Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и основные элементы

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие с помощью правовых (юридических) средств на поведение людей и общественные отношения в целях их упорядочения, развития и защиты.

Правовое регулирование

1. Правовое регулирование: понятие, типы, стадии правового регулирования

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки:

1) это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так общесоциальные интересы;

2) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;

3) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена средствами государственного воздействия.

Т.о. предметом правового регулирования являются общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-правовому воздействию и в конкретных условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений определенных субъективных прав. Этот способ называется управомочивающим. Второй способ — обязывание субъектов права совершать какие-либо действия. Третий способ - возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних). Этот способ называется запрещающим.

В юридической литературе и в практике существует две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. Вторая формула правового регулирования звучит иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным.

Типы правового регулирования обусловливают методы правового воздействия на общественные отношения. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод диспозитивног регулирования исходит из правового равенства сторон правоотношения и построен на согласовании ими взаимных интересов и субъективных прав, а также на координации государством целей и интересов сторон правоотношений. При данном методе субъектам предоставляется возможность установить свои правила поведения в границах, установленных нормами права. Метод императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. Он предписывает определенный вариант поведения, отхождение от которого невозможно. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес.

Правовое регулирование это длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей в процессе создания права, а также в ходе его воплощения в жизнь.

Первая стадия правового регулирования заключается в создании его нормативной основы. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права очерчивается круг возможных прав и обязанностей. На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное воздействие права.

На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей субъектов права.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, фактическим осуществлением тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении), которые возникли на второй стадии правового регулирования.

 

  1. Механизм правового регулирования:

 

В теории права механизмом правового регулирования называют систему взаимосвязанных и взаимообусловленных юридических средств, способов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, юридические факты, правосознание, режим законности, субъективные права и обязанности, различные формы реализации права, меры правового воздействия на субъектов права. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. Они оказывают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в нихуказывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права—это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Юридические факты — предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Субъективные права и обязанности – это возникающие в пределах, предусмотренных правовыми нормами, и вследствие определенных юридических фактов точные меры возможного и должного поведения конкретных субъектов права.

Формы (акты) реализации права — это действия субъектов права по воплощению в жизнь предписаний норм права, своих субъективных прав и обязанностей. К ним относится соблюдение, исполнение и использование правовых норм. В качестве особой формы реализации права рассматривается применение правовых норм, представляющих собой индивидуализированное властное предписание (т.е. акты применения права). Эти акты (как действия, так и документы) направлены на возникновение у субъектов права конкретных прав, их обеспечение и защиту, а также на возникновение и осуществление субъективных обязанностей, вплоть до юридической ответственности. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

Меры правового воздействия на субъектов права включают меры позитивного признания (регистрация брака), меры поощрения, меры негативного признания (результаты расследования, подтверждающие совершение преступлений, правонарушений), меры предупреждения и профилактики, меры защиты, меры юридической ответственности.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

 

 

3. Правовые режимы: понятие, признаки, виды

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мусульманская правовая система | Стимулы и ограничения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.