Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Советское общество в 30-е годы

Отказ от нэпа, смена стратегии развития означали возврат к старой военно-коммунистической модели, для которой характерно резкое усиление государственного вмешательства в жизнь общества. Выбрав индустриальный сектор в качестве приоритетного направления народного хозяйства и сосредоточив все усилия страны на его развитии, сталинское руководство начало политику «большого скачка». В результате начали значительно повышаться плановые показатели уже принятого первого пятилетнего плана (1928/29-1932/33 гг.).

Для реализации политики форсированного развития любой ценой сложился соответственный хозяйственный механизм, опирающийся не на экономические, а на административно-приказные методы хозяйствования. Усилилось централизованное планирование, ужесточился контроль за выполнением заданий, была ограничена сфера действия товарно-рыночных отношений, осуществлялось жёсткое распределение ресурсов и продукции, предприятия лишались самостоятельности. Делался упор на массовые соревнования, ударничество, «штурмовщину». Форсированная индустриализация осуществлялась в основном путём администрирования, ужесточения трудового законодательства, использования принудительного труда. Однако попытки достичь предельно высоких темпов обернулись дезорганизацией производства, поэтому руководство страны пошло на снижение темпов в годы второй пятилетки (1933-1937).

Для проведения ускоренной индустриализации требовались колоссальные финансовые средства. Поэтому государство усиливает нажим на деревню. Летом 1929 г. был провозглашён курс на сплошную коллективизацию и «ликвидацию кулачества как класса». В результате – принудительное объединение в колхозы, конфискация хозяйства у зажиточных крестьян, миллионы раскулаченных, оказавшихся в тюрьмах, лагерях, спецпосёлках. В 1932-1933 гг. из-за чрезмерного изъятия хлеба начался страшный голод, охвативший Северный Кавказ, Поволжье, Украину, Казахстан.

Проведение ускоренной индустриализации дало определённые результаты. К концу 30-х годов СССР сумел преодолеть технико-экономическую отсталость и по структуре промышленного производства вышел на уровень развитых стран, а по общему объёму уступал только США.

Произошли изменения и в социальной сфере: была ликвидирована безработица, здравоохранение стало бесплатным и общедоступным, шла общеобразовательная революция. Но провозглашённые в стране социальные гарантии коснулись только рабочих и служащих, а «культурная революция» сопровождалась ломкой многих культурных традиций. Для советского общества 30-х гг. был характерен энтузиазм и трудовой героизм, советские люди иллюзорно ощущали себя хозяевами страны и творцами новой жизни, но с другой стороны, росла социальная и психологическая напряжённость в результате падения жизненного уровня, начались мощные миграционные процессы. В таких условиях для усмирения и устрашения общества, снятия или переориентации социально-психологической напряжённости, направления энергии масс на решения ключевых проблем модернизации нужен был жёсткий политический режим.

С конца 20-х – в начале 30-х гг. создавался тоталитарный режим. Полный контроль государства над всеми сферами жизни общества и человека, наличие единственной идеологии правящей партии, навязывание которой осуществлялось через систему образования и СМИ, наличие жёсткого репрессивного аппарата (ОГПУ, НКВД, ГУЛАГ), формирование и укрепление культа личности Сталина – вот основные характерные черты этого режима.

Строжайшая централизация и огосударствление политической системы общества, установление государственного террора привели к отчуждению народа от политики и власти. Сложившаяся система может быть названа государственным, казарменным социализмом.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте итоги ускоренной индустриализации и массовой коллективизации сельского хозяйства в 30-е гг.?

2. Как складывалась командно-административная система управления в условиях культа личности?

3. Выделите основные противоречия развития советского общества в 30-е гг.?

4. Возникновение тоталитарного режима в СССР – это закономерное развитие советской власти или результат целенаправленной деятельности Сталина?

5. Назовите характерные черты «сталинизма»?

6. В каких европейских государствах сложились тоталитарные политические режимы?


Глава17

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новая экономическая политика | Вторая мировая и Великая Отечественная война
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.