивание;

•педагогическоенаблюдение;

•педагогическийэксперимент;

•методыматематическойобработки.

Перечисленныегруппыметодовтесносвязанымеждусобой. Онине

могутприменятьсяизолированно. Например, дляпроведениянаблюдения

илиэкспериментанеобходимопредварительнополучитьинформациюо

том, чтоужеестьвпрактикеитеориифизическоговоспитания, т. е. вос пользоватьсяметодамианализанаучно-методическойлитературыилиоп-

роса. Полученныйвпроцессеисследованияфактическийматериалнебу-

детдостоверенбезметодовматематическойобработки.

Сущностьпедагогическогоэкспериментаипедагогическогонаблю-

дениясостоитвсочетаниинесколькихперечисленныхметодов. Любойпе-



дагогическийэкспериментвключаетвсебяодинилинесколькометодов

сборатекущейинформации (контрольныеиспытания, опрос, экспертное

оцениваниеит. д.), методматематическойобработки. Предшествуетим

использованиеметодовполученияретроспективнойинформации (опрос,

анализлитературныхидокументальныхисточников). Всёэтослужитос-

нованиемсчитатьэксперименткомплекснымметодомнаучногопознания.

Педагогическоенаблюдениеобязательновключаетвсебяодинили

несколькометодовсборатекущейинформации, аиногда – методматема-

тическойобработки.

Такимобразом, педагогическийэкспериментинаблюдениеявляются

определеннымисистемамииспользованиянесколькихметодовисследова-

ния. Втомидругомслучаяхмогутприменятьсяодинаковыеметодысбора

текущейинформации.

Применениеосновныхпедагогическихметодоввисследованияхв

области физического воспитания и спорта позволяет использовать в

каждомконкретном случае самыеразнообразные приемы, способыи

методикирегистрацииисбораинформации (физиологические, психо-

логические, биомеханические, медицинскиеидр.): отобычноговизу-

ального анализа и оценки до применения современных технических

устройствиприборовсиспользованиемсовременныхкомпьютерови

информационныхтехнологий.

Дляполученияобъективнойинформациинеобходимознатьвозмож-

ностииспользуемыхметодовиуметьправильноихприменять. Предста-

вимсодержаниеиособенностипримененияосновныхпедагогическихме-

тодовисследования, используемыхвфизическойкультуреиспорте.

 

3.8.1. Анализлитературных источников

 

Анализ научно-методическойлитературы имеетбольшоезначе-

ниеприподготовкекурсовойивыпускнойработы, посколькулюбоеис-

следование – этопреждевсегообобщениеужеимеющейсяинформации.

Изучениелитературыначинаетсяещепривыборетемыдипломнойработы

ипродолжаетсявпроцессееевыполнения. Внекоторыхработахизучение

ианализлитературныхисточниковмогутбытьосновнымметодомиссле-

дования (например, висследованияхисторическогохарактера).

Анализлитературныхисточниковнеобходимдляболеечеткогопред-

ставленияметодологииисследованияиопределенияобщихтеоретических

позиций, атакжевыявлениястепенинаучнойразработанностиданнойпро блемы. Всегдаважноустановить, насколькоикакэтапроблемаосвещенав

общихнаучныхтрудахиспециальныхработахподанномувопросу, отра-

жающихрезультатысоответствующихисследований. Приэтомможноуз-

нать, какиестороныужедостаточнохорошоразработаны, покакимвопро-

самведутсянаучныеспоры, сталкиваютсяразныенаучныеконцепциии

идеи, чтоужеустарело, какиевопросынерешены, анаосновеэтогоопре-

делитьобъектипредметсвоегоисследования. Полученныйматериалявля-

етсяосновойдлянаписанияпервойглавыдипломнойработы. Рекоменда-

циипонаписаниюлитературногообзорабылиданывподп. 2.6.1.

 

3.8.1.1. Методыработы систочниками

 

Чтение. Ознакомлениескнигойцелесообразноначинатьсоглавле-

ния. Этопозволитопределитьобщеесодержание, установить, ккакомупо

характеручтениюприбегнуть – сплошномуиливыборочному; есликвы-

борочному, токакиеразделычитатьивкакойочередности.

Полезнопознакомитьсясвыходнымиданнымикниги (вкакомгоро-

деонаиздана, какоеиздательствоеевыпустило, вкакомгоду, какимтира-

жом, ктоявляетсяредактором); онипомогут, разумеетсяприблизительно,

оценитьнадежностькниги, еесовременность, характер (учебный, науч-

ный, популярныйипр.).

Затемследуетпрочитатьпредисловие (введение). Онодаствозмож-

ностьсориентироватьсявглавномсодержаниикниги, отделитьосновное

отвторостепенного, понятьведущиеидеиавтора, аиногдаикритическое

отношениеведущихученых, которыепредставляютданнуюкнигучитате-

лям. Еслинакнигуимеетсяаннотация, которуюобычнодаютнаобратной

стороне титульного листа, на библиографической карточке, то полезно

прочитатьиее.

Наконец, целесообразно тут же просмотреть справочный аппарат

книги, т. е. библиографическийсписокилисписокрекомендованнойлите-

ратуры, указателииллюстративногоматериала, условныхобозначенийили

сокращений, использованныхтерминов. Всеэтопозволитпознакомитьсяс



дополнительнойлитературойподаннойтеме, оценитьобъемикачество

использованнойавторомлитературыи, наконец, получитьтесведения, ко-

торыеоблегчатпониманиесодержаниякниги.

Приступаякчтениюосновногоматериалавкниге, надовзятьсебеза

правиловыписыватьвсенезнакомыесловаитерминывспециальныйсло-

вариксуказаниемстраниц, накоторыхонивстретились, итутженаходить

имобъяснение. Надопомнить, чтовсловарикдолжныпопадатьвсенауч-

ныетермины, анетолькоте, которыенеизвестнычитателю, посколькуив

нашей, ивзарубежнойлитературеоченьчастопододнимтерминомкроет-

сяразноесодержание. Внимательноследуетотноситьсякразличнымком-

ментариямипримечаниям, сопровождающимтекст.

Припервомпрочтениикнигинеобходимопреждевсегоуяснитьсо-

держаниеработывцелом, аэтоможносделатьтолькопонявосновные

мыслиавтора, ведущиеидеииотделивихотпространныхдоказательств.

Одновременноследуетразобратьсявосновныхпонятиях, которымиполь-

зуетсяавтор.

Приповторномпрочтениинеобходимооценитьфактическиймате-

риал, отобратьнаиболеетипичныефактыисопоставитьихсужеизвест-

нымиизличногоопытаилитературныхисточников. Необходимопонять

ходрассужденийавтора, ихлогикуидоказательность. Повторноепрочте-

ниеможетбытьвыборочным, когдаужеизвестное, понятоеприпервом

прочтенииилинеимеющееотношенияктемеопускается.

Содержаниеработыможносчитатьусвоеннымтолькотогда, когда

читающийспособенпересказатьглавнуюмысль, объяснитьееисопоста-

витьсранееизвестным.

Завершениемработынадлитературнымисточникомпринятосчитать

записьегоосновногосодержания.

Организоватьтворческуюработу, проанализироватьи освоитьис-

точникипомогаютразличныетипызаписей – выписки, планы, конспекты

итезисы, рефераты. Вопросовыборетипазаписиразрешаетсявкаждом

отдельномслучаеикаждымчитателемсамостоятельно, сучетомконкрет-

ныхвозможностей (наличиенавыка, времениит. д.) иособенностеймате-

риала.

Выписки. Умениеделатьвыписки – основаработынадлюбойкни-

гой: учебной, научной, справочной, художественной. Этоценноекачество

умственноготруда. Выпискипомогаютсобратьогромныйматериал, сис-

тематизироватьфакты, проанализироватьмнения, выявитьпротиворечия.

Онимогутбытьдословными (цитаты) илисвободными, когдамысли

авторачитательизлагаетсамостоятельно. Большиеотрывкитекста, кото-

рыетрудноцитироватьвполномобъеме, надостаратьсязаписатьсвоими

словами, предельносокративформулировкуисконцентрировавсодержа-

ние. Яркиеиважнейшиеместаизклассическихпроизведенийлучшевсе-

гдаприводитьдословно.

Записываяцитаты, нужнозаключатьихвкавычки, оберегатьтекст

отискажений.

Всегдаполезнодаватьточныессылкинаисточники (вчастности, на

страницукниги, аиногдаинаабзацидажестроку). Этиданныепотребу-

ютсядляуточненияипроверкиподлинногосмыслаизначенияцитатиих

звучаниявконтексте.

Приработескнигойделатьвыпискиполезнолишьпослетого, как

книгапрочитанацеликом. Знаяпроизведениевцелом, легчесделатьокон-

чательныйвыборнужного, уточнить, какиеместатекстаследуетвыписать.

Наиболеерациональноделатьвыпискиналистках-карточках (листки

бумагиформатомприблизительно 150 х 200 мм, т. е. половинаобычного

машинописноголиста). Емкостькарточекможноувеличить, удваивая, ут-

раиваяихповысотеискладывая «гармошкой» (чтобыполучитьуказанный

вышеформат); дляпродолжениязаписитакжеиспользуютпоследователь-

нонесколькокарточек, нумеруяихпопорядкуискрепляямеждусобой.

Используявсвоейработевыписки, надоостерегатьсяобильногоав-

томатическоговыписыванияцитатвзаментворческогоосвоенияианализа

текста.

План – этосхематическизаписаннаясовокупностькороткосформу-

лированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения». Примером

планаккниге, хотяиоченьобщего, отмечающеголишьузловыеразделы,

являетсяобычноеоглавление. Просматриваяего, нечитаясамойкниги,

можнополучитьпредставлениеоеесодержанииипостроении. Планкак

формазаписиобычнозначительноподробнеепередаетсодержаниечастей

текста, чемоглавлениекниги.

Поформечлененияизаписыванияпланымогутбытьподразделены

напростыеисложные. Сложныйплан, вотличиеотпростого, имеетко

всем основным пунктам еще и подпункты, которые детализируют или

разъясняютсодержаниеосновных.

Удачносоставленныйпланпрочитаннойкнигиговоритвконечном

итогеобумениианализироватьтекст, остепениусвоенияегосодержания.

Руководствуясьпунктамипланаиобратившиськподлиннику, мож-

носоставитьидругие, ужеболееподробныеиобстоятельныезаписи –

конспекты, тезисы, рефераты. Спомощьюпланасоставлятьихпроще.

Планпомогаетактивночитатьисточник, инетсмыслаоткладывать

егосоставлениедоповторногочтения. Поэтому, вотличиеотконспектови

тезисов, пунктыпланаможноинужнофиксироватьнемедленно, ужев

процессепервоначальногочтения, подпервымвпечатлением.

Затем, придальнейшейработе, планможноисправлятьиуточнять.

Необходимозаметить, чтопланотмечаетлишьто, очемсказанов

источнике, нонедаетсведенийотом, чтоикаксказано, т. е. непередает

фактическогосодержания, алишьупоминаетонем, осхемеегорасполо-

жения.

Тезисы. Тезис – этодоказываемоеилиопровергаемоеположение. В

отличиеотвыписок, могущихсодержатьтолькоиллюстративныйилифак-

тический материал, тезисыдолжнывсегдаиметьдоказательстваввиде

рассуждений; другимисловами, идеитезисовмогутбытьзащищены.

Чтоставиттезисынаособоеместосредидругихвидовзаписей? Во-

первых, тезисывбольшейстепени, чемдругиеформызаписипозволяют

обобщитьматериал, представитьегосутьвкраткихформулировках, рас-

крывающихвсепроизведение. Во-вторых, процесстематическоготезиро ванияпозволяетглубокоразобраться ввопросе, всестороннепродумать

его, объявсодержаниенесколькихкнигистатей.

Ниодназаписьтакхорошонепомогаетсоставитьдоклад, датьос-

новноесодержаниематериаладляпросмотраоппоненту.

Тезисыценны, ачастосовершеннонеобходимыдлякритического

анализакниги, статьиилидоклада. Сутьвопросаимиособенноакцентиру-

ется, заостряется. Тезисы облегчают противопоставление своих мыслей

мыслямиубеждениямдругих.

Умениеправильнотезироватьматериалговоритобуровнеподготов-

ленностичитателя, пониманиятемы, степениовладенияматериаломиме-

тодамисамостоятельнойработынадкнигой.

Поэтому ясно, что хотя тезисы и представляют собой довольно

сложныйвидзаписи, оничастоцелесообразнееконспектов, созданныхиз

простых, атемболеетекстуальныхвыписок.

Основныетезисы– этопринципиальноважные, главныеположения,

обобщающиесодержаниеисточника, носящиеиногдавсвоейсовокупно-

стихарактерглавныхвыводов.

Простыетезисы– этоглавныемысли, отражающиеотдельныечас-

ти, разделыилипунктыпроизведения.

Простыхтезисовсодержитсямноговлюбомпроизведении, влюбой

егочасти, тогдакакосновныхможнонасчитатьлишьнесколько, болеето-

го, неизкаждойчастипроизведенияихудаетсявыделить.

Ккаждомуосновномутезисуможетбытьсоставленонесколько (ино-

гда – много) простых, разъясняющихираскрывающихосновнойтезис.

Еслитезисысоставляютсякпунктамсложногоплана, тоглавным

пунктамтакогопланамогутсоответствоватьосновныетезисы, подпунктам

– простые.

Записи, включающиедвавидатезисов (простыеиосновные), назы-

ваютсясложнымитезисами.

Формулировкатезисовдолжнабытьчеткойикраткой. Всамихтези-

сахнеприводятобосновывающихфактов, примеров.

Впротивоположностьпростымтезисам, которыевбольшинствеслу-

чаевмогутбытьсоставленыизцитат, основныетезисычащевсегоформу-

лируютсамостоятельно.

Можноиспользоватьследующийспособсоставлениятезисов. После

предварительного ознакомления книжный текст читают вторично. При

этомразбиваюттекстспомощьюпланаилибезнего – отчеркиваниеми

подчеркиванием, пометкаминаполях – нарядотрывков (есликнигалич-

ная). Далеенаходятвкаждойчастивыделенноготекстато, чтоопределило

первоначальноеегочленение; выписываютиливременнопростоотмечают

этоглавноевсамомтекстекниги. Затем, хорошопродумаввыделенное,

уяснивегосуть, формулируютотдельныеположения. Этоибудуттезисы.

Чтобынеосложнятьпоискпозаписинужныхмествкниге, полезно

связыватьотдельныетезисыстекстомподлинникаспомощьюссылочных

страниц, шифровиливкладныхлистков, отсылающихкисточнику (дажек

нужномуабзацу, атоикотдельнойегостроке).

Конспект – систематическая, логически связная запись, объеди-

няющаяплан, тезисы, выпискиилипокрайнеймередваизэтихтиповза-

писи. Систематическая, логическисвязнаязаписьявляетсяоднимизос-

новныхтребований, предъявляемыхкконспекту.

Связующимзвеномприсоставленииконспектадолжнабытьвнут-

ренняялогикаизложения.

Приобязательнойкраткостиконспектысодержатнетолькооснов-

ныеположенияивыводы, нофактыидоказательства, примерыииллюст-

рации.

Можновыделитьнескольковидовконспекта.

Простойконспект – этопоследовательноеикраткоеизложениесо-

держанияработыбезанализаидоказательств, безрасчленениятекстана

соподчиненныечасти.

Сложныйконспект– этоизложениематериалапубликациисописа-

нием фактического материала, с его аргументацией, доказательствами,

анализом, обобщением, выводамииподразделениемтекстанапунктыи

подпункты. Подобныйконспектвключаетвсебяцитаты, планитезисы, а

такжеможетиметьтаблицы, рисунки (какзаимствованныеуавтора, таки

самостоятельносоставленные). Особоевниманиеследуетобратитьнавос-

произведениерисунков, т. к. этопомогаетнетольколучшезапомнить, нои

глубжепонятьпедагогическиезакономерности.

Сводныйконспект предусматривает единое, целостное изложение

содержаниянесколькихпубликаций. Обычнотакиеконспектыявляются

тематическими, т. е. обобщаютматериалыразныхавторовпооднойтеме.

Составлениесводногоконспекта, посуществу, естьтоттворческий

процессвработеслитературой, которыйоканчиваетсянаписаниемтакого

разделанаучнойработы, какобзорлитературы.

Технологияразработки сводногоконспектаможет бытьпримерно

следующей.

Изнесколькихпубликацийпооднойитойжетемевыбираетсяодна,

наиболееполная, типаучебника, учебногопособия, монографиипослед-

нихлетиздания; онатщательнопрорабатываетсяссоставлениемподроб-

ногоплана, вкоторомуказываютстраницыоригиналаккаждомупункту

плана (см. табл. 1).

Затемпоочередноизучаютвседругиеисточники. Есливновойпуб-

ликацииизложенматериал, которогонебыловпервойпубликации, тов

планмеждустроквноситсяновыйпункт, причемвтоместо, котороелоги-

чески оправдывает присутствие этого материала в содержании первой публикации. Еслиматериалдвухпубликацийсовпадаетпотрактовкам, то

впланепроставляютсяномерастраницвторойпубликациисознаком «+»,

еслинесовпадает – сознаком «–». Подобнымжеобразомобрабатываются

ивседругиелитературныеисточники. Безтакого «расчленения» материа-

лаегобудетневозможноизложитьвлогическойпоследовательностикак

единоецелое. Появятсяразбросанность, нарушениелогики, повторения.

 

Таблица 1 – Примернаяформапланасводногоконспекта

 

План Фамилииавторовпубликаций

I. ...

 

1. ...

 

а) ...

 

Фамилииавторовпубликацийдаютвпорядкеихзначимости. Вко-

лонкахподфамилиямиуказываютстраницыисточникаи/илиномеракар-

точекссоответствующимивыпискамиизданногоисточника, накоторых

раскрытыосновныевопросыплана.

Руководствуясьподобнымпланом, приступаюткобобщениюмате-

риаланесколькихисточниковпопервомупунктуплана, затем – повторо-

муит. д.

Сложныеисводныеконспектыдолжныиметьполя, накоторыхчи-

тательмогбыделатьсвоизамечания, сопоставлятьмыслиифактыавтора

сосвоимисобственнымиилимыслямиифактамидругихавторов.

 

3.8.1.2. Методыработысдокументальнымиматериалами

 

Анализдокументальныхматериаловпозволяетполучитьфактиче-

скиеданныеприработеспедагогическойдокументациейиархивнымима-

териалами: планамиидневникамитренировок, протоколами соревнова-

ний, руководящими материалами и сводными отчетами спортивных

организаций, материалами инспектирования, учебными планами и про-

граммами, журналамиучетауспеваемостиипосещаемости, личнымиде-

ламиимедицинскимикарточками, статистическимиматериаламиит. п. В

этихдокументахфиксируютсямногиеобъективныеданные, помогающие

установитьрядхарактеристик, причинныесвязи, выявитьнекоторыезави-

симостиит. д.

Например, анализ дневников тренеров и спортсменов дает воз-

можностьвыявить: 1) направлениеучебногопроцесса; 2) основныесред-

стваисистемуихприменения, втомчислекомплексприменяемыхупраж-

нений и удельный вес в нем тех или иных упражнений; 3) объем и

интенсивностьтренировочныхнагрузок; 4) спортивно-техническиепока затели, количествосоревнований; 5) самочувствиеспортсменов, ихсубъ-

ективнуюоценкуэффективностиприменяемыхупражнений; 6) основные

методытренировочнойработы.

Привсемразнообразииформисодержаниядокументовсуществуют

общиеспособыиханализа, которыеделятсянадвегруппы: традиционные

иформализованные.

Традиционныеспособысравнительномногообразны. Книмотносят

общиеспособы (понимание, интуицию, осмысление) испециальные (истори-

коведческие, психологические, юридические). Висторическихиюридиче-

скихнаукахсозданыопределенныенормыисточниковедения. Привсемэтом

долясубъективизмавоценкесодержаниядокументадостаточновелика.

Формализованныеспособыпризваныповыситьобъективностьизу-

чениясодержаниядокумента. Наиболееширокоераспространениеполу-

чилспособконтент-анализа (анализасодержания). Сущностьегозаклю-

чаетсяввыделениивтекстедокументанекоторыхключевыхпонятий (или

иныхсмысловыхединиц) споследующимподсчетомчастотыупотребле-

нияэтихединиц, соотношенияразличныхэлементовтекстадругсдругом,

атакжесобщимобъемоминформации. Контент-анализпредусматривает

использованиематематическихсредствисследования, апотомуиногдана-

зываетсяспособом «количественногоанализасодержания».

Данныйспособнетолькоуменьшаетдолюсубъективизмавоценке

документа, ноипозволяетпредставитьсодержаниедокументавудобном

дляобработкивиде.

Контент-анализможетбытьприменендляисследованиядокументов

массовойкоммуникации (текстыгазетныхстатей, радио- ителепередач),

напримердлятого, чтобыустановить, какчастовыступаютолимпийские

чемпионынастраницахгазет, определитьдолюкритическогоматериалаи

т. д. Этотжеспособможетбытьиспользованиприанализедокументов

учебногопланирования. Пользуясьим, можнопроанализироватьконспек-

тыуроковзаучебныйгодиустановитьстепеньразнообразияобщеразви-

вающихупражнений.

Контент-анализприменимидляизученияотдельногодокумента (га-

зетнойстатьи, документапланированияит. п.). Вэтомслучаеакцентдела-

етсянаглубину, детальностьразработкикаждогоизних. (Например, надо

определить, насколькочастоиверноавторомиспользуетсяспециальная

терминологиявгодовомотчете, илиустановить, какихсужденийуавтора

газетнойстатьибольше: негативныхилипозитивных.)

Главнаясложностьпримененияконтент-анализасостоитвметодике

переводакакого-либосмысловогосодержаниявколичественноевыраже-

ние (цифровойпоказатель, подвластныйстатистическойобработке).

Методикаподобногопереводаскладываетсяизтрехпоследователь-

ныхэтапов.

I этап – выделениеединицанализа. Оттого, насколькоуспешнооно

будетпроведено, зависитвсясудьбаанализа. Существуетдваприемавы-

деленияединицанализа (деление, разумеется, условное).

Первыйприемможноназватьформальным. Сутьегосводитсякто-

му, чтовизучаемомтекстевыделяютсяинтересующиеисследователясло-

во, термин. Затем подсчитывают частоту их употребления, определяют

достоверность и делают заключение. Примером такого анализа может

служитьисследованиевобластипонятийногоаппарататойилиинойнауки

(предположим, установлениемерыупотреблениятерминов «двигательные

качества» и «физическиекачества»).

Однакоформальныйприемимеетограниченныевозможности, т. к.

позволяетоперироватьтолькосграмматическимиформамислова. Часто

однаитажемысль, идеямогутбытьвыраженыразнымисловами.

Второйприем, которыйможноназватьсмысловым, какразипозво-

ляетучитыватьчислонетолькограмматическихединиц, ноисмысловых.

Смысловая единица, следовательно, может выражаться словом (терми-

ном), словосочетаниемсаналогичнойсмысловойнагрузкой, какой-либо

частьютекста (абзацем, параграфомипр.). Притакомпониманиисущно-

стисмысловойединицызаееосновуберетсянекакая-либограмматиче-

скаяформа, аопределенныйобъект, определенноеявление.

Вкакихжесловахэтотобъектилиэтоявлениебудутпредставленыв

тексте, неимеетпринципиальногозначения. Примеромисследования, ос-

нованногонавыделениисмысловойединицы, служитанализудельного

весаобщейфизическойподготовкивпланахтренировкиспортсменов, ко-

гдавнихиногданеприсутствуетданноесловосочетание, носодержание

тренировкиотражаетотношениеспортсменакобщейфизическойподго-

товке.

II этап – нахождениевтекстеопределенныхединицанализа. Еслина

I этапеисследователемвыбранаформальнаяединицаанализа, тоееоты-

сканиенепредставляеттрудности, необходимотольковнимательночитать

текстивыделятьслова (термины), которыеподлежатобработке. Еслиже

выбранасмысловаяединица, тоследуетвыделятьнетольконеобходимые

слова, ноиотыскиватьихиндикаторы, т. е. словосочетания, фразы, абза-

цы, имеющиетужесмысловуюнагрузку, чтоислово, котороеинтересует

исследователя.

Решениеэтойдовольнонелегкойзадачиосложняетсяещетем, что

некоторыепонятиянеимеютустоявшейсятерминологии. Врезультатека-

ждыйавторвкладываетсвоесодержаниевтотилиинойтермин. Иногда

же авторы просто пренебрегают нормами употребления терминов. При

отысканииединицанализаисследовательневсегдаможетбытьсогласенс

употреблениемилитрактовкойтогоилииноготермина. Однакоэтонив

коемслучаенедолжноотражатьсянаобъективностивыделенияединиц.

Поиск .литературных .источников

 

Эффективностьработы слитературными источникамизависит

отзнания определенных правил их поиска, соответствующейметодики

изученияиконспектирования.

Подлитературнымисточникомпонимаетсядокумент, содержащий

какую-либоинформацию (монография, статья, тезисы, книгаит. п.).

Монография – этонаучныйтруд, которыйпредставляетсобойкнигу

одного автораили группы соавторов, придерживающихся общейточки

зрениянаисследуемуюпроблему. Монографияпосвященаоднойпробле-

ме, котораяисследуетсявсестороннеиисчерпывающе.

Средивидовнаучныхработнаучнаястатьязанимаетважноеме-

сто, внейобычноизлагаютнаиболеезначимыерезультатынаучногоис-

следования. Статьипубликуютсявотраслевыхнаучныхжурналахилив

сборниках, изданныхпотойилиинойтеме.

Частокое-чтополезноеможнопочерпнутьизтезисовдокладовна-

учно-теоретическихинаучно-практическихконференций. Тезисытакого

рода публикуютсявспециальноиздаваемых сборникахипредставляют

собойкраткоесодержаниесделанныхнаконференциидокладов.

Основнымихранилищаминаучно-техническойинформацииявляют-

сябиблиотеки. Поэтомудляуспешногопоискалитературынеобходимо

правильноориентироватьсявфондахбиблиотеки. Большуюпомощьдля

целенаправленнойработымогутоказатьсоответствующиекаталоги, кото-

рыеподразделяютсянатриосновныхвида: алфавитный, систематический

ипредметный.

Валфавитномкаталогесведенияобимеющейсялитературераспо-

лагаютсявединомалфавитномпорядкесуказаниемфамилийавторовили

названийкниг (еслинеуказаныавторы). Алфавитныйпорядоксохраняется

такжедляименииотчестваавтора. Литература, котораяопубликованана

языке, использующемлатинскуюграфику, какправило, располагаетсяпо-

слевсехизданийнарусскомязыке.

Нарядусалфавитнымиширокораспространенысистематические

каталоги. Описанияпроизведенийвнихданыпоотраслямнаукиитехни-

ки. Отделыиподотделысистематическихкаталоговстроятсявпорядкеот

общегокчастному, которыйзакрепляетсяспециальнымииндексами – со-

четанием букв или цифр. Отделы систематических каталогов нередко

имеютперечнисвоихподразделений, соссылкамиипримечаниями, по-

зволяющимиориентироватьсявбольшоммассивекаталожныхкарточек.

Алфавитноерасположение играет подчиненнуюроль, зачастуюуступая

местохронологическомупорядку – прямомуилиобратному.

В ряде крупных научных и технических библиотек создаются

предметныекаталоги. Ониотражаютболеечастныевопросыигруп пируют описаниялитературы под наименованием предметов в алфа-

витномпорядке.

Кромеужерассмотренныхосновныхвидовкаталоговможновыде-

лить каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или

каталогижурнальныхигазетныхстатей. Приработеслитературойсле-

дуетучесть, чтоматериалыжурналовисборниковсодержаттаксказать

болеесвежиеданные, чемкнигиимонографии, т. к. последниедолгогото-

вятсяииздаются. Втожевремявмонографияхикнигахматериализлага-

етсяболееподробно.

Дляуспешногопоисканеобходимойлитературынадознатьследую-

щее:

•есливызнаетеавторакнигиилиееназвание – обратитеськалфа-

витномукаталогу;

•есливасинтересуеткнигапоопределеннойотраслинауки – обра-

титеськсистематическомукаталогу;

•есливамнеобходимакнигапокакому-либоузкому, специальному

вопросу (предмету) – обратитеськпредметномукаталогу;

•есливыинтересуетесьстатьейизпериодическогоиздания – обра-

титеськсистематическимилипредметнымкарточкамжурнальныхига-

зетныхстатей.

Многиебиблиотекиимеютэлектронныекаталоги, существеннооб-

легчающиепоиск. Онипозволяютпофамилииавтора, илиназванию, или

ключевымсловамнайтиинтересующуюваслитературу.

Данныеолитературномфондедругихбиблиотекнашейстраны, а

такжесведенияозарубежныхизданияхможнополучитьпутемобращения

к различным библиографическим пособиям, собранным в справочно-

библиографическихотделахбиблиотек.

Целесообразнеевсегоначатьсознакомствасинформационнымииз-

даниями, цельвыпускакоторых – оперативнаяинформациякакосамих

публикациях, такионаиболеесущественныхсторонахихсодержания.

Реферативныеизданиясодержатпубликациирефератов, включаю-

щихсокращенноеизложениесодержанияпервичныхдокументов (илиих

частей) сосновнымифактическимисведениямиивыводами. Крефератив-

нымизданиямотносятсяреферативные журналы, реферативные сбор-

ники, экспресс-информация, информационныелистки.

ВРоссийскойФедерацииреферативныежурналыпоестественным

итехническимнаукамиздаетВИНИТИподобщимзаголовком «Рефера-

тивныйжурнал» (РЖ). РЖВИНИТИ – основноеисамоераспространенное

внашейстранереферативноеиздание, котороенаиболееполноотражает

всюмировуюлитературупоестествознаниюитехнике, публикуярефера-

ты, аннотациии библиографическиеописания, составляемыенастатьи,

монографии, сборники. НаиболееценноевРЖ – отреферированноесодержаниенепереве-

денныхнарусскийязыкзарубежныхнаучныхизданий. Спомощьютаких

рефератовможнобыстроисущественнообогатитьвашуработу.

Публикацииофизическомвоспитаниивходятвотдельныйвыпуск

сводноготомареферативныхжурналов «Биология» подназванием «04М.

Физиологияиморфологиячеловекаиживотных». Этотразделчастоимеет

отсылкикдругимразделамтома.

Ежегодновыпускаетсясправочныйтом, вкоторомпубликуюттема-

тическиеиалфавитныеуказателивсехстатей, расписанныхвовсехноме-

рахжурналазатекущийгод.

СледуетобратитьвниманиенаизданияВсероссийскойкнижнойпа-

латы, котораявыпускаетбиблиографическиеуказатели«Книжнаялето-

пись», «Летописьпериодическихипродолжающихсяизданий», «Лето-

письжурнальныхстатей», «Летописьавторефератовдиссертаций» и

др.; атакжеизданияРоссийскойгосударственнойбиблиотеки, Всероссий-

ской государственной библиотеки иностранной литературы, издающей

различныебиблиографическиеуказателиикартотеки.

Особый вид ретроспективной библиографии – внутрикнижные и

пристатейные списки литературы. В монографиях библиографические

спискивстречаютсяособенночастоиобычнопомещаютсявконцекниги.

В тематических сборниках списки приводятся после каждого крупного

раздела.

Широкиевозможностидляпоискалитературыпотемеисследования

открываютсяприиспользованииИнтернета. Спомощьювсемирнойэлек-

тронной сети можно воспользоваться электронными ресурсами самых

крупныхбиблиотекРоссииидругихстран. Приведемадресанекоторых

библиотекижурналов.

Библиотеки:

•Отраслеваябиблиотекапофизическойкультуреиспорту (библио-

тека Российского государственного университета физическойкультуры,

спорта, молодёжиитуризма: http://lib.sportedu.ru

•Российскаягосударственнаябиблиотека: http://www.rsl.ru;

•Государственная публичная научно-техническая библиотека Рос-

сии (ГПНТБ): http://www.gpntb.ru;

•Государственная центральная научная медицинская библиотека

(ГЦНМБ): http://www.scsml.rssi.ru;

•ИнститутнаучнойинформациипообщественнымнаукамРоссий-

скойакадемиинаук (ИНИОН): http://www.inion.ru;

•Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.

УшинскогоРоссийскойакадемииобразования (ГНПБим. К.Д. Ушинского

РАО): http://www.gnpbu.ru;

•Российскаянациональнаябиблиотека (РНБ): http://www.nlr.ru

Журналы:

•Теорияипрактикафизическойкультуры:

http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/;

•Физическаякультура: воспитание, образование, тренировка:

http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/;

•УченыезапискиуниверситетаимениП.Ф. Лесгафта: http://lesgaft-

notes.spb.ru/;

•Вестникспортивнойнауки: http://www.vniifk.ru/-l--r;

•Валеология: http://journal.valeo.sfedu.ru;

•Физкультураиспорт: http://www.fismag.ru;

•Экологияижизнь: http://www.ecolife.ru/index.shtml

Приподбореинтересующейлитературынадоучитыватьгодиздания,

авторитетностьиизвестностьвнаукеавторакниги, издательство, общую

направленностьработы (определяемойнаданномэтапепозаглавию).

Этапподборасоответствующейлитературыдолженсопровождаться

библиографическим описанием источника на специальных каталожных

карточкахиливтетради. Этосвязаностем, чтоиногдавозникаетпотреб-

ностьвповторныхпросмотрахтехилииныхисточников, атакжевсозда-

нии личной картотеки, построенной по определенному тематическому

признаку. Всебиблиографическиеописаниядолжныбытьстрогоунифи-

цированыиотвечатьобщепринятымправилам (см. прил. М).

 

3.8.1.4. Поиск документальныхисточников

 

Выделяютнесколькотиповдокументов.

Печатныедокументы – этопостановленияирешенияфедеральных

и местных государственных органов по вопросамразвития физической

культурывстране, газетныестатьи, атакжепубликацииплановучебных

занятийвразныхизданияхнаучно-методическогохарактера.

Накинопленкуимагнитнуюлентуможетбытьзаписанакакпервич-

наяинформация (образноговоря, «снатуры»), такивторичная (стеле- и

радиопередач).

Рукописныедокументы – этодокументы, отражающиепланирова-

ниеучебногопроцесса (рабочиепланы, конспекты, графикиит. п.), атак-

жедневниковыезаписитренераиспортсмена, протоколысоревнований.

Кобщественнымдокументамотносятсяте, которыенеимеютав-

торства (например, решения государственных органов по физической

культуреиспорту) иразмноженыдляширокогопользования. Надопом-

нить, чтоневсеобщественныедокументыявляютсяофициальными.

Классическимпримеромличногодокументаявляетсядневниктре-

нировокспортсмена. Личныйдокументможетбытьнеофициальным (на-

пример, конспектыуроков) иофициальным (например, анкета, отчеттре-

нераоподготовкекомандыксоревнованиям). Особоеместосредиличных

документовзанимаютмемуары (мемуарнаялитература), которыевстреча-

ютсявархивахввидевоспоминанийотехилииныхсобытиях, известных

педагогах, спортсменахипр.

Официальныедокументыоченьчастоносятхарактернормативных

материалов. Этопостановленияирешениягосударственныхиобществен-

ныхорганизаций, различныеинструкцииит. п. Данномутипудокументов

вбольшеймере, чемдругим, свойственнаобъективностьвосвещениисо-

бытийифактов. Однакоиэтидокументынелишеныопределеннойдоли

субъективности. Объясняетсяэтотем, чтоихавторамиявляютсяконкрет-

ныелюди, имеющиесвойственныйтолькоимподходкоценкедействи-

тельности.

Кпервичнымотносятсяоригинальныедокументы, авторскиепод-

линники (классныежурналы, протоколыистенограммысовещаний, планы

тренировки, написанныерукойтренера). Этиисточники, таксказать, непо-

средственноотражаютявленияпрошлогоивсилусвоейдостоверности

имеютнаибольшуюценность. Онимогутиметьвидрукописи, машино-

писноготекста. Впоследнемслучаенадокументедолжнабытьподпись

автораилируководителяучреждения.

Вторичные документы строятсяна основепервичных (например,

сводныеданныепонесколькимпервичнымдокументам); онимогутиметь

видмашинописныхилифотографическихкопий. Копиидолжныбытьза-

веренными, впротивномслучаеихследуетперепроверить, сличивспод-

линником, или с другими копиями, или с аналогичными источниками.

Вторичнымдокументомможетявлятьсякнига, статья, актобследования,

есливнихобобщаются, анализируютсяпервичныеисточники.

Указанные типы документов (за исключением кинодокументов и

звуковыхзаписей) могутиметьнетолькословесноевыражение (текстовой

документ), ноицифровое (статистическийдокумент), напримерстатисти-

ческийотчетобуспеваемостипофизическомувоспитаниювучебномза-

ведении, оподготовкеспортсменов-разрядников. Чащевсегостатистиче-

скомуматериалусопутствуеттекстовойввидеанализаколичественных

показателей.

Использованиестатистическихдокументовделаетанализсобытийи

фактовболеедостоверным, придаетемуподлиннуюнаучность.

Большинство необходимых документов сконцентрировано в госу-

дарственныхархивах. Внашейстранеимеютсяцентральныеархивыфеде-

ральногозначения, республиканские, краевыеиобластные. Своиархивы

имеюттакженаучныеиучебныезаведенияиорганизации.

Допускисследователейвархивыипорядокработывнихрегулиру-

ютсяспециальнымиправилами, общимдлякоторыхявляетсяобязательное

представлениепросьбынаучногоилиучебногозаведенияразрешитькон-

кретномулицуработувопределенномархивепосоответствующейтемеи

плану, подписанномуисследователем. При отборедокументоввархиве

следуетпреждевсегоознакомитьсясегоучетно-справочнымаппаратом:

своднымсправочнымфондомархиваилипутеводителемпоархиву, часто

имеющиманнотациикнаиболеезначительнымфондам; каталогамииопи-

сямиделфондов, которыеназываютсяединицамихранения.

Послеустановленияназванияфонда, материалыкоторогонеобходи-

мыдляработы, составляетсязаявкапоформе, имеющейсявкаждомархи-

ве. Полученныепозаявкедокументынужновнимательнопросмотретьи

выявитьихценностьинеобходимостьдлядальнейшегоизучения. Содер-

жаниеоченьважныхдляработыиимеющихнебольшойобъемдокументов

следуетвыписыватьполностью, одновременноуказываяназваниефонда,

номерописи, номердела, единицухраненияилист. Внекоторыхслучаях

можноограничитьсякраткимивыпискамиотдельныхфактов, также со-

провождаяихобязательнойссылкойнафонд, опись, делоилист.

Отбордокументовдляпоследующегоиханализаможетосуществ-

лятьсядвумяметодами: фронтальнымивыборочным. Применениеихобу-

словленозадачамиисследованияихарактеромдокументов.

Фронтальныйметод предусматриваетотбормногихдокументов,

характеризующихдеятельностьвсехвзаимосвязанныхорганизаций, учре-

жденийзасравнительнокороткийпериодвремени.

Выборочныйметод предусматриваетотборлишьтехдокументов,

которыехарактеризуютразвитиетогоилииногопедагогическогоявления

напротяжениидлительногопериодавремени. Например, анализразвития

формпланированияучебнойработыпофизическомувоспитаниювобще-

образовательной школе потребует изучения только программ, учебных

планов (годовых, четвертных) иконспектовуроков, нозадлительныйпе-

риодвремени.

Исследованиеможетиметьтакиезадачи, которыепотребуютсочета-

нияфронтальногоивыборочногометодовотбораматериала.

 

Опрос

 

Сущностьопросавлюбомеговидесводитсяктому, чтоисследова-

тельполучаетинформациюизтехответовреспондентов, которыеонида-

ютнапоставленныевопросы. Взависимостиотметодикипроведенията-

когоопросаможновыделитьследующиееговиды: беседу, интервьюи

анкетирование.

Беседа – этометодполученияинформациипутемдвустороннегоили

многостороннегообсужденияинтересующеговопроса.

Беседаприменяетсякаксамостоятельныйиликакдополнительный

методвцеляхполучениянеобходимойинформацииилиразъясненийпо

поводутого, чтонебылодостаточнояснымпринаблюдении. Какина-

блюдение, онапроводитсяпозаранеенамеченномупланусвыделением вопросов, подлежащихвыяснению. Беседаведетсявсвободнойформе, без

записиответовсобеседника.

Во избежание преднамеренного искажения ответов участники не

должныдогадыватьсяобистинныхцеляхисследования. Длябеседыважно

создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдать

приэтомпедагогическийтакт. Поэтомублагоприятнойобстановкойявля-

етсяпривычнаяиестественнаясреда: спортзал, стадион, бассейн, место

прогулкиит. п. Готовяськбеседе, нужноопределитьтакжеспособфикси-

рованияеерезультатов.

Можно, например, дляэтойцелииспользоватьскрытыймагнитофон,

диктофон, чтопозволитпотомтщательнопроанализироватьбеседуивы-

явитьнеобходимыепризнакиизучаемогоявления, получитьновыефакты.

Эффективностьбеседывомногомзависитотопытаисследователя, степе-

ниегопедагогическойиособеннопсихологическойподготовки, уровня

еготеоретическихзнаний, искусстваведениябеседыидажеотличной

привлекательности.

Интервью – этометодполученияинформациипутемустныхотве-

товреспондентовнасистемувопросов, устнозадаваемыхисследователем.

Вотличиеотбеседы, вкоторойиреспонденты, иисследовательвы-

ступаютактивнымисторонами, приинтервьюированиивопросы, постро-

енныевопределеннойпоследовательности, задаеттолькоисследователь, а

респондентотвечаетнаних. Вданномслучаеответымогутзаписываться

открытопомереихполученияотреспондентов.

Анкетирование – этометодполученияинформациипутемписьменных

ответовреспондентовнасистемустандартизированныхвопросованкеты.

Дляпроведенияанкетированиянеобязателенличныйконтактиссле-

дователясреспондентами, т. к. анкетыможнорассылатьпопочтеилираз-

даватьспомощьюдругихлиц. Однимизпреимуществанкетированияпе-

ред беседой можно считать возможность охвата опросом сразу всех

опрашиваемых; всезависитотколичестваподготовленныхбланкованкет.

Ктомужерезультатыанкетированияболееудобноподвергатьанализуме-

тодамиматематическойстатистики.

Анкетированиеприменяетсядляустановлениятекущегосостояния

педагогического явления, изучения существовавшего и существующего

положениявпрактикеработыилимнений, относящихсякпроблемеис-

следования. Например, можнопровестианкетированиепреподавателейпо

плаванию, чтобыузнать, применяютлиониупражнениясоштангойдля

развитиясилы. Однакоанализрезультатовнеможетбытьконечнымдока-

зательствомприустановленииэффективностикакой-либометодикизаня-

тий, т. к. опираетсянасубъективноемнениеопрашиваемых.

Взависимостиотколичестваопрашиваемыхразличаютдвавидаан-

кетирования: сплошноеивыборочное. Сплошноеанкетированиепредусматриваетопросвсейгенеральной

совокупностиизучаемыхлиц.

При выборочном анкетировании опрашиваетсялишь часть гене-

ральнойсовокупности – выборочнаясовокупность. Именноэтотвиданке-

тированияявляетсянаиболеераспространенным.

Взависимостиотспособаобщенияисследователясреспондентами

различаютличноеизаочноеанкетирование.

Личноеанкетированиепредусматриваетнепосредственныйконтакт

исследователясреспондентом, когдавторойзаполняетанкетувприсутст-

вии первого. Этот способ анкетирования имеет два неоспоримых пре-

имущества: во-первых, гарантируетполныйвозвратанкет; во-вторых, по-

зволяетконтролироватьправильностьихзаполнения.

Различныйхарактерпроцедурыличногоопросадаетправовыделять

групповоеииндивидуальноеанкетирование.

Групповое анкетирование предусматривает опрос одновременно

группылюдей. Именноэтоделаетанкетированиетемметодом, который

позволяет собирать значительный материал при минимальных затратах

времени.

Прииндивидуальноманкетированииопросведетсяпоочередно.

Заочноеанкетированиехарактеризуетсятем, чтореспондентыот-

вечаютнавопросыанкетывотсутствиеисследователя.

По способу вручения анкет респондентам различают почтовое и

раздаточное анкетирование. Привнешненезначительныхразличияхэф-

фективностьэтихвидованкетированиябываетдалеконеодинаковой.

Почтовоеанкетирование, каквидноизназвания, сводитсяктому,

чтоанкетырассылаютсяреспондентамивозвращаютсяисследователюпо

почте. Преимуществаегозаключаютсявпростотераспространенияанкет,

возможностиполучениязначительнойвыборки, возможностипривлечьв

числореспондентовтерриториальноотдаленныхлиц.

Недостаткипочтовогоанкетирования – этонизкийпроцентвозврата

анкет, всреднемоколо 5%; искажениенамеченнойвыборкиопрашивае-

мых, т. к. прирассылкеанкетнезнакомымлицамбываеттрудноустано-

вить, насколькоонисоответствуютпредполагаемомуконтингентуреспон-

дентов; отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись

самостоятельно.

Процентвозвратаанкетможноповысить:

а) персональнымобращениемкреспондентусуказаниемегоимени,

отчестваифамилии;

б) хорошосоставленнойвводнойчастьюанкетыисопроводитель-

нымписьмом, изкоторыхреспондентпонялбысвоюрольвпроводимом

исследовании (сэтойцельюможнократкораскрытьпринципывыборки);

в) вложениемконвертаснаписаннымобратнымадресомимаркой;

г) готовностьювыслатьрезультатыисследования, еслиреспондент

тогопожелает.

Раздаточноеанкетированиепредусматриваетличноевручениеан-

кетыреспонденту, заполнениееенадомуивозвращениелюбымспособом.

Преимуществаэтоговидаанкетирования: личныйконтактисследо-

вателясреспондентом, чтоповышаетупоследнегозаинтересованностьв

исследовании; можнопроконсультироватьреспондентаоправилахзапол-

ненияанкеты; естьвозможностьоценитьсоответствиереспондентанаме-

ченнойвыборке.

Недостаткираздаточногоанкетированиязаключаютсявсравнитель-

нонизкомпроцентевозвратаанкет (хотяиболеевысоком, чемприпочто-

воманкетировании) ивотсутствииуверенностивтом, чтоанкетызапол-

нялисьреспондентомсамостоятельно.

Эффективностьанкетированиявомногомзависитотграмотногопо-

строенияисодержанияанкеты.

Анкетадолжнаиметьтричасти: вводную, основнуюидемографиче-

скую («паспортичку»).

Вводнаячастьанкетыпредставляетсобойсвоеобразноеобращение

креспондентам, вкоторомуказываются: 1) научноеучреждение, которое

ведетданнуютемуисследованияиотименикотороговыступаетисследо-

ватель; 2) цельисследования; 3) ролькаждогореспондентаврешениипо-

ставленныхзадач; 4) заверениевполнойанонимностиответовреспонден-

та (имяифамилияопрашиваемогонедолжныфигурироватьвсообщениях

ипубликацияхисследователя); 5) правилазаполненияанкеты; 6) заверение

вготовностивыслатьрезультатыисследованияреспонденту, еслионэтого

пожелает; 7) способвозвратаанкеты.

Ксодержаниювводнойчастипредъявляютсятриосновныхтребова-

ния: онодолжнобытьяснымдлялюбогореспондента, должновозбудить

желаниеотвечатьнапоставленныевопросыивтожевремябытьпредель-

нократким.

Основная частьсостоит из набора вопросов, ответы на которые

способствуютрешениюзадачисследования. Разработкаэтойчастиявляет-

сянаиболеесложнойиответственной.

Учитываяпсихологиюреспондента, социологиразработалитрехсту-

пенчатуюформуосновнойчасти:

•перваятретьвопросовпредназначенадлятого, чтобызаинтересо-

ватьреспондентовивключитьихвработу. Вопросыэтойчастидолжны

отличатьсясравнительнойпростотойивбольшеймерекасатьсяфактов,

событий;

•втораятретьвопросовнаправленанарешениеглавныхзадачиссле-

дованияикасается, какправило, мотивов, мненийиоценок. Именнопоэтому

подобныевопросыявляютсянаиболеесложнымидляреспондентов;

•последняятретьвключаетвопросы, которыедетализируютответы

напредыдущуючастьвопросов, атакжеконтрольныевопросы (сущность

ихраскрываетсяниже) инаиболееличные, требующиеиндивидуального

мненияреспондента. Исследователямиотмечено, чтоналичныевопросы

респондентыотвечаютнаиболееправдивовконцеанкеты.

Демографическая частьанкетысостоитизвопросов, определяю-

щих паспортную характеристику респондента: фамилию, пол, возраст,

спортивнуюквалификациюит. п. Этачастьанкетынаиболеелаконичнаи

простадлязаполнения. Основноеназначениееесостоитвтом, чтобыспо-

собствовать, во-первых, качественномуанализусобранногоматериала, во-

вторых, определениюегорепрезентативности. Демографическаячастьан-

кетыобычнорасполагаетсявееконце.

Структураихарактеранкетопределяютсясодержаниемиформой

вопросов, которыезадаютопрашиваемым. Поэтомуосновнойтрудностью

припостроениилюбойанкетыявляетсяметодикаихподбораиформули-

ровки. Необходимо, чтобы вопросы были понятными, однозначными,

краткими, яснымииобъективными.

Похарактеруситуации, котораясоздаетсяформулировкойвопроса,

различаютбезусловныеиусловныевопросыомотивах.

Безусловныевопросыформулируютсядляреальнойситуации, вко-

торойнаходитсяреспондент. Например, вопрос « НравитсялиВампро-

фессиятренера?» сформулировандляситуации, реальнойдляопрашивае-

мого. Условныевопросыформулируютсядляситуациивоображаемой, в

которойреспондентненаходится, номогбынаходиться. Например, тотже

самыйвопрос опрофессиитренера для воображаемой ситуацииможет

бытьсформулировантак: « ХотелибыВы, чтобыВашребеноквбудущем

избралпрофессиютренера?»

Условныевопросыпризваныуточнять, углублятьмотивыпрошлых,

настоящихибудущихдействий.

Посодержаниювопросыанкетымогутбытьпрямымиикосвенными.

Прямые вопросыпредусматриваютполучениеотреспондентаинформа-

ции, непосредственноотвечающейзадачамисследования, т. е. вслучае,

когда содержаниевопросаи объектинтересаисследователя совпадают,

например: « Нравитсяливамспортивнаяаэробикакаквидспорта?». Как

правило, этивопросыформулируютсявличнойформе: « Вашемнениепо

поводу...», «ЧтоВыдумаетео...», « СчитаетелиВы, что...» ит. п.

Однакомногиеисследователисчитают, чтонапрямыевопросырес-

пондентыотвечаютневсегдаохотно, особенновтехслучаях, когдаличное

мнениенесоответствуетобщепринятому. Поэтомувтакихслучаяхпред-

почтительнеекосвенныевопросы, когдаполучениенеобходимойинфор-

мацииосуществляетсячерезсериюкосвенных, побочныхвопросов. Крометого, вопросыцелесообразноформулироватьбезссылкина

мнениеконкретныхлюдей: « Некоторыеспортсменысчитают, чтообъем

общейфизическойподготовкидолженбытьсведендоминимума. Акак

Выдумаете?». Или: «СогласнылиВысутверждением, что...?». Вопросыв

подобнойформулировкерекомендуетсяиспользоватьвтехслучаях, когда

уисследователянетуверенностивполученииправдивогоответанапря-

мойвопрос, тем более, что опытпоказывает большуюприверженность

респондентовименноккосвеннымвопросам.

Поформепредставленияответоввопросыанкетыподразделяютсяна

открытые, закрытыеиполузакрытые. Вопросыванкетепринятоназывать

открытыми, еслиинструкциянеограничиваетспособаответананего, не

определяютсязаранееожидаемыеварианты. Иответыреспондентоммогут

бытьданывсвободнойформе. Например, сцельювыясненияпредпочти-

тельногоотношенияккакому-либовидуспортаможетбытьданоследую-

щеезадание: « Назовитевидспорта, которыйВамнравитсябольшедру-

гих». Такиезаданияпозволяютполучитьответывнаиболееестественной

форме, содержащейинтересныеинеожиданныефакты, обоснованиемоти-

вов. Однакоприподобныхметодахопросаответызачастуюносятпро-

странныйхарактер, что, естественно, внекоторойстепенизатрудняетпо-

следующуюобработкуполученныхрезультатов.

Болееудобнывэтомпланеанкетысзакрытымивопросами, вкото-

рыхвозможностивыбораограничиваютсязаранееопределеннымчислом

вариантов, предусмотренныхсоставителем. Приэтомколичествовариан-

товответовможетбытьсамымразличнымвзависимостиотхарактераво-

просаидругихфакторов. Простейшейформойзакрытыхвопросовявляет-

ся дихотомический вопрос, на который респондент должен ответить

только «да» или «нет». Набортакихвопросовдолженпредусматривать

примерноравноечислоположительныхиотрицательныхответов. Еслиже

вопросы будут сформулированы с акцентом, предположим, на ответы

«нет», тореспондентмашинальноможетисвоеположительноеотношение

пометитьсловом «нет».

Вопросы, требующиеколичественнойоценки, содержатнаборотве-

тов, позволяющихколичественновыразитьинтенсивностьмненияреспон-

дента. Например, вопрос «ДовольнылиВысвоейработойвкачестветре-

нера?» предполагаеттакиеответы.

– Оченьдоволен.

– Доволен.

– Безразличен.

– Недоволен.

– Оченьнедоволен.

Пользуясьтакими вопросами, необходимопридерживаться одного

обязательного правила: число положительных и отрицательных оценок

должнобытьравным, аихобщеечисло – нечетнымсосрединнойней-

тральнойоценкойтипа «безразлично». Этимсамымбудутсозданыусловия

дляполученияответовсравнойвероятностью.

Прианализерезультатованкетированиястандартизированныйнабор

оценокможетбытьиспользованкаксвоеобразнаяоценочнаяшкала, кото-

руюможновыразитьвбаллах. Вприведенномпримеретакаяшкалабудет

построена вубывающем порядке (например, по пятибалльной системе:

«оченьдоволен» – 5, «доволен» – 4 ит. д.). Тогдаоценочноесуждениека-

ждогореспондентаможетбытьвыраженоцифрой, амнениевсейгруппы

респондентов – среднимарифметическимчислом.

Достоинствозакрытыхвопросовсостоитвтом, чтоихстандартиза-

цияоблегчаетреспондентуответы, аисследователю – процессобработки.

Однако та же самая стандартизация невольно навязывает респонденту

смыслтогоилииногоответа, невсегдаохватываетвеськругвозможных

вариантов.

Полузакрытыевопросыпредусматриваютналичиенетольконабора

вариантовответов, ноиварианттипа «Другое». Подобныевопросыполу-

чилинаиболееширокоераспространениепотойжепричине, чтоизакры-

тые.

Вметодикеанкетированиямогутиспользоватьсятакжеикомбини-

рованныеанкеты, вкоторыхмогутбытьвопросыоткрытого, закрытогои

полузакрытоготипа.

Всоответствииспотенциальнойфункциейвопросовонимогутбыть

фильтрующимииконтрольными.

Фильтрующими считаются вопросы а) обобщающего характера,

приотрицательномответенакоторыереспондентосвобождаетсяототве-

товнапоследующие (детализирующие) вопросы; б) «отсекающие» мнения

и оценкинекомпетентныхреспондентов. Например, еслиисследователя

интересуетвопросометодикеприменениятакназываемойкруговойтре-

нировки, топреждечемспрашиватьоееместевсистеметренировки, она-

грузке, о содержании, следует поставить такой фильтрующий вопрос:

«ПрименяетелиВывсвоейтренировкекруговойметод?». Приотрица-

тельномответенаэтотвопрос-фильтрреспондент, естественно, небудет

отвечатьнавсепоследующиевопросы.

Контрольныевопросынаправленынапроверкуправильностиотве-

тов, раскрывающих основнуюидеюисследования, ипоэтомупомогают

повыситьстепеньдостоверностиполучаемойинформации. Контрольные

вопросы, как правило, формулируются в виде открытых и косвенных.

Структурноконтрольныеиосновныевопросыдолжныбытьтакрасполо-

женыввопроснике, чтобыреспондентнемогуловитьмеждунимисвязи.

Например, еслиисследователяинтересует, каковобъемобщейфизической

подготовкиспортсменавсоревновательномпериоде, ионнеуверенвис кренностиответареспондента, товодномизразделовможетбытьпостав-

ленвопрособобщемвременитренировки, вдругом – обобъеметехниче-

скойподготовки, втретьем – тактическойит. д. Врезультатеанализаот-

ветовисследовательполучитдовольноточноепредставлениеореальном

объемеобщейфизическойподготовкиспортсмена.

При проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать сле-

дующиеправила:

•ванкетедолжныбытьтолькотевопросы, которыеимеютпрямое

отношениекзадачамисследования. Неследуетдопускатьвопросов «на

всякийслучай». Ответынанихтолькоосложняютобработку;

•средивопросовнедолжнобытьтаких, которыевызывалибынеже-

ланиеотвечать, порождалибыотрицательноеотношениекисследователю

иегоработе. Такоенегативноеотношениеможетвозникатьиксодержа-

ниювопроса, икегоформулировке;

•содержаниеиформулировкавопросовдолжныбытьтакими, чтобы

всереспондентымоглинанихответить;

•необходимо, чтобыформулировкавопросовбылабезупречногра-

мотнойворфографическомистилистическомотношении;

•содержаниеиформавопросовдолжныотвечатьуровнюподготов-

ленностивсехреспондентов. Передсоставлениемвопросникарекоменду-

етсяпровестибеседу. Этопоможетустановитьуровеньподготовленности

и в соответствии сэтим четче сформулироватьвопросы. Недопустимы

формулировки, которыепозволяютпо-разномутрактоватьихсмысл. На-

пример, еслизадан вопрос «Довольны ли Выработой тренера?», одни

спортсмены-тренерымогутпосчитать, чторечьидетоработетренера, у

которогоонизанимаются, адругие – освоейсобственнойтренерскойра-

боте. Чрезвычайнокорректноследуетупотреблятьтермины. Нельзяполь-

зоватьсятерминами, имеющимиразличноетолкование. Еслитоилииное

понятиеимеетнесколькозначений, тонеобходимовсеихперечислить;

•вопросник должен представлять собой логически обоснованную

системувопросов, анехаотическийихнабор;

•потемеисследованияследуетставитьнескольковопросов («бата-

рея» вопросов). Достоверностьинформацииприэтомповышается;

•«батарею» вопросов строяттаким образом, чтобы первымишли

вопросыобщегохарактера, азатемчастные, углубляющие, детализирую-

щие;

•есливвопросникезатрагиваетсянесколькотем (несколько «бата-

рей» вопросов), топереходымеждунимидолжныбытьплавными, чтобы

создавалосьвпечатлениецельности, логическойслитностисистемывопро-

сов. Сэтойцельюмежду «батареями» вопросовможновставлятьсвязую-

щиевопросы;

•внешнийвиданкетыдолженбытьаккуратным. Анкетунужноот-

печататьнахорошейбумагечетким, достаточнокрупнымшрифтом. Тек-

стывопросовиответовдолжныбытьнабраныразнымишрифтами;

•необходимосохранитьвозможностьанонимныхответов, т. е. не

указыватьфамилиюидругиеданные, еслиэтогонетребуютзадачииссле-

дования;

•количествовопросовванкетенедолжнобытьоченьбольшим. На

заполнениеанкетыотводитсянеболее 45 минут.

После составления анкету проверяют в пробном исследовании.

Предварительноеознакомлениеспредметомисследованияпозволитуточ-

нитьвопросы, исключитьобщеизвестныеилипрямонеотносящиесякде-

лу, избежатьповторенийивтожевремяполучитьдостаточнолаконичные

ответы. Пробноеисследованиепроводитсяввидебеседыстемилюдьми,

которыепосвоимхарактеристикамнаиболеесхожисбудущимиреспон-

дентами. Вегопроцессенеобходиморегистрироватьреакциюизамечания

опрашиваемых, атакжесобственноемнениеисследователя.

Висследованиях, проводимыхстудентамифакультета, анкетирова-

ниеможетбытьнаправленонаизучениеопытаучебно-воспитательнойра-

ботыучителейфизическойкультуры, специалистовпофизическойкульту-

ревдетскихсадах, инструкторовпооздоровительнойработеилитренеров

повидамспортапосамымразличнымвопросам: содержаниеиметоды

проведениязанятий, методыиформывоспитательнойработысколлекти-

вом, наиболеетрудныедляосвоенияэлементыит.

 

Контрольные испытания(тестирование)

 

Контрольныеиспытанияпомогают: выявитьуровеньразвитияот-

дельныхдвигательныхкачеств; оценитьстепеньтехническойитактиче-

скойподготовленности; сравнитьподготовленностькакотдельныхзани-

мающихся, так и целых групп; провести наиболее оптимальный отбор

спортсменовдлязанятийтемилиинымвидомспортаидляучастиявсо-

ревновании; вестивзначительнойстепениобъективныйконтрользатре-

нировкамикакотдельныхспортсменов, такицелыхгрупп; выявлятьпре-

имуществаинедостаткиприменяемыхсредств, методовобученияиформ

организациизанятий; составлятьнаиболееобоснованныеиндивидуальные

игрупповыепланызанятий.

Перечисленные возможности могут бытьреализованы только при

критическом, творческомподходексуществующейметодикеконтрольных

испытанийитщательномсоблюдениинекоторыхобщихтребований.

Контрольные испытания проводят с помощью контрольных уп-

ражнений, илитестов. Определеннаясистемаиспользованияконтроль-

ныхупражненийназываетсятестированием.

Контрольныеупражнения – этостандартизированныепосодержа-

нию, формеиусловиямвыполнениядвигательныедействия, применяемые

сцельюопределенияфизическогосостояниязанимающихсянаданныйпе-

риодобучения. Контрольныеупражненияможноприменятьикакобычные

физическиеупражнения.

Висследованиях, какправило, используютнеодноконтрольноеуп-

ражнение, анесколько. Например, приизученииспециальнойподготов-

ленностиспортсменаприменяюттесты, характеризующиеуровеньразви-

тия специальных двигательных качеств, технической, тактической

подготовленностиит. п.

Достоверностьлюбыхконтрольныхупражненийпроверяетсятаким

комплекснымпоказателемподготовленностизанимающихся, какоценоч-

ныерезультатытойдеятельности, котораяявляласьпредметомспециаль-

нойподготовки (например, длявыступлениянасоревнованиях).

Приступаякисследованию, необходимопредварительноразработать

системуконтрольныхупражнений. Сложностьразработкизависитотха-

рактераосновнойдеятельности. Несколькопрощесоздаватьсистемукон-

трольныхупражненийдлявидовспорта, вкоторыхрезультатыоценивают-

сяметрическимиединицами, посколькуприналичииобъективныхединиц

измеренияможноиспользоватьматематическиерасчетыдляустановления

избирательностиивоспроизводимостиконтрольныхупражнений.

Контрольные испытания должны отвечать требованиям, предъяв-

ляемымклюбымметодамисследования (стойкость, избирательность, ем-

кость, воспроизводимостьит. п.). Грамотнаяреализациявсехэтихтребо-

ванийпомогаетрешатьглавнуюпроблемулюбыхконтрольныхиспытаний

– проблемустандартизациитестов, т. е. выборатехконтрольныхупражне-

ний, которыеснаибольшимэффектомрешатзадачиисследования.

Из перечисленных требований для контрольныхупражнений наи-

большеезначениеимеетизбирательность. Втеориистандартизациитестов

она называется валидностью. Валидность как объективная мера связи

контрольногоупражнения сосновнымдвигательнымдействием, являю-

щимсяпредметомспециальнойподготовки, характеризуетсявсемипри-

знакамитребованияизбирательности.

Валидность контрольных упражнений для видов деятельности,

имеющихколичественнуюоценкурезультатов, длябольшейобъективно-

стиопределяетсяспециальнорассчитаннымкоэффициентомкорреляции –

коэффициентомвалидности.

Можно пользоватьсякоэффициентами валидности, рассчитанными

другимиавторами, аможнорассчитатьихсамостоятельно. Дляэтогоне-





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.254 сек.