Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средняя гармоническая взвешенная

Средняя арифметическая взвешенная

Применяется в том случае, когда в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении;

где pq — товарооборот в рублях.

Применяется в том случае, когда в качестве весов используются данные о продаже товаров в стоимостном выражении.

В качестве обобщающего уровня цен можно рассматривать показатель стоимости фиксированной потребительской корзины, который объединяет различные уровни цен в качественно новый обобщающий уровень цен. Данный показатель будет характеризовать не только обобщающую цену фиксированного набора товаров, но и «цену жизни».

Индивидуальный индекс цен — отношение цен товаров-представителей текущего периода к базисному.

Индекс цен (общий) — относительная величина, характеризующая изменение цен совокупности разнородных товаров.

Индекс цен Ласпейреса — индекс цен, взвешенных по весам базисного периода; основная форма индекса, используемая на практике:

Индекс цен Пааше — индекс цен, взвешенных по весам текущего периода:

Индекс цен Фишера (идеальный индекс) — средняя геометрическая из произведения индексов цен Пааше и Ласпейреса:

Индекс средних цен — отношение средних цен текущего периода к базисному; представляет собой индекс переменного состава и может быть разложен на индекс фиксированного состава и индекс структурных сдвигов:

Существуют также фондовые индексы (индекс Доу-Джонса Нью-Йоркской фондовой биржи, Стандарт энд Пурс, «Financial Times», «Футси 100», Российский фондовый индекс).

Инфляция — повышение общего уровня цен и обесценивание денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

Различают подавленную инфляцию и открытую.

Подавленная инфляция имеет место в случае, когда при увеличении совокупного спроса на товары и услуги правительство пытается предотвратить рост цен и номинальных доходов путем прямого административного вмешательства в действие рыночных механизмов. Обычно это происходит в форме фиксации цен, установления пределов повышения цен и заработной платы и т. п. Неизбежное следствие такой политики — дефицит товаров, услуг, производственных ресурсов, включая рабочую силу.

Открытая инфляция имеет место в том случае, когда правительство не прибегает к прямому контролю за ценами и заработной платой. При этом избыточный рост денежной массы приводит к повышению цен и номинальных доходов. Товарного дефицита в широких масштабах, как правило, не возникает. Отрицательные последствия открытой инфляции не столь очевидны, как у подавленной. Ведь повышение цены товара неблагоприятно сказывается на покупателе, но улучшает положение продавца. Повышение уровня цен обычно сопровождается повышением номинальных доходов. Тем не менее открытая инфляция приводит к негативным социально-экономическим последствиям.

Индекс инфляции — показатель, характеризующий динамику инфляции; обычно исчисляется, как индекс потребительских цен.

Индекс потребительских цен — показатель, отражающий динамику цен на потребительские товары и услуги; строится по ценам товаров-представителей, входящих в потребительскую корзину; обычно имеет форму индекса Ласпейреса.

Товар-представитель — конкретная марка, артикул или малая товарная группа, в основе которой лежит общность потребительского назначения.

Дефлятор валового национального продукта (в России — дефлятор валового внутреннего продукта) оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, учитывает не только изменение цен товаров народного потребления, но и цен товаров, используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых товаров и услуг. Определяется по индексу Пааше с периодичностью расчета один раз в квартал или раз в год.

Для измерения инфляции используется также индекс покупательной способности денежной единицы, показывающий, во сколько раз обесценились деньги. Данный индекс находится в обратном отношении к индексу цен. Если дан индекс цен на товары и индекс цен на услуги, то индекс покупательной способности денежной единицы будет средняя величина из их обратных отношений, взвешенная по удельным весам приобретаемых товаров и услуг в денежных затратах населения.

3. Методы исследования отраслевой структуры

При анализе структуры рынка часто используются количественные методы оценки уровня его концентрации.

Пороговая доля рынка — законодательно установленная процентная доля отдельного предприятия в общем объеме продаж какого-либо товара.

По российскому законодательству (в редакции 1995 г.) безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% рынка. Фирма, имеющая на рынке пороговую долю от 35% до 65%, также может быть признана монополистом, если антимонопольные органы докажут, что она занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет этим. Данный показатель как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что применяется к отдельному предприятию и не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом.

Индекс концентрации характеризует долю нескольких (например, 3, 4, 8, 12) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется в качестве суммы рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.

Например, для трех крупнейших фирм

CR3 = 20% + 12% + 10% = 42%.

Если индекс концентрации приближается к 100, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим выше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный.

Однако индекс концентрации не учитывает особенности рыночной структуры всей отрасли, кроме того, и в самом «ядре» рынка может быть различное распределение долей. Не учитывает данный показатель и долю рынка, покрываемую за счет импорта. По этой причине он может показать завышенный уровень концентрации отрасли. Применяется в качестве дополнительного показателя совместно с другими показателями концентрации.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) можно также рассматривать как индекс концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка. Рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме

HHI=S[k2]

В отечественной практике оценка состояния концентрации на товарных рынках определяется по значениям коэффициентов концентрации для трех крупнейших фирм и индекса Херфиндаля-Хирш­мана.

При CR3 < 45%, НН1< 1000 концентрация считается нормальной; при 45%<CR3< 70%, 1000<HHI<2000 — средней, высокая степень концентрации достигается при CR3 > 70%, HHI > 2000.

Индекс Линда применяется в Европе (в странах ЕС). Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких (m) крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от него индекс Линда ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.

Для двух крупнейших фирм он равен процентному отношению их рыночных долей: IL = k1/ K2 x 100%.

Если К1 = 50%, К2= 25%, то IL = 200%.

Для трех крупнейших фирм индекс Линда определяется по фор­муле:

Для четырех фирм:

Контрольные вопросы:

1. Какими показателями характеризуется экономическая конъюнктура рынка?

2. Какими событиями характеризуются циклические изменения экономики страны?

3. Какие показатели характеризуют уровень отраслевой конкуренции?

4. Как рассчитываются индексы потребительских цен, индекс-дефлятор ВВП и средний уровень цен?


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Биншток Ф.И. Ценообразование М:, Инфра 2001

2. Герасименко В.В. Ценообразование М:, Инфра 2005

3. Голощапов Н.А. Организация ценообразования на предприятии М:, Гелан 2000

4. Голощапов Н.А., Соколов А.А. Цены и ценообразования М:, 2004

5. Желтякова И.А., Маховникова Г.А. Цены и ценообразование, Тесты и задачи СПб, 1999

6. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование М., Бэк, 1997

7. Нэгл Т. Холден Р. Стратегия и тактика ценообразования СПб, 2001

8. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование М., ИД ФБК – Пресс, 2001

9. Салимжанов И.К. Ценообразование М., Финстатинформ, 2002

10. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Электронный учебник, 2000

11. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия СПб, 2003

12. Уткин Э.Р. Цены, ценообразование, ценовая политика М., Тандем, 1997

13. Шуляк П.А. Ценообразование М., Дашков и К, 2003

14. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова СПб, 2004


 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. Федеральный закон от 21.07.2006 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

4. Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия. Утверждены приказом Министерства экономики РФ от 1.10.97 г. №118.

5. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике. М.: Дело и сервис, 2002.

6. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учебное пособие. М.: ЮРАЙТ, 2004.

7. Беляева И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В., Авдиенко О.Б. Ценообразование. М.: Кнорус, 2005.

8. Бутакова М.М. Практикум по ценообразованию. М.: Кнорус, 2006.

9. Герасименко В.В. Ценообразование. Учебное пособие. М.: ИНФРА – М, 2005.

10. Дейли Д.Л. Эффективное ценообразование – основа конкурентного преимущества. М.: Вильямс, 2004.

11. Долженкова В.Г. Статистика цен: учебное пособие для Вузов. М.: Филинъ/Рилант, 2000.

12. Куликов А.Л. Цены и ценообразование: учебное пособие. М.: ПРОСПЕКТ, 2005.

13. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: учебник для вузов. М.: БЕК, 2000.

14. Липсиц И.В. Ценообразование (управление ценообразованием в организации) М.: Экономистъ, 2004.

15. Липсиц И.В. Ценообразование. Учебник. М.: Магистр 4-е издание, 2008.

16. Лысова Н.А., Чернева Л.Ф. Управление ценами. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2009.

17. Маховикова Г.А., Желтякова И.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. ПИТЕР, 2009.

18. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование. Учебное пособие. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.

19. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.

20. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. Учебник для Вузов. ПИТЕР, 2003.

21. Томас Т. Нэгл. Стратегия и тактика ценообразования (3-е издание). ПИТЕР, 2004.

22. Финансовый менеджмент/ под ред. Проф. Е.И. Шохина. М.: ФБК-ПРЕСС, 2002.

23. Цены и ценообразование/ под ред. В.Е. Есипова. СПб.: ПИТЕР, 2000.

24. Ценообразование и налогообложение/ под ред.И.К. Салимжанова. М.: Проспект, 2003.

25. Ценообразование/ под ред. Проф. Г.А. Тактарова. М.: Финансы и статистика, 2008.

26. Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое пособие. М.: Дашков и К, 2003.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средняя хронологическая взвешенная | Принципы экологической экспертизы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.