Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное поведение человека

3.1. ОБЩЕНИЕ

Личность формируется, развивается и проявляется в процессе общения. Общение – процесс взаимодействия с целью обмена информации, чувствами, совместной деятельностью.

Общение – важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности. Выделяют три основных компонента общения – коммуникативный, перцептивный и интерактивный.

Коммуникативный компонент общения заключается в передаче информации от одного участника общения к другому, в воздействии на поведение, в формировании мнения, установок. Коммуникация в человеческом общении обладает спецификой и не сводима к только обмену информацией. Специфика коммуникации в человеческом общении заключается в следующем:

1. Одновременной активности всех участников общения. В общении и тот партнер, который передает информацию, и тот, который ее воспринимает являются активными участниками коммуникативного процесса (субъектами общения). Поэтому коммуникация рассматривается как интерсубъектный процесс. Взаимная активность партнеров по коммуникации объясняет непрерывное развитие информации в процессе общения.

2. Важности правильного понимания передаваемой информации. Для того, чтобы правильно понять собеседника мы должны использовать слова, смысл которых мы понимаем одинаково, "говорить на одном языке".

3. Значимости ситуации коммуникации. Правильное понимание партнера по общению зависит от одинакового понимания партнерами ситуации общения.

4. Партнеры по общению обладают психологическими особенностями, влияющими на восприятие и переработку информации (например, робость, застенчивость или, напротив, агрессивность).

Передача информации невозможна без использования знаковой системы. Коммуникация в человеческом общении основывается на использовании нескольких видов знаковых систем. В зависимости от используемой знаковой системы, выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация основывается на использовании речи как знаковой системы. Устная речь как знаковая система характеризуется экономностью (за счет изменения порядка слов, пропуска отдельных частей предложения). Недостатки устной речи – неоднозначность, наличие слов-"паразитов", речевые ошибки.

Письменная речь как знаковая система характеризуется точностью и однозначностью передаваемой информации; ее недостатки – громоздкость и наличие штампов.

Невербальная коммуникация основывается на использовании неречевых знаковых систем. Функции невербальной коммуникации: дополнение вербальной коммуникации, замещение вербальной коммуникации и выражение эмоциональных состояний партнеров по общению. В невербальной коммуникации используются следующие знаковые системы:

1. Оптико-кинетическая знаковая система, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику (позы тела).

2. Паралингвистическая знаковая система (тон и диапазон голоса, интонационные особенности) и экстралингвистическая знаковая система (паузы в речи, смех, плач и другие неречевые включения, а также темп речи)

3. Организация пространства и времени общения (например, допустимая величина опоздания, длительность общения, особенности взаимного расположения партнеров по общению друг относительно друга и т. д.).

4. Визуальный контакт (особенности «смотрения» партнеров по общению друг на друга: частота взглядов в глаза партнеру, преимущественное направление взгляда и т. п.).

Общая схема эффективности коммуникативного процесса. Особенности коммуникатора, сообщения, аудитории и канала коммуникации на эффективность коммуникативного процесса.

Перцептивный компонент общения. Понятие "социальная перцепция" описывает процессы восприятия социальных объектов (больших и малых групп и отдельных личностей). Особенностью социальной перцепции является многообразие входящих в нее процессов. В процессе общении мы не просто воспринимаем особенности поведения и внешности партнера, на основе этой информации мы пытаемся сделать выводы об особенностях его личности и причинах тех или иных поступков.

Механизмами понимания в процессе общения являются идентификация, стререотипизация, атрибуция, эмпатия и рефлексия. Идентификация представляет собой отождествление себя с партнером по общению. Эмпатия представляет собой эмоциональный отклик на состояние партнера по общению. Рефлексия – это осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.

Содержание процесса социальной перцепции включает восприятие и анализ особенностей внешности, речи и поведения партнера по общению и последующее построение представлений о его личности. При этом человек склонен избирательно подходить к информации, получаемой о партнере по общению: информация, соответствующая уже сложившемуся о нем впечатлению, принимается; информация, противоречащая этому впечатлению, не принимается в расчет. Это явление получило название эффекта ореола (гало-эффекта).

