Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, состав и способы формирования компетенции органов местного самоуправления




Местного самоуправления

ЛЕКЦИЯ 10. Компетенция органов

 

1. Понятие, состав и способы формирования компетенции органов местного самоуправления.

2. Предметы ведения органов местного самоуправления.

3. Полномочия местного самоуправления в финансово-экономической сфере.

4. Полномочия местного самоуправления в различных сферах деятельности.

 

Компетенция органов местного самоуправления – это закрепляемые нормами муниципального права за органами и должностными лицами местного самоуправления, за муниципальными образованиями в целом как субъектами правовых отношений права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления.

Компетенцию органов местного самоуправления составляют их полномочия, которые также выступают основным элементом их правового статуса.

Полномочия местного самоуправления можно подразделить на две группы:

1) «собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальными образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также иных вопросов, связанных с организацией и осуществлением местного самоуправления;

2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Компетенция органа местного самоуправления – сложная правовая категория, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей.

Первым составным элементом компетенции являются предметы ведения.

Предметы ведения, как структурный элемент понятия «компетенция», являются способом юридического обозначения тех вопросов, которые очерчивают сферу деятельности органа местного самоуправления и которые определяются в качестве предмета его властных действий.

В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на органы: а) общей компетенции; б) специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся: представительные органы местного самоуправления и местная администрация, предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни.

К органам специальной компетенции относятся органы местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни.

К ним относится контрольный орган местного самоуправления.

В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) органы местной администрации (например, комитет по управлению имуществом, управление социальной защиты населения, управление образования и др.).

Следующий элемент компетенции – права и обязанности – является основным, главным ее содержанием. Свои функции и задачи органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей.

Права и обязанности органов местного самоуправления тесно взаимосвязаны с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений.

Кроме того, следует также учитывать то обстоятельство, что компетенция органа определяется путем издания правовых норм и выступает как явление правовое. Поэтому орган не должен ни уклоняться от реализации своих прав и обязанностей, ни выходить за их пределы.

Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно подразделить на: полномочия общего характера; полномочия конкретного характера.

Полномочия общего характера определяют задачи, направления работы органов местного самоуправления.

Полномочия конкретного характера всегда связаны с решением отделенных вопросов текущего и оперативного управления.

Таким образом, компетенция органа местного самоуправления представляет собой установленную нормами муниципального права совокупность полномочий, необходимых для самостоятельного решения органом местного самоуправления вопросов, отнесенных к его ведению и обусловленных задачами и функциями местного самоуправления.

Схематично классификацию полномочий органов местного самоуправления можно изобразить следующим образом (см. схему 11).

 

 
 

Схема 11. Классификация полномочий органов

местного самоуправления

В Европейской хартии местного самоуправления провозглашены принципы определения компетенции органов местного самоуправления (ст. 4).

1) Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Однако это не исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий.

2) Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

3) Осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Предоставление каких-либо из этих полномочий иному органу власти должно производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии.

4) Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены иным органом власти, центральным или региональным, только в пределах, установленных законом.

5) При делегировании полномочий центральными или региональными органами органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям.

Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ, основываясь на положениях Конституции РФ, Европейской хартии местного самоуправления, закрепляет принципы правового регулирования и реализации компетенции органов местного самоуправления.

При теоретическом анализе компетенции органов местного самоуправления необходимо затронуть вопрос о соотношении компетенции органов местного самоуправления и о взаимодействии органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления – это активная, согласованная деятельность двух и более субъектов правоотношения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, направленная на достижение единой цели – решение вопросов местного значения и осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

Взаимодействие осуществляется при преобразовании муниципальных образований (ст. 13 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ), когда преобразование происходит по инициативе органов местного самоуправления, оформляемой решением соответствующего органа местного самоуправления, и осуществляется законом субъекта Российской Федерации, в принятии которого участвуют законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Взаимодействие происходит при долевом финансировании инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований, приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований (ст. 62 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ). Условия предоставления и расходования данных субсидий устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Взаимодействие происходит при временном осуществлении органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления (ст. 75 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ), а проявляется в том, что инициатором временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления выступает представительный орган местного самоуправления, а решение об этом принимает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

4. Взаимодействие осуществляется при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (в соответствии со ст. 19 - 21, 48, 63 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ). Оно проявляется в следующем:

а) предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, отчетность органов местного самоуправления об использовании субвенций;

б) контроль органов государственной власти за осуществлением органом местного самоуправления переданных ему государственных полномочий. Контроль государства за реализацией органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предусмотрен ч. 2 ст. 132 Конституции РФ. Конкретные формы контроля устанавливаются в законах субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Разграничение компетенции не только позволяет оптимизировать функции, осуществляемые различными органами местного самоуправления, но и не допускает сосредоточения всей власти в каком-либо одном органе, что, в свою очередь, позволяет органам власти эффективно реализовывать свои полномочия, наиболее полно учитывая интересы населения.

Кроме этого, разграничение компетенции между органами местного самоуправления в полной мере позволит распространить на муниципальный уровень публичной власти принцип разделения властей, на котором, согласно ст. 10 Конституции РФ, основано осуществление только государственной власти.

Ни Конституция РФ, ни Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ не распространяют напрямую принцип разделения властей на уровень местного самоуправления.

Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ закрепляет ряд положений, выполняющих роль отдельных элементов системы сдержек и противовесов в отношениях между представительным органом местного самоуправления и исполнительно-распорядительным органом.

Во-первых, предусмотрены в качестве обязательных органов местного самоуправления и представительный орган, и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – местная администрация, наделенная исполнительно-распорядительными полномочиями (ст. 34).

Во-вторых, дано начало разграничению представительных и исполнительно-распорядительных функций. Так, в п. 4 ч. 2 ст. 36 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ закреплен запрет на совмещение исполнения полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации. В дополнение к этому в ч. 6 ст. 40 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ установлен запрет на совмещение полномочий муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления.

Баланс полномочий обеспечивается и правом главы муниципального образования, являющегося главой местной администрации, отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования (право вето), и возможностью представительного органа преодолеть вето главы квалифицированным большинством голосов, равным не менее чем две трети от установленной численности депутатов (ч. 13 ст. 35 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ).

Однако полного разграничения компетенции представительного органа и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления не происходит, определяющая роль при этом отводится уставу муниципального образования, в котором, согласно п. 5 ч. 1 ст. 44 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ, и должен быть закреплен конкретный объем полномочий каждого органа местного самоуправления конкретного муниципального образования.

 

2. Предметы ведения органов местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления – это круг определяемых Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований вопросов при осуществлении местного самоуправления, решение по которым принимается населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления самостоятельно.

Предметы ведения местного самоуправления определяет Конституция РФ (ст. 130, 132), устанавливая, что местное самоуправление обеспечивает решение населением вопросов местного значения, указывая на наиболее важные из них (управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, охрана общественного порядка).

В Конституции РФ также указано, что к предметам ведения местного самоуправления могут быть отнесены вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, которыми могут законом (федеральным законом, законом субъекта Федерации) наделяться органы местного самоуправления (ст. 132).

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления могут решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Основное содержание предметов ведения местного самоуправления составляют вопросы местного значения: именно они определяют области жизнедеятельности населения, в пределах которых реализуются полномочия местного самоуправления.

Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ в главе 3 «Вопросы местного» закрепляет следующие вопросы местного значения:

– к ведению муниципальных образований отнесены вопросы формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и контроль за его исполнением; установления, изменения и отмены местных налогов и сборов; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Решение этих вопросов определяет основы всей муниципальной деятельности;

– в ведении муниципальных образований находятся вопросы, связанные с оказанием населению различного рода услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения.

Необходимо также учитывать, что закрепляемые указанным Законом полномочия представительного органа, главы муниципального образования, главы местной администрации (ст. 43 и др.) позволяют отнести к предметам ведения местного самоуправления вопросы организации работы органов и должностных лиц местного самоуправления (представительного органа, местной администрации и др.).

В уставах муниципальных образований согласно п.2 ч.1 ст. 44 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ должен содержаться перечень вопросов местного значения, но он не должен отличаться от того, который устанавливают Конституция РФ и Федеральный закон.

Так, например, Устав г. Белгорода ст. 10 (Полномочия органов местного самоуправления города Белгорода по решению вопросов местного значения) определяет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Белгорода обладают следующими полномочиями:

1) принятие Устава города и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов города Белгорода;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление цен и тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ и преобразования города Белгорода;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития города Белгорода, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы городского округа, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов городского округа, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом.

Органы местного самоуправления города Белгорода вправе принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения. К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители города в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

Порядок привлечения граждан к выполнению социально значимых работ устанавливается Советом депутатов города Белгорода. Организация и материально-техническое обеспечение проведения социально значимых работ осуществляются администрацией города Белгорода.

Для муниципальных образований каждого вида Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ закрепляет свой перечень вопросов местного значения:

– для городских и сельских поселений;

– для муниципальных районов;

– для городских округов.

В основном перечни вопросов местного значения указанных муниципальных образований совпадают, но имеются и различия, обусловленные особенностью их правового статуса, размерами и составом земель территории муниципального образования, типом населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, и другими факторами.

Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ отнес к ведению муниципального района особый вопрос – выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления.

В ведении муниципальных образований могут находиться вопросы, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями обусловлено рядом фактором.

Во-первых, тем, что органы местного самоуправления входят в качестве составного элемента в общую систему публичной власти в государстве, что предполагает их тесное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти при решении вопросов местного значения. Создание условий, обеспечивающих жизнедеятельность населения, достойную жизнь и свободное развитие человека, – это общая задача и государственных, и муниципальных органов власти, поскольку в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности государственных органов власти и местного самоуправления. Органы местного самоуправления как публичные органы власти принимают участие в реализации экономической и социальной политики государства на местном уровне и могут, в целях более эффективного участия наделяться отдельными государственными полномочиями.

В силу наибольшей приближенности к населению органы местного самоуправления могут осуществлять отдельные государственные полномочия с большей эффективностью, чем государственные органы.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями:

в области регистрации актов гражданского состояния (регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования);

в области социальной защиты населения (социальная поддержка ветеранов, инвалидов, детей-сирот и т.д.);

– в области сельского хозяйства (например, полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства в форме субсидий на животноводческую продукцию);

– по образованию и организации деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (органы местного самоуправления образуют эти комиссии, обеспечивают их деятельность).

Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями и по другим вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ устанавливает важный принцип, позволяющий четко определить, какие полномочия органов местного самоуправления являются делегированными государством.

Ст. 19 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ закрепляет, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Федерации, по вопросам, не отнесенным указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Закон устанавливает следующий порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации – законами субъектов. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов законами субъектов Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Федерации.

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Федеральный закон, закон субъекта Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

– вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

– перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

– способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

– перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

– порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

– порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

– условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

6. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ устанавливает следующие требования к осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий:

– по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

– признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям Закона является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ устанавливает формы государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Контроль осуществляется:

– за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

– за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В случае выявления нарушений требований по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

В ведении местного самоуправления могут находиться и иные вопросы, которые в соответствии с требованиями Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ могут принимать к своему рассмотрению и решению органы местного самоуправления. Это вопросы, которые отвечают следующим требованиям:

не входят в законодательно установленный перечень вопросов местного значения и не относятся к отдельным государственным полномочиям;

не отнесены к ведению других муниципальных образований, к компетенции их органов, а также не входят в компетенцию органов государственной власти;

не исключены из компетенции органов местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

При этом Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ устанавливает требование, что органы местного самоуправления вправе решать указанные вопросы только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

В основу правового регулирования предметов ведения муниципальных образований может быть положен принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешил закон. Этот принцип утвердился в XIX в. в Великобритании.

Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления может осуществляться на основе и другого принципа: муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов. Этот принцип лежит в основе правового регулирования компетенции органов местного самоуправления во Франции.

В Российской Федерации наблюдается сочетание обоих принципов, поскольку существует дуализм муниципальной власти. Органы и должностные лица местного самоуправления формируются исключительно либо непосредственно населением, либо избранными им представителями. Местное самоуправление в Российской Федерации вправе самостоятельно решать вопросы местного значения. Но в то же время, местное самоуправление признано уровнем публичной власти, его решения являются общеобязательными. Местное самоуправление согласно российскому законодательству очень жестко связано с системой органов государственной власти, прежде всего уровня субъектов Российской Федерации. По сути, оно уже является не только связующим звеном между гражданским обществом и государством, оно становится представителем государства на местном уровне, реализующим от имени этого государства властные полномочия. В условиях построения модели взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти на основе теории дуализма муниципального управления степень такого сочетания, преобладание тех или иных начал целиком и полностью определяет государство. И в такой ситуации важно, чтобы государство было способно ввести механизмы самоограничения, гарантирующие местное самоуправление от тотального вмешательства государства во все его дела.

 

3. Полномочия местного самоуправления в финансово-экономической сфере. Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ не относит комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования к вопросам местного значения; вместе с тем он наделяет органы местного самоуправления полномочиями в этой сфере.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления принимают и организуют выполнение планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, организуют сбор статистических данных, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 17).

Закон устанавливает также основы межмуниципального экономического сотрудничества (ст. 8, 68).

В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления

Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами.

Государственная регистрация межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

В системе местного самоуправления планирование служит повышению эффективности управления экономическими, социальными и экологическими процессами на местном уровне, обеспечению комплексного развития муниципальных образований.

Планирование в муниципальной деятельности используется в целях:

1 Обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования (принимаются планы и программы комплексного социально-экономического развития).

2. Обеспечения градостроительной деятельности (утверждаются генеральные планы поселения, городского округа, схемы территориального планирования муниципального района и др.).

3. Обеспечения деятельности по решению отдельных проблем местной жизни (например, программа ликвидации аварийного жилищного фонда и др.).

4. Приватизации муниципального имущества.

5. Организации работы органов и должностных лиц местного самоуправления.

Принятие планов и программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении относятся к исключительным полномочиям представительного органа.

Проекты планов и программ развития муниципальных образований должны выноситься на публичные слушания.

Законодательство не определяет, на какой срок должны быть рассчитаны комплексные планы социально-экономического развития муниципальных образований, целевые программы. Этот срок муниципальные образования устанавливают самостоятельно.

Как правило, планы комплексного социально-экономического развития муниципального образования (вместе с генеральными планами поселений, схемами территориального планирования) определяют стратегию развития муниципального образования. Они принимаются на долгосрочный период.

Вместе с тем, как показывает практика, все большее число муниципальных образований разрабатывает и принимает планы стратегического развития на 10-15 лет. Так, решение Совета депутатов г. Белгорода «О генеральном плане развития городского округа “Город Белгород” до 2025 года» от 26 сентября 2006 г. № 335, соответственно, предусматривает план развития до 2025 г.

Разработка проектов планов и программ развития муниципального образования осуществляется исполнительным органом местного самоуправления (местной администрацией). В структуре местной администрации (за исключением небольших муниципальных образований) имеются необходимые службы, отделы, которые осуществляют работу по подготовке проектов планов и программ развития муниципального образования.

Планы и программы развития муниципального образования должны основываться на следующих принципах:

– ориентация на саморазвитие территории, на мобилизацию собственных возможностей и ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования;

– содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей развитие рыночных отношений в экономике;

– приоритетное решение наиболее острых проблем жизнеобеспечения населения муниципального образования;

– ориентация на развитие реального местного самоуправления с созданием адекватной материально-финансовой базы;

– развитие вертикального и горизонтального взаимодействия (финансово-экономические, социально-культурные и другие связи) городских, районных, сельских муниципальных образований.

Планы экономического и социального развития муниципальных образований должны формироваться на основе группировки основных проблем, характерных для жизнедеятельности населения муниципальных образований и требующих своего разрешения.

К таким проблемно-содержательным направлениям планов социально-экономического развития могут быть отнесены следующие: финансово-экономическое; социально-культурное; коммунально-бытового, торгового и иного обслуживания населения; транспорта и связи; природно-экономическое; строительства и др.

Выделение проблемно-содержательных направлений в структуре планов социально-экономического развития муниципальных образований осуществляется с учетом:

– во-первых, вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципального образования;

– во-вторых, проблем, наиболее остро стоящих перед муниципальным образованием, его жителями;

– в-третьих, программ и планов, принимаемых на вышестоящих уровнях управления, а также сведений о проектах планов и программ развития, получаемых от предприятий, организаций, расположенных на территории муниципального образования.

На федеральном уровне принимаются многие программы, имеющие отношение к проблемам развития либо всех муниципальных образований, либо муниципальных образований отдельных регионов, либо муниципальных образований того или иного вида (например, исторические города, наукограды, малые и средние города и т.д.). В них могут содержаться рекомендации органам местного самоуправления, определяться формы их участия в реализации данных программ.

Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия в сфере планирования, взаимодействуют с органами государственной власти субъекта Федерации. В ряде случаев они привлекаются органами государственной власти субъекта Федерации к реализации региональных программ в качестве соисполнителей.

Планирование социально-экономического развития муниципальных образований должно сочетаться с региональными планами и программами, которые принимают органы государственной власти субъектов Федерации.

Кроме планов социально-экономического развития, планов стратегического развития муниципального образования, органы местного самоуправления принимают планы по конкретным направлениям своей деятельности:

– прогнозные планы приватизации муниципального имущества;

– планы капитального ремонта объектов коммунального хозяйства;

– целевые программы развития и поддержки малого предпринимательства;

– целевые программы по охране окружающей среды и другие.

Разработка, реализация планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований тесно связана с бюджетным процессом. Поскольку вместе с утверждением местного бюджета утверждаются и планы и программы социально-экономического развития муниципальных образований, т.к. они финансируются из местного бюджета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.