Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История специального образования за рубежом




История развития в России

Понятие, цели и задачи коррекционной педагогики

Конспект 1.

Ординальный тип

Ординальный тип – конечное упорядоченное множество значений. Эти значения отображаются на последовательности порядковых номеров (0;1;2…). Мы всегда можем узнать следующее и предыдущее по порядку значение.

Функции применяемые к ординальным типам.

succ(x) – возвращает следующее по порядку значение

pred(x) – возвращает предыдущее по порядку значение

ord(x) – возвращает порядковый (ординальный) номер значения

Для всех ординальных типов существуют следующие операции отношения:

>, <, =, >=, <=, <>

Результат операции определяется с помощью ординальных номеров.


 

 

Тема: «История становления специального образования в России и за рубежом»

План:

1. В концепции, сформулированной ведущими дефектологами как России (Т.А. Власова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феоктистова, Х. С. Замский, А.И. Дьячков и др.), так и зарубежья (П. Бейкер, В. Гудонис, М. Джонсон, Е.Д. Кесарев, Д. Лауве и др.), коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.

Сегодня под специальным образованием понимают обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями развития и здоровья, направленное на их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество, на достижение максимально возможного уровня образованности с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Соотношение коррекционных компонентов (обучения, воспитания и развития) выражено в схеме, предложенной В.С. Леднёвым.

Исходя из концепции специального образования, коррекционно–педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно–воспитательного процесса в специальной школе.

Коррекция должна находиться на перекрёстке составных частей общего образования и в тоже время иметь свои специфические оттенки (направленность) при осуществлении обучения, воспитания и развития аномальных школьников.

По объёму и значимости коррекционно – педагогического процесса в системе специального образования ему должно быть отведено заметное место на перекрёстке составляющих образование.

Коррекция, как социальная система, должна иметь самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях.

Вся система коррекционно–педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с отклонениями в развитии к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

В результате общего и специального образования, то коррекционно–педагогическая работа должна рассматриваться приоритетно к результату (компенсации), так как вся педагогическая сущность в количественном и качественном объёме заключена именно в ней.

На практике часто путают понятия коррекция и компенсация или же неверно их соотносят. Коррекция первична, а компенсация всегда вторична (исключая врождённые компенсационные механизмы), но это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут в широком смысле рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией), педагогическая недоработка в ходе коррекционного процесса не даёт должной степени компенсации дефекта, и придётся возвращаться на исходные целевые позиции, чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на развитие ребёнка с отклонениями.

Цели и задачи коррекционно–воспитательной работы в учреждениях специального образования.

Цель коррекционно – воспитательной работы с такими детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить, по возможности, в семье и в трудовом коллективе.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми специальной школы:

· Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

· Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.

· Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

· Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

Задача развития детей специальной школы в процессе обучения.

Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий:

· Более раннее начало коррекционной работы;

· Благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьёй;

· Применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей с отклонениями в развитии и целям их воспитания.

Условия успешного коррекционного воздействия:

1. Ранняя коррекция отклонений, т.е. в дошкольном детстве.

2. Правильная организация его семейного воспитания. Правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий.

3. Применение адекватных программ и методов обучения детей с отклонениями в развитии, соответствующих возможностям и целям их воспитания, - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности.

4. Для детей с большими отклонениями в развитии особенно вредны обучение на завышенном материале, методы многократного повторения плохо осмысленного материала; обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание; чтение текстов и вопросо–ответный метод без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления по прочитанному и наглядно–действенное мышление учащихся; оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету.

5. Коррекция развития детей, особенно младшего возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно–практической деятельности детей на всех уроках. В предметно–практической деятельности дети специальной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.

Задача коррекционно – воспитательной работы — нравственное воспитание, формирование правильного поведения.

У детей с отклонениями в развитии необходимо воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение. Уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у детей жалости, радости, сострадания, и в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения.

Задача трудового воспитания и обучения.

Играет главную роль во всей системе коррекционной работы. Основная задача этого раздела работы – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.

Практическая деятельность в её простых видах зачастую наиболее понятна и доступна для детей с отклонениями в развитии. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Задачи трудового воспитания и обучения следующее:

· Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно–гигиеническом обслуживании себя;

· Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно–бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;

· Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном цехе или мастерской.

· Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;

· По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно;

· Научить работать совместно с товарищами по поточно–бригадной системе, соблюдая принятые нормы и правила поведения.

Задачи содействия социальной адаптации.

Задача этого предмета – не только дать детям знания и представления о различных учреждениях окружающей их жизни (транспорт, магазин и т.д.), но и научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться ими, дать подросткам твердые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе. Результаты этой работы будут в значительной степени определять уровень социальной адаптации детей в их дальнейшей жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.