КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9 КУЛЬТУРа и цивилизация
И предпринимательства!
Лицензия Министерства образования РБ № 10 от 17.06.1993 г. Сертификаты о государственной аккредитации № 52 от 08.11.1999 г., № 63 от 19.06.2000 г.
В институте 5 факультетов, аспирантура, 17 кафедр, 5 отделений
Ø ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА Ø ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Ø УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Ø ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Ø ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
АСПИРАНТУРА Специальность 08.00.05 “Экономика и управление народным хозяйством” (по отраслям и сферам деятельности: экономика, организация
НАШИ АДРЕСА: 220086 г. Минск, ул. Славинского, д. 1, корп. 3 Факс 263 56 33 E-mail: IMB_INFO@AVILINK.NET Приемная комиссия. Тел. 263 79 83 222120 г. Борисов, ул. Строителей, 2а. Тел. 6 58 87 213800 г. Бобруйск, ул. Шинная, 13. Тел. 4 77 62 225710 г. Пинск, ул. Техническая, 6. Тел. 37 15 02; 37 15 50 247400 г. Светлогорск, ул. Интернациональная, 1. Тел. 2 13 31 1 Понятие цивилизации. 2 Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация». 3 Цивилизационный подход в культурологии.
1 Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода и справедливость. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо в 1756 г. Уже у Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией».Для французских просветителей цивилизация – это, прежде всего, определенный уровень нравственного развития человечества, этап реализации подлинной добродетели. Вместе с тем широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровнядуховно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т. д. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д. Цивилизация – это конкретная социокультурная система, ограниченная определенными пространственно-временными рамками и имеющая четко выраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития. Цивилизация как целостная социокультурная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Определенность цивилизации придает духовный фактор – своеобразный склад психической жизни, воплощенный в особенностях культуры: ценностях, нормах, обычаях и традициях, культурных образцах и т. д.
2 Понятия «культура» и «цивилизация» занимают важнейшее место в современном культурологическом знании. Они тесно связаны как по своему происхождению, так и по основным значениям. Тем не менее, между этими понятиями имеются существенные различия и по смыслу, по употреблению в различных контекстах. И «культура», и «цивилизация» могут в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды. Оба понятия могут употребляться как антонимы понятий «дикость», «варварство», «невежество». Оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному состоянию, или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация. Так, говорят о «первобытной культуре», но не о «первобытной цивилизации». Зато широко используется термин «цивилизации Древнего Востока», применяемый к древним культурам Египта, Междуречья, Индии, Китая и др. Как «культура», так и «цивилизация» применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры. Так, «античная культура» и «античная цивилизация» значат одно и то же. Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация» связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит (если оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии, то оно чаще применяется к явлениям так называемой «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали. Слово «цивилизация» обычно относится к явлениям так называемой «материальной культуры» (техника, производительные силы экономики, жилище, транспорт и связь и т. д.) и к общественной жизни. Сегодня, когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем экономического, технического и социального развития (США, западноевропейские государства, Япония). Но, с другой стороны, «культурной страной», «страной высокой культуры» могут назвать и относительно бедную страну, с низким или средним уровнем социально-экономического и технического развития. Отдельные культурологи специально проводят четкое различие между «культурой» и «цивилизацией». Наиболее известным примером такого рода является концепция, которую О. Шпенглер предложил в своей работе «Закат Европы». По Шпенглеру, культура и цивилизация представляют собой соответственно раннюю и позднюю стадии развития локальных культур. Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации), характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах-мегаполисах, истребительными войнами. Цивилизация – период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель. Однако в культурологии имеется и противоположный подход, отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, культура, по его мнению, составляет стержень цивилизации. 3 Опыт использования понятия «цивилизация» в гуманитарных науках и культурологические исследования цивилизаций сформировали то направление в культурологии, которое можно назвать (с достаточной степенью условности) цивилизационным подходом к изучению культурологических проблем. Здесь выделяется теория локальных (от латинского «определенное место») цивилизаций, немецкого историка культуры О. Шпенглера, а также концепции английского историка А. Д. Тойнби, американского социолога и культуролога П.А. Сорокина и других. К этим идеям были близки размышления русских славянофилов Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, отдельные элементы европейской «философии жизни» и «теории культурных кругов» немецких антропологов-диффузионистов. В основу цивилизационного подхода лег принцип органичности, согласно которому цивилизация (культура) рассматривалась как аналог живого организма, целостного, замкнутого, относительно изолированного от других организмов и окружающей среды, но связанного с ней посредством обмена энергией. Цивилизация представала не общим отличием человечества от животного мира и неживой природы, а в качестве ряда признаков, отличающих одну группу людей от других. Из принципа органичности вытекала идея циклического развития каждой цивилизации. Она резко отличалась от преобладавших в XIX веке представлений об универсальности, всеобщности непрерывно линейного, эволюционного развития культуры. С позиций цивилизационного подхода, культура, как и живое существо, рождается, растет, переживает расцвет, стареет и неизбежно гибнет. Цивилизационные теории ставят под сомнение преемственность культурных традиций. В опыте отдельных цивилизаций есть нечто уникальное, непередаваемое, навсегда погибающее вместе с этими цивилизациями. В середине XX века были разработаны более гибкие концепции циклической истории цивилизаций, призванные, в частности, описать и объяснить кризисы в цивилизационном развитии, факты гибели отдельных цивилизаций на ранней стадии цикла их существования (теория «вызова и ответа» А.Д. Тойнби, волновые модели социокультурной динамики П.А. Сорокина). Резкой критике в рамках цивилизационного подхода была подвергнута идея культурного моноцентризма. Согласно ей, существует центр мировой культуры, то есть такие ее формы, которые в наибольшей степени воплощают сущность культуры, являются ее совершеннейшими образцами, стоят на высшей ступени культурного развития, превосходят все остальные формы культуры и т. д. На Западе одной из форм подобных воззрений является европоцентризм, провозглашающий центром человеческой культуры Европу. Цивилизационный же подход основан на принципах культурного плюрализма, культурного полицентризма. Согласно этим принципам в культуре существует многообразие форм, которые невозможно выстроить в порядке «высшие – низшие».
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |