КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выбор методов исследования и их характеристика
Методисследования – этоспособполучения, сбора, обработкиили анализаданных. Висследованиях, проводимыхпофизическомувоспита- ниюиспорту, широкоприменяютсяразличныеметодынаучногопознания издругихобластейнаукиитехники. Соднойстороны, этоявлениеможно считатьположительным, т. к. онодаетвозможностьизучитьисследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообразие связейи отношений, с другой – эторазнообразиезатрудняетвыборметодов, соответствующих конкретномуисследованию. Основнымориентиромдля выбораметодовисследованиядолжны служитьегозадачи. Именнопоставленныезадачи, определяютспособыих разрешения, асталобыть, ивыборсоответствующихметодовисследова- ния. Приэтомважноподбиратьтакиеметоды, которыебылибыадекватны своеобразиюизучаемыхявлений. Следуетотметить, чтовлюбомпедагогическомисследовании, втом числеивобластифизическоговоспитанияиспорта, ведущимиметодами являютсяметодыпедагогическихисследований, адругиеметодырассмат- риваютсявкачествеподчиненных. Впрактикепроведенияисследований, направленныхнарешениеза- дачвобластифизическойкультурыиспорта, наибольшеераспространение получилиследующиеметоды: •анализ научно-методической литературы, документальных и ар- хивныхматериалов; •опрос (беседа, интервьюианкетирование); •контрольныеиспытания (тестирование); •хронометрирование; •экспертноеоценивание; •педагогическоенаблюдение; •педагогическийэксперимент; •методыматематическойобработки. Перечисленныегруппыметодовтесносвязанымеждусобой. Онине могутприменятьсяизолированно. Например, дляпроведениянаблюдения илиэкспериментанеобходимопредварительнополучитьинформациюо том, чтоужеестьвпрактикеитеориифизическоговоспитания, т. е. вос пользоватьсяметодамианализанаучно-методическойлитературыилиоп- роса. Полученныйвпроцессеисследованияфактическийматериалнебу- детдостоверенбезметодовматематическойобработки. Сущностьпедагогическогоэкспериментаипедагогическогонаблю- дениясостоитвсочетаниинесколькихперечисленныхметодов. Любойпе- дагогическийэкспериментвключаетвсебяодинилинесколькометодов сборатекущейинформации (контрольныеиспытания, опрос, экспертное оцениваниеит. д.), методматематическойобработки. Предшествуетим использованиеметодовполученияретроспективнойинформации (опрос, анализлитературныхидокументальныхисточников). Всёэтослужитос- нованиемсчитатьэксперименткомплекснымметодомнаучногопознания. Педагогическоенаблюдениеобязательновключаетвсебяодинили несколькометодовсборатекущейинформации, аиногда – методматема- тическойобработки. Такимобразом, педагогическийэкспериментинаблюдениеявляются определеннымисистемамииспользованиянесколькихметодовисследова- ния. Втомидругомслучаяхмогутприменятьсяодинаковыеметодысбора текущейинформации. Применениеосновныхпедагогическихметодоввисследованияхв области физического воспитания и спорта позволяет использовать в каждомконкретном случае самыеразнообразные приемы, способыи методикирегистрацииисбораинформации (физиологические, психо- логические, биомеханические, медицинскиеидр.): отобычноговизу- ального анализа и оценки до применения современных технических устройствиприборовсиспользованиемсовременныхкомпьютерови информационныхтехнологий. Дляполученияобъективнойинформациинеобходимознатьвозмож- ностииспользуемыхметодовиуметьправильноихприменять. Предста- вимсодержаниеиособенностипримененияосновныхпедагогическихме- тодовисследования, используемыхвфизическойкультуреиспорте.
3.8.1. Анализлитературных источников
Анализ научно-методическойлитературы имеетбольшоезначе- ниеприподготовкекурсовойивыпускнойработы, посколькулюбоеис- следование – этопреждевсегообобщениеужеимеющейсяинформации. Изучениелитературыначинаетсяещепривыборетемыдипломнойработы ипродолжаетсявпроцессееевыполнения. Внекоторыхработахизучение ианализлитературныхисточниковмогутбытьосновнымметодомиссле- дования (например, висследованияхисторическогохарактера). Анализлитературныхисточниковнеобходимдляболеечеткогопред- ставленияметодологииисследованияиопределенияобщихтеоретических позиций, атакжевыявлениястепенинаучнойразработанностиданнойпро блемы. Всегдаважноустановить, насколькоикакэтапроблемаосвещенав общихнаучныхтрудахиспециальныхработахподанномувопросу, отра- жающихрезультатысоответствующихисследований. Приэтомможноуз- нать, какиестороныужедостаточнохорошоразработаны, покакимвопро- самведутсянаучныеспоры, сталкиваютсяразныенаучныеконцепциии идеи, чтоужеустарело, какиевопросынерешены, анаосновеэтогоопре- делитьобъектипредметсвоегоисследования. Полученныйматериалявля- етсяосновойдлянаписанияпервойглавыдипломнойработы. Рекоменда- циипонаписаниюлитературногообзорабылиданывподп. 2.6.1.
3.8.1.1. Методыработы систочниками
Чтение. Ознакомлениескнигойцелесообразноначинатьсоглавле- ния. Этопозволитопределитьобщеесодержание, установить, ккакомупо характеручтениюприбегнуть – сплошномуиливыборочному; есликвы- борочному, токакиеразделычитатьивкакойочередности. Полезнопознакомитьсясвыходнымиданнымикниги (вкакомгоро- деонаиздана, какоеиздательствоеевыпустило, вкакомгоду, какимтира- жом, ктоявляетсяредактором); онипомогут, разумеетсяприблизительно, оценитьнадежностькниги, еесовременность, характер (учебный, науч- ный, популярныйипр.). Затемследуетпрочитатьпредисловие (введение). Онодаствозмож- ностьсориентироватьсявглавномсодержаниикниги, отделитьосновное отвторостепенного, понятьведущиеидеиавтора, аиногдаикритическое отношениеведущихученых, которыепредставляютданнуюкнигучитате- лям. Еслинакнигуимеетсяаннотация, которуюобычнодаютнаобратной стороне титульного листа, на библиографической карточке, то полезно прочитатьиее. Наконец, целесообразно тут же просмотреть справочный аппарат книги, т. е. библиографическийсписокилисписокрекомендованнойлите- ратуры, указателииллюстративногоматериала, условныхобозначенийили сокращений, использованныхтерминов. Всеэтопозволитпознакомитьсяс дополнительнойлитературойподаннойтеме, оценитьобъемикачество использованнойавторомлитературыи, наконец, получитьтесведения, ко- торыеоблегчатпониманиесодержаниякниги. Приступаякчтениюосновногоматериалавкниге, надовзятьсебеза правиловыписыватьвсенезнакомыесловаитерминывспециальныйсло- вариксуказаниемстраниц, накоторыхонивстретились, итутженаходить имобъяснение. Надопомнить, чтовсловарикдолжныпопадатьвсенауч- ныетермины, анетолькоте, которыенеизвестнычитателю, посколькуив нашей, ивзарубежнойлитературеоченьчастопододнимтерминомкроет- сяразноесодержание. Внимательноследуетотноситьсякразличнымком- ментариямипримечаниям, сопровождающимтекст. Припервомпрочтениикнигинеобходимопреждевсегоуяснитьсо- держаниеработывцелом, аэтоможносделатьтолькопонявосновные мыслиавтора, ведущиеидеииотделивихотпространныхдоказательств. Одновременноследуетразобратьсявосновныхпонятиях, которымиполь- зуетсяавтор. Приповторномпрочтениинеобходимооценитьфактическиймате- риал, отобратьнаиболеетипичныефактыисопоставитьихсужеизвест- нымиизличногоопытаилитературныхисточников. Необходимопонять ходрассужденийавтора, ихлогикуидоказательность. Повторноепрочте- ниеможетбытьвыборочным, когдаужеизвестное, понятоеприпервом прочтенииилинеимеющееотношенияктемеопускается. Содержаниеработыможносчитатьусвоеннымтолькотогда, когда читающийспособенпересказатьглавнуюмысль, объяснитьееисопоста- витьсранееизвестным. Завершениемработынадлитературнымисточникомпринятосчитать записьегоосновногосодержания. Организоватьтворческуюработу, проанализироватьи освоитьис- точникипомогаютразличныетипызаписей – выписки, планы, конспекты итезисы, рефераты. Вопросовыборетипазаписиразрешаетсявкаждом отдельномслучаеикаждымчитателемсамостоятельно, сучетомконкрет- ныхвозможностей (наличиенавыка, времениит. д.) иособенностеймате- риала. Выписки. Умениеделатьвыписки – основаработынадлюбойкни- гой: учебной, научной, справочной, художественной. Этоценноекачество умственноготруда. Выпискипомогаютсобратьогромныйматериал, сис- тематизироватьфакты, проанализироватьмнения, выявитьпротиворечия. Онимогутбытьдословными (цитаты) илисвободными, когдамысли авторачитательизлагаетсамостоятельно. Большиеотрывкитекста, кото- рыетрудноцитироватьвполномобъеме, надостаратьсязаписатьсвоими словами, предельносокративформулировкуисконцентрировавсодержа- ние. Яркиеиважнейшиеместаизклассическихпроизведенийлучшевсе- гдаприводитьдословно. Записываяцитаты, нужнозаключатьихвкавычки, оберегатьтекст отискажений. Всегдаполезнодаватьточныессылкинаисточники (вчастности, на страницукниги, аиногдаинаабзацидажестроку). Этиданныепотребу- ютсядляуточненияипроверкиподлинногосмыслаизначенияцитатиих звучаниявконтексте. Приработескнигойделатьвыпискиполезнолишьпослетого, как книгапрочитанацеликом. Знаяпроизведениевцелом, легчесделатьокон- чательныйвыборнужного, уточнить, какиеместатекстаследуетвыписать. Наиболеерациональноделатьвыпискиналистках-карточках (листки бумагиформатомприблизительно 150 х 200 мм, т. е. половинаобычного машинописноголиста). Емкостькарточекможноувеличить, удваивая, ут- раиваяихповысотеискладывая «гармошкой» (чтобыполучитьуказанный вышеформат); дляпродолжениязаписитакжеиспользуютпоследователь- нонесколькокарточек, нумеруяихпопорядкуискрепляямеждусобой. Используявсвоейработевыписки, надоостерегатьсяобильногоав- томатическоговыписыванияцитатвзаментворческогоосвоенияианализа текста. План – этосхематическизаписаннаясовокупностькороткосформу- лированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения». Примером планаккниге, хотяиоченьобщего, отмечающеголишьузловыеразделы, являетсяобычноеоглавление. Просматриваяего, нечитаясамойкниги, можнополучитьпредставлениеоеесодержанииипостроении. Планкак формазаписиобычнозначительноподробнеепередаетсодержаниечастей текста, чемоглавлениекниги. Поформечлененияизаписыванияпланымогутбытьподразделены напростыеисложные. Сложныйплан, вотличиеотпростого, имеетко всем основным пунктам еще и подпункты, которые детализируют или разъясняютсодержаниеосновных. Удачносоставленныйпланпрочитаннойкнигиговоритвконечном итогеобумениианализироватьтекст, остепениусвоенияегосодержания. Руководствуясьпунктамипланаиобратившиськподлиннику, мож- носоставитьидругие, ужеболееподробныеиобстоятельныезаписи – конспекты, тезисы, рефераты. Спомощьюпланасоставлятьихпроще. Планпомогаетактивночитатьисточник, инетсмыслаоткладывать егосоставлениедоповторногочтения. Поэтому, вотличиеотконспектови тезисов, пунктыпланаможноинужнофиксироватьнемедленно, ужев процессепервоначальногочтения, подпервымвпечатлением. Затем, придальнейшейработе, планможноисправлятьиуточнять. Необходимозаметить, чтопланотмечаетлишьто, очемсказанов источнике, нонедаетсведенийотом, чтоикаксказано, т. е. непередает фактическогосодержания, алишьупоминаетонем, осхемеегорасполо- жения. Тезисы. Тезис – этодоказываемоеилиопровергаемоеположение. В отличиеотвыписок, могущихсодержатьтолькоиллюстративныйилифак- тический материал, тезисыдолжнывсегдаиметьдоказательстваввиде рассуждений; другимисловами, идеитезисовмогутбытьзащищены. Чтоставиттезисынаособоеместосредидругихвидовзаписей? Во- первых, тезисывбольшейстепени, чемдругиеформызаписипозволяют обобщитьматериал, представитьегосутьвкраткихформулировках, рас- крывающихвсепроизведение. Во-вторых, процесстематическоготезиро ванияпозволяетглубокоразобраться ввопросе, всестороннепродумать его, объявсодержаниенесколькихкнигистатей. Ниодназаписьтакхорошонепомогаетсоставитьдоклад, датьос- новноесодержаниематериаладляпросмотраоппоненту. Тезисыценны, ачастосовершеннонеобходимыдлякритического анализакниги, статьиилидоклада. Сутьвопросаимиособенноакцентиру- ется, заостряется. Тезисы облегчают противопоставление своих мыслей мыслямиубеждениямдругих. Умениеправильнотезироватьматериалговоритобуровнеподготов- ленностичитателя, пониманиятемы, степениовладенияматериаломиме- тодамисамостоятельнойработынадкнигой. Поэтому ясно, что хотя тезисы и представляют собой довольно сложныйвидзаписи, оничастоцелесообразнееконспектов, созданныхиз простых, атемболеетекстуальныхвыписок. Основныетезисы– этопринципиальноважные, главныеположения, обобщающиесодержаниеисточника, носящиеиногдавсвоейсовокупно- стихарактерглавныхвыводов. Простыетезисы– этоглавныемысли, отражающиеотдельныечас- ти, разделыилипунктыпроизведения. Простыхтезисовсодержитсямноговлюбомпроизведении, влюбой егочасти, тогдакакосновныхможнонасчитатьлишьнесколько, болеето- го, неизкаждойчастипроизведенияихудаетсявыделить. Ккаждомуосновномутезисуможетбытьсоставленонесколько (ино- гда – много) простых, разъясняющихираскрывающихосновнойтезис. Еслитезисысоставляютсякпунктамсложногоплана, тоглавным пунктамтакогопланамогутсоответствоватьосновныетезисы, подпунктам – простые. Записи, включающиедвавидатезисов (простыеиосновные), назы- ваютсясложнымитезисами. Формулировкатезисовдолжнабытьчеткойикраткой. Всамихтези- сахнеприводятобосновывающихфактов, примеров. Впротивоположностьпростымтезисам, которыевбольшинствеслу- чаевмогутбытьсоставленыизцитат, основныетезисычащевсегоформу- лируютсамостоятельно. Можноиспользоватьследующийспособсоставлениятезисов. После предварительного ознакомления книжный текст читают вторично. При этомразбиваюттекстспомощьюпланаилибезнего – отчеркиваниеми подчеркиванием, пометкаминаполях – нарядотрывков (есликнигалич- ная). Далеенаходятвкаждойчастивыделенноготекстато, чтоопределило первоначальноеегочленение; выписываютиливременнопростоотмечают этоглавноевсамомтекстекниги. Затем, хорошопродумаввыделенное, уяснивегосуть, формулируютотдельныеположения. Этоибудуттезисы. Чтобынеосложнятьпоискпозаписинужныхмествкниге, полезно связыватьотдельныетезисыстекстомподлинникаспомощьюссылочных страниц, шифровиливкладныхлистков, отсылающихкисточнику (дажек нужномуабзацу, атоикотдельнойегостроке). Конспект – систематическая, логически связная запись, объеди- няющаяплан, тезисы, выпискиилипокрайнеймередваизэтихтиповза- писи. Систематическая, логическисвязнаязаписьявляетсяоднимизос- новныхтребований, предъявляемыхкконспекту. Связующимзвеномприсоставленииконспектадолжнабытьвнут- ренняялогикаизложения. Приобязательнойкраткостиконспектысодержатнетолькооснов- ныеположенияивыводы, нофактыидоказательства, примерыииллюст- рации. Можновыделитьнескольковидовконспекта. Простойконспект – этопоследовательноеикраткоеизложениесо- держанияработыбезанализаидоказательств, безрасчленениятекстана соподчиненныечасти. Сложныйконспект– этоизложениематериалапубликациисописа- нием фактического материала, с его аргументацией, доказательствами, анализом, обобщением, выводамииподразделениемтекстанапунктыи подпункты. Подобныйконспектвключаетвсебяцитаты, планитезисы, а такжеможетиметьтаблицы, рисунки (какзаимствованныеуавтора, таки самостоятельносоставленные). Особоевниманиеследуетобратитьнавос- произведениерисунков, т. к. этопомогаетнетольколучшезапомнить, нои глубжепонятьпедагогическиезакономерности. Сводныйконспект предусматривает единое, целостное изложение содержаниянесколькихпубликаций. Обычнотакиеконспектыявляются тематическими, т. е. обобщаютматериалыразныхавторовпооднойтеме. Составлениесводногоконспекта, посуществу, естьтоттворческий процессвработеслитературой, которыйоканчиваетсянаписаниемтакого разделанаучнойработы, какобзорлитературы. Технологияразработки сводногоконспектаможет бытьпримерно следующей. Изнесколькихпубликацийпооднойитойжетемевыбираетсяодна, наиболееполная, типаучебника, учебногопособия, монографиипослед- нихлетиздания; онатщательнопрорабатываетсяссоставлениемподроб- ногоплана, вкоторомуказываютстраницыоригиналаккаждомупункту плана (см. табл. 1). Затемпоочередноизучаютвседругиеисточники. Есливновойпуб- ликацииизложенматериал, которогонебыловпервойпубликации, тов планмеждустроквноситсяновыйпункт, причемвтоместо, котороелоги- чески оправдывает присутствие этого материала в содержании первой публикации. Еслиматериалдвухпубликацийсовпадаетпотрактовкам, то впланепроставляютсяномерастраницвторойпубликациисознаком «+», еслинесовпадает – сознаком «–». Подобнымжеобразомобрабатываются ивседругиелитературныеисточники. Безтакого «расчленения» материа- лаегобудетневозможноизложитьвлогическойпоследовательностикак единоецелое. Появятсяразбросанность, нарушениелогики, повторения.
Таблица 1 – Примернаяформапланасводногоконспекта
План Фамилииавторовпубликаций I....
1....
а)...
Фамилииавторовпубликацийдаютвпорядкеихзначимости. Вко- лонкахподфамилиямиуказываютстраницыисточникаи/илиномеракар- точекссоответствующимивыпискамиизданногоисточника, накоторых раскрытыосновныевопросыплана. Руководствуясьподобнымпланом, приступаюткобобщениюмате- риаланесколькихисточниковпопервомупунктуплана, затем – повторо- муит. д. Сложныеисводныеконспектыдолжныиметьполя, накоторыхчи- тательмогбыделатьсвоизамечания, сопоставлятьмыслиифактыавтора сосвоимисобственнымиилимыслямиифактамидругихавторов.
3.8.1.2. Методыработысдокументальнымиматериалами
Анализдокументальныхматериаловпозволяетполучитьфактиче- скиеданныеприработеспедагогическойдокументациейиархивнымима- териалами: планамиидневникамитренировок, протоколами соревнова- ний, руководящими материалами и сводными отчетами спортивных организаций, материалами инспектирования, учебными планами и про- граммами, журналамиучетауспеваемостиипосещаемости, личнымиде- ламиимедицинскимикарточками, статистическимиматериаламиит. п. В этихдокументахфиксируютсямногиеобъективныеданные, помогающие установитьрядхарактеристик, причинныесвязи, выявитьнекоторыезави- симостиит. д. Например, анализ дневников тренеров и спортсменов дает воз- можностьвыявить: 1) направлениеучебногопроцесса; 2) основныесред- стваисистемуихприменения, втомчислекомплексприменяемыхупраж- нений и удельный вес в нем тех или иных упражнений; 3) объем и интенсивностьтренировочныхнагрузок; 4) спортивно-техническиепока затели, количествосоревнований; 5) самочувствиеспортсменов, ихсубъ- ективнуюоценкуэффективностиприменяемыхупражнений; 6) основные методытренировочнойработы. Привсемразнообразииформисодержаниядокументовсуществуют общиеспособыиханализа, которыеделятсянадвегруппы: традиционные иформализованные. Традиционныеспособысравнительномногообразны. Книмотносят общиеспособы (понимание, интуицию, осмысление) испециальные (истори- коведческие, психологические, юридические). Висторическихиюридиче- скихнаукахсозданыопределенныенормыисточниковедения. Привсемэтом долясубъективизмавоценкесодержаниядокументадостаточновелика. Формализованныеспособыпризваныповыситьобъективностьизу- чениясодержаниядокумента. Наиболееширокоераспространениеполу- чилспособконтент-анализа (анализасодержания). Сущностьегозаклю- чаетсяввыделениивтекстедокументанекоторыхключевыхпонятий (или иныхсмысловыхединиц) споследующимподсчетомчастотыупотребле- нияэтихединиц, соотношенияразличныхэлементовтекстадругсдругом, атакжесобщимобъемоминформации. Контент-анализпредусматривает использованиематематическихсредствисследования, апотомуиногдана- зываетсяспособом «количественногоанализасодержания». Данныйспособнетолькоуменьшаетдолюсубъективизмавоценке документа, ноипозволяетпредставитьсодержаниедокументавудобном дляобработкивиде. Контент-анализможетбытьприменендляисследованиядокументов массовойкоммуникации (текстыгазетныхстатей, радио- ителепередач), напримердлятого, чтобыустановить, какчастовыступаютолимпийские чемпионынастраницахгазет, определитьдолюкритическогоматериалаи т. д. Этотжеспособможетбытьиспользованиприанализедокументов учебногопланирования. Пользуясьим, можнопроанализироватьконспек- тыуроковзаучебныйгодиустановитьстепеньразнообразияобщеразви- вающихупражнений. Контент-анализприменимидляизученияотдельногодокумента (га- зетнойстатьи, документапланированияит. п.). Вэтомслучаеакцентдела- етсянаглубину, детальностьразработкикаждогоизних. (Например, надо определить, насколькочастоиверноавторомиспользуетсяспециальная терминологиявгодовомотчете, илиустановить, какихсужденийуавтора газетнойстатьибольше: негативныхилипозитивных.) Главнаясложностьпримененияконтент-анализасостоитвметодике переводакакого-либосмысловогосодержаниявколичественноевыраже- ние (цифровойпоказатель, подвластныйстатистическойобработке). Методикаподобногопереводаскладываетсяизтрехпоследователь- ныхэтапов. I этап – выделениеединицанализа. Оттого, насколькоуспешнооно будетпроведено, зависитвсясудьбаанализа. Существуетдваприемавы- деленияединицанализа (деление, разумеется, условное). Первыйприемможноназватьформальным. Сутьегосводитсякто- му, чтовизучаемомтекстевыделяютсяинтересующиеисследователясло- во, термин. Затем подсчитывают частоту их употребления, определяют достоверность и делают заключение. Примером такого анализа может служитьисследованиевобластипонятийногоаппарататойилиинойнауки (предположим, установлениемерыупотреблениятерминов «двигательные качества» и «физическиекачества»). Однакоформальныйприемимеетограниченныевозможности, т. к. позволяетоперироватьтолькосграмматическимиформамислова. Часто однаитажемысль, идеямогутбытьвыраженыразнымисловами. Второйприем, которыйможноназватьсмысловым, какразипозво- ляетучитыватьчислонетолькограмматическихединиц, ноисмысловых. Смысловая единица, следовательно, может выражаться словом (терми- ном), словосочетаниемсаналогичнойсмысловойнагрузкой, какой-либо частьютекста (абзацем, параграфомипр.). Притакомпониманиисущно- стисмысловойединицызаееосновуберетсянекакая-либограмматиче- скаяформа, аопределенныйобъект, определенноеявление. Вкакихжесловахэтотобъектилиэтоявлениебудутпредставленыв тексте, неимеетпринципиальногозначения. Примеромисследования, ос- нованногонавыделениисмысловойединицы, служитанализудельного весаобщейфизическойподготовкивпланахтренировкиспортсменов, ко- гдавнихиногданеприсутствуетданноесловосочетание, носодержание тренировкиотражаетотношениеспортсменакобщейфизическойподго- товке. II этап – нахождениевтекстеопределенныхединицанализа. Еслина I этапеисследователемвыбранаформальнаяединицаанализа, тоееоты- сканиенепредставляеттрудности, необходимотольковнимательночитать текстивыделятьслова (термины), которыеподлежатобработке. Еслиже выбранасмысловаяединица, тоследуетвыделятьнетольконеобходимые слова, ноиотыскиватьихиндикаторы, т. е. словосочетания, фразы, абза- цы, имеющиетужесмысловуюнагрузку, чтоислово, котороеинтересует исследователя. Решениеэтойдовольнонелегкойзадачиосложняетсяещетем, что некоторыепонятиянеимеютустоявшейсятерминологии. Врезультатека- ждыйавторвкладываетсвоесодержаниевтотилиинойтермин. Иногда же авторы просто пренебрегают нормами употребления терминов. При отысканииединицанализаисследовательневсегдаможетбытьсогласенс употреблениемилитрактовкойтогоилииноготермина. Однакоэтонив коемслучаенедолжноотражатьсянаобъективностивыделенияединиц. Поиск.литературных.источников
Эффективностьработы слитературными источникамизависит отзнания определенных правил их поиска, соответствующейметодики изученияиконспектирования. Подлитературнымисточникомпонимаетсядокумент, содержащий какую-либоинформацию (монография, статья, тезисы, книгаит. п.). Монография – этонаучныйтруд, которыйпредставляетсобойкнигу одного автораили группы соавторов, придерживающихся общейточки зрениянаисследуемуюпроблему. Монографияпосвященаоднойпробле- ме, котораяисследуетсявсестороннеиисчерпывающе. Средивидовнаучныхработнаучнаястатьязанимаетважноеме- сто, внейобычноизлагаютнаиболеезначимыерезультатынаучногоис- следования. Статьипубликуютсявотраслевыхнаучныхжурналахилив сборниках, изданныхпотойилиинойтеме. Частокое-чтополезноеможнопочерпнутьизтезисовдокладовна- учно-теоретическихинаучно-практическихконференций. Тезисытакого рода публикуютсявспециальноиздаваемых сборникахипредставляют собойкраткоесодержаниесделанныхнаконференциидокладов. Основнымихранилищаминаучно-техническойинформацииявляют- сябиблиотеки. Поэтомудляуспешногопоискалитературынеобходимо правильноориентироватьсявфондахбиблиотеки. Большуюпомощьдля целенаправленнойработымогутоказатьсоответствующиекаталоги, кото- рыеподразделяютсянатриосновныхвида: алфавитный, систематический ипредметный. Валфавитномкаталогесведенияобимеющейсялитературераспо- лагаютсявединомалфавитномпорядкесуказаниемфамилийавторовили названийкниг (еслинеуказаныавторы). Алфавитныйпорядоксохраняется такжедляименииотчестваавтора. Литература, котораяопубликованана языке, использующемлатинскуюграфику, какправило, располагаетсяпо- слевсехизданийнарусскомязыке. Нарядусалфавитнымиширокораспространенысистематические каталоги. Описанияпроизведенийвнихданыпоотраслямнаукиитехни- ки. Отделыиподотделысистематическихкаталоговстроятсявпорядкеот общегокчастному, которыйзакрепляетсяспециальнымииндексами – со- четанием букв или цифр. Отделы систематических каталогов нередко имеютперечнисвоихподразделений, соссылкамиипримечаниями, по- зволяющимиориентироватьсявбольшоммассивекаталожныхкарточек. Алфавитноерасположение играет подчиненнуюроль, зачастуюуступая местохронологическомупорядку – прямомуилиобратному. В ряде крупных научных и технических библиотек создаются предметныекаталоги. Ониотражаютболеечастныевопросыигруп пируют описаниялитературы под наименованием предметов в алфа- витномпорядке. Кромеужерассмотренныхосновныхвидовкаталоговможновыде- лить каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталогижурнальныхигазетныхстатей. Приработеслитературойсле- дуетучесть, чтоматериалыжурналовисборниковсодержаттаксказать болеесвежиеданные, чемкнигиимонографии, т. к. последниедолгогото- вятсяииздаются. Втожевремявмонографияхикнигахматериализлага- етсяболееподробно. Дляуспешногопоисканеобходимойлитературынадознатьследую- щее: •есливызнаетеавторакнигиилиееназвание – обратитеськалфа- витномукаталогу; •есливасинтересуеткнигапоопределеннойотраслинауки – обра- титеськсистематическомукаталогу; •есливамнеобходимакнигапокакому-либоузкому, специальному вопросу (предмету) – обратитеськпредметномукаталогу; •есливыинтересуетесьстатьейизпериодическогоиздания – обра- титеськсистематическимилипредметнымкарточкамжурнальныхига- зетныхстатей. Многиебиблиотекиимеютэлектронныекаталоги, существеннооб- легчающиепоиск. Онипозволяютпофамилииавтора, илиназванию, или ключевымсловамнайтиинтересующуюваслитературу. Данныеолитературномфондедругихбиблиотекнашейстраны, а такжесведенияозарубежныхизданияхможнополучитьпутемобращения к различным библиографическим пособиям, собранным в справочно- библиографическихотделахбиблиотек. Целесообразнеевсегоначатьсознакомствасинформационнымииз- даниями, цельвыпускакоторых – оперативнаяинформациякакосамих публикациях, такионаиболеесущественныхсторонахихсодержания. Реферативныеизданиясодержатпубликациирефератов, включаю- щихсокращенноеизложениесодержанияпервичныхдокументов (илиих частей) сосновнымифактическимисведениямиивыводами. Крефератив- нымизданиямотносятсяреферативные журналы, реферативные сбор- ники, экспресс-информация, информационныелистки. ВРоссийскойФедерацииреферативныежурналыпоестественным итехническимнаукамиздаетВИНИТИподобщимзаголовком «Рефера- тивныйжурнал» (РЖ). РЖВИНИТИ – основноеисамоераспространенное внашейстранереферативноеиздание, котороенаиболееполноотражает всюмировуюлитературупоестествознаниюитехнике, публикуярефера- ты, аннотациии библиографическиеописания, составляемыенастатьи, монографии, сборники. НаиболееценноевРЖ – отреферированноесодержаниенепереве- денныхнарусскийязыкзарубежныхнаучныхизданий. Спомощьютаких рефератовможнобыстроисущественнообогатитьвашуработу. Публикацииофизическомвоспитаниивходятвотдельныйвыпуск сводноготомареферативныхжурналов «Биология» подназванием «04М. Физиологияиморфологиячеловекаиживотных». Этотразделчастоимеет отсылкикдругимразделамтома. Ежегодновыпускаетсясправочныйтом, вкоторомпубликуюттема- тическиеиалфавитныеуказателивсехстатей, расписанныхвовсехноме- рахжурналазатекущийгод. СледуетобратитьвниманиенаизданияВсероссийскойкнижнойпа- латы, котораявыпускаетбиблиографическиеуказатели«Книжнаялето- пись», «Летописьпериодическихипродолжающихсяизданий», «Лето- письжурнальныхстатей», «Летописьавторефератовдиссертаций» и др.; атакжеизданияРоссийскойгосударственнойбиблиотеки, Всероссий- ской государственной библиотеки иностранной литературы, издающей различныебиблиографическиеуказателиикартотеки. Особый вид ретроспективной библиографии – внутрикнижные и пристатейные списки литературы. В монографиях библиографические спискивстречаютсяособенночастоиобычнопомещаютсявконцекниги. В тематических сборниках списки приводятся после каждого крупного раздела. Широкиевозможностидляпоискалитературыпотемеисследования открываютсяприиспользованииИнтернета. Спомощьювсемирнойэлек- тронной сети можно воспользоваться электронными ресурсами самых крупныхбиблиотекРоссииидругихстран. Приведемадресанекоторых библиотекижурналов. Библиотеки: •Отраслеваябиблиотекапофизическойкультуреиспорту (библио- тека Российского государственного университета физическойкультуры, спорта, молодёжиитуризма: http://lib.sportedu.ru •Российскаягосударственнаябиблиотека: http://www.rsl.ru; •Государственная публичная научно-техническая библиотека Рос- сии (ГПНТБ): http://www.gpntb.ru; •Государственная центральная научная медицинская библиотека (ГЦНМБ): http://www.scsml.rssi.ru; •ИнститутнаучнойинформациипообщественнымнаукамРоссий- скойакадемиинаук (ИНИОН): http://www.inion.ru; •Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. УшинскогоРоссийскойакадемииобразования (ГНПБим. К.Д. Ушинского РАО): http://www.gnpbu.ru; •Российскаянациональнаябиблиотека (РНБ): http://www.nlr.ru Журналы: •Теорияипрактикафизическойкультуры: http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/; •Физическаякультура: воспитание, образование, тренировка: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/; •УченыезапискиуниверситетаимениП.Ф. Лесгафта: http://lesgaft- notes.spb.ru/; •Вестникспортивнойнауки: http://www.vniifk.ru/-l--r; •Валеология: http://journal.valeo.sfedu.ru; •Физкультураиспорт: http://www.fismag.ru; •Экологияижизнь: http://www.ecolife.ru/index.shtml Приподбореинтересующейлитературынадоучитыватьгодиздания, авторитетностьиизвестностьвнаукеавторакниги, издательство, общую направленностьработы (определяемойнаданномэтапепозаглавию). Этапподборасоответствующейлитературыдолженсопровождаться библиографическим описанием источника на специальных каталожных карточкахиливтетради. Этосвязаностем, чтоиногдавозникаетпотреб- ностьвповторныхпросмотрахтехилииныхисточников, атакжевсозда- нии личной картотеки, построенной по определенному тематическому признаку. Всебиблиографическиеописаниядолжныбытьстрогоунифи- цированыиотвечатьобщепринятымправилам (см. прил. М).
3.8.1.4. Поиск документальныхисточников
Выделяютнесколькотиповдокументов. Печатныедокументы – этопостановленияирешенияфедеральных и местных государственных органов по вопросамразвития физической культурывстране, газетныестатьи, атакжепубликацииплановучебных занятийвразныхизданияхнаучно-методическогохарактера. Накинопленкуимагнитнуюлентуможетбытьзаписанакакпервич- наяинформация (образноговоря, «снатуры»), такивторичная (стеле- и радиопередач). Рукописныедокументы – этодокументы, отражающиепланирова- ниеучебногопроцесса (рабочиепланы, конспекты, графикиит. п.), атак- жедневниковыезаписитренераиспортсмена, протоколысоревнований. Кобщественнымдокументамотносятсяте, которыенеимеютав- торства (например, решения государственных органов по физической культуреиспорту) иразмноженыдляширокогопользования. Надопом- нить, чтоневсеобщественныедокументыявляютсяофициальными. Классическимпримеромличногодокументаявляетсядневниктре- нировокспортсмена. Личныйдокументможетбытьнеофициальным (на- пример, конспектыуроков) иофициальным (например, анкета, отчеттре- нераоподготовкекомандыксоревнованиям). Особоеместосредиличных документовзанимаютмемуары (мемуарнаялитература), которыевстреча- ютсявархивахввидевоспоминанийотехилииныхсобытиях, известных педагогах, спортсменахипр. Официальныедокументыоченьчастоносятхарактернормативных материалов. Этопостановленияирешениягосударственныхиобществен- ныхорганизаций, различныеинструкцииит. п. Данномутипудокументов вбольшеймере, чемдругим, свойственнаобъективностьвосвещениисо- бытийифактов. Однакоиэтидокументынелишеныопределеннойдоли субъективности. Объясняетсяэтотем, чтоихавторамиявляютсяконкрет- ныелюди, имеющиесвойственныйтолькоимподходкоценкедействи- тельности. Кпервичнымотносятсяоригинальныедокументы, авторскиепод- линники (классныежурналы, протоколыистенограммысовещаний, планы тренировки, написанныерукойтренера). Этиисточники, таксказать, непо- средственноотражаютявленияпрошлогоивсилусвоейдостоверности имеютнаибольшуюценность. Онимогутиметьвидрукописи, машино- писноготекста. Впоследнемслучаенадокументедолжнабытьподпись автораилируководителяучреждения. Вторичные документы строятсяна основепервичных (например, сводныеданныепонесколькимпервичнымдокументам); онимогутиметь видмашинописныхилифотографическихкопий. Копиидолжныбытьза- веренными, впротивномслучаеихследуетперепроверить, сличивспод- линником, или с другими копиями, или с аналогичными источниками. Вторичнымдокументомможетявлятьсякнига, статья, актобследования, есливнихобобщаются, анализируютсяпервичныеисточники. Указанные типы документов (за исключением кинодокументов и звуковыхзаписей) могутиметьнетолькословесноевыражение (текстовой документ), ноицифровое (статистическийдокумент), напримерстатисти- ческийотчетобуспеваемостипофизическомувоспитаниювучебномза- ведении, оподготовкеспортсменов-разрядников. Чащевсегостатистиче- скомуматериалусопутствуеттекстовойввидеанализаколичественных показателей. Использованиестатистическихдокументовделаетанализсобытийи фактовболеедостоверным, придаетемуподлиннуюнаучность. Большинство необходимых документов сконцентрировано в госу- дарственныхархивах. Внашейстранеимеютсяцентральныеархивыфеде- ральногозначения, республиканские, краевыеиобластные. Своиархивы имеюттакженаучныеиучебныезаведенияиорганизации. Допускисследователейвархивыипорядокработывнихрегулиру- ютсяспециальнымиправилами, общимдлякоторыхявляетсяобязательное представлениепросьбынаучногоилиучебногозаведенияразрешитькон- кретномулицуработувопределенномархивепосоответствующейтемеи плану, подписанномуисследователем. При отборедокументоввархиве следуетпреждевсегоознакомитьсясегоучетно-справочнымаппаратом: своднымсправочнымфондомархиваилипутеводителемпоархиву, часто имеющиманнотациикнаиболеезначительнымфондам; каталогамииопи- сямиделфондов, которыеназываютсяединицамихранения. Послеустановленияназванияфонда, материалыкоторогонеобходи- мыдляработы, составляетсязаявкапоформе, имеющейсявкаждомархи- ве. Полученныепозаявкедокументынужновнимательнопросмотретьи выявитьихценностьинеобходимостьдлядальнейшегоизучения. Содер- жаниеоченьважныхдляработыиимеющихнебольшойобъемдокументов следуетвыписыватьполностью, одновременноуказываяназваниефонда, номерописи, номердела, единицухраненияилист. Внекоторыхслучаях можноограничитьсякраткимивыпискамиотдельныхфактов, также со- провождаяихобязательнойссылкойнафонд, опись, делоилист. Отбордокументовдляпоследующегоиханализаможетосуществ- лятьсядвумяметодами: фронтальнымивыборочным. Применениеихобу- словленозадачамиисследованияихарактеромдокументов. Фронтальныйметод предусматриваетотбормногихдокументов, характеризующихдеятельностьвсехвзаимосвязанныхорганизаций, учре- жденийзасравнительнокороткийпериодвремени. Выборочныйметод предусматриваетотборлишьтехдокументов, которыехарактеризуютразвитиетогоилииногопедагогическогоявления напротяжениидлительногопериодавремени. Например, анализразвития формпланированияучебнойработыпофизическомувоспитаниювобще- образовательной школе потребует изучения только программ, учебных планов (годовых, четвертных) иконспектовуроков, нозадлительныйпе- риодвремени. Исследованиеможетиметьтакиезадачи, которыепотребуютсочета- нияфронтальногоивыборочногометодовотбораматериала.
Опрос
Сущностьопросавлюбомеговидесводитсяктому, чтоисследова- тельполучаетинформациюизтехответовреспондентов, которыеонида- ютнапоставленныевопросы. Взависимостиотметодикипроведенията- когоопросаможновыделитьследующиееговиды: беседу, интервьюи анкетирование. Беседа – этометодполученияинформациипутемдвустороннегоили многостороннегообсужденияинтересующеговопроса. Беседаприменяетсякаксамостоятельныйиликакдополнительный методвцеляхполучениянеобходимойинформацииилиразъясненийпо поводутого, чтонебылодостаточнояснымпринаблюдении. Какина- блюдение, онапроводитсяпозаранеенамеченномупланусвыделением вопросов, подлежащихвыяснению. Беседаведетсявсвободнойформе, без записиответовсобеседника. Во избежание преднамеренного искажения ответов участники не должныдогадыватьсяобистинныхцеляхисследования. Длябеседыважно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдать приэтомпедагогическийтакт. Поэтомублагоприятнойобстановкойявля- етсяпривычнаяиестественнаясреда: спортзал, стадион, бассейн, место прогулкиит. п. Готовяськбеседе, нужноопределитьтакжеспособфикси- рованияеерезультатов. Можно, например, дляэтойцелииспользоватьскрытыймагнитофон, диктофон, чтопозволитпотомтщательнопроанализироватьбеседуивы- явитьнеобходимыепризнакиизучаемогоявления, получитьновыефакты. Эффективностьбеседывомногомзависитотопытаисследователя, степе- ниегопедагогическойиособеннопсихологическойподготовки, уровня еготеоретическихзнаний, искусстваведениябеседыидажеотличной привлекательности. Интервью – этометодполученияинформациипутемустныхотве- товреспондентовнасистемувопросов, устнозадаваемыхисследователем. Вотличиеотбеседы, вкоторойиреспонденты, иисследовательвы- ступаютактивнымисторонами, приинтервьюированиивопросы, постро- енныевопределеннойпоследовательности, задаеттолькоисследователь, а респондентотвечаетнаних. Вданномслучаеответымогутзаписываться открытопомереихполученияотреспондентов. Анкетирование – этометодполученияинформациипутемписьменных ответовреспондентовнасистемустандартизированныхвопросованкеты. Дляпроведенияанкетированиянеобязателенличныйконтактиссле- дователясреспондентами, т. к. анкетыможнорассылатьпопочтеилираз- даватьспомощьюдругихлиц. Однимизпреимуществанкетированияпе- ред беседой можно считать возможность охвата опросом сразу всех опрашиваемых; всезависитотколичестваподготовленныхбланкованкет. Ктомужерезультатыанкетированияболееудобноподвергатьанализуме- тодамиматематическойстатистики. Анкетированиеприменяетсядляустановлениятекущегосостояния педагогического явления, изучения существовавшего и существующего положениявпрактикеработыилимнений, относящихсякпроблемеис- следования. Например, можнопровестианкетированиепреподавателейпо плаванию, чтобыузнать, применяютлиониупражнениясоштангойдля развитиясилы. Однакоанализрезультатовнеможетбытьконечнымдока- зательствомприустановленииэффективностикакой-либометодикизаня- тий, т. к. опираетсянасубъективноемнениеопрашиваемых. Взависимостиотколичестваопрашиваемыхразличаютдвавидаан- кетирования: сплошноеивыборочное. Сплошноеанкетированиепредусматриваетопросвсейгенеральной совокупностиизучаемыхлиц. При выборочном анкетировании опрашиваетсялишь часть гене- ральнойсовокупности – выборочнаясовокупность. Именноэтотвиданке- тированияявляетсянаиболеераспространенным. Взависимостиотспособаобщенияисследователясреспондентами различаютличноеизаочноеанкетирование. Личноеанкетированиепредусматриваетнепосредственныйконтакт исследователясреспондентом, когдавторойзаполняетанкетувприсутст- вии первого. Этот способ анкетирования имеет два неоспоримых пре- имущества: во-первых, гарантируетполныйвозвратанкет; во-вторых, по- зволяетконтролироватьправильностьихзаполнения. Различныйхарактерпроцедурыличногоопросадаетправовыделять групповоеииндивидуальноеанкетирование. Групповое анкетирование предусматривает опрос одновременно группылюдей. Именноэтоделаетанкетированиетемметодом, который позволяет собирать значительный материал при минимальных затратах времени. Прииндивидуальноманкетированииопросведетсяпоочередно. Заочноеанкетированиехарактеризуетсятем, чтореспондентыот- вечаютнавопросыанкетывотсутствиеисследователя. По способу вручения анкет респондентам различают почтовое и раздаточное анкетирование. Привнешненезначительныхразличияхэф- фективностьэтихвидованкетированиябываетдалеконеодинаковой. Почтовоеанкетирование, каквидноизназвания, сводитсяктому, чтоанкетырассылаютсяреспондентамивозвращаютсяисследователюпо почте. Преимуществаегозаключаютсявпростотераспространенияанкет, возможностиполучениязначительнойвыборки, возможностипривлечьв числореспондентовтерриториальноотдаленныхлиц. Недостаткипочтовогоанкетирования – этонизкийпроцентвозврата анкет, всреднемоколо 5%; искажениенамеченнойвыборкиопрашивае- мых, т. к. прирассылкеанкетнезнакомымлицамбываеттрудноустано- вить, насколькоонисоответствуютпредполагаемомуконтингентуреспон- дентов; отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно. Процентвозвратаанкетможноповысить: а) персональнымобращениемкреспондентусуказаниемегоимени, отчестваифамилии; б) хорошосоставленнойвводнойчастьюанкетыисопроводитель- нымписьмом, изкоторыхреспондентпонялбысвоюрольвпроводимом исследовании (сэтойцельюможнократкораскрытьпринципывыборки); в) вложениемконвертаснаписаннымобратнымадресомимаркой; г) готовностьювыслатьрезультатыисследования, еслиреспондент тогопожелает. Раздаточноеанкетированиепредусматриваетличноевручениеан- кетыреспонденту, заполнениееенадомуивозвращениелюбымспособом. Преимуществаэтоговидаанкетирования: личныйконтактисследо- вателясреспондентом, чтоповышаетупоследнегозаинтересованностьв исследовании; можнопроконсультироватьреспондентаоправилахзапол- ненияанкеты; естьвозможностьоценитьсоответствиереспондентанаме- ченнойвыборке. Недостаткираздаточногоанкетированиязаключаютсявсравнитель- нонизкомпроцентевозвратаанкет (хотяиболеевысоком, чемприпочто- воманкетировании) ивотсутствииуверенностивтом, чтоанкетызапол- нялисьреспондентомсамостоятельно. Эффективностьанкетированиявомногомзависитотграмотногопо- строенияисодержанияанкеты. Анкетадолжнаиметьтричасти: вводную, основнуюидемографиче- скую («паспортичку»). Вводнаячастьанкетыпредставляетсобойсвоеобразноеобращение креспондентам, вкоторомуказываются: 1) научноеучреждение, которое ведетданнуютемуисследованияиотименикотороговыступаетисследо- ватель; 2) цельисследования; 3) ролькаждогореспондентаврешениипо- ставленныхзадач; 4) заверениевполнойанонимностиответовреспонден- та (имяифамилияопрашиваемогонедолжныфигурироватьвсообщениях ипубликацияхисследователя); 5) правилазаполненияанкеты; 6) заверение вготовностивыслатьрезультатыисследованияреспонденту, еслионэтого пожелает; 7) способвозвратаанкеты. Ксодержаниювводнойчастипредъявляютсятриосновныхтребова- ния: онодолжнобытьяснымдлялюбогореспондента, должновозбудить желаниеотвечатьнапоставленныевопросыивтожевремябытьпредель- нократким. Основная частьсостоит из набора вопросов, ответы на которые способствуютрешениюзадачисследования. Разработкаэтойчастиявляет- сянаиболеесложнойиответственной. Учитываяпсихологиюреспондента, социологиразработалитрехсту- пенчатуюформуосновнойчасти: •перваятретьвопросовпредназначенадлятого, чтобызаинтересо- ватьреспондентовивключитьихвработу. Вопросыэтойчастидолжны отличатьсясравнительнойпростотойивбольшеймерекасатьсяфактов, событий; •втораятретьвопросовнаправленанарешениеглавныхзадачиссле- дованияикасается, какправило, мотивов, мненийиоценок. Именнопоэтому подобныевопросыявляютсянаиболеесложнымидляреспондентов; •последняятретьвключаетвопросы, которыедетализируютответы напредыдущуючастьвопросов, атакжеконтрольныевопросы (сущность ихраскрываетсяниже) инаиболееличные, требующиеиндивидуального мненияреспондента. Исследователямиотмечено, чтоналичныевопросы респондентыотвечаютнаиболееправдивовконцеанкеты. Демографическая частьанкетысостоитизвопросов, определяю- щих паспортную характеристику респондента: фамилию, пол, возраст, спортивнуюквалификациюит. п. Этачастьанкетынаиболеелаконичнаи простадлязаполнения. Основноеназначениееесостоитвтом, чтобыспо- собствовать, во-первых, качественномуанализусобранногоматериала, во- вторых, определениюегорепрезентативности. Демографическаячастьан- кетыобычнорасполагаетсявееконце. Структураихарактеранкетопределяютсясодержаниемиформой вопросов, которыезадаютопрашиваемым. Поэтомуосновнойтрудностью припостроениилюбойанкетыявляетсяметодикаихподбораиформули- ровки. Необходимо, чтобы вопросы были понятными, однозначными, краткими, яснымииобъективными. Похарактеруситуации, котораясоздаетсяформулировкойвопроса, различаютбезусловныеиусловныевопросыомотивах. Безусловныевопросыформулируютсядляреальнойситуации, вко- торойнаходитсяреспондент. Например, вопрос «НравитсялиВампро- фессиятренера?» сформулировандляситуации, реальнойдляопрашивае- мого. Условныевопросыформулируютсядляситуациивоображаемой, в которойреспондентненаходится, номогбынаходиться. Например, тотже самыйвопрос опрофессиитренера для воображаемой ситуацииможет бытьсформулировантак: «ХотелибыВы, чтобыВашребеноквбудущем избралпрофессиютренера?» Условныевопросыпризваныуточнять, углублятьмотивыпрошлых, настоящихибудущихдействий. Посодержаниювопросыанкетымогутбытьпрямымиикосвенными. Прямые вопросыпредусматриваютполучениеотреспондентаинформа- ции, непосредственноотвечающейзадачамисследования, т. е. вслучае, когда содержаниевопросаи объектинтересаисследователя совпадают, например: «Нравитсяливамспортивнаяаэробикакаквидспорта?». Как правило, этивопросыформулируютсявличнойформе: «Вашемнениепо поводу...», «ЧтоВыдумаетео...», «СчитаетелиВы, что...» ит. п. Однакомногиеисследователисчитают, чтонапрямыевопросырес- пондентыотвечаютневсегдаохотно, особенновтехслучаях, когдаличное мнениенесоответствуетобщепринятому. Поэтомувтакихслучаяхпред- почтительнеекосвенныевопросы, когдаполучениенеобходимойинфор- мацииосуществляетсячерезсериюкосвенных, побочныхвопросов. Крометого, вопросыцелесообразноформулироватьбезссылкина мнениеконкретныхлюдей: «Некоторыеспортсменысчитают, чтообъем общейфизическойподготовкидолженбытьсведендоминимума. Акак Выдумаете?». Или: «СогласнылиВысутверждением, что...?». Вопросыв подобнойформулировкерекомендуетсяиспользоватьвтехслучаях, когда уисследователянетуверенностивполученииправдивогоответанапря- мойвопрос, тем более, что опытпоказывает большуюприверженность респондентовименноккосвеннымвопросам. Поформепредставленияответоввопросыанкетыподразделяютсяна открытые, закрытыеиполузакрытые. Вопросыванкетепринятоназывать открытыми, еслиинструкциянеограничиваетспособаответананего, не определяютсязаранееожидаемыеварианты. Иответыреспондентоммогут бытьданывсвободнойформе. Например, сцельювыясненияпредпочти- тельногоотношенияккакому-либовидуспортаможетбытьданоследую- щеезадание: «Назовитевидспорта, которыйВамнравитсябольшедру- гих». Такиезаданияпозволяютполучитьответывнаиболееестественной форме, содержащейинтересныеинеожиданныефакты, обоснованиемоти- вов. Однакоприподобныхметодахопросаответызачастуюносятпро- странныйхарактер, что, естественно, внекоторойстепенизатрудняетпо- следующуюобработкуполученныхрезультатов. Болееудобнывэтомпланеанкетысзакрытымивопросами, вкото- рыхвозможностивыбораограничиваютсязаранееопределеннымчислом вариантов, предусмотренныхсоставителем. Приэтомколичествовариан- товответовможетбытьсамымразличнымвзависимостиотхарактераво- просаидругихфакторов. Простейшейформойзакрытыхвопросовявляет- ся дихотомический вопрос, на который респондент должен ответить только «да» или «нет». Набортакихвопросовдолженпредусматривать примерноравноечислоположительныхиотрицательныхответов. Еслиже вопросы будут сформулированы с акцентом, предположим, на ответы «нет», тореспондентмашинальноможетисвоеположительноеотношение пометитьсловом «нет». Вопросы, требующиеколичественнойоценки, содержатнаборотве- тов, позволяющихколичественновыразитьинтенсивностьмненияреспон- дента. Например, вопрос «ДовольнылиВысвоейработойвкачестветре- нера?» предполагаеттакиеответы. – Оченьдоволен. – Доволен. – Безразличен. – Недоволен. – Оченьнедоволен. Пользуясьтакими вопросами, необходимопридерживаться одного обязательного правила: число положительных и отрицательных оценок должнобытьравным, аихобщеечисло – нечетнымсосрединнойней- тральнойоценкойтипа «безразлично». Этимсамымбудутсозданыусловия дляполученияответовсравнойвероятностью. Прианализерезультатованкетированиястандартизированныйнабор оценокможетбытьиспользованкаксвоеобразнаяоценочнаяшкала, кото- руюможновыразитьвбаллах. Вприведенномпримеретакаяшкалабудет построена вубывающем порядке (например, по пятибалльной системе: «оченьдоволен» – 5, «доволен» – 4 ит. д.). Тогдаоценочноесуждениека- ждогореспондентаможетбытьвыраженоцифрой, амнениевсейгруппы респондентов – среднимарифметическимчислом. Достоинствозакрытыхвопросовсостоитвтом, чтоихстандартиза- цияоблегчаетреспондентуответы, аисследователю – процессобработки. Однако та же самая стандартизация невольно навязывает респонденту смыслтогоилииногоответа, невсегдаохватываетвеськругвозможных вариантов. Полузакрытыевопросыпредусматриваютналичиенетольконабора вариантовответов, ноиварианттипа «Другое». Подобныевопросыполу- чилинаиболееширокоераспространениепотойжепричине, чтоизакры- тые. Вметодикеанкетированиямогутиспользоватьсятакжеикомбини- рованныеанкеты, вкоторыхмогутбытьвопросыоткрытого, закрытогои полузакрытоготипа. Всоответствииспотенциальнойфункциейвопросовонимогутбыть фильтрующимииконтрольными. Фильтрующими считаются вопросы а) обобщающего характера, приотрицательномответенакоторыереспондентосвобождаетсяототве- товнапоследующие (детализирующие) вопросы; б) «отсекающие» мнения и оценкинекомпетентныхреспондентов. Например, еслиисследователя интересуетвопросометодикеприменениятакназываемойкруговойтре- нировки, топреждечемспрашиватьоееместевсистеметренировки, она- грузке, о содержании, следует поставить такой фильтрующий вопрос: «ПрименяетелиВывсвоейтренировкекруговойметод?». Приотрица- тельномответенаэтотвопрос-фильтрреспондент, естественно, небудет отвечатьнавсепоследующиевопросы. Контрольныевопросынаправленынапроверкуправильностиотве- тов, раскрывающих основнуюидеюисследования, ипоэтомупомогают повыситьстепеньдостоверностиполучаемойинформации. Контрольные вопросы, как правило, формулируются в виде открытых и