Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3 Индивидуальное развитие личности

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новых процессов, новых структур. Наиболее разработана периодизация для детей, гораздо сложнее со взрослыми. Это объясняется несовпадение в темпах развития различных процессов разных людей.

Автор одной из первой развернутой концепции развития личности – З. Фрейд. Личность по Фрейду – это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Энергия либидо, которая связана с инстинктом жизни, является основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способов удовлетворения либидо – инстинкта жизни или способом фиксации либидо – т.е. эта энергия направлена на какой-то объект.

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.

Эрик Эриксон ученик Фрейда на базе его теории создал свою теорию – психосоциального развития. Она включает 8 стадий развития «я», на каждой из которых уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. Эти стадии не ограничиваются только детством, но включают в себя весь жизненный путь человека. В отличие от пансексуальной теории Фрейда Эриксон считал, что развитие человека складывается из трех автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Основной закон развития по Эриксону – эпигенетический принцип, согласно которому на каждом новом этапе возникают новые явления и свойства, которых не было на предыдущих стадиях процесса.

1) Орально-сенсорная. Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Формируется установка доверия или недоверия к миру. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда. Если младенец получает надлежащий уход, заботу, внимание, поведение матери предсказуемо и уверенно, то у него вырабатывается доверие к миру, если нет – боязливость, подозрительность и недоверие. Нерешенные внутренние конфликты данного периода могут приводить к аутизму, депрессии, чувству пустоты и покинутости (так называемы «оральный характер»). Следствие нарушений на этой фазе развития – шизоидность (в результате эмоционального отвержения не зафиксирована потребность в эмоциональных контактах), нарциссизм, психастеничность – страх за свою жизнь и жизнь близких. Данный период связан с формированием интроверсии – экстраверсии, проявляющихся в коммуникации как открытость человека или его замкнутость.

2) Мышечно-анальная, совпадает с анальной стадией во фрейдизме. Задача- выработка автономии, самостоятельности. Ценные качества: самоконтроль и сила воли. На этом этапе происходит развитие самостоятельности, ребенок осваивает различные движения, если родитель позволяет ребенку делать это самому, то у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, самим собой, из чувства самоконтроля возникает чувство самоуважения, собственного достоинства, гордости за свои достижения. Если ребенок не имеет возможности распоряжаться собой, то возникает устойчивая склонность к сомнению и стыду. Здесь же возникает умение понимать двойственность, дифференциация функций, идентификация себя со значимыми членами семьи. Следствие нарушений на этой стадии – нарушение представлений о половозрастных ролях (мужчина – женщина, муж – жена) При отсутствии одного из родителей, например, отца, ребенок не может сформировать адекватный образ мужчины. Результатом нарушений на данной стадии является формирование эпилептоидности – напряженность, агрессивность, затяжные аффективные реакции, устойчивость к негативным воздействиям и отсутствие фиксации на позитивных. С данным этапом связано начало формирования таких типологических функций, как рациональность – иррациональность, связанных с тем, какое из полушарий будет занимать главенствующее положение в формировании ментальной стратегии.

3) Локомоторно-генитальная. Стадия инфантильной гениальности, соответствует фаллической стадии. Развиваются качества целеустремленности, инициативности или чувство вины. В этой фазе у ребенка ярко выражена демонстративность, стремление проявить свое «Я». Ребенок уже приобрел множество физических навыков, развивается речь, способность фантазировать, любопытство, ребенок сам придумывает себе занятия. От реакции родителей зависит перевес качеств. Следствие нарушений – ограничение проявлений Я-разнообразия одной ролью развитие истероидности – внушаемости, неспособности к волевым усилиям, «жажда признания». Оформление таких типологических функций как логика-этика, интуиция – сенсорика.

4) Латентная стадия, соответствует латентной стадии Фрейда. Возраст начальной школы. Качества: трудолюбие против чувства неполноценности. Ценные качества: систематичность, компетентность.

5) Подростковый возраст и ранняя юность (12 – 18 лет) - проблемы любви и ревности стоят остро. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе посвящение и верность Задача этого этапа осознание своей идентичности, собственной индивидуальности.

6) Ранняя взрослость. Генитальная стадия по Фрейду. Период ухаживания, первые романы, ранние годы семейно жизни. Здесь и далее Эриксон уже не называет возрастные границы. Задача этапа: близость против изоляции. Ценные качества: любовь. К началу этой стадии человек уже осознает свое «я», для него становится важна близость, способность заботиться о другом человеке. Опасность этого этапа: избегание опыта близости из-за страха утраты Эго. На этом же этапе познается соперничество за желаемый сексуальный объект.

7) Взрослость. Эту стадию классический психоанализ уже не рассматривает. Задача этапа: генеративность против стагнации. У человека уже есть определенный род занятий, свои собственные дети, люди больше заботятся об удовлетворении собственных потребностей, комфорте. Генеративность – продуктивность и креативность. Самый нефилософский возраст. Интерес к следующему поколению.

8) Зрелость. Возраст – пенсионный. Задача: целостность против отчаяния. Ценные качества: самоотречение и мудрость. Возникает либо чувство удовлетворения от прожитой жизни, либо она представляется чередой упущенных возможностей и неудач.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типологическая модель К. Леонгарда | Понятие жизненного кризиса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.