Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Порядок списания материальных ценностей. Инвентаризация. Ревизия




Одним из важнейших направлений всей правовой работы на предприятии является организация надлежащего и действенного контроля за состоянием сохранности имущества предприятия и по обеспечению соблюдения требований законодательства при списании материальных ценностей. Осуществление постоянного и действенного контроля служит необходимым условием своевременного пресечения и выявления фактов злоупотреблений и хищений со стороны соответствующих должностных лиц и рядовых работников, недостач, утраты, гибели материальных ценностей, условий и причин, приведших к таким правонарушениям. Основными видами контроля за сохранностью имущества предприятий, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или в собственности хозяйственных товариществ и обществ, являются инвентаризация, ревизия и систематическая отчетность.

Инвентаризация представляет собой проверку наличия и состояния материальных ценностей по количеству и качеству, а также денежных средств, осуществляемую либо периодически (в плановом порядке), либо в силу чрезвычайных обстоятельств (например, при обнаружении правонарушений).

В обычном порядке инвентаризация осуществляется при наступлении установленных законодательством сроков, в случаях смены материально - ответственных лиц или выбытия из коллектива, с которым заключен трудовой договор о коллективной материальной ответственности, более 50% его членов. Аналогичное решение принимается и при заявлении требования о проведении инвентаризации одного или нескольких членов коллектива. Под чрезвычайными обстоятельствами, которые являются основанием для проведения инвентаризации, понимаются такие факты, как хищение, ограбление, разбой, а также случаи пожаров, землетрясений и других стихийных бедствий.

Инвентаризация в обычном порядке проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, состав которой рассматривается и утверждается администрацией предприятия. При необходимости назначения инвентаризации в случае обнаружения фактов хищений, пожаров, стихийных бедствий может быть образована специальная инвентаризационная комиссия. По общему правилу в состав этой комиссии включаются компетентные специалисты данного предприятия.

К числу основных инвентаризационных действий относится проверка фактического наличия материальных ценностей, то есть в натуре путем их выявления, оценки и сличения с данными бухгалтерского учета.

Результаты инвентаризации отражаются в специальном акте, именуемом протоколом рабочей инвентаризационной комиссии. Данный протокол обязательно подписывается всеми лицами, участвовавшими в инвентаризации, иначе он не будет иметь законную силу.

Ревизия, как одна из разновидностей контроля за сохранностью имущества предприятий, представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий или должностных лиц за определенный период. Различается ревизия документальная и ревизия материальных ценностей, которая перекликается с инвентаризацией.

Документальная ревизия необходима для определения состояния экономики предприятий, сохранности денежных средств и материальных ценностей. Эта ревизия должна быть обеспечена посредством проверки эффективности использования и хранения материальных, финансовых и трудовых ресурсов, своевременности документального оформления хозяйственных операций, причин образования непроизводительных расходов и потерь. Результаты ревизии должны быть оформлены актом. Требования, предъявляемые к таким актам, аналогичны требованиям, предъявляемым к составлению протоколов рабочей инвентаризационной комиссии. Однако применительно к данному случаю акт ревизии должен быть подписан в обязательном порядке руководителем ревизионной группы (ревизором), а также руководителем и главным бухгалтером предприятия. Если руководитель предприятия или главный бухгалтер считают необходимым возразить против результатов ревизии и ее оформления, они, тем не менее, обязаны подписать соответствующий акт и одновременно приложить к нему свои письменные возражения.

В хозяйственных обществах проведение ревизий поручается специальному выборному органу – ревизионной комиссии. Она избирается общим собранием акционеров (участников) на срок, определенный в уставе общества. На ревизионную комиссию таких обществ возлагается обязанность в установленные уставом общества сроки проводить ревизии хозяйственно-финансовой деятельности организации, осуществлять проверку состояния сохранности материальных ценностей, правильного ведения документации, соблюдения действующего законодательства. Акты ревизии подлежат утверждению высшими органами управления названных обществ.

Следует сказать, что контроль за сохранностью имущества предприятий нельзя ограничивать только инвентаризацией и ревизией. Немаловажное значение имеет организация учета, хранения и движения материальных ценностей, качества и полноты, порядка составления установленной законодательством отчетности.

В осуществлении контрольной деятельности вышеназванными средствами активное участие принимают работники юридической службы. Юридической службе, в частности, рекомендуется: знакомиться с материалами комиссии по рассмотрению финансово - хозяйственной деятельности предприятия, анализировать недостатки, установленные инвентаризацией, ревизией, принимать участие в организации и проведении служебных проверок состояния сохранности собственности предприятий.

Обязанностью же юридической службы является дача правовой оценки материалам ревизий, инвентаризаций и отдельных проверок с тем, чтобы обеспечить законность сделанных выводов и предложений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.