КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура речи актёров
1) ВВЕДЕНИЕ: экскурс в историю.
Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, и обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования.
Культура речи актёров.
Методика работы над голосом, дыханием, дикцией нуждается в постоянной проверке, обновлении, развитии в соответствии с достижениями режиссёрской и актёрской практики, на основе изучений в области лингвистики, психологии, физиологии. Особое внимание надо уделять углублению методов работы над словом.
Внутренняя актёрская техника, метод воспитания профессионального мастерства, разработанные К.С.Станиславским и В.Немировичем-Данченко, являются той необходимой школой, на основе которой организуется, и воспитывается сценическая речь и наоборот.
ДЛЯ СПРАВКИ: Сценическая речь—одно из основных средств театрального воплощения драматического произведения путём произношения текста роли. К.С.Станиславский в разработанной им системе работы актёра над собой и над ролью обобщил творческий опыт русского и мирового театра, он постоянно искал приёмы, помогающие актёру достигнуть мастерства сценической речи. «Говорить—значит действовать, -- утверждал Станиславский. – Я хочу особенно обратить внимание на занятия дикцией, голосом, ритмом, движением, пластикой».
Культура сценической речи—одна из важных проблем в актёрском искусстве. Речь сейчас наиболее слабое звено в технике актёра. Неверное построение фраз, комканье текста, проглатывание концов слов, невнятная дикция и т.п. Всё это иногда выдают за новую манеру актёрской игры. А ведь хорошо поставленный голос, ясная дикция, Знание языка и его законов только помогают актёрам на сцене. И наоборот, дефекты голоса и произношения, нарушение законов логической речи—мешают. Совершенствование физических данных раскрепощает и психику актёра. Дефекты речи, так же как и недостатки зрения, слуха, приводят к нарушению органики. Взаимосвязь физического и психического особенно появляется в процессе речи.
В современном обществе очень много людей, которые занимаются искусством, некоторые пишут картины, танцуют, поют, играют на сцене, у всех у них наверняка есть талант к своему делу. Но ведь каждая профессия предполагает определённый минимум знаний, навыков и умения, без которых нельзя считать себя специалистом в избранной области. Вот и в актёрском деле, тоже надо пройти театральную школу и развить в себе культуру сценической речи. Но сделать это не так то просто, существует очень много препятствий и проблем. Поэтому мы и поговорим с вами о методике речевых недостатков у актёров.
2)Краткие требования к программе по культуре речи с точки зрения актёрского мастерства.
Следуя заветам К.С.Станиславского, театральная школа должна воспитывать в актёрах потребность к постоянному совершенствованию своего голосового и речевого аппарата, к изучению живого языка.
ГОЛОС. Чтобы действовать словом на сцене, надо обладать звучным, хорошо поставленным голосом. Если актёр талантлив и органичен, но его еле слышно в зрительном зале, то такого актёра признать профессионально полноценным. Также искажают игру актёров тусклый, хриплый, гнусавый или скрипучий голос, когда короткое дыхание рвёт и комкает авторскую мысль. Актёр должен уметь пользоваться своим голосом и быть мастером во владении звуком, т.к. голос является главным выразителем его чувств. В театральной школе принято вводить занятия по сольному пению, которое приносит пользу в развитии дыхания голосового аппарата, музыкального слуха, диапазона голоса, ритмичности и т.п.
ДИКЦИЯ. Как бы актёр ни трактовал свою роль, какому бы методу ни следовал, его профессиональный долг—донести авторский текст до зрителя без потерь. Достигается, прежде всего, хорошей дикцией, отчётливым и внятным произношением.
Приходится иногда преодолевать недостатки произношения, заключающиеся в излишней жесткости и чеканности, либо, расплывчатости и вялости речи. Задача упражнений по дикции не только в достижении ясности и внятности речи, но и естественности красоты звучания. Особые трудности представляет разговорная речь, которая складывалась под влиянием местных говоров, диалектов и языков других национальностей. Приобретённые в результате этих причин акценты чрезвычайно трудно поддаются исправлению. Здесь дикция уже уступает место другой дисциплине, опирающейся на орфоэпию.
СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ. Во многих странах сценическое произношение считается образцом общественного произношения. Нормы современного литературного произношения заложены в языковедческих справочниках и словарях, помогающих овладеть правильной разговорной речью. Особую трудность в сценическом произношении представляет вопрос о выборе правильного ударения в слове. Различные ударения в одном и том же слове определяются подчас причинами метроритмического порядка, что составляет одну из малоисследованных закономерностей русского языка.
ЛОГИКА РЕЧИ. Если дикция и орфоэпия учат правильно произносить буквы, слоги и слова в их различных сочетаниях, то логика отвечает за законы произнесения целых предложений. Задача логической речи—наиболее точно и ясно передать мысль, её словесное сочетание. Изучение законов логической речи начинается с разбора простейшего предложения, в котором выражена законченная мысль. К.С.Станиславский подчинял законы речи к главному принципу системы: от сознательного овладения техникой своего искусства к подсознательному творчеству.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ. Освоив первичные упражнения по технике речи, ученики в театральных школах обращаются к литературному тексту, который необходим для проверки и закрепления приобретённых навыков. Вот с этого момента техника речи сочетается с решением творческих задач выразительного чтения. Искусство чтеца и актёра хотя и имеет много общего, но всё же это два разных, самостоятельных вида творчества. Сценическая речь подчинена иным законам, чем художественное чтение. Станиславский возражал против подмены сценической речи художественным чтением. «Нам не нужно чтецов, - говорил он педагогам по сценической речи. – Мы выращиваем актёров».
Упражнения, направленные на выработку чёткого произношения звуков (дикции), речевого дыхания и интонационной выразительности речи. Эти и другие умения легче формируются в процессе «дифференциации звуков», наиболее часто смешиваемых людьми: Шипящих и свистящих (ш-с, ж-з, ч-щ, ц-сь). Звонких и глухих (в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к). Твёрдых и мягких (д-дь, л-ль), звуков л и р.
Виды артикуляционных упражнений:
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |