Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №10. Понятие и показатели рыночной конъюнктуры, их использование для анализа и прогнозирования цен

1. Показатели рыночной конъюнктуры

2. Методы исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики

3. Методы исследования отраслевой структуры

1. Показатели рыночной конъюнктуры

Конъюнктура рынка (рыночная конъюнктура) — ситуация на рынке, сложившаяся на данный момент или за какой-то промежуток времени под воздействием совокупности условий.

Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние всего мирового хозяйства или экономики какой-либо одной страны на тот или иной период времени.

Конъюнктура товарных рынков изучает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.

Характерные черты конъюнктуры: непостоянство, изменчивость и частые колебания, противоречивость, неравномерность, единство противоположностей (несмотря на противоречивость).

Постоянно действующие факторы конъюнктуры: научно-технический прогресс, влияние монополий, вмешательство государства, инфляция, сезонность и др.

Непостоянные (стихийные) факторы конъюнктуры: социальные конфликты, стихийные бедствия, политические кризисы и др.

Важнейшим элементом методологии анализа и прогноза рыночной конъюнктуры является установление активности и характера действия циклических факторов, определение фазы цикла, сроков перехода цикла в следующую фазу и его динамика в перспективе.

Цикличность рынка — постоянные краткосрочные и долгосрочные колебания рынка, связанные с глубинными экономическими и социальными процессами.

Экономический цикл содержит фазы подъема, высокой конъюнктуры (бум), спада (рецессия) и низкого уровня экономической активности (депрессия). Подобный цикл длится от 3 до 5 лет.

Экономический подъем. В фазе подъема увеличиваются занятость, доходы, спрос и денежная масса. Все больше загружаются производственные мощности. Так как растущий спрос уравновешивается эластичным предложением (конъюнктура высокого спроса), цены вначале растут лишь незначительно.

Высокая конъюнктура (бум). При переходе к буму спрос превышает предложение. Повышается темп развития инфляции (ценовая конъюнктура).

Производственные мощности полностью загружены и даже частично перегружены. Падает спрос со стороны предпринимателей на основные средства производства.

Спад. В результате сокращающегося спроса на средства производства в отраслях промышленности, производящих средства производства, начинается свертывание производства и появляется безработица. Сокращаются доходы индивидуальных домашних хозяйств и спрос на потребительские товары. В промышленности, выпускающей потребительские товары, начинаются увольнения персонала. Падает прибыль, уменьшаются ставки заработной платы, замедляется рост цен, увеличивается доля безработных.

Низкий уровень экономической активности (депрессия).

Слабая инвестиционная деятельность предприятий и низкий потребительский спрос достигают самого низкого уровня в экономике при высокой доле безработных. Производственные мощности не загружены. В банках образуется значительный резерв ликвидных активов.

Цикл Кондратьева или цикл длинных волн — теоретический долгосрочный цикл, при котором движение от бума к рецессии занимает около 30 лет и на который накладываются деловые циклы с меньшим периодом.

Существует определенная группа показателей, которые можно назвать индикаторами экономического цикла.

Индикаторы экономического цикла — определенная группа показателей, которые своевременно предупреждают о предстоящем подъеме или спаде.

Индикаторы экономического цикла делятся на три группы.

Опережающие показатели начинают падать до того, как экономика достигает пика, и начинают расти до того, как экономика проходит зону спада. Например, в США используются 11 опережающих индикаторов экономического цикла: средняя продолжительность рабочей недели в промышленности; среднее число сверхурочных часов;

число новых заказов в отраслях, производящих потребительские товары и материалы; число компаний, заявивших о снижении продаж;

число вновь создаваемых деловых предприятий; число новых строительных контрактов; изменения в запасах по промышленности и торговле; индекс цен материалов; индекс фондового рынка Стандарт энд Пурс 500; денежная масса (предложение денег, денежный агрегат М2); индекс ожиданий потребителя.

Совпадающие показатели изменяются одновременно с изменением экономической активности. Сводный индекс по совпадающим параметрам состоит из четырех показателей: личный доход за вычетом трансфертных платежей; ВНП; численность работающих в несельскохозяйственном производстве; объем продаж обрабатывающей промышленности.

Запаздывающие показатели начинают изменяться на 4-9 месяцев позднее изменений, произошедших в экономике. Сводный индекс по запаздывающим параметрам состоит из следующих семи показателей: численность безработных; удельные расходы на зарплату в общей выручке в промышленности; средний уровень процентной ставки коммерческих банков; ссуды (кредиты) торгово-промышленным предприятиям; соотношение потребительского кредита к доходу; изменение индекса потребительских цен; отношение товарных запасов к объему продаж.

В зависимости от того, как изменяется значение показателей в ходе конъюнктурного цикла, их можно подразделить на:

• проциклические — показатели, значения которых в фазе подъема увеличиваются, а в фазе спада — уменьшаются (на­пример, выпуск продукции, общий уровень цен, скорость об­ращения денег);

• контрциклические — показатели, значения которых во времени спада увеличиваются, а во времени подъема умень­шаются (например, уровень безработицы, число банкротств, размеры производственных запасов готовой продукции);

• ациклические — показатели, динамика которых не обнару­живает связи с фазами экономического цикла (например, объем экспорта).

Изучение конъюнктуры осуществляется с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на рынке изменения и определить тенденции в развитии конъюнктуры, то есть составить прогноз.

В число этих показателей входят:

1. Данные о промышленном производстве (объем, структура и динамика предложения). Данные о промышленном производстве дают возможность судить о конкурентоспособности той или иной страны на мировом рынке или той или иной отрасли промышленного производства.

2. Динамика капиталовложений. Анализ динамики капиталовложений позволяет сделать вывод о том, как в дальнейшем будет развиваться производство. Если объем инвестиций в ту или иную отрасль увеличивается, значит, спрос на ее продукцию находится на высоком уровне, поступление заказов растет, и производство, ско­рее всего, будет расширяться. И, наоборот, если капиталовложения сокращаются — спрос снижается, что может привести к свертыванию производства.

3. Сведения о заказах — показатель, позволяющий оценить загрузку производственных мощностей на перспективу.

4. Показатели по труду (средняя продолжительность рабочей недели, уровень безработицы, фонд заработной платы).

5. Показатели внутреннего товарооборота (обороты розничной торговли, индексы стоимости жизни, данные о движении товарных запасов, размеры продаж в кредит, информация о внутренних перевозках грузов и т. д.).

Данные показатели особенно важны при изучении конъюнктуры рынков товаров потребительского назначения. Обороты розничной торговли являются одним из важнейших конъюнктурных показателей, дающих возможность оценить изменения в платежеспособном спросе населения.

6. Показатели внешней торговли (объем и географическое распределение экспорта и импорта).

Практически все изменения, которые претерпевает экономика страны в ходе цикла воспроизводства, находят отражение в динамике и структуре внешней торговли. Рост промышленного производства сопровождается увеличением внешнеторговых оборотов, а за кризисным спадом в сфере производства следует сокращение внешней торговли.

7. Данные, характеризующие положение в кредитно-денежной сфере (эмиссия ценных бумаг, курс акций, учетный процент, валютный курс, количество денег в обращении, показатели движения банковских депозитов и т. д.).

8. Цены (средние цены по товарным группам, индекс цен производства, индекс потребительских цен, индекс-дефлятор).

Цены являются одним из важнейших показателей, в динамике и колебаниях которого отражаются изменения многих других данных. Анализ движения товарных цен необходим как для полной характе­ристики состояния экономики в целом, так и при изучении положения конъюнктуры на каком-либо товарном рынке.

Прогнозирование конъюнктуры — определение наиболее вероятных оценок состояния конъюнктуры в будущем.

Методы прогнозирования конъюнктуры: экспертных оценок, статистической экстраполяции, экономико-математического моделирования, комбинированные.

Информация, необходимая для анализа и прогнозирования конъюнктуры: конъюнктурные обзоры, данные опроса специалистов и покупателей и т.д.

2. Методы исследования экономической конъюнктуры рынка

и ценовой динамики

Средние цены и обобщающий уровень цен

Изучение рыночной конъюнктуры начинается с анализа средних цен.

Уровень цен - обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими по­требительскими свойствами.

Индивидуальный уровень цены — это абсолютная величина — сумма денег, уплачиваемая на рынке за товарную единицу.

Для совокупности однородных товаров на основании индивидуальных цен можно рассчитать средний уровень цен.

Средний уровень цен — обобщающий показатель уровня цен, исчисляется по однородным группам товаров, во времени и в пространстве.

Для расчета средних цен используются разные формы средних величин:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ценообразование и кредитные отношения | Средняя хронологическая взвешенная
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.