![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
|
Иные органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права
К числу приоритетных целей трудового законодательства, предусмотренных ст. 1 ТК РФ, относится защита прав и интересов работников и работодателей. Чтобы обеспечить ее реализацию, трудовое право предусматривает формирование системы государственных, паритетных и общественных органов. В первую очередь можно назвать юрисдикционные органы, осуществляющие правосудие по делам, вытекающих из трудовых и иных отношений, тесно связанных с ними, в лице федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Однако федеральные суды и мировые судьи, хотя и осуществляют правосудие по делам, вытекающим из трудовых отношений, не являются «чистыми» субъектами трудового права. Их правовое положение и полномочия при осуществлении правосудия определяются специальным законодательством о судебной системе и процессуальным законодательством, в частности Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее - ГПК РФ). Субъектами трудового права, осуществляющими досудебное рассмотрение индивидуальных трудовых споров, являются КТС, образуемые по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя, т. е. на паритетных началах. КТС, как правило, выступают в качестве первичного органа, рассматривающего многие виды трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. В связи с этим надо отметить, что ТК РФ в отличие от прежнего КЗоТ РФ не рассматривает КТС в качестве обязательного первичного органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Статьей 391 ТК РФ предусмотрено, что в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работников и в том случае, когда последние обращаются в суд, минуя в КТС.
Подробнее вопросы, связанные с правовым статусом и компетенцией органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, порядком рассмотрения индивидуальных трудовых споров и т. д., изложены в гл. 17 «Трудовые споры». Определенные функции по защите трудовых прав работников и восстановлению нарушенных прав выполняют специфические (особые) субъекты трудового права в лице государственных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К их числу относятся: 1) Федеральная инспекция труда; 2) федеральные надзоры, осуществляющие надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда (например, специальный орган, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью Российской Федерации, - Госатомнадзор России). Вопросы правового статуса, полномочий и порядка деятельности органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, будут рассмотрены в соответствующем разделе настоящего учебника. К числу специфических субъектов трудового права можно отнести органы, образуемые из представителей работников и работодателей по инициативе любой из сторон. Так, в интересах обеспечения прав работников на охрану труда в организациях по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в состав которых на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа (например, совета работников организации, если такой представительный орган образован по инициативе работников решением общего собрания или конференции работников организации). Правовой статус комитета (комиссии) по охране труда определяется на основе соответствующего Типового положения, утверждаемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время - Министерством труда и социального развития РФ).
Вывод по вопросу: Таким образом, приведенный выше состав иных субъектов трудового права не является исчерпывающим. Например, в случае принятия федеральных законов, устанавливающих особенности применения норм о социальном партнерстве к работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и т. д., могут появиться новые участники такого рода отношений. Заключение
В завершении лекции сделаем обобщающие выводы: 1. Трудовые правоотношения можно определить как урегулированные трудовым законодательством общественные отношения, возникающие между работником и работодателем в связи с выполнением работником трудовой функции, возникающие в силу закона на основании юридического факта (сложного юридического состава) и обеспеченные взаимными правами и обязанностями сторон такого правоотношения. 2. Основанием возникновения трудовых правоотношений является совокупность правообразующих действий. Трудовые правоотношения возникают на основании сложного юридического состава, который может представлять: действия по заключению трудового договора, действия по заключению трудового договора с лицом, избранным на должность, действия по фактическому допущению работника к выполнению работы. Основания трудовых правоотношений следует понимать шире, чем только основания, изложенные в статье 16 Трудового Кодекса, так как трудовые правоотношения, это вся группа общественных отношений, возникающих в процессе осуществления трудовой функции работником, между ним и работодателем. Таким образом, основания возникновения трудовых правоотношений в широком смысле – это все юридические факты, административные акты или события, которые порождают трудовые правоотношения.
3. Трудовые правоотношения возникают не в силу самого трудового договора, а в силу наличия совокупности правообразующих действий (сложный юридический состав) по заключению трудового договора. Трудовой договор признается заключенным, если содержит все существенные условия, указанные в статье 57 Трудового Кодекса и работник приступил к выполнению трудовой функции, возложенной на него таким договором. 4. Фактическое допущение к работе является самостоятельным основанием возникновения трудовых правоотношений. На практике подтверждается действиями работодателя в отношении допущенного к выполнению трудовой функции работника как то: адресование работнику различных письменных инструкций, распоряжений, иных документов; оформление работнику пропуска; выплата заработной платы; ведение табеля учета и пр. Однако законодатель обязывает работодателя, при фактическом допущении к работе, заключить с работником, в течение 3 дней, с момента такого допуска, трудовой договор. По видимому, данное правило обусловлено необходимостью гарантировать работнику его права, защитить его интересы. В целом следует отметить, что ряд новелл, внесенных в Трудовой Кодекс РФ, в частности, законодательное определение трудовых правоотношений, перечень оснований возникновения трудовых правоотношений, детальная регламентация заключения трудового договора, вступления его в силу, нормы, обязывающие заключить с работником трудовой договор при фактическом его допущении к работе, все это свидетельствует о развитии правового регулирования трудовых правоотношений, о создании эффективного механизма в этой сфере общественных отношений.
Рекомендуемые нормативные правовые акты и литература 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья). 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. 5. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей". 6. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". 7. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции". 8. Указ Президента РФ от 5 октября 2002 г. N 1129 "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации". 9. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". 10. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда». 11. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости". 12. Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ». 13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". 14. Айман Т.О. Трудовое право. – М.: «ИНФРА-М», 2009. 15. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2008. 16. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. – М.: «Проспект», 2009. 17. Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ - М.: ЭКЗАМЕН, 2009. 18. Нуртдинова А.Ф. Организация правового регулирования трудовых отношений: федеральный и региональный аспекты // "Журнал российского права", N 7, 2009. 19. Трудовое право Российской Федерации/ Под ред. А.К. Исаева. – М.: ОМЕГА-Л, 2009. 20. Трудовое право. Учебное пособие. Под ред. А.Б. Паниной. 2 изд. – М.: «Форум», 2008. 21. Трудовое право / Под ред. В.Ф. Гапоненко, Ф.Н. Михайлова. – М.: «Закон и право», 2008.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |