Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Государственное и международное регулирование внешней торговли


Условия торговли как инструмент анализа международной торговли. Индекс условий торговли. Товарные или чистые бартерные условия торговли. Доходные условия торговли. Факторные условия торговли.

Взаимозависимость, основанная на изменении относительных цен, выражается через понятие условий торговли.

Условия торговли – это соотношение экспортных и импортных цен определенного товара, страны в целом, группы стран.

Если изучается конкретный товар, то соотношение цен выражается через соотношение экспортных и импортных цен на данный товар. Если изучается внешняя торговля всеми товарами, то соотношение цен выражается через соотношение индекса экспортных и импортных цен в целом.

Введем следующие обозначения:

Px - индекс экспортных цен,

Pim - индекс импортных цен,

Qx – количественный объем экспорта,

Qim - количественный объем импорта,

RS – относительное предложение товаров на экспорт,

RD – относительный спрос на импортные товары.

Графически условия торговли представляются следующим образом (рис. 4.3). Расположение кривой относительного предложения товаров на экспорт свидетельствует, что при росте относительной совокупной цены экспортных товаров относительный количественный объем экспорта по сравнению с количественным объемом импорта будет увеличиваться.

Рис. 4.3. Условия торговли

 

Расположение кривой относительного спроса на импортные товары показывает обратную зависимость: при росте относительной цены импорта относительный спрос на импортные товары будет сокращаться.

Относительная цена (Px/ Pim), возникающая на пересечении кривых относительного спроса на импорт и относительного предложения товаров на экспорт в точке А при их относительном количестве (Qx/ Qim), представляет собой условия торговли.

Условия торговли отражают соотношение взаимного спроса и взаимного предложения на экспорт и на импорт каждой страны. Условия торговли, рассчитанные на базе соотношения индекса экспортных и импортных цен каждой страны, являются важнейшим ориентиром для их внешнеэкономической политики в целом и внешнеторговой политики в частности. Индекс условий торговли ТоТ=100 означает равенство цен экспорта и импорта. Растущий индекс ТоТ>100 показывает, что при росте совокупной цены экспорта страны по сравнению с совокупной ценой импорта на каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобрести все больше импортных товаров. Поскольку больший объем импорта становится возможным взамен прежнего количества экспорта, благосостояние страны возрастает.

Падающий индекс условий торговли ТоТ<100 показывает, что при росте совокупной цены импорта страны по сравнению с совокупной ценой экспорта на каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобрести все меньше импортных товаров. Поскольку меньший объем импорта становится возможным взамен прежнего количества экспорта, благосостояние страны сокращается.



Любые сдвиги кривых относительного спроса и относительного предложения приведут к изменению либо параметров экономического роста, либо перераспределению доходов между странами. Поэтому условия торговли, как экономический показатель, могут принимать следующие формы.

· Товарные или чистые бартерные условия торговли – это соотношение экспортных и импортных цен определенного товара или индексов экспортных и импортных цен в целом:

.

· Доходные условия торговли – индекс, показывающий потенциал страны импортировать товары за счет выручки, получаемой от экспорта в целом:

.

Рост этого показателя означает, что в силу растущих доходов от экспорта импортный потенциал увеличивается.

· Факторные условия торговли – индекс, связывающий импортные цены с производительностью одного или нескольких факторов производства и показывающий, какое количество импорта может быть получено на единицу роста производительности в экспортных секторах:

.

Тенденции развития различных индексов могут не совпадать. Например, если рост экспортных цен сопровождался более сильным сокращением физических объемов экспорта, то товарный индекс условий торговли будет расти, а индекс условий торговли по доходу – уменьшаться.

 

6. "Альтернативные" теории международной торговли

После Второй мировой войны в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях произошли большие изменения, которые привели к ряду факторов, не вписывающихся в классическую теорию сравнительных преимуществ. Эти новые факторы отражают новые реалии МЭО.

Одной из современных теорий международной торговли является концепция "технологического разрыва", выдвинутая Г. Хафбауэром и Р. Верноном (США). При анализе внутриотраслевого обмена странами со сходной экономической структурой авторы концепции заострили внимание на временном разрыве в производстве и экспорте одних и тех же изделий в различных странах. Специализация определяется последовательностью начала производства изделий в разных странах с использованием тех факторов производства, которые позволяют в условиях их разновременного выхода на мировой рынок занимать прочные позиции. Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими, вследствие монополии на рынке данного товара, и обеспечивает удовлетворение как внутреннего, так и внешнего спроса.

С середины 60-х годов экономисты западных стран (Р. Вернон, Дж. Кравис, Л. Уэлс и др.) активно развивают теорию "жизненного цикла продукта". Эта теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов ее жизни на рынке. Движение на рынке нового продукта проходит несколько фаз: появление, рост спроса, его насыщение, спад. Переход продукта из одной стадии в другую создает новые возможности для размещения производства в разных странах с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями производства.

На первом этапе, когда продукт производится небольшими партиями, важнейшими факторами являются научные кадры и инженеры. В период роста производство продукта становится все более массовым, появляются имитирующие изделия в других странах, распространяется ноу-хау. На этой фазе производство продукта начнет перемещаться в менее развитые в научно-техническом отношении страны.

На третьей фазе цикла увеличивается число конкурирующих изделий, поддержание спроса осуществляется за счет снижения цены. Поскольку встает задача снижения издержек производства, то появляется тенденция перемещения производства данного продукта в те страны, где издержки его производства ниже. Удовлетворение спроса на данный продукт в развитых странах идет за счет его импорта из стран с низкими издержками производства. В стране родоначальнице этого продукта происходит совершенствование технологии изделия или взамен создается новый продукт.

Теория "жизненного цикла продукта" не является универсальной. Существует немало товаров с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, с большой дифференциацией качества, с узким кругом потенциальных потребителей, которые не вписываются в эту теорию.

Б. Олин, Р. Дризе, П. Крюгман, Г. Хафбауэр и др. раскрывают механизм международной торговли, используя эффект масштабности производства. Суть теории в том, что страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве. Страна с небольшим внутренним рынком будет концентрироваться на выпуске продукции, не требующих особых преимуществ в масштабе, т.е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на высокие продажные цены.

Успешную попытку выявить новые факторы, определяющие развитие современной международной торговли, сделал американский экономист М. Портер. Он выделил четыре главных параметра, определяющих развитие современной внешней торговли крупнейших промышленно развитых стран: факторы производства, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли, стратегия фирмы и конкуренция.

Факторы производства страной не наследуются, а создаются в процессе ее расширенного воспроизводства. Условия спроса – это требования рынка, определяющие развитие фирмы, а также учет и предвосхищение развития мирового рынка. Третья составляющая, влияющая на развитие внешней торговли фирмы, характеризует наличие компетентного, высокопрофессионального производственного окружения, влияющего на деятельность фирмы. Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти возможности эффективно и долгосрочно конкурировать в своей отрасли.

Исследования М. Портера получили официальное признание. Он принимал участие в разработке практических рекомендаций по государственной политике повышения конкурентоспособности национальных товаров США, Австралии, Новой Зеландии.

В 1955 г. английский экономист Т. Рыбчинский заметил закономерность, что всякий раз сектор, где наиболее интенсивно используется более дешевый фактор производства, "уводит" у другого все мобильные факторы производства. Т. Рыбчинский сформулировал теорему: при неизменных ценах и наличии в экономике только двух секторов рост одного из факторов производства ведет к росту выпуска того товара, для производства которого этот фактор используется более интенсивно, и сокращению выпуска товаров в другом секторе.

Из теоремы Т. Рыбчинского вытекает, что разработка новых месторождений, например, нефти и газа, может затормозить развитие других отраслей, в частности обрабатывающей промышленности. Наоборот, активные капиталовложения и рост квалификации рабочей силы в быстрорастущей экономике с развитой внешней торговлей могут привести к сокращению добычи сырья и обусловит рост зависимости от его импорта.

Теорема Т. Рыбчинского нашла подтверждение в экономическом развитии США, их отраслевой структуре внешнеэкономических связей. США превратились из нетто-экспортера в нетто-импортера минерального сырья, в частности в результате накопления капитала и роста квалификации рабочей силы.

В пользу выводов теоремы Т. Рыбчинского свидетельствует и практика активной разработки сырьевых ресурсов (нефть, газ) Канадой, Великобританией, Нидерландами, Норвегией в ущерб отраслей обрабатывающей промышленности и экспорта ее продукции.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория общего равновесия. Взаимный спрос. Общее (международное) равновесие | Торговая политика

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.