КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этиология нарушения речи
Этиологические факторы
Структурные компоненты речи: 1. Грамматический строй речи (1) Словообразование (2) Морфолог. Система (словоизменение) 2. Синтаксический строй 3. Лексика 4. Связные высказывания 5. Фонетическая (звуковая) сторона речи: (1) Звукопроизношение (2) Звукослоговая (3) Просодия Направления логопедического воздействия: 1. Развитие речи и коррекция нарушений речи 2. Развитие познавательной деятельности 3. Сенсомоторное развитие 4. Формирование личности 5. Нормализация микросоциального окружения Виды речи: 1. Устная 2. Письменная 3. Внутренняя речь Классификация нарушений речи:
Клинико-педагогическое нарушение:
Классификация нарушений речи. Дислалия: 1. Функциональная 2. Механическая Деятельность анализаторов: Мозговой конец анализатора ----à рабочий орган ----- > рецептор Между ними афферентные импульсы (восходящие), эфферентные (низходящие). Если нарушена одна группа звуков шипящих – мономорфное нарушение. Если одновременно 2 или несколько групп звуков нарушены – полиморфная (сложное диффузное нарушение произношения). Причина: Недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики. Причина замены звуков: Недостаточная сформированность фонемотического звука или его грубые нарушения. Если у ребенка звуки одной группы заменяются, а другие искажаются, то это фонетико-фонематическое нарушение. Акцент в коррекционной работе: 1. При фонетических нарушениях – развитие артикуляционной моторики и развитие мелкой моторики. 2. При фонематических нарушениях – развитие речевого и фонематического слуха.
Механическая дислалия – нарушение звукопроизношения обусловленное анатомическими дефектами органов артикуляции. Функциональная дислалия – нарушение звукопроизношения при отсутствие органических нарушений в артикуляционном аппарате. Патология артикуляционного аппарата: Аглоссия – врожденное отсутствие языка. Агнатия – врожденное отсутствие верхней или нижней челюсти. Адентия – отсутствие всех или многих зубов. Анкилоглоссия – врожденное укорочение подъязычной связки-уздечки. Брахигнотия – недоразвитие нижней челюсти. Гемиглоссит – недоразвитие (воспаление) половинки языка. Гемиглоссопледия – паралич мышц одной половины языка, проявляющийся дисфогией, дизартрией, отклонение высунутого языка в сторону паралича. Гипогнотия – недоразвитие нижней челюсти. Глоссоптос – аномалия развития, западание языка. Ортогения - прикус, при котором верхние и нижние зубы находятся в одной фронтальной плоскости. Ортогнотия – прикус, характеризующийся таким смыканием зубов, при котором верхние передние и боковые зубы перекрывают одноименные нижние. Прогиния – выступание нижней челюсти вперед по отношению к верхней. Прогнотия – выступание верхней челюсти вперед по сравнению с нижней.
По артикуляторным признакам звуки делятся на 2 группы: гласные и согласные. Основной критерий деления – наличие преграды в ротовой полости при их произнесении. Гласные звуки в зависимости от подъема языка бывают: Верхнего подъема – [ы], [у], [и] Среднего подъема - [э], [о] Нижнего подъема - [а] При образование гл.звуков к нёбу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть. При: [и], [э] – передняя часть языка [а], [ы] – средняя часть языка [у], [о] – задняя часть языка В образование гласных звуков играют роль губы и в зависимости от этого бывают: 1. Лабиализованные – [о], [у] 2. Не лабиализованные –все остальные 3. [ы], [а] – минимальное участие губ Согласные образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости. По способу образования согласные звуки бывают: 1. Щелевые – [ф],[в], [с], [з], [х], [ж], [ш], [щ], [й] 2. Смычно-щелевые – [ц], [ч] 3. Смычно-проходные – [м], [н], [л] 4. Дрожащие – [р], [ р‘ ] 5. Смычно-взрывные – [п], [б], [т], [д], [к], [г] +мягкие пары Щелевые звуки – образуется препятствие в виде щели между органами артикуляции для воздуха. Смычно-взрывные – органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается. Смычно-щелевые – смычка не взрывается, а медленно переходит в щель. Смычно-проходные – органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте. Дрожащие – вибрирует поднятый кончик языка. По месту образования согласные звуки бывают: 1. Губно-губные – [п], [б], [м] + мягкие пары 2. Заднеязычные – [г], [к] 3. Губно-зубные – [ф], [в] + мягкие пары 4. Переднеязычные – [т], [д], [с], [з], [л], [р], [н] + мягкие пары [ж], [ш], [щ], [ц], [ч] 5. Среднеязычные – [й]
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |