Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие социально-негативных явлений и их связь с преступностью

Читайте также:
  1. I. Понятие и значение.
  2. I. Понятие и значение.
  3. I. ПОНЯТИЕ О КОНЪЮНКТИВИТАХ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
  4. I. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  5. II. Кризис Османской империи. «Восточный вопрос» и положение в провинциях
  6. II. Понятие и формы вины
  7. III вопрос. Полевые работы при теодолитной съемке.
  8. III. Вменяемость, понятие невменяемости
  9. А. Вопросы
  10. А. Вопросы
  11. А. Вопросы
  12. А. Понятие биологической продуктивности

 

Принято считать, что более или менее систематический характер научное осмысление проблемы преступности и борьбы с ней приобрела во второй половине XVIII века. Возникновение криминологии как науки, в то время не получившей своего названия, связывается с классической школой уголовного права.

За это время криминология прошла длинный и тернистый путь своего развития. Однако, хрестоматийным положением является тот факт, что к предмету криминологии абсолютное большинство ученых-криминологов относят: преступность, её причины и условия, личность преступника и предупреждение преступности. Вместе с тем, вполне очевидно, что только этими положениями содержание предмета криминологии не исчерпывается. В жизни есть не только преступность как таковая, но и явления близкие к ней, из которых она «произрастает» или без которых её определённые виды просто не могут существовать (в криминологии - это условия, способствующие преступлениям, либо аморальные явления, грань между которыми и преступностью чрезвычайно хрупка).[1]

Для более полного, глубокого и эффективного решения стоящих перед криминологией задач, данная наука изучает вопросы, которые не входят в её предмет, но их разработка имеет как теоретическое, так и практическое значение. По мнению известного российского криминолога Г.А. Аванесова эти вопросы и составляют «круг криминологических проблем». Дело в том, что криминология, исследуя преступность, всегда обращала внимание на её тесную связь с рядом негативных социальных явлений. Социально-негативные явления всегда представляют из себя опасность для социальных, нравственных и правовых отношений, сложившихся в любом обществе.

Эти социальные негативные явления наиболее тесно связаны с преступностью. Известно, что многие поступки людей, не определённые уголовным законом в качестве преступных, приносят огромный социальный вред, ибо их негативное действие весьма ощутимо, однако борьба с данными негативными социальными явлениями, которым дается отрицательная общественная оценка, предполагает соответствующую юридическую оценку. Отсутствие таковой зачастую приводит к серьезным трудностям при характеристике действий людей, когда надо определить, преступление это или нет. В тоже время в этих социальных явлениях просматривается некая криминальная окраска.

В криминологической литературе уже достаточно давно было высказано мнение о необходимости включения этих негативных явлений в предмет науки криминологии.[2] Некоторые авторы называют их фоновыми явлениями. Необходимо отметить, что хотя данная точка зрения в то время нашла поддержку не у всех криминологов, само по себе её появление говорит о том, что уже тогда, т.е. почти тридцать лет назад прослеживалась связь между преступностью и её фоновыми явлениями.



В криминологической науке превалирует точка зрения о том, что «фоновые» явления следует изучать не вообще, а только в аспектах их связи с преступностью. Важно установить, каковы характер и природа связи того или иного явления с преступностью.

Каждое из явлений представляет собой конкретное человеческое поведение, которое обусловлено социально- экономическими, политическими, нравственными, культурными и другими потребностями, интересами и задачами общества на определённых этапах его развития. Поэтому социально- негативные явления (фоновые) вряд ли можно рассматривать изолировано или обособлено, так как они самым непосредственным образом связаны с внутренними процессами, происходящими как в обществе, так и в государстве, представляя специфические акты поведения людей.

Раскрывая социальную природу этих негативных явлений, необходимо подчеркнуть, что они как и все общественные явления, должны рассматриваться с учетом их исторического развития, а также причин и условий, порождающих эти явления.

Социально негативные явления, проявляющиеся в конкретном поведении, имеют значительную распространенность, так как связаны с различными нарушениями социальных, нравственных, правовых норм. Они представляют из себя достаточно пестрый спектр различных правонарушений и антиобщественного поведения, некоторые из них при соответствующих условиях могут перерастать в правонарушения, а некоторые и в преступления.

Среди многочисленных социально-негативных явлений следует выделить группу отклонений, тесно связанных с преступностью. В учебной и научной литературе к ним относят: пьянство, наркоманию, проституцию, токсикоманию, паразитизм, половые извращения, возбуждения национальной, расовой и религиозной вражды.[3] В этой связи ещё можно говорить о таких социальных явлениях как бродяжничество, попрошайничество, беспризорность, безнадзорность, маргинализм, которые также предваряют преступления. Однако наиболее значимы для криминологов являются такие формы негативного поведения как пьянство, алкоголизм, так как они ближе всего расположены к преступному поведению. Изучение этих негативных явлений может дать науке и практике новую дополнительную информацию, помогающую глубже понять конкретную сущность, особенности этой преступности, разобраться в её истоках, наметить пути и средства противодействия ей со стороны правоохранительных органов и общества в целом.

Как справедливо отмечает большинство ученых–криминологов, причины этих социально-негативных явлений носят социальный характер и коренятся, как правило, в реально существующих противоречиях социально-экономического, культурного, идеологического, нравственного и правового порядка, в проблемах и трудностях развития нашего общества.

Многие из них являются тревожными симптомами деградации социальной сферы и национальной культуры, падения уровня нравственности и духовности в обществе, утраты людьми положительных, социально значимых целей и смысла в жизни. На взаимосвязь и взаимообусловленность этих явлений обращали внимание многие исследователи: «однообразие унылого существования снижает жизненный тонус людей настолько, что возникает склонность к наркотикам, половым извращениям, дабы восполнить образовавшуюся душевную пустоту».[4]

Анализ показывает, что пьянство, алкоголизм, наркомания довольно часто напрямую связаны с преступностью. В таком случае они, хотя и представляют собой проблему социальную, имеют ярко выраженное криминологическое значение. Именно поэтому криминологи оценивают их вполне однозначно, называя их причинами, условиями преступности, сопутствующими преступности явлениями. В конкретных случаях, когда речь идёт о причинах преступлений, истинные причины и условия следует искать в гораздо более глубоких пластах реальной жизни. Так, неизбежно возникают вопросы о личности, её преступном поведении, формировании, в том числе в условиях семьи, ближайшего окружения, бытовые вопросы, проблемы свободного времени и досуга, социального контроля, вопросы, связанные с образованием, профессией, воспитанием личности. Всё это зачастую сопровождается социальными конфликтами и противоречиями. По своему содержанию это объективные и субъективные противоречия общественного развития, возникающие при нарушении взаимодействия личности с социальной сферой. Данное обстоятельство, в свою очередь, ведёт личность к негативному поведению.[5] Следовательно, несмотря на их значительную разновидность, специфичность и индивидуальность, им присущи и некоторые причины и условия общего характера, лежащие в основе их возникновения и существования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Вопрос 5. Маргинальность и преступность | Вопрос 2. Криминологическая характеристика и профилактика наркотизма

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2529; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.