Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9 КУЛЬТУРа и цивилизация

И предпринимательства!

 

Лицензия Министерства образования РБ

№ 10 от 17.06.1993 г. Сертификаты о государственной аккредитации

№ 52 от 08.11.1999 г., № 63 от 19.06.2000 г.

 

В институте 5 факультетов, аспирантура, 17 кафедр, 5 отделений
(в Бобруйске, Пинске, Борисове, Молодечно, Светлогорске).

 

 

Ø ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

Ø ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Ø УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Ø ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Ø ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

АСПИРАНТУРА

Специальность 08.00.05 “Экономика и управление народным хозяйством” (по отраслям и сферам деятельности: экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; экономика предпринимательства).

 

НАШИ АДРЕСА:

220086 г. Минск, ул. Славинского, д. 1, корп. 3

Факс 263 56 33

E-mail: IMB_INFO@AVILINK.NET

Приемная комиссия. Тел. 263 79 83

222120 г. Борисов, ул. Строителей, 2а. Тел. 6 58 87

213800 г. Бобруйск, ул. Шинная, 13. Тел. 4 77 62

225710 г. Пинск, ул. Техническая, 6. Тел. 37 15 02; 37 15 50

247400 г. Светлогорск, ул. Интернациональная, 1. Тел. 2 13 31

 
222310 г. Молодечно, ул. Машерова, 3. Тел. 7 00 10

1 Понятие цивилизации.

2 Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация».

3 Цивилизационный подход в культурологии.

 

1 Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общест­ва, в котором царствует свобода и справедливость. Впер­вые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо в 1756 г.

Уже у Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценоч­ное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно на­зываться «цивилизацией».Для французских просве­тителей цивилизация – это, прежде всего, определенный уровень нравствен­ного развития человечества, этап реализации подлинной добродетели. Вместе с тем широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровнядуховно-культурных и технологических достиже­ний общества, социального и политического развития и т. д. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на сме­ну первобытному обществу. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, об­разованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д.

Цивилизация – это конкрет­ная социокультурная система, ограниченная определен­ными пространственно-временными рамками и имеющая четко выраженные параметры духовного, технологическо­го, экономического и политического развития.

Цивилизация как целостная социокультурная система включает в себя различные эле­менты (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с дру­гом и тесно взаимосвязаны. Каждая цивилиза­ция самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Определен­ность цивилизации придает духовный фактор – своеобразный склад пси­хической жизни, воплощенный в особенностях культуры: ценностях, нормах, обычаях и традициях, культурных образцах и т. д.

 

 

2 Понятия «культура» и «цивилизация» занимают важнейшее место в современном культурологиче­ском знании. Они тесно связаны как по своему происхождению, так и по основным значениям. Тем не менее, между этими понятиями имеются существен­ные различия и по смыслу, по употреблению в различных контекстах.

И «культура», и «цивилизация» могут в одинако­вой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды. Оба понятия могут употребляться как антонимы поня­тий «дикость», «варварство», «невежество».

Оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по зако­нам природы к культурному состоянию, или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация. Так, говорят о «пер­вобытной культуре», но не о «первобытной цивилизации». Зато широко используется термин «цивилизации Древнего Востока», применяемый к древним культурам Египта, Междуречья, Индии, Китая и др.

Как «культура», так и «цивилизация» применя­ются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры. Так, «античная культура» и «античная ци­вилизация» значат одно и то же.

Различия между значениями понятий «культу­ра» и «цивилизация» связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит (если оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии, то оно чаще применяется к явлениям так называемой «ду­ховной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали. Слово «цивилизация» обычно относится к явлениям так называемой «материальной культуры» (техника, производительные силы экономики, жилище, транспорт и связь и т. д.) и к общественной жизни.

Сегодня, когда говорят о «цивилизован­ных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем экономического, технического и социального развития (США, западноевропейские государства, Япония). Но, с другой стороны, «культур­ной страной», «страной высокой культуры» могут назвать и относительно бедную страну, с низким или средним уровнем социально-экономического и технического развития.

Отдельные культурологи специально проводят четкое различие между «культурой» и «цивилизацией». Наиболее известным примером та­кого рода является концепция, которую О. Шпенглер предложил в своей работе «Закат Европы». По Шпенглеру, культура и цивилизация представляют собой соответственно раннюю и позднюю стадии развития локаль­ных культур. Эпоха поздней, угасаю­щей культуры (или цивилизации), характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искус­ства и одновременным расцветом машинной техни­ки и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах-мегаполисах, истребительными войнами. Цивилизация – период распада органично­сти и целостности культуры, предвещающий ее ско­рую гибель.

Однако в культурологии имеется и противоположный подход, отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, культура, по его мнению, составляет стержень цивилизации.

3 Опыт использования понятия «цивилизация» в гуманитарных науках и культурологические иссле­дования цивилизаций сформировали то направле­ние в культурологии, которое можно назвать (с дос­таточной степенью условности) цивилизационным подходом к изучению культурологических проблем.

Здесь выделяется теория локальных (от латинско­го «определенное место») цивилиза­ций, немецкого исто­рика культуры О. Шпенглера, а также концепции английского истори­ка А. Д. Тойнби, американского социолога и культу­ролога П.А. Сорокина и других. К этим идеям были близки размышления русских славянофилов Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, В. В. Розано­ва, Н. А. Бердяева, отдельные элементы европейской «философии жизни» и «теории культурных кругов» немецких антропологов-диффузионистов.

В основу цивилизационного подхода лег принцип органичности, согласно которому цивилизация (культура) рассматривалась как аналог живого организма, целостного, замкнутого, относительно изолированного от других организмов и окружающей среды, но связанного с ней посредством обмена энергией. Цивилизация пред­ставала не общим отличием человечества от живот­ного мира и неживой природы, а в качестве ряда признаков, отличающих одну группу людей от других.

Из принципа органичности вытекала идея цикли­ческого развития каждой цивилизации. Она резко отличалась от преобладавших в XIX веке представ­лений об универсальности, всеобщности непрерыв­но линейного, эволюционного развития культуры. С позиций цивилизационного подхода, культура, как и живое существо, рождается, растет, переживает расцвет, стареет и неизбежно гибнет. Цивилизационные теории ставят под сомнение преемственность культурных тради­ций. В опыте отдельных цивилизаций есть нечто уникальное, непередаваемое, навсегда погибающее вместе с этими цивилизациями.

В середине XX века были разработаны более гиб­кие концепции циклической истории цивилизаций, призванные, в частности, описать и объяснить кризисы в цивилизационном развитии, факты гибели отдельных цивилизаций на ранней стадии цикла их существования (теория «вызо­ва и ответа» А.Д. Тойнби, волновые модели социокультурной динамики П.А. Сорокина).

Резкой критике в рамках цивили­зационного подхода была подвергнута идея культурного моноцентризма. Согласно ей, существует центр мировой культуры, то есть такие ее формы, которые в наибольшей степени воплоща­ют сущность культуры, являются ее совершенней­шими образцами, стоят на высшей ступени культурного развития, превосходят все остальные формы культуры и т. д. На Западе одной из форм подобных воззрений является европоцентризм, провозглашающий центром чело­веческой культуры Европу. Цивилизационный же подход основан на прин­ципах культурного плюрализма, культурного полицентризма. Согласно этим принципам в культуре су­ществует многообразие форм, которые невозможно выстроить в порядке «высшие – низшие».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс лекций по экономической теории | ВИЧ-инфекция (HIV infection). Эпидемиология. Клиническая картина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.