Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иные органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права




К числу приоритетных целей трудового законодательства, предусмотренных ст. 1 ТК РФ, относится защита прав и инте­ресов работников и работодателей. Чтобы обеспечить ее реали­зацию, трудовое право предусматривает формирование системы государственных, паритетных и общественных органов.

В первую очередь можно назвать юрисдикционные органы, осуществляющие правосудие по делам, вытекающих из трудо­вых и иных отношений, тесно связанных с ними, в лице феде­ральных судов общей юрисдикции и мировых судей, являю­щихся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Однако федеральные суды и мировые судьи, хотя и осущест­вляют правосудие по делам, вытекающим из трудовых отноше­ний, не являются «чистыми» субъектами трудового права. Их правовое положение и полномочия при осуществлении право­судия определяются специальным законодательством о судеб­ной системе и процессуальным законодательством, в частности Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее - ГПК РФ).

Субъектами трудового права, осуществляющими досудебное рассмотрение индивидуальных трудовых споров, являются КТС, образуемые по инициативе работников и (или) работода­теля из равного числа представителей работников и работодате­ля, т. е. на паритетных началах.

КТС, как правило, выступают в качестве первичного органа, рассматривающего многие виды трудовых споров, за исключе­нием споров, по которым ТК РФ и иными федеральными зако­нами установлен другой порядок их рассмотрения. В связи с этим надо отметить, что ТК РФ в отличие от прежнего КЗоТ РФ не рассматривает КТС в качестве обязательного первичного органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Статьей 391 ТК РФ предусмотрено, что в судах рассматривают­ся индивидуальные трудовые споры по заявлениям работников и в том случае, когда последние обращаются в суд, минуя в КТС.

Подробнее вопросы, связанные с правовым статусом и ком­петенцией органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, порядком рассмотрения индивидуальных трудовых споров и т. д., изложены в гл. 17 «Трудовые споры».

Определенные функции по защите трудовых прав работни­ков и восстановлению нарушенных прав выполняют специфи­ческие (особые) субъекты трудового права в лице государст­венных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права. К их числу относятся: 1) Феде­ральная инспекция труда; 2) федеральные надзоры, осуществ­ляющие надзор за соблюдением правил по безопасному веде­нию работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда (например, специальный орган, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью Российской Федерации, - Госатомнадзор России). Вопросы правового ста­туса, полномочий и порядка деятельности органов государст­венного надзора и контроля за соблюдением трудового законо­дательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, будут рассмотрены в соответствующем разделе настоящего учебника. К числу специфических субъектов трудо­вого права можно отнести органы, образуемые из представите­лей работников и работодателей по инициативе любой из сто­рон. Так, в интересах обеспечения прав работников на охрану труда в организациях по инициативе работодателя и (или) ра­ботников либо их представительного органа создаются комите­ты (комиссии) по охране труда, в состав которых на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного орга­на (например, совета работников организации, если такой представительный орган образован по инициативе работников решением общего собрания или конференции работников ор­ганизации). Правовой статус комитета (комиссии) по охране труда определяется на основе соответствующего Типового по­ложения, утверждаемого уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти (в настоящее время - Министер­ством труда и социального развития РФ).

Вывод по вопросу:

Таким образом, приведенный выше состав иных субъектов трудового права не является исчерпывающим. Например, в случае принятия фе­деральных законов, устанавливающих особенности применения норм о социальном партнерстве к работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и т. д., могут поя­виться новые участники такого рода отношений.

Заключение

 

В завершении лекции сделаем обобщающие выводы:

1. Трудовые правоотношения можно определить как урегулированные трудовым законодательством общественные отношения, возникающие между работником и работодателем в связи с выполнением работником трудовой функции, возникающие в силу закона на основании юридического факта (сложного юридического состава) и обеспеченные взаимными правами и обязанностями сторон такого правоотношения.

2. Основанием возникновения трудовых правоотношений является совокупность правообразующих действий.

Трудовые правоотношения возникают на основании сложного юридического состава, который может представлять: действия по заключению трудового договора, действия по заключению трудового договора с лицом, избранным на должность, действия по фактическому допущению работника к выполнению работы.

Основания трудовых правоотношений следует понимать шире, чем только основания, изложенные в статье 16 Трудового Кодекса, так как трудовые правоотношения, это вся группа общественных отношений, возникающих в процессе осуществления трудовой функции работником, между ним и работодателем. Таким образом, основания возникновения трудовых правоотношений в широком смысле – это все юридические факты, административные акты или события, которые порождают трудовые правоотношения.

3. Трудовые правоотношения возникают не в силу самого трудового договора, а в силу наличия совокупности правообразующих действий (сложный юридический состав) по заключению трудового договора. Трудовой договор признается заключенным, если содержит все существенные условия, указанные в статье 57 Трудового Кодекса и работник приступил к выполнению трудовой функции, возложенной на него таким договором.

4. Фактическое допущение к работе является самостоятельным основанием возникновения трудовых правоотношений. На практике подтверждается действиями работодателя в отношении допущенного к выполнению трудовой функции работника как то: адресование работнику различных письменных инструкций, распоряжений, иных документов; оформление работнику пропуска; выплата заработной платы; ведение табеля учета и пр.

Однако законодатель обязывает работодателя, при фактическом допущении к работе, заключить с работником, в течение 3 дней, с момента такого допуска, трудовой договор. По видимому, данное правило обусловлено необходимостью гарантировать работнику его права, защитить его интересы.

В целом следует отметить, что ряд новелл, внесенных в Трудовой Кодекс РФ, в частности, законодательное определение трудовых правоотношений, перечень оснований возникновения трудовых правоотношений, детальная регламентация заключения трудового договора, вступления его в силу, нормы, обязывающие заключить с работником трудовой договор при фактическом его допущении к работе, все это свидетельствует о развитии правового регулирования трудовых правоотношений, о создании эффективного механизма в этой сфере общественных отношений.

 

 

Рекомендуемые нормативные правовые акты и литература

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.

5. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей".

6. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

7. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции".

8. Указ Президента РФ от 5 октября 2002 г. N 1129 "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации".

9. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

10. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда».

11. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости".

12. Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ».

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

14. Айман Т.О. Трудовое право. – М.: «ИНФРА-М», 2009.

15. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2008.

16. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. – М.: «Проспект», 2009.

17. Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ - М.: ЭКЗАМЕН, 2009.

18. Нуртдинова А.Ф. Организация правового регулирования трудовых отношений: федеральный и региональный аспекты // "Журнал российского права", N 7, 2009.

19. Трудовое право Российской Федерации/ Под ред. А.К. Исаева. – М.: ОМЕГА-Л, 2009.

20. Трудовое право. Учебное пособие. Под ред. А.Б. Паниной. 2 изд. – М.: «Форум», 2008.

21. Трудовое право / Под ред. В.Ф. Гапоненко, Ф.Н. Михайлова. – М.: «Закон и право», 2008.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.