Формирование впечатления о партнере по общению в значительной степени основывается на первом впечатлении, сложившемся об этом человеке. Как правило, первое впечатление оказывает длительное влияние на восприятие данного человека. Это явление получило название эффекта первичности.

Со временем последующая информация о партнере по общению может привести к изменению сложившихся о нем представлений. В подобной ситуации существенное влияние на восприятие партнера по общению начинает оказывать не первое, а последнее по времени впечатление. Это явление носит название эффект новизны (новая информация определяет восприятие человека).

Зачастую познание партнера по общению строится на основе сложившихся у личности стереотипов. (Стереотип – устойчивая схема какого-либо явления или социального объекта.) Это явление получило название эффекта стереотипизации. Стереотипизация упрощает процесс познания, однако, она может искажать восприятие и понимание другого человека.

Дальнейший процесс социальной перцепции направлен на объяснение причин поведения партнера по общению. Поскольку в реальной жизни мы редко точно знаем причины поведения другого человека, мы вынуждены приписывать их. Явление приписывания причин поведения получило название каузальной атрибуции. Личностная каузальность – это приписывание причин поведения личностным особенностям человека (он так поступил, потому что он такой человек). Внеличностная каузальность – это приписывание причин поведения влиянию на человека ситуации (он так поступил, потому что ситуация этого требовала). Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что человек, наблюдающий за событием, преувеличивает влияние личностных черт на поведение; человек, сам участвующий в событии, будет объяснять свое поведение скорее влиянием ситуации.

Интерактивный компонент общения. Общение невозможно без воздействия партнеров друг на друга. Этот факт отражается в соответствующих терминах, описывающих общение ("нажим", "пристройка", "борьба", "топтание на месте" и т. п.). Основное содержание взаимодействия в процессе общения – урегулирование совместной деятельности партнеров. Для понимания содержания общения в каждый конкретный момент времени необходимо понимание смысла действий партнера по общению. Понять смысл действий нам помогает знание позиций партнеров по общению и ситуации взаимодействия.

Позиция – это социальный статус партнеров по общению относительно друг друга в данной конкретной ситуации. Варианты позиций в общении, предложенные Ф. Перлзом: "собака сверху" и "собака снизу". "Собака сверху" – это "хозяин положения", задающий правила поведения и следящий за их выполнением; он критикует и угрожает. "Собака снизу" – это "подчиненный", человек, требующий защиты и покровительства; он лишен инициативы и власти, пассивен.

Анализ взаимодействий в рамках традиционного транзактного анализа предполагает выделение позиций/ролей Преследователя, Жертвы и Помощника. Преследователь – это тот, кто устанавливает ограничения в поведении других и контролирует их исполнение. Жертва – это человек, который делает вид, что страдает от данных ограничений. Помощник – тот, кто помогает (пытается помочь) Жертве.

Авторы подчеркивают, что смысл общения с использованием всех вышеописанных позиций заключается в том, чтобы поставить партнера по общению в зависимость от себя. Такое общение называют манипулятивным.

Э. Берн вводит в анализ взаимодействия понятия "состояния эго" и "трансакция". Состояния Эго – относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения, которые как бы дискретны и проявляются в поведении по отдельности. Таких обособленных комплексов Берн насчитывает три: Родитель, Ребенок и Взрослый. Родитель – такое состояние Эго, чувства, установки и схемы поведения которого относятся к роли родителя. Взрослый – состояние Эго, обращенное к реальной действительности. Ребенок – актуализация комплекса установок и поведения, выработанного в детстве. В каждый момент времени человек может быть либо Родителем, либо Ребенком, либо Взрослым; состояние Эго определяет его позицию в общении. Эффективность общения определяется согласованностью позиций партнеров общения.

Понятие трансакция описывается Берном как взаимодействие партнеров по общению, занимающих определенные позиции. Выделяются следующие виды трансакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые.

Дополнительные трансакции возникают, если партнеры адекватно воспринимают позиции друг друга, одинаково понимают и направляют свои действия в ожидаемом другим направлении:

Пересекающиеся трансакции возникают, когда партнер отвечает с "другой" позиции. Если партнеры не найдут взаимопонимания, то взаимодействие может принять конфликтный характер.

Скрытые трансакции включают взаимодействие одновременно на двух уровнях – явном и скрытом, когда вслух говорится одно, а подразумевается при этом другое. Предполагают глубокое знание партнера либо большую чувствительность к невербальным средствам общения.

Существует несколько подходов к построению классификации ситуаций взаимодействия. В зарубежной социальной психологии широко известна классификация М. Аргайла и А. Грэма. Исследователи выделяют основные черты взаимодействия: цели взаимодействия, правила взаимодействия, система ролей, языковые средства взаимодействия и т. д. Эти черты определяют тип ситуации взаимодействия: официальные события, межличностное взаимодействие с друзьями и родственниками, встречи со знакомыми, формальные контакты, ассиметричные контакты (например, между преподавателем и студентами) и т. д.

В классификации А.А. Леонтьева в основу выделения различных типов ситуаций взаимодействия положен принцип целей общения. На этом основании описываются социальноориентированные, предметноориентированные и личностноориентированные ситуации. Взаимодействие в социальноориентированных ситуациях направлено на изменение психологических характеристик групп людей в сторону их унификации либо рассогласования (между людьми как представителями социальных групп). Взаимодействие в предметно-ориентированных ситуациях направлено на урегулирование совместной деятельности людей. Взаимодействие в личностно-ориентированных ситуациях направлено на изменение психологических характеристик отдельной личности.

Э. Берн выделяет шесть типов совместного проведения времени:

1. Отсутствие – "психологическое" отсутствие партнера, когда он "мыслями и чувствами далеко".

2. Ритуалы – привычные, не несущие никакой смысловой нагрузки, кроме собственного повторения, действия.

3. Развлечения – полуритуальные разговоры на всем известные темы с целью приятного времяпровождения.

4. Совместная активность – целенаправленное взаимодействие.

5. Игры – такое взаимодействие, при котором каждая сторона неосознанно пытается достичь превосходства над другой. Игры носят скрытый характер.

6. Интимность – свободное от игр общение, предполагающее теплое, заинтересованное отношение к партнеру по общению.

Неадекватное понимание партнеров, потребностей в общении, несогласованность позиций, неумение слушать, нежелание понять часто приводят к нарушению общения, к конфликтам.

3.2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ.

Конфликт (лат. conflictus столкновение) – столкновение противоположных интересов, целей, идей, убеждений и т. д., которое сопровождается острыми отрицательными эмоциями. Конфликтвыступает как биполярное явление, т. е. противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленного на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом или субъектами.

Конфликты чреваты негативными, деструктивными последствиями. Они мешают установлению взаимопонимания между людьми, затрудняют принятие решений, ведут к нестабильности и беспорядкам, сопровождаются неприятными переживаниями, могут привести к разрыву отношений. Именно поэтому в сознании большинства людей конфликт приобретает негативную оценку. Между тем, в современных концепциях конфликт характеризуется как нормальное, закономерное явление в жизни человека, которое не всегда приводит к разрушению, а напротив – выполняет ряд позитивных функций.

Конфликты могут быть источником развития, сигналом к изменениям. Разрешение конфликта переводит взаимоотношения на новый, качественно иной уровень, способствует усилению взаимопонимания, доверия между людьми, повышению сплоченности, сближению, стабильности в отношениях. Конфликтами можно управлять в направлении преодоления их отрицательных последствий и использования их конструктивного потенциала.

Структура конфликта. Конфликтная ситуация – совокупность всех объективных и субъективных условий, при которых возможно возникновение и развитие конфликта. Элементами конфликтной ситуации являются оппоненты и предмет конфликта

Оппоненты (субъекты) конфликта – противоборствующие стороны (индивиды, малые и большие социальные группы, общности, государства и т. д.). Оппоненты в конфликте характеризуются определенным рангом и силой. Ранг определяется статусом участника конфликта, той позицией, которую он занимает по отношению к своему оппоненту. Чем выше ранг, тем большей силой обладает оппонент. Сила характеризует возможность и способность отстоять в конфликте свои интересы.

Предмет конфликта – причина конфликта, его движущая сила, лежащее в его основе противоречие. При наличии оппонентов и предмета конфликта можно говорить о сложившейся конфликтной ситуации.

Субъективный образ конфликта предполагает осознание несовместимости интересов, взглядов, потребностей и т. д.

Инцидент – первоначальное действие, направленное на овладение предметом конфликта или ущемление интересов оппонента и провоцирующее конфликт. Инцидент отличается от предмета конфликта как повод от причины.

Конфликтное взаимодействие характеризуется совершением участниками конфликта действий, направленных на реализацию в конфликте их собственных интересов.

Исход конфликта – это результат конфликта.

Динамика конфликта. В динамике конфликта можно выделить несколько фаз:

1. Возникновение конфликтной ситуации. На этом этапе возникает противоречие, выделяются противоположные стороны – оппоненты, растет напряженность в отношениях между ними, накапливается неудовлетворенность сложившейся ситуацией.

2. Осознание ситуации как конфликтной. На данном этапе участники осознают несовместимость своих целей, взглядов и т. д. Возникает ощущение угрозы их интересам. В качестве конфликтной может восприниматься ситуация, не имеющая в своей основе объективного противоречия. В этом случае речь идет о так называемом ложном конфликте. Возможно и обратное: объективно существующая конфликтная ситуация не рассматривается сторонами как противоречивая. Конфликт в этом случае отсутствует.

3. Переход к конфликтному поведению. В зависимости от того, насколько человек стремится удовлетворить свои интересы и интересы оппонента, выделяют следующие стили поведения в конфликте:

· Стиль уклонения – игнорирование проблемы, стремление избежать взаимодействия с партнером по общению в связи с возникшими разногласиями. Не отстаиваются собственные интересы, не рассматриваются интересы оппонента.

· Стиль приспособления –человек отказывается от собственных интересов в пользу интересов партнера.

· Стиль конкуренции – стремление отстоять свою позицию без учета интересов оппонента.

· Стиль сотрудничества предполагает выработку взаимовыгодного, интегративного решения, полностью удовлетворяющего интересы обеих сторон.

· Стиль компромисса предполагает поиск решения, частично удовлетворяющего обе стороны конфликта на основе взаимных уступок.

Наиболее эффективным традиционно считается стиль сотрудничества. Но, в зависимости от ситуации, адекватным и приемлемым может оказаться любой из перечисленных вариантов поведения в конфликте.

4. Разрешение конфликта. О полном разрешении конфликта можно говорить лишь в случае удовлетворения интересов обеих сторон. В противном случае сохраняется неудовлетворенность исходом конфликта и он может вспыхнуть с новой силой, трансформироваться и перерасти в новый конфликт. При любом исходе конфликта напряженность в отношениях между его участниками сохраняется некоторое время.

Классификация конфликтов По количеству участников конфликты делятся на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Внутриличностные конфликты –это конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т. д.), представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями. Примером является несовпадение желаний и возможностей человека. Межличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между отдельными людьми (между матерью и ребенком, между друзьями). В случае конфликта между личностью и группой наблюдается противоречие в отношениях отдельного человека и группы людей (конфликт между преподавателем и студенческой группой, между руководителем и подчиненными). Межгрупповые конфликты – это конфликты между малыми и большими социальными группами (конфликты между семьями, компаниями приятелей, а также межклассовые, межнациональные столкновения).

По исходам конфликты делятся на конструктивные (функциональные), стимулирующие развитие взаимоотношений, и деструктивные (дисфункциональные), тормозящие развитие, несущие разрушения.

По степени эмоциональной окрашенности конфликты делятся на деловые, затрагивающие сферу формальных отношений между людьми, и эмоциональные, охватывающие неформальные отношения.

По лежащему в основе конфликта противоречию выделяют мотивационные и когнитивные конфликты.

Мотивационные конфликты – конфликты интересов, вызванные ситуациями, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу.

Три типа мотивационных внутриличностных конфликтов:

1. Человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами.

2. Необходимо сделать выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. Мотив "из двух зол меньшее" затруднен равной интенсивностью мотивов избегания.

3. Одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет и плюсы и минусы.

Когнитивные конфликты – конфликты ценностей, обусловленные ситуациями, в которых разногласия между участниками возникают из-за несовместимости представлений, имеющих для них особое значение. Конфликт ценностей возникает тогда, когда различия в системах ценностей оказывают влияние на взаимодействие людей или же когда они начинают «посягать» на ценности друг друга, например, навязывать свои взгляды, вкусы, точки зрения и т. д.

По времени протекания конфликты делятся на кратковременные и затяжные.

Кроме того, в зависимости от сферы проявления выделяют семейные, служебные, бытовые и т. д.

Классификация ролевых конфликтов. Ролевые конфликты связаны с возникновением противоречий между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением. Выделяют следующие виды ролевых конфликтов. Конфликт "Я – роль" возникает из-за существующих противоречий между требованиями роли и возможностями личности, то есть из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли. Межролевой конфликт, когда разные ролевые позиции личности (и, соответственно, требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми. Внутриролевой конфликт возникает, когда личность на данной социальной сцене выполняет только одну роль, но отсутствует согласие относительно требований к ее ролевому поведению.

Причины возникновения конфликтов. Причины конфликтов разнообразны: различия в целях или способах достижения целей, интересах, взглядах, неполная или неточная информированность, слухи, взаимное непонимание, стремление к превосходству, проявления агрессивности, нарушение норм общения и т. д.

Все разнообразие причин конфликтов можно разделить на объективные и субъективные. К объективным факторам относят реально существующие в действительности обстоятельства, при которых возможно возникновение конфликта: ограниченность ресурсов, статусно-ролевые позиции участников конфликта, отношения господства-подчинения и др. Субъективные факторы складываются на основе индивидуальных особенностей участников конфликтного взаимодействия: предубеждения, иллюзии, неадекватное, искаженное восприятие ситуации, партнера по общению, характерологические особенности человека, его психическое состояние и т. д.

Типичным искажением является "черно-белая стилистика" в восприятии конфликтной ситуации, себя и партнера по общению ("Я – хороший, он – плохой"): переоценка собственных достоинств, сознание собственной правоты, преуменьшение своих недостатков, а также построение негативного образа оппонента, которому приписывается нечестность, несправедливость, глупость и т. д. Рассматривая таким образом партнера и видя в нем прежде всего противника, врага, человек стремится победить в конфликте, вступает в противоборство с оппонентом, возможность сотрудничества при этом игнорируется, не принимается в расчет.

Источником конфликта может стать конфликтная личность, характеризующаяся склонностью к конфликтному реагированию. Конфликтность личности связана с такими ее особенностями как нетерпимость к другим, некритичность к себе, несдержанность, импульсивность, агрессивность.

Выделяют следующие конфликтные типы личности. Конфликтная личность демонстративного типа характеризуется стремлением быть в центре внимания и производить положительное впечатление на окружающих, эмоциональностью. В конфликте такая личность не испытывает дискомфорта, скорее любуется своими страданиями и стойкостью. Конфликтная личность ригидного типа отличается жесткостью установок, негибкостью мышления, консервативностью, прямолинейностью, некритичностью к себе. Такой человек не признает взгляды и убеждения, отличные от его собственных, обидчив и подозрителен. Особенностями конфликтной личности неуправляемого типа являются импульсивность, неуравновешенность, непредсказуемость поведения, агрессивность, некритичность к себе, склонность обвинять в своих неудачах окружающих. Конфликтная личность сверхточного типа требовательна к себе, предъявляет повышенные требования к окружающим, эмоционально сдержанна, скрупулезна, чувствительна к деталям. Конфликтную личность "бесконфликтного" типа отличают внутренняя противоречивость, непоследовательность поведения, чрезмерное стремление к компромиссу, зависимость от мнения окружающих. Такой человек легко меняет свои убеждения, взгляды под давлением окружающих, легко поддается убеждению, внушению.

Конфликтность может быть обусловлена не только характерологическими особенностями человека, но и особенностями ситуации, в которой он оказался. Под влиянием неблагоприятных обстоятельств (неопределенность ситуации, недостаток информации, высокая ответственность и т. д.) конфликтность личности может повышаться. В этом случае речь идет о ситуативно конфликтной личности.

Управление конфликтами. Необходимость управления конфликтом обусловлена возможностью деструктивного исхода, разрушительным потенциалом конфликта. Управлять конфликтом значит контролировать ход его развития, воздействовать на процесс конфликта, направляя его в конструктивное русло и предупреждая возможные негативные последствия.

Управление конфликтом включает в себя:

· прогнозирование хода развития конфликта, анализ конфликта, его причин, условий;

· предупреждение и профилактику деструктивности конфликта через оптимизацию взаимодействия, устранение потенциальных причин конфликта;

· стимулирование развития конструктивного конфликта;

· регулирование и разрешение конфликта.

Разрешение конфликта предполагает достижение согласия между его участниками. Критерием разрешенности конфликта является удовлетворенность участников его исходом.

Модели разрешения конфликтов. Силовая модель предполагает реализацию собственных интересов за счет интересов оппонента, стремление победить любой ценой, даже с использованием силы.

Интегративная модель разрешения конфликтов имеет в своей основе поиск взаимовыгодного решения, полностью удовлетворяющего интересы обеих сторон в конфликте.

Компромиссная модель разрешения конфликтов характеризуется стремлением достичь соглашения на основе взаимных уступок.

Способы разрешения конфликтов. Все многообразие способов разрешения конфликтов можно разделить на силовые (с ориентацией на победу в конфликте) и переговорные.

Использование силы может привести к прекращению конфликта, но не его полному разрешению. В случае победы в конфликте одной из сторон остается неудовлетворенность его исходом у другого участника конфликта. Противоречие, лежащее в основе конфликта, сохраняется. Это ведет к осложнению отношений между оппонентами.

Переговоры направлены на организацию коммуникации, диалога, конструктивного взаимодействия между участниками конфликта. Это создает условия для взаимного обмена мнениями, обсуждения проблемы и выработки взаимоприемлемого решения, а значит и для конструктивного разрешения конфликта. Именно в процессе диалога проясняются интересы, убеждения, точки зрения конфликтующих сторон, достигается лучшее понимание людьми друг друга. Участники конфликта получают возможность проговорить свои разногласия, рассказать о своих переживаниях, опасениях, ожиданиях в отношении партнера по общению, о том, что в сложившейся ситуации, поведении партнера не удовлетворяет, а также узнать и понять интересы другой стороны, ее желания и ожидания, получить обратную связь. Участники конфликта часто не умеют выразить свои интересы, переживания, остаются непонятыми, раздражаются, не достигая желаемого. Это чревато развитием конфликта и нарушением отношений между людьми. Переговоры, организация коммуникативного процесса призваны устранить непонимание и создать условия для достижения согласия, интегративного разрешения конфликта.

При решении конфликта важно различать интересы и позиции участников конфликта.

Интересы – мотивы, движущая сила поведения человека в конфликте.

Позиция – форма выражения интереса. В конфликте необходимо перейти от позиций к интересам. За противоречием позиций оппонентов могут стоять интересы, которые могут быть совместимыми. Хрестоматийным примером является конфликт, в котором один человек хочет открыть окно, а другой выступает против открытия окна. Это позиции участников, которые являются противоречивыми и несовместимыми: нельзя одновременно открыть окно и оставить его закрытым. Твердо отстаивая свои позиции, участники не придут к согласию. Важно определить стоящие за этими позициями интересы: проветрить помещение и избежать сквозняка, возможности простудиться. Перейдя от позиций к интересам, участники могут выработать взаимовыгодные варианты решения, совмещающие интересы обеих сторон в конфликте (обеспечить доступ свежего воздуха в помещение и избежать возможности простудиться, сквозняка можно открыв окно и покинув помещение на время проветривания).

Для поиска вариантов разрешения конфликта можно использовать метод мозгового штурма, при котором участники обсуждения предлагают самые разнообразные, даже невероятные решения. При этом не допускается никаких оценок, критики, комментариев выдвигаемых предложений. Лишь на следующем этапе осуществляется оценка всех альтернативных решений и выбор наиболее приемлемого.

Метод принципиальных переговоров направлен на выработку интегративного решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон в конфликте. Авторы предлагают при разрешении конфликта:

1. Не переходить на личности. Объектом внимания должно быть лежащее в основе конфликта противоречие интересов, идей, взглядов и т. д. Нет необходимости при этом обсуждать личность оппонента, тем более что это вряд ли приведет к ее изменению.

2. Сосредоточиться на интересах, а не на позициях.

3. Выработать альтернативные варианты взаимовыгодных решений.

4. Использовать объективные критерии оценки принимаемого решения.

Возможно использование и такого метода как медиаторство (посредничество ). В разрешении конфликта может принимать участие третья сторона, выступающая в качестве посредника. Задачей посредника является подготовка и организация процесса обсуждения, стимуляция сотрудничества. Посредник способствует прояснению позиций, интересов, взаимных ожиданий участников. Принципы деятельности посредника: нейтральность и безоценочность по отношению к оппонентам, максимально возможная объективность, независимость от конфликтующих сторон, конфиденциальность, процедурный характер деятельности (организация процесса коммуникации). Посредник несет ответственность не за характер принимаемого решения, а за создание условий для принятия этого решения. В случае необходимости посредник может оказывать содержательную помощь участникам конфликта при условии его компетентности в данной области.

Часто разрешению конфликта препятствуют негативные эмоции, сопровождающие конфликтное взаимодействие, негативное отношение к личности оппонента, напряженность в отношениях, недоверие к партнеру, некритичность к своей позиции и нетерпимость к другим точкам зрения.

Существует большое количество приемов, позволяющих преодолеть подобные препятствия, получившие в литературе также название косвенных методов урегулирования конфликтов.

Метод " выхода чувств" дает возможность беспрепятственного выражения человеком своих отрицательных эмоций, что способствует снижению эмоционального напряжения.

Обмен ролями: участникам конфликта предлагают обменяться ролями и обсудить сложившуюся ситуацию с позиции оппонента, с учетом его интересов. Это позволит лучше понять другую сторону, по-новому взглянуть на существующий конфликт, сделать обсуждение более продуктивным.

Контролируемый диалог: один из участников излагает свое понимание спорного вопроса. Оппонент должен перефразировать, т. е. повторить своими словами его утверждения. В случае искажения говорящий поправляет свое "живое эхо". Затем изложить свое понимание может другой участник конфликта. Это позволяет вовлеченным в конфликт понять позицию и интересы другого, вместо того, чтобы пытаться ее изменить.

Вехи. Этот прием позволяет по-новому взглянуть на оппонента, увидеть в нем человека со своими достоинствами и недостатками. Необходимо рассказать биографию оппонента, важные события из его жизни от первого лица, а затем сформулировать суть конфликта и что необходимо сделать для его разрешения. Отношение к оппоненту, к конфликту в целом при этом может измениться.

Для коррекции поведения в конфликте может быть использован социально - психологический тренинг, позволяющий сформировать навыки управления конфликтом, оптимизирующие выбор способа поведения в конфликте. К ним относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений: приемы и техники слушания, Я-высказываний, ведения диалога, осуществления обратной связи, различения позиций и интересов, саморегулиции и т. д.

Способы и приемы разрешения конфликтов разнообразны. Важно, чтобы участники конфликта проявляли готовность к достижению согласия и сотрудничеству.

3.3. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регуляция и саморегуляция психических состояний, аутогенная тренировка | Новикова В.И
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.