косвенных. Структурноконтрольныеиосновныевопросыдолжныбытьтакрасполо- женыввопроснике, чтобыреспондентнемогуловитьмеждунимисвязи. Например, еслиисследователяинтересует, каковобъемобщейфизической подготовкиспортсменавсоревновательномпериоде, ионнеуверенвис кренностиответареспондента, товодномизразделовможетбытьпостав- ленвопрособобщемвременитренировки, вдругом – обобъеметехниче- скойподготовки, втретьем – тактическойит. д. Врезультатеанализаот- ветовисследовательполучитдовольноточноепредставлениеореальном объемеобщейфизическойподготовкиспортсмена. При проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать сле- дующиеправила: •ванкетедолжныбытьтолькотевопросы, которыеимеютпрямое отношениекзадачамисследования. Неследуетдопускатьвопросов «на всякийслучай». Ответынанихтолькоосложняютобработку; •средивопросовнедолжнобытьтаких, которыевызывалибынеже- ланиеотвечать, порождалибыотрицательноеотношениекисследователю иегоработе. Такоенегативноеотношениеможетвозникатьиксодержа- ниювопроса, икегоформулировке; •содержаниеиформулировкавопросовдолжныбытьтакими, чтобы всереспондентымоглинанихответить; •необходимо, чтобыформулировкавопросовбылабезупречногра- мотнойворфографическомистилистическомотношении; •содержаниеиформавопросовдолжныотвечатьуровнюподготов- ленностивсехреспондентов. Передсоставлениемвопросникарекоменду- етсяпровестибеседу. Этопоможетустановитьуровеньподготовленности и в соответствии сэтим четче сформулироватьвопросы. Недопустимы формулировки, которыепозволяютпо-разномутрактоватьихсмысл. На- пример, еслизадан вопрос «Довольны ли Выработой тренера?», одни спортсмены-тренерымогутпосчитать, чторечьидетоработетренера, у которогоонизанимаются, адругие – освоейсобственнойтренерскойра- боте. Чрезвычайнокорректноследуетупотреблятьтермины. Нельзяполь- зоватьсятерминами, имеющимиразличноетолкование. Еслитоилииное понятиеимеетнесколькозначений, тонеобходимовсеихперечислить; •вопросник должен представлять собой логически обоснованную системувопросов, анехаотическийихнабор; •потемеисследованияследуетставитьнескольковопросов («бата- рея» вопросов). Достоверностьинформацииприэтомповышается; •«батарею» вопросов строяттаким образом, чтобы первымишли вопросыобщегохарактера, азатемчастные, углубляющие, детализирую- щие; •есливвопросникезатрагиваетсянесколькотем (несколько «бата- рей» вопросов), топереходымеждунимидолжныбытьплавными, чтобы создавалосьвпечатлениецельности, логическойслитностисистемывопро- сов. Сэтойцельюмежду «батареями» вопросовможновставлятьсвязую- щиевопросы; •внешнийвиданкетыдолженбытьаккуратным. Анкетунужноот- печататьнахорошейбумагечетким, достаточнокрупнымшрифтом. Тек- стывопросовиответовдолжныбытьнабраныразнымишрифтами; •необходимосохранитьвозможностьанонимныхответов, т. е. не указыватьфамилиюидругиеданные, еслиэтогонетребуютзадачииссле- дования; •количествовопросовванкетенедолжнобытьоченьбольшим. На заполнениеанкетыотводитсянеболее 45 минут. После составления анкету проверяют в пробном исследовании. Предварительноеознакомлениеспредметомисследованияпозволитуточ- нитьвопросы, исключитьобщеизвестныеилипрямонеотносящиесякде- лу, избежатьповторенийивтожевремяполучитьдостаточнолаконичные ответы. Пробноеисследованиепроводитсяввидебеседыстемилюдьми, которыепосвоимхарактеристикамнаиболеесхожисбудущимиреспон- дентами. Вегопроцессенеобходиморегистрироватьреакциюизамечания опрашиваемых, атакжесобственноемнениеисследователя. Висследованиях, проводимыхстудентамифакультета, анкетирова- ниеможетбытьнаправленонаизучениеопытаучебно-воспитательнойра- ботыучителейфизическойкультуры, специалистовпофизическойкульту- ревдетскихсадах, инструкторовпооздоровительнойработеилитренеров повидамспортапосамымразличнымвопросам: содержаниеиметоды проведениязанятий, методыиформывоспитательнойработысколлекти- вом, наиболеетрудныедляосвоенияэлементыит.
Контрольные испытания(тестирование)
Контрольныеиспытанияпомогают: выявитьуровеньразвитияот- дельныхдвигательныхкачеств; оценитьстепеньтехническойитактиче- скойподготовленности; сравнитьподготовленностькакотдельныхзани- мающихся, так и целых групп; провести наиболее оптимальный отбор спортсменовдлязанятийтемилиинымвидомспортаидляучастиявсо- ревновании; вестивзначительнойстепениобъективныйконтрользатре- нировкамикакотдельныхспортсменов, такицелыхгрупп; выявлятьпре- имуществаинедостаткиприменяемыхсредств, методовобученияиформ организациизанятий; составлятьнаиболееобоснованныеиндивидуальные игрупповыепланызанятий. Перечисленные возможности могут бытьреализованы только при критическом, творческомподходексуществующейметодикеконтрольных испытанийитщательномсоблюдениинекоторыхобщихтребований. Контрольные испытания проводят с помощью контрольных уп- ражнений, илитестов. Определеннаясистемаиспользованияконтроль- ныхупражненийназываетсятестированием. Контрольныеупражнения – этостандартизированныепосодержа- нию, формеиусловиямвыполнениядвигательныедействия, применяемые сцельюопределенияфизическогосостояниязанимающихсянаданныйпе- риодобучения. Контрольныеупражненияможноприменятьикакобычные физическиеупражнения. Висследованиях, какправило, используютнеодноконтрольноеуп- ражнение, анесколько. Например, приизученииспециальнойподготов- ленностиспортсменаприменяюттесты, характеризующиеуровеньразви- тия специальных двигательных качеств, технической, тактической подготовленностиит. п. Достоверностьлюбыхконтрольныхупражненийпроверяетсятаким комплекснымпоказателемподготовленностизанимающихся, какоценоч- ныерезультатытойдеятельности, котораяявляласьпредметомспециаль- нойподготовки (например, длявыступлениянасоревнованиях). Приступаякисследованию, необходимопредварительноразработать системуконтрольныхупражнений. Сложностьразработкизависитотха- рактераосновнойдеятельности. Несколькопрощесоздаватьсистемукон- трольныхупражненийдлявидовспорта, вкоторыхрезультатыоценивают- сяметрическимиединицами, посколькуприналичииобъективныхединиц измеренияможноиспользоватьматематическиерасчетыдляустановления избирательностиивоспроизводимостиконтрольныхупражнений. Контрольные испытания должны отвечать требованиям, предъяв- ляемымклюбымметодамисследования (стойкость, избирательность, ем- кость, воспроизводимостьит. п.). Грамотнаяреализациявсехэтихтребо- ванийпомогаетрешатьглавнуюпроблемулюбыхконтрольныхиспытаний – проблемустандартизациитестов, т. е. выборатехконтрольныхупражне- ний, которыеснаибольшимэффектомрешатзадачиисследования. Из перечисленных требований для контрольныхупражнений наи- большеезначениеимеетизбирательность. Втеориистандартизациитестов она называется валидностью. Валидность как объективная мера связи контрольногоупражнения сосновнымдвигательнымдействием, являю- щимсяпредметомспециальнойподготовки, характеризуетсявсемипри- знакамитребованияизбирательности. Валидность контрольных упражнений для видов деятельности, имеющихколичественнуюоценкурезультатов, длябольшейобъективно- стиопределяетсяспециальнорассчитаннымкоэффициентомкорреляции – коэффициентомвалидности. Можно пользоватьсякоэффициентами валидности, рассчитанными другимиавторами, аможнорассчитатьихсамостоятельно. Дляэтогоне- <
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |