Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В международной торговле




ТОВАРНЫХ РЫНКАХ. ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Лекция 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА МИРОВЫХ

Изменения, происходящие в конъюнктуре мировых товар­ных рынков, в конечном итоге проявляются в изменениях цен на конкретные товары. По своему наиболее общему и традиционному определению цена выступает как образовавшаяся в результате дей­ствия множества факторов денежная сумма, которую намерен по­лучить продавец, реализуя свой товар, и которую готов заплатить за данный товар покупатель. При этом реальная цена, как следует из постулатов и графических схем экономической теории, являет­ся «точкой пересечения» кривых спроса и предложения.

Очевидно, что в зависимости от того, какова конкретная цена на конкретный товар в конкретный момент времени, для продавца будут решаться (или напротив не решаться) многие проблемы: возмещение понесенных издержек производства и обраще­ния товара (доведения его до покупателя); доходность (выгодность) производства и реализации дан­ного товара, как на внутреннем, так и на внешнем рынке; появление новых стимулов для расширения производства и реализации данного товара или наоборот негативных пред­посылок для свертывания его производства и реализации внутри страны и/или за рубежом.

Как и во внутренней торговле, цены в международной торговле зависят от конкретной рыночной ситуации (соотношения спроса и предложения), однако здесь взаимодействует более широкий круг участников (субъектов рыночных отношений), влияющих на конъ­юнктуру и соответственно на изменение цен. Следует подчеркнуть, что цены в международной торговле — это более многофакторное понятие, чем цены во внутренней торговле.

В связи с этим проанализируем основные ценообразующие фак­торы в международной торговле: общеэкономические; конкретно-экономические; специфические; специальные; внеэкономические.

Общеэкономические факторы — ценообразующие факторы, действующие независимо от вида конкретной продукции и конкрет­ных условий ее производства и реализации. Иными словами, это факторы общей экономической среды, в рамках которой склады­ваются и изменяются цены. К такого рода факторам можно отнес­ти: прохождение соответствующих фаз экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем); соотношение совокупных спроса и предложения; динамику инфляции и т.д.

Конкретно-экономические — ценообразующие факторы, опре­деляемые особенностями данной конкретной продукции (данного товара), условиями ее производства и реализации. К ним можно отнести:

- соотношение спроса и предложения на данный товар; изменения в издержках производства и обращения данного товара;

- налоги и различные сборы, связанные с данной продукци­ей (товаром);

- изменения в потребительских свойствах данного товара (качество, надежность, внешний вид, престижность и т.д.).

Специфические — ценообразующие факторы, действующие толь­ко в отношении некоторых (отдельных) видов товаров. К ним можно отнести:

- сезонность в производстве и реализации отдельных товаров (например, зимняя и летняя одежда или обувь);

- обязательную комплектность поставок отдельных товаров (это особенно относится к машинно-технической продукции);

- гарантии и условия послепродажного обслуживания и т.д.

Нетрудно заметить, что, продвигаясь в нашем анализе от первой к третьей группе ценообразующих факторов (общеэкономические, конкретно-экономические, специфические), мы постепенно пе­реходим от факторов, относящихся ко всем товарам, к факторам, относящимся к отдельным специфическим товарам.

Несколько особо по отношению к первым трем группам стоят четвертая и пятая группы ценообразующих факторов (специальные и внеэкономические).

Специальные ценообразующие факторы — факторы, связанные с Действием особых механизмов и экономических инструментов.

Это касается, прежде всего, форм деятельности государства в обла­сти внешнеэкономических связей. К ним можно, в частности, от­нести формы государственного регулирования в своей собственной стране, а также формы государственного регулирования за рубежом/ (в странах, фирмы которых выступают в качестве партнеров по внешнеэкономическим сделкам и на рынках которых реализуются экспортируемые из данной страны товары).

Внеэкономические — политические, военные, социальные фак­торы, прямо не относящиеся к экономике, однако оказывающие вполне определенное воздействие на динамику цен в сфере меж­дународной торговли (например, стремясь политически поддер­жать Республику Куба в 60—70-е гг., СССР покупал кубинский сахар по ценам более высоким, чем этот товар можно был приобре­сти в некоторых других странах; войны в Персидском заливе и Ираке отразились на ценах на нефть и т.д.).

В реальной практике вся эта совокупность динамично меняю­щихся и взаимодействующих между собой факторов оказывает итоговое комплексное воздействие на цены международной тор­говли.

СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ.

Анализируя действие этих факторов, необходимо в полной мере учитывать специфику различных типов мировых товарных рынков и, соответственно, специфику ценообразования на них. При этом следует принимать во внимание, прежде всего, положение на мировом рынке продавцов и покупателей. Как и во внутренней торговле, в международной торговле тоже есть рынок продавца (где цену диктует продавец) и рынок покупателя (где складывается об­ратная ситуация — цену диктует покупатель товара).

Однако рынки продавца и покупателя — это фактически край­ние, полюсные ситуации в современной рыночной экономике. На практике положение на мировом рынке постоянно меняется (это справедливо ко многим товарам), и чаще всего имеет место проме­жуточная ситуация, когда активно воздействуют на цены и продав­цы, и покупатели. Например, НТП постоянно влияет на мировой рынок как через производство (а тем самым и через предложение товаров), так и посредством формирования и изменения потребно­стей (что оказывает воздействие на динамику и структуру спроса).

Главным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкуренции. На основе этого критерия можно выделить следующие типы рынков:

- рынок совершенной (свободной) конкуренции;

- рынок «чистой» монополии;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигопольный рынок (рынок конкуренции немногих по­ставщиков). Рассмотрим каждый из указанных типов рынков.

1.Характерными чертами рынка совершенной (свободной) конкуренции являются: значительное количество конкурирующих между собой продавцов и покупателей; относительная однородность пос­тавляемой на данный рынок продукции. В процессе конкуренции между субъектами данного рынка (продавцами и покупателями) происходит своего рода «утряска» цен, в результате чего они уста­навливаются на определенном уровне. Экспортеры в подобной ситуации нередко идут на скидку в цене (на практике в размере 3-5% от ее величины), выигрывая при этом на наращивании об­щих объемов продаж.

2.Специфика рынка чистой монополии состоит в том, что здесь господствует один поставщик данного товара, который и является монополистом. Он диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая эти операции с соответствующими изменениями в объеме продаж товара. При этом на практике продавец-монополист вынужден исходить не из максимальной, а из некой оптимальной цены, ко­торая формируется с учетом широкого комлекса ценообразующих факторов.

В настоящее время можно назвать немного примеров «чистых» монополистов на международных товарных рынках. В частности, на рынке алмазов «чистым» монополистом фактически является знаменитая компания «Де Бирс».

3.Рынок монополистической конкуренции предполагает сосуществование нескольких фирм-монополистов. При этом в моде­лях монополистической конкуренции имеются две ключевые посылки.

Во-первых, каждая из указанных фирм выпускает продукцию, несколько отличающуюся от продукции фирм-конкурентов. Тем самым ситуация складывается таким образом, что покупатели сов­сем не обязательно начнут покупать товары других фирм в случае незначительного повышения цен на них у данной фирмы-моно­полиста. Дифференциация товаров в данной ситуации делает фирму монополистом на особую разновидность одного и того же вида продукции. С учетом подобных обстоятельств рассматриваемая нами фирма оказывается в определенной мере вне конкуренции.

Во-вторых, модель монополистической конкуренции предполагает, что фирма принимает цены конкурентов как данные, те самым игнорируя влияние собственных решений в области цен н; ценовую политику других производителей. Поэтому в модели монополистической конкуренции подразумевается, что хотя каждая фирма в действительности конкурирует с другими, она до известного предела может вести себя как монополист.

В качестве примера такой международной монополистической конкуренции можно привести автомобильный рынок Европы, где группа ведущих фирм («Форд», «Дженерал Моторс», «Фольксва­ген», «Рено», «Пежо», «Фиат», «Вольво», «Ниссан») предлагают достаточно разные, но конкурирующие между собой современные автомобили.

На практике нередко вместе с фирмами-монополистами на та­ком рынке пытаются действовать и менее сильные фирмы, стре­мящиеся закрепиться в этой сфере бизнеса (на этом сегменте рын­ка). Характер ценообразования на данном типе рынка — конку­рентный, но с преобладанием монополизма. В случае взвинчивания цен монополиями их конкуренты начинают играть на понижение, в результате чего устанавливаются более низкие цены.

В реальной экономической практике такие рынки испытывают на себе влияние процессов диверсификации деятельности фирм, которые стремятся расширить круг производимых и реализуемых ими товаров и проникнуть на новые рынки. Современные круп­ные корпорации — это, как правило, диверсифицированные кор­порации, осуществляющие производство товаров, относящихся к самым разным, нередко напрямую не связанным между собой от­раслям. Например, корпорации, работающие в сфере нефтяного бизнеса, часто развертывают свою деятельность не только в неф­техимической, химической отраслях, но и в парфюмерии, маши­ностроении, производстве пищевой продукции и т.д. Это позво­ляет им избегать тяжелых последствий экономического спада, который нередко носит волнообразный характер и по-разному проявляется в разных отраслях. В этом смысле политика диверсификации производства выступает как форма антикризисной и антициклической политики. Отметим также, что крупный корпо­ративный бизнес не только диверсифицирует свое производство, но и осуществляет диверсификацию сфер своей деятельности (на­пример, действует не только в производстве, но и в банковской сфере, страховом, консалтинговом, информационном бизнесе и т.д.).

Растет и конкуренция со стороны фирм, производящих так на­зываемые товары-субституты (товары, способные замещать дру­гие, например, пластмассы и металл, шерсть и химическое волокно и т.д). Таким образом, конкуренция проявляет себя и на рынках, которые в настоящий момент времени представляются в значи­тельной степени монополизированными.

4.Суть олигопольного рынка состоит в том, что на нем имеет место конкуренция немногих фирм-поставщиков, которые, по су­ществу, делят крупные сегменты рынка. Как правило, при этом фирмы заключают между собой соответствующие соглашения. В ряде случаев они заключают соглашения и с правительственными орга­нами тех стран, на рынках которых оперируют. Имеют место и «неофициальные» (тайные) договоренности между фирмами о раз­деле соответствующих рынков. Формой соглашений, связанной с олигопольными рынками, является картель — соглашение, устанавливающее обязательства для всех фирм-участниц по объемам производства и реализации продукции, доле (квоте) каждого из участников в общем объеме производства и сбыта продукции, по ценам, условиям найма рабочей силы, обмену патентами. Картели формируют картельные цены, которые позволяют участникам со­глашения, поддерживая высокую доходность, сохранять и укреп­лять свое присутствие на данных рынках.

Типичным примером международного картеля является широ­ко известная Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК, OPEC — Organization of the Petroleum Exporting Countries), которая периодически принимает решения о сокращении или увеличении объемов (квот) добычи нефти (что, естественно, влияет на цены).

Оценивая специфику ценообразования на различных типах ми­ровых товарных рынков, необходимо учитывать и фактор влияния государства на цены международной торговли. Характерная особен­ность состоит в том, что на практике воздействие государства на Цены международной торговли оказывается тем сильнее, чем боль­ше и активнее оперируют на мировом рынке фирмы данной страны. При этом влияние государства на цены международной торговли может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

В качестве форм воздействия государства на цены международной торговли можно назвать следующие:

1. Государство определенным образом регулирует внутренние цены и тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и тем самым оказывает воздействие на цены тех товаров, которые фирмы данной страны экспортируют.

2.Государство может субсидировать (брать на себя определенную часть расходов) отечественный экспорт с целью его поддержки, тем самым создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые отечественные товары и повышения международ­ной конкурентоспособности отечественных фирм-экспортеров. Например, в ряде случаев государство берет на себя расходы по финансированию НИОКР, связанных с производством экспортной продукции.

3.Государство может проводить соответствующую таможенную политику в области импорта. Например, устанавливая низкие им­портные (ввозные) пошлины на поступающие из-за границы сырье и комплектующие изделия, из которых производится в данной стране экспортная продукция, оно тем самым влияет и на цены, по которым данная продукция будет экспортироваться.

4.Государство может устанавливать определенные количе­ственные ограничения, квоты во внешней торговле. Например, в рамках некоторых торговых союзов и интеграционных группи­ровок практикуется так называемое «добровольное ограничение экспорта», когда страны по взаимному согласованию сдерживают экспорт тех или иных товаров (что дает возможность поддерживать на соответствующем уровне цены на них).

5.К формам прямого воздействия государства на цены между­народной торговли можно отнести антидемпинговые меры и про­цедуры. В документах ВТО демпинг (dumping) определяется как экспорт товаров по ценам ниже уровня внутренних цен на эти то­вары в стране экспорта или ниже сопоставимых экспортных цен на аналогичные товары, экспортируемые третьей страной, нахо­дящейся в аналогичных условиях. Иными словами, речь здесь идет о реализации товаров — в данном случае через каналы внешней торговли на рынках зарубежных государств — по ценам ниже уровня, «нормального» для стран-экспортеров (искусственное заниже­ние цен во внешней торговле).

Во многих случаях демпинг квалифицируется как форма недобросовестной конкуренции. Демпинг может использоваться фир­мами-экспортерами в целях внедрения и закрепления на зарубеж­ных рынках. Нередко демпинг, по существу, поддерживается пра­вительствами государств, экспортирующих данный товар, когда те субсидируют экспортные поставки из средств государственного бюджета.

6.Еще одним инструментом прямого воздействия государства на цены международной торговли является налоговое регулирование. Яркий пример такого рода — использование налога на добавленную стоимость, НДС (VAT— value-added tax), которым облага­ется (или не облагаются) ряд экспортных и импортных товаров, что отражается на внешнеторговых ценах на соответствующие то­вары и их международной конкурентоспособности.

МИРОВЫЕ ЦЕНЫ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЦЕН.

В реальной практике современной международной торговли проявляется множественность цен, причинами которой являются ценовая политика конкретных корпораций, воздействие на цены международной торговли со стороны государств и осуществление самими государствами некоторых внешнеторговых операций (на­пример, поставка продукции в счет помощи или в счет покрытия долговых обязательств) и др.

При этом на одни и те же товары существуют различные уровни цен. Это могут быть: цены по обычным коммерческим сделкам с платежом как в конвертируемой, так и в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте; цены во встречной торговле (когда продажа товара увязывается с закупкой товаров либо закуп­ка товаров обусловливается соответствующей продажей товаров), в том числе по бартерным операциям («товар на товар»); цены при поставке товаров по программам помощи и др. Иными словами, множественность цен в международной торговле отражает факт многообразия условий реального совершения актов купли-прода­жи товаров.

Однако в основе этой системы множественности цен лежат так называемые мировые цены (worldprices), под которыми понимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключа­емых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

К основным характеристикам мировых цен относятся следу­ющие.

1.Они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте (поскольку оплата в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте ведет к необоснованному завышению цен).

2.Это цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме дан­ной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках.

3.Это цены крупномасштабных сделок, предусматривающий раздельные, не связанные между собой экспортные и импортных операции (в противном случае при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пой­ти на значительные отклонения в ценах).

4.Применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточены их производство и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезен­тативных (представительных) рынков).

Рассмотрим некоторые примеры установления мировых цен на важнейшие сырьевые товары.

Базой мировых цен на нефть являются официальные продаж­ные цены стран — членов ОПЕК. При этом в качестве базисных цен используются цены на легкую аравийскую нефть ФОБ (FOB — free on board, «свободно на борту») в соответствии с принятыми в мировой торговле Правилами международных коммерческих тер­минов «Инкотермс» (Incoterms) Рас-Таннура (основного нефтяного порта в Саудовской Аравии на берегу Персидского залива с годовым грузооборотом около 400 млн. т нефти).

Базой мировых цен на нефтепродукты считаются цены основ­ных товарных рынков — района Карибского моря, а в Западной Европе — ФОБ Роттердам (Нидерланды) и ФОБ/СИФ (CIF— cost, insurance, freight — стоимость перевозки, страхование и фрахт суд­на) Амстердам, Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия).

Определяющими ценами на каменный уголь являются цены крупнейших экспортеров — США и Австралии и импортеров — Японии и стран Западной Европы. В качестве ориентира исполь­зуются цены СИФ Амстердам, Роттердам, Антверпен.

Базой мировых цен на железную руду принято считать цены крупнейших экспортеров — Австралии, Бразилии, Канады. На практике используются среднестатистические цены импорта — шведской железной руды «Кируна Д» СИФ Роттердам.

Определяющую роль в ценах на медь, свинец, цинк играют коти­ровки Лондонской биржи металлов (ЛБМ) и цены, установленные на их базе. На базе котировок ЛБМ реализуется около 70% производимой в мире рафинированной меди и не менее 2/3 производн­ого в мире рафинированного свинца.

Мировыми ценами на алмазы и бриллианты являются цены единственного монополиста — Алмазного синдиката. У него имеется своя Центральная сбытовая организация (ЦСО), которая ре­шает вопросы о повышении или понижении цен на ювелирное сырье. На практике единственным доступным показателем явля­ется исчисленный на основании официальных сообщений Алмаз­ного синдиката индекс средних цен. На рынке бриллиантов миро­выми ценами считаются экспортные цены крупнейших изготови­телей и экспортеров — Индии, Израиля и Бельгии, но на практике оперируют среднестатистической ценой суммарного экспорта бриллиантов Бельгии и Израиля.

Базовыми ценами для мировых цен на продовольственные това­ры являются: на пшеницу — цены Австралии (Сидней), на кукуру­зу — США (порты Мексиканского залива), на рис — Таиланд (Бан­гкок), на масло сливочное — Новая Зеландия, на арахис — Ниге­рия — Лондон, на соевые бобы — США — Роттердам, на бананы — Латинская Америка — порты США, на сахар — Нью-Йорк, на говядину — Австралия, Новая Зеландия, порты США, на баранину — Новая Зеландия, чай — Шри Ланка, кофе — Бразилия, табак — США и т.д.

Свою существенную специфику имеет формирование мировых цен на машины и оборудование, поскольку этот сегмент мирового рынка обладает значительной динамичностью, структурным, ас­сортиментным многообразием, здесь постоянно создаются и про­изводятся новые виды продукции и новые модификации продук­ции, производимой ранее.

Следует подчеркнуть, что мировые цены выступают как общий ориентир при определении цен конкретных внешнеторговых сде­лок. Однако цена внешнеторгового контракта всегда конкретна и зависит от широкого спектра ценообразующих факторов и реаль­ных обстоятельств (экономических, политических, социальных и др.).

Обратим внимание также на то обстоятельство, что на практике существуют противоречия между внутренней и международной торговлей и соответственно между внутренними и мировыми ценами. Так, например, если конкретное предприятие на внутреннем рынке является крупнейшим поставщиком, определяющим масштабы продаж и уровень цен внутри страны, то далеко не очевидно, что и в сфере международной торговли оно будет занимать такие же передовые позиции и соответственно автоматически ока­зывать определяющее воздействие на мировые цены.

В реальной практике имеются примеры решающей деятельно­сти в основных центрах мировой торговли фирм тех стран, которые сами по себе не являются крупнейшими производителями данно­го вида продукции. В частности, во многом определяющую роль в торговле нефтью и нефтепродуктами играет англо-голландская компания «Ройал Датч Шелл», а репрезентативными (представи­тельными) центрами — Антверпен, Роттердам и Амстердам.

Рассмотрим основные виды внешнеторговых цен.

В общей совокупности этих цен выделим пять основных групп.

1.Контрактные цены — это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняют­ся на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.

Контрактные цены обычно подразделяются на следующие под­виды: твердая фиксированная цена; твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки; цена с последу­ющей фиксацией; скользящая цена; смешанная цена.

Суть твердой фиксированной цены состоит в том, что она устанавливается на дату подписания контракта и не изменяется до окончания его исполнения. Как правило, такие цены используют­ся в ситуации, когда сроки реализации контрактов непродолжи­тельны и в этот период не ожидается каких-либо существенных скачков цен. Такого рода цены на практике выгодны продавцам в ситуации, когда есть предпосылки для понижения цен на данные товары на рынке.

Использование твердой фиксированной цены с возможностью последующей корректировки связано с оговариванием условий корректировки цен с учетом возможных ценовых изменений на рын­ке (в частности, могут измениться цены на сырье и комплекту­ющие изделия, из которых производится данная продукция).

Использование цен с последующей фиксацией связано с тем, что в контракте устанавливаются соответствующий принцип опреде­ления цен, а также источники ценовой информации и дата, на ко­торую цены фиксируются. Такого рода цены целесообразно при­менять тогда, когда в период исполнения контракта на рынке ожи­дается существенное повышение цен, масштабы которого оценить точно представляется достаточно сложным. Этот способ ценообразования наиболее подходит также для долгосрочных контрактