Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неофакторный подход




Современные теории международной торговли.

Противоречивые результаты проверки теорий Рикардо и Хекшера-Олина потребовали поиска каких-то новых подходов и объяснений. При этом столкнулись две противоположные точки зрения.

Согласно первой, традиционные подходы в основе своей верны и вполне пригодны для современных условий, но нуждаются в отдельных уточнениях, касающихся количества факторов производства и их качества. Так появились теории, которые получили название неофакторного и неотехнологического подходов. Первый подход делает упор на квалификацию труда, а второй - на технологические достижения.

Согласно другой точке зрения, встречные потоки аналогичных товаров между современными развитыми странами опровергают положение о решающем значении факторных или технологических различий между странами (ИРС). Следовательно, необходимы совершенно иные подходы, учитывающие, в частности, неполную конкуренцию.

Этот подход основан на учете т.н. человеческого капитала и межстрановых различий в количестве квалифицированного труда.

Человеческий капитал - это вложение средств в образование работников. Результатом таких инвестиций является рост производительности труда. В соответствии с моделью Финдлея-Киржковски (МФК), образовательная деятельность, которая превращает неквалифицированных работников в квалифицированных за некий период времени, использует фактор, называемый образовательным капиталом, который можно приравнять к капиталу в общем.

МФК рассматривает в рамках теории Хекшера-Олина два товара, один из которых насыщен высококвалифицированным трудом, а другой – неквалифицированным. Т.к. квалифицированный труд более производителен, чем неквалифицированный, то относительная цена товара, произведенного в капиталоизбыточной стране с помощью квалифицированного труда, будет менее высокой, чем в трудоизбыточной стране.

Страна с относительным избытком капитала экспортирует товары, насыщенные квалифицированным трудом, а страна с дефицитом капитала экспортирует товары, насыщенные неквалифицированным трудом.

Объясняя парадокс Д.Кессинг выделил 8 категорий квалификации труда по восьми типам деятельности: 1) ученые и инженеры; 2) техники и чертежники; 3) чиновники; 4) руководители; 5) станочники, электрики и механики; 6) прочие работники квалифицированного ручного труда; 7) кабинетные работники; 8) низко- или неквалифицированные работники. Далее Кессинг вычислил долю каждой категории труда в экспортных товарах нескольких стран, приняв за точку отсчета данные по США. Экспорт США был впереди других стран по категориям 1, 2, 3 и отставал от всех в 8-ой категории. Оказалось, таким образом, что американский экспорт насыщен квалифицированным трудом больше, чем другие страны.

В сущности, - это та же модель Хекшера-Олина с той разницей, что трудовой фактор у Кессинга разделен на несколько более однородных категорий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.