Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 6. Органы местного самоуправления




 

1. Понятие и структура органов местного самоуправления.

2. Правовой статус представительных органов местного самоуправления.

3. Правовой статус главы местного самоуправления и иные выборные должностные лица местного самоуправления.

4. Правовой статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Глава администрации.

 

1. Понятие и структура органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Данное определение базируется на положениях Конституции РФ, в частности статьях: 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130, 131, 132.

Не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех организаций, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

В соответствии со ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Население может утвердить структуру органов местного самоуправления на местном референдуме. Решение о структуре органов местного самоуправления может быть принято представительным органом муниципального образования и закреплено в уставе муниципального образования.

При этом следует обратить внимание на то, что исходя из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указанное право может быть ограничено только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 34 Закона от 6 октября 2003 г. определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Так, в соответствии с Уставом городского округа «Город Белгород» (ст. 24) структуру органов местного самоуправления города Белгорода составляют:

– представительный орган – Совет депутатов города Белгорода;

– глава городского округа «Город Белгород» – председатель Совета депутатов города Белгорода (в тексте Устава – глава городского округа);

– исполнительно-распорядительный орган – администрация города Белгорода;

– контрольный орган – контрольно-счетная палата города Белгорода.

Допустимо существование как коллегиальных, так и единоличных органов местного самоуправления.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных законом.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек – на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

 

2. Правовой статус представительных органов местного самоуправления. Представительные органы по характеру своей деятельности являются органами, осуществляющими учредительные и нормотворческие функции, которые заключаются в выявлении и формировании интересов населения муниципального образования, т.е. в выработке на основе обсуждения и согласия большинства депутатов решений, определяющих пути развития муниципального образования.

Порядок формирования представительных органов определяется уставом муниципального образования с учетом требований законодательства о местном самоуправлении.

Согласно Европейской хартии местного самоуправления представительные органы местного самоуправления (советы, собрания) должны состоять из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования (ст. 3). Данное положение подтверждается и Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ.

Вместе с тем Закон допускает возможность формирования представительного органа муниципального района не только на муниципальных выборах, но и путем вхождения в него по должности глав поселений, находящихся на территории муниципального района, и избрания представительными органами данных поселений депутатов из своего состава в соответствии с равной (независимо от численности населения поселения) нормой представительства.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

В уставах муниципальных образований определяется срок полномочий представительного органа: он не может быть менее двух лет и более пяти лет. Например, депутаты Совета депутатов г. Белгорода в соответствии со ст. 26 Устава г. Белгорода избираются сроком на 5 лет.

В соответствии с Федеральным законом 2003 г. полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть досрочно прекращены в случаях:

а) наступления ответственности перед государством (представительный орган может быть распущен законом субъекта Федерации в порядке, предусмотренном ст. 73 указанного Закона);

б) принятия представительным органом решения о самороспуске (решение принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования);

в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) преобразования муниципального образования.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий данного органа проводятся досрочные муниципальные выборы.

При досрочном прекращении полномочий представительного органа муниципального района, сформированного не путем муниципальных выборов, а иным (указанным в Законе – вхождение по должности) способом, представительные органы поселений, расположенные в границах муниципального района, обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Структура представительного органа муниципального образования характеризует численный состав представительного органа, его внутреннее строение и устройство.

Структура представительного органа закрепляется в целом в уставе муниципального образования и получает свою конкретизацию в регламентах, которые принимаются представительными органами. Так, Совет депутатов города Белгорода избирает из своего состава главу городского округа, который является председателем Совета депутатов города Белгорода.

Муниципальные образования самостоятельно определяют численный состав своих представительных органов: он устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона о минимальной численности депутатов представительных органов (п. 6 ст. 36 ФЗ 2003 г № 131-ФЗ). Например, численность Совета депутатов г. Белгорода, в соответствии с Уставом г. Белгорода – ч. 3 ст. 26, составляет 27 человек.

Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа.

Регламентом представительного органа может быть предусмотрено формирование совета представительного органа (совета думы и т.п.). Данный орган создается для предварительного рассмотрения организационных и иных вопросов, связанных с деятельностью представительного органа.

Представительный орган образует постоянные и временные комиссии.

Структура, полномочия, предметы ведения, порядок формирования и организация работы постоянных комиссий (иногда они именуются комитетами) определяются уставом муниципального образования, регламентом представительного органа, а также положениями о комиссиях, утверждаемыми представительным органом.

Постоянные комиссии представительного органа формируются из числа депутатов на срок его полномочий. Как правило, персональный состав комиссий определяется решением представительного органа на основании личного заявления депутата. В регламентах представительного органа может быть установлена обязанность депутатов участвовать в работе постоянных комиссий, входить в состав одной из комиссий (за исключением председателя представительного органа). Комиссии избирают из своего состава председателя и его заместителей. Кандидатура председателя утверждается представительным органом. Обычно в регламенте представительного органа предусматривается, что депутат не может быть членом более чем двух постоянных комиссий. При этом он может быть председателем только одной постоянной комиссии.

Заседание постоянной комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже установленного регламентом представительного органа числа раз в течение определенного времени (это может быть один раз в месяц, в два месяца, в квартал). На заседании комиссии ведется протокол. Постоянные комиссии могут проводить совместные заседания. В заседаниях постоянной комиссии могут принимать участие другие депутаты с правом совещательного голоса. Постоянные комиссии в соответствии с регламентом представительного органа, положениями о них вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, приглашать на свои заседания должностных лиц местного самоуправления, представителей общественных объединений, организаций. Постоянные комиссии ответственны перед представительным органом и ему подотчетны.

Перечень и наименования постоянных комиссий определяются решением представительного органа. В регламенте представительного органа может быть определено, какие постоянные комиссии образуются в обязательном порядке (например, комиссии по бюджету и экономической политике; по социальной политике; по предпринимательству, услугам и защите прав потребителей и др.).

Основными функциями постоянных комиссий (комитетов) являются:

1) подготовка заключений по проектам решений представительного органа;

2) разработка проектов решений представительного органа;

3) осуществление контроля за исполнением решений представительного органа;

4) подготовка предложений и рекомендаций, вносимых на рассмотрение представительного органа, органов государственной власти;

5) содействие депутатам в осуществлении их полномочий;

6) организация и проведение депутатских слушаний;

7) взаимодействие с местной администрацией, предприятиями, учреждениями и организациями, органами территориального общественного самоуправления, иными объединениями граждан.

Координацию деятельности постоянных комиссий осуществляет, как правило, председатель представительного органа либо его заместитель.

Регламенты представительных органов предусматривают периодическую отчетность постоянных комиссий (комитетов): отчет заслушивается на заседаниях представительного органа, как правило, не реже одного раза в год.

Временные комиссии могут создаваться представительным органом по любым вопросам своей деятельности. Задачи, состав, полномочия, порядок работы временных комиссий определяются представительным органом при их образовании. Деятельность этих комиссий ограничивается определенным сроком и (или) конкретной задачей. По результатам своей деятельности временная комиссия представляет доклад по существу вопроса, в связи с которым была создана.

Представительный орган может создавать согласительную комиссию в целях преодоления и согласования разногласий на одном из этапов рассмотрения представительным органом проекта решения о бюджете муниципального образования. Согласительная комиссия состоит из равного числа депутатов и представителей местной администрации.

Представительный орган вправе также создавать временные рабочие группы для реализации конкретной задачи.

В состав временных комиссий, а также рабочих групп могут входить лица, которые не являются депутатами.

Депутатские объединения в представительном органе могут формироваться по политическому принципу (фракции), а также по другим принципам: территориальному, профессиональному и т.д. (депутатские группы). Они обладают равными правами. Регламент представительного органа определяет минимальную численность депутатского объединения (как правило, это три человека). Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно: они могут разрабатывать и принимать положения о депутатской группе, фракции, которые являются внутренним документом депутатского объединения, регулирующим взаимоотношения депутатов внутри него. Данные положения не могут противоречить уставу муниципального образования, регламенту представительного органа. Депутатские объединения должны регистрироваться в представительном органе в соответствии с его регламентом. Как правило, создание депутатского объединения оформляется протоколом собрания депутатов, который вместе с письменным уведомлением о создании объединения, его целях, а также со списком членов объединения с указанием фамилии его руководителя направляется председателю представительного органа для регистрации. Перерегистрация депутатских объединений производится, как правило, через год (в регламентах некоторых представительных органов перерегистрация депутатских объединений предусматривается дважды в год). Депутатское объединение должно письменно уведомить председателя представительного органа о своем самороспуске, который исключает в этом случае его из данных регистрационного учета и сообщает об этом на очередном заседании представительного органа.

Депутатские объединения работают во взаимодействии с постоянными комиссиями. Они могут высказывать мнение о повестке дня заседаний представительного органа, проектах решений, кандидатурах, назначаемых представительным органом, а также вправе вносить альтернативные предложения по обсуждаемым вопросам, настаивать на проведении по ним голосования.

Депутатские объединения могут проводить свои пресс-конференции и предоставлять информацию о своей деятельности в прессу другим способом.

Представительный орган может иметь свой аппарат, осуществляющий организационное, правовое, информационное, финансово-хозяйственное обеспечение его деятельности. Аппарат оказывает помощь постоянным комиссиям представительного органа и депутатам. Структура аппарата представительного органа во многом предопределяется видом муниципального образования, его размерами, численностью населения, наличием депутатов, работающих на постоянной основе, финансовыми возможностями муниципального образования и другими факторами.

Правовой статус аппарата определяется положением о нем, утверждаемым представительным органом. Работники аппарата осуществляют свои функциональные обязанности в соответствии с указанным положением. Представительный орган принимает решение о структуре и штатах аппарата, фонде оплаты труда. Аппарат представительного органа является постоянно действующим органом и не прекращает своей деятельности с окончанием полномочий представительного органа очередного созыва. Председатель представительного органа организует работу аппарата, а непосредственное руководство им осуществляет руководитель аппарата. Регламент представительного органа определяет порядок назначения и освобождения от должности работников аппарата.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит ряд принципиальных положений, определяющих общий порядок работы представительного органа, которые получают свое развитие и конкретизацию в уставах муниципальных образованиях, регламентах представительных органов. Так, согласно указанному Закону представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (ст. 35).

Основной формой работы представительного органа являются заседание, сессия, на которых решаются вопросы, отнесенные к его компетенции, в соответствии с уставом муниципального образования и действующим законодательством. Так, например, сессия Совета депутатов города Белгорода созывается главой городского округа по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. В рамках одной сессии могут проводиться как одно, так и несколько заседаний (ст. 29 Устава г. Белгорода).

Правотворческая, организаторская и контрольная функции представительных органов местного самоуправления реализуются посредством сессий, заседаний. Именно на них принимаются решения и нормативные правовые акты.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, и действует на основании общих для организаций данного вида положений федерального закона в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

В случае отсутствия устава муниципального образования основанием для государственной регистрации представительного органа муниципального образования будет являться протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица.

Представительный орган любого муниципального образования обладает как исключительной компетенцией (например, см. п. 1ст. 27 Устава городского округа «Город Белгород»), так и полномочиями в сфере бюджетных и налоговых правоотношений, в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и землей, в сфере жилищных правоотношений и градостроительной деятельности.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции представительного органа могут решаться на местном референдуме, за исключением вопросов, которые в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ не могут выноситься на местный референдум (например, п. 3ст. 27 Устава городского округа «Город Белгород»). Кроме того, по представлению мэра города Совет депутатов города Белгорода может рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции администрации города (п. 3ст. 27 Устава городского округа «Город Белгород»).

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае если указанное должностное лицо является главой местной администрации – председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Таким образом, представительный орган местного самоуправления – это выборный коллегиальный орган местного самоуправления, обладающий правами юридического лица, состоящий из представителей населения (депутатов), количество и срок полномочий которых определяются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Схематично компетенцию и способ формирования представительного органа местного самоуправления можно изобразить следующим образом (см. схему 5).

 

Правовые акты представительного органа

местного самоуправления

 

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Председатель представительного органа издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Регламенты представительных органов устанавливают порядок рассмотрения на заседаниях представительного органа:

– проектов законов соответствующего субъекта Федерации, вносимых представительным органом муниципального образования в порядке законодательной инициативы в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации;

– вопросов о согласовании в соответствии с уставом муниципального образования назначения и освобождения от должности должностных лиц местной администрации, назначаемых главой муниципального образования (главой местной администрации) по согласованию с представительным органом;

– вопроса о выражении в соответствии с уставом муниципального образования недоверия главе муниципального образования, должностным лицам местной администрации;

– вопроса о формировании в соответствии с уставом муниципального образования контрольного органа муниципального образования.

Кроме того, регламент представительного органа устанавливает процедуру подготовки и принятия муниципальных правовых актов, принимаемых представительным органом, определяя субъектов правотворческой инициативы, требования, предъявляемые к проектам актов, проведение их предварительной юридической экспертизы и т. д.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ним жителей муниципального образования, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (например, п. 6 ст. 43 Устава городского округа «Город Белгород»).

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт; судом; уполномоченным органом государственной власти РФ, субъекта РФ – в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления переданных им в соответствии с законами РФ, субъектов РФ отдельных государственных полномочий.

 

3. Правовой статус главы местного самоуправления и иные выборные должностные лица местного самоуправления. В соответствии Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 33 Устава г. Белгорода таким высшим должностным лицом является глава городского округа «Город Белгород» – председатель Совета депутатов города Белгорода.

Согласно ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (в г. Белгород избирается из своего состава представительным органом муниципального образования);

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

5) в случае формирования представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений исполняет полномочия его председателя.

При этом следует учитывать, что ограничения на совмещение главой муниципального образования исполнения указанных выше полномочий не распространяются на органы местного самоуправления сельского поселения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющего полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных Федеральным законом 2003 г. (ст. 36):

– представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

– подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

– издает в пределах своих полномочий правовые акты;

– вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отрешения от должности;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

9) отзыва избирателями;

10) установления в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

11) досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

Об основаниях наступления ответственности главы муниципального образования можно вести речь в двояком смысле: на основании чего отвечает человек – закона, договора (правовое основание) и за что он отвечает – за совершенное правонарушение (фактическое основание). Правонарушение является юридическим фактом, который влечет возникновение охранительных правоотношений.

Помимо главы муниципального образования – высшего должностного лица – уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные должностные лица местного самоуправления: а) выборные (избираемые на муниципальных выборах); б) замещающие муниципальную должность путем заключения контракта (трудового договора).

Квыборным лицам местного самоуправления относятся:

– во-первых, депутат – член представительного органа муниципального образования;

– во-вторых, выборное должностное лицо местного самоуправления, которое избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

– в-третьих, член выборного органа местного самоуправления, т.е. выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Решение об изменении срока полномочий, а также об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

4. Правовой статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Глава администрации. В соответствии Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации (ст. 37).

Исполнительно-распорядительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. Законодательство не содержит норм о возможности и порядке прекращения полномочий местной администрации. Институт прекращения полномочий предусмотрен лишь для должностных лиц местного самоуправления, в том числе и глав местной администрации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) – представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Федерации – в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) – уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Федерации, могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации:

– наличие гражданства РФ;

– владение государственным языком РФ;

– наличие высшего профессионального образования;

– наличие стажа муниципальной или государственной службы (либо замещение выборной муниципальной должности, государственной должности субъекта РФ или государственной должности РФ) не менее трех лет или стажа работы в должности руководителя коммерческой или некоммерческой организации не менее пяти лет;

– отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.

Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть – законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Так, например, контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. В соответствии со ст. 36 устава г. Белгорода мэр (глава администрации) г. Белгорода назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности сроком на пять лет, и является высшим исполнительно-распорядительным должностным лицом города Белгорода.

Местная администрация обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений федерального закона в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

Структура местной администрации – это официально установленные состав и наименование структурных подразделений (комитетов, управлений, отделов и др.) и должностных лиц местной администрации, их соподчиненность, взаимосвязи и функции.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (например, см. ст. 38 Устава городского округа «Город Белгород»).

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта;

4) отрешения от должности;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

10)призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

– представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

– высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации;

– главы местной администрации – в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Федерации.

В Белгородской области исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов являются администрации соответствующих муниципальных образований.

Конституционное право населения муниципального образования самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления дает возможность предусматривать в данной структуре иных (помимо тех, которые формируются в соответствии с требованиями закона) органов и должностных лиц местного самоуправления.

Особым институтом муниципального контроля является контрольный орган муниципального образования, организация и деятельность которого – нормативно опосредованные преимущественно в отраслевом законодательном и муниципальном правовом регулировании – своим юридическим началом имеют конституционные нормы, содержащиеся, в частности, в абзацах седьмом и восьмом преамбулы, ст. 1 (ч. 1), 3 (ч. 1 - 3), 7 (ч. 1), 12, 24 (ч. 2), 32 (ч. 1), 57, 130 (ч. 1 и 2) и 132 (ч. 1) Конституции РФ.

В рамках действующего федерального законодательства непосредственную нормативную основу организации и деятельности контрольного органа муниципального образования составляют положения ст. 38 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормы Бюджетного кодекса РФ. Данные органы местного самоуправления могут избираться непосредственно населением и (или) образовываться представительным органом муниципального образования и должны наделяться собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Так, согласно ФЗ № 131-ФЗ структура органов местного самоуправления может включать контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.).

Для реализации своих контрольных полномочий Совет депутатов города Белгорода формирует постоянно действующий контрольный орган – контрольно-счетную палату города Белгорода (ст. 40 Устава). Для реализации этого положения устава Совет депутатов города Белгорода разработал и утвердил Положения «О счетной палате Совета депутатов города Белгорода» (от 28 марта 2006 г. № 269).

Данный орган образуется в целях контроля за:

– исполнением местного бюджета;

– соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении;

– соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Структура контрольно-счетной палаты г. Белгорода выглядит следующим образом:

 

 
 

 

 


Схема 6. Структура контрольно-счетной палаты г. Белгорода

 

Контрольный орган может быть сформирован либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования. Вопрос о порядке образования контрольного органа решается муниципальным образованием самостоятельно в соответствии с его уставом.

По требованию контрольного органа органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Результаты проверок, осуществляемые контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию). В соответствии с уставом муниципального образования могут быть сформированы и иные органы местного самоуправления.

 

Контрольные вопросы

 

1. Сформулируйте определение органов местного самоуправления.

2. Кем определяется структура органов местного самоуправления?

3. Охарактеризуйте структуру органов местного самоуправления г. Белгорода.

4. Кто осуществляет финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления?

5. Охарактеризуйте порядок формирования и полномочия представительных органов местного самоуправления.

6. Какие нормативно-правовые акты издает председатель представительного органа местного самоуправления?

7. Какие нормативно-правовые акты определяют статус главы муниципального образования?

8. Охарактеризуйте компетенцию главы муниципального образования.

9. Какие органы являются исполнительно-распорядительными органами муниципального образования?

10. С какой целью образуется контрольный орган муниципального образования?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.164 сек.