Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этиология нарушения речи

Этиологические факторы

       
   

 

 


Психолог. травма
органические
внутренние

 

 
 

 

 


Структурные компоненты речи:

1. Грамматический строй речи

(1) Словообразование

(2) Морфолог. Система (словоизменение)

2. Синтаксический строй

3. Лексика

4. Связные высказывания

5. Фонетическая (звуковая) сторона речи:

(1) Звукопроизношение

(2) Звукослоговая

(3) Просодия

Направления логопедического воздействия:

1. Развитие речи и коррекция нарушений речи

2. Развитие познавательной деятельности

3. Сенсомоторное развитие

4. Формирование личности

5. Нормализация микросоциального окружения

Виды речи:

1. Устная

2. Письменная

3. Внутренняя речь

Классификация нарушений речи:

 

 

 

Клинико-педагогическое нарушение:

 

 

Классификация нарушений речи. Дислалия:

1. Функциональная

2. Механическая

Деятельность анализаторов:

Мозговой конец анализатора ----à рабочий орган ----- > рецептор

Между ними афферентные импульсы (восходящие), эфферентные (низходящие).

Если нарушена одна группа звуков шипящих – мономорфное нарушение.

Если одновременно 2 или несколько групп звуков нарушены – полиморфная (сложное диффузное нарушение произношения).

Причина:

Недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики.

Причина замены звуков:

Недостаточная сформированность фонемотического звука или его грубые нарушения.

Если у ребенка звуки одной группы заменяются, а другие искажаются, то это фонетико-фонематическое нарушение.

Акцент в коррекционной работе:

1. При фонетических нарушениях – развитие артикуляционной моторики и развитие мелкой моторики.

2. При фонематических нарушениях – развитие речевого и фонематического слуха.

 

Механическая дислалия – нарушение звукопроизношения обусловленное анатомическими дефектами органов артикуляции.

Функциональная дислалия – нарушение звукопроизношения при отсутствие органических нарушений в артикуляционном аппарате.

Патология артикуляционного аппарата:

Аглоссия – врожденное отсутствие языка.

Агнатия – врожденное отсутствие верхней или нижней челюсти.

Адентия – отсутствие всех или многих зубов.

Анкилоглоссия – врожденное укорочение подъязычной связки-уздечки.

Брахигнотия – недоразвитие нижней челюсти.

Гемиглоссит – недоразвитие (воспаление) половинки языка.

Гемиглоссопледия – паралич мышц одной половины языка, проявляющийся дисфогией, дизартрией, отклонение высунутого языка в сторону паралича.

Гипогнотия – недоразвитие нижней челюсти.

Глоссоптос – аномалия развития, западание языка.

Ортогения - прикус, при котором верхние и нижние зубы находятся в одной фронтальной плоскости.

Ортогнотия – прикус, характеризующийся таким смыканием зубов, при котором верхние передние и боковые зубы перекрывают одноименные нижние.

Прогиния – выступание нижней челюсти вперед по отношению к верхней.

Прогнотия – выступание верхней челюсти вперед по сравнению с нижней.

 

По артикуляторным признакам звуки делятся на 2 группы: гласные и согласные.

Основной критерий деления – наличие преграды в ротовой полости при их произнесении.

Гласные звуки в зависимости от подъема языка бывают:

Верхнего подъема – [ы], [у], [и]

Среднего подъема - [э], [о]

Нижнего подъема - [а]

При образование гл.звуков к нёбу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть.

При: [и], [э] – передняя часть языка

[а], [ы] – средняя часть языка

[у], [о] – задняя часть языка

В образование гласных звуков играют роль губы и в зависимости от этого бывают:

1. Лабиализованные – [о], [у]

2. Не лабиализованные –все остальные

3. [ы], [а] – минимальное участие губ

Согласные образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости.

По способу образования согласные звуки бывают:

1. Щелевые – [ф],[в], [с], [з], [х], [ж], [ш], [щ], [й]

2. Смычно-щелевые – [ц], [ч]

3. Смычно-проходные – [м], [н], [л]

4. Дрожащие – [р], [ р‘ ]

5. Смычно-взрывные – [п], [б], [т], [д], [к], [г] +мягкие пары

Щелевые звуки – образуется препятствие в виде щели между органами артикуляции для воздуха.

Смычно-взрывные – органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.

Смычно-щелевые – смычка не взрывается, а медленно переходит в щель.

Смычно-проходные – органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.

Дрожащие – вибрирует поднятый кончик языка.

По месту образования согласные звуки бывают:

1. Губно-губные – [п], [б], [м] + мягкие пары

2. Заднеязычные – [г], [к]

3. Губно-зубные – [ф], [в] + мягкие пары

4. Переднеязычные – [т], [д], [с], [з], [л], [р], [н] + мягкие пары [ж], [ш], [щ], [ц], [ч]

5. Среднеязычные – [й]

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние гиббереллина на рост и | Представление и обработка данных в виде одно- и двусвязных списков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.