КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система налогов и сборов в РФ
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 статьи 12. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом. Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 Налоговым кодексом.
К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц;
\ 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.
К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы. Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должна содержаться исчерпывающая информация, которая позволила бы конкретно утвердить элементы налога. Нечеткость, двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести: - с одной стороны, к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях; - с другой стороны, к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона и др. Число налогов велико, и структура их различна, тем не менее для каждого из них должны быть определены налогоплательщики и элементы налога. Если законодатель по какой-то причине не установил или не определил хотя бы один из них, то обязанность налогоплательщика не может считаться установленной. В этой ситуации в ряде случаев налогоплательщик имеет все законные основания не уплачивать налог, а в ряде случаев - уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом. Четкое определение элементов налога способствует планированию развития бизнеса, определению финансового результата предпринимательской деятельности, что особенно важно при рыночных отношениях. Элементы налога. В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщик и элементы налогообложения, к которым относятся: - объект и источник налога; - налоговая база; - налоговый период; - налоговая ставка (норма налогового обложения); - порядок исчисления налога; - порядок и сроки уплаты налога; - бюджет или внебюджетный фонд, куда зачисляется налоговый оклад. Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств (организации и физические лица). Различают организации-резиденты и организации-нерезиденты. Их правовое определение в национальных налоговых законодательствах отличается конкретностью признаков. Типичными признаками выступают: место регистрации, место экономической деятельности и место управления. Резиденты отвечают перед отечественным законодательством по всей сумме и видам доходов, а также по всем видам налогов. Нерезиденты уплачивают налоги только от дохода, полученного на территории данной страны. Этот же принцип применяется при исчислении налогов от доходов физических лиц. В правовых документах, наряду с понятием 4:налогоплательщик~, определяются и такие элементы налога, как налоговый агент, сборщик налогов и носитель налогов. Налоговый агент - это лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет и внебюджетные фонды налогов. Он должен правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги, вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, предоставлять в налоговый орган по месту учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и перечисления налогов. Например, исчисление и перечисление налога на доходы физических лиц осуществляются налоговым агентом (организации, индивидуальные предприниматели, постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов и их учреждения в Российской Федерации). Прием от налогоплательщиков сборов в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, которые называются сборщиками налога. Носителем налога считается лицо, которое фактически платит налог; именно у этого лица происходит уменьшение доходов на величину налога. Объект налогообложения - это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Видами объектов налогообложения могут выступать операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый законодательными актами. Например, по налогу на прибыль объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком, а по транспортному налогу - автомобили, автобусы, самолеты, вертолеты, яхты и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Источник налога - это средства, используемые для уплаты налога. Выбор источника налога строго ограничен: существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог,- доход и капитал налогоплательщика. Если налог постоянно будет уплачиваться за счет капитала, то он в конце концов иссякнет и исчезнет возможность уплаты налога. Поэтому налог должен уплачиваться из доходов налогоплательщика и не затрагивать капитала. Лишь в экстраординарных ситуациях, когда возникает угроза существования производственной базы как таковой, обращение налога на капитал является обоснованным. Так, в условиях стихийного бедствия или экономического кризиса в целях сохранения части имущества, приносящего доход, может быть изъята другая часть этого имущества. В противном случае угроза уничтожения может грозить всему капиталу, а следовательно, и возможности получения доходов в будущем. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Порядок ее определения по каждому виду налога устанавливается законодательно. Она необходима именно для исчисления налога, но непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог. Например, наличие у подакцизных товаров стоимости не является фактом, обусловливающим обязанность уплатить акциз. Обязанность по уплате возникает в связи с определенными в законе действиями налогоплательщика, например, реализация подакцизных товаров, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и т.д. Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Например, по налогу на прибыль налоговым периодом является год, а по налогу на добавленную стоимость - месяц или квартал. Необходимость этого элемента закона о налоге определяется, во-первых, тем, что многим объектам налогообложения свойственна протяженность во времени. В целях определения соответствующего результата необходимо периодически подводить итог. Во-вторых, вопрос о налоговом периоде связан с проблемой однократного налогообложения. Законом установлено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения. Следует различать понятия «налоговый период» и «отчетный период», т.е. срок подведения итогов (окончательных или про межуточных), составления и предоставления в налоговый орган отчетности. В ряде случаев налоговый и отчетный периоды могут совпадать. Например, по налогу на добавленную стоимость налоговый и отчетный периоды равны календарному месяцу, а для налогоплательщиков с ежемесячной в течение квартала выручкой от реализации товаров (работ, услуг), не превышающей 1 млн руб., налоговый и отчетный периоды определены как квартал. Однако иногда отчетность может представляться несколько раз в течение одного налогового периода. Это вызвано, как правило, потребностью равномерного внесения налога в бюджет, что не всегда может быть обеспечено уплатой авансовых платежей, рассчитанных на основе какого-либо периода. Нечеткость в определении налогового периода может послужить причиной серьезных нарушений прав налогоплательщиков. Ставка налога - это размер налога на единицу налогообложения. По методу установления различают ставки твердые (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога, независимо от получаемого плательщиком размера дохода, например 10 руб. за гектар пашни), и процентные, или долевые (устанавливаются в виде доли от объекта налогообложения, например 12% с каждого рубля налогооблагаемого дохода). Долевые ставки могут быть пропорциональными (устанавливаются в виде единого фиксированного процента к объекту обложения независимо от его величины), прогрессивными (про цент изъятия возрастает по мере роста величины объекта обложения), регрессивными (уменьшаются по мере роста облагаемой базы). При налогообложении устанавливаются и комбинированные ставки, в которых сочетаются два вида ставок: твердые и долевые. Они применяются при таможенном обложении, расчете сумм акцизных платежей. Например, установлена ставка акциза на сигареты с фильтром в размере 60 руб. за 1000 шт. + 5% от стоимости товаров. Порядок исчисления налога определяется законом конкретно по каждому виду налога, т.е. налог может быть исчислен налогоплательщиком самостоятельно, налоговым органом или налоговым агентом. Например, по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Например, налог на доходы физических лиц исчисляет налоговый агент, т.е. организация, начисляющая доход, а налог на имущество физических лиц - налоговый орган. Законодательством предусмотрена возможность исчисления одного и того же налога как самостоятельно налогоплательщиком, так и налоговым органом. Транспортный налог исчисляется организациями самостоятельно, а физическим лицам, имеющим транспортные средства, - налоговым органом. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно произойти. Существуют три основных способа уплаты налога: 1) по декларации; 2) у источника дохода; 3) кадастровый. Уплата налога по декларации предполагает, что налогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация составляется как физическими, так и юридическими лицами. При этом способе уплаты налогоплательщик сначала получает доход, а лишь потом исчисляет и уплачивает в бюджет налог. Уплата налога у источника дохода означает, что налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату. При этом способе сначала уплачивается налог, а затем налогоплательщик получает свой доход. Таким образом, уплачивается налог на доходы физических лиц: бухгалтерия организации, в которой работает физическое лицо, начисляет заработную плату, удерживает из нее налог на доходы физического лица и лишь после этого выплачивает работнику причитающуюся ему денежную сумму. Кадастровый способ уплаты налога предполагает составление реестра, который содержит перечень типичных объектов (земель, домов и т.п.), классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. При этом способе исходят из того, что внешние признаки объектов соответствуют их известной доходности. Величина уплачиваемого налога не связана с реальной доходностью облагаемого объекта. В связи с этим и момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Функционирование налога неразрывно связано с понятиями «единица налогообложения» и «налоговые льготы». Под единицей налогообложения понимают единицу измерения налоговой базы. Она может выражаться как в денежной, так и в любой другой форме. Например, единицей налогообложения по налогу на прибыль является 1 руб., а по налогу на землю - 1 м2. Налоговые льготы. Отдельным категориям плательщиков предоставляются налоговые льготы, т.е. преимущества перед другими плательщиками не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога - объекта налогообложения, налоговой базы или окладной суммы - направлена льгота, они могут быть разделены на три группы: 1) изъятие (выведение из-под налогообложения отдельных предметов); 2) скидки (льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы); 3) налоговый кредит, под которым понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Понятие «кредит:» условно и не означает, что все виды налогового кредита являются возвратными, а пользование налоговым кредитом - платным. Налоговые кредиты можно разделить на виды по формам предоставления льгот: - снижение ставки налога; - сокращение окладной суммы (валового налога), которая может быть сокращена как частично, так и полностью, как на определенное время, так и бессрочно; - отсрочка или рассрочка уплаты налога; - возврат ранее уплаченного налога (части налога); - зачет ранее уплаченного налога; - замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением (целевой налоговый кредит). Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса. К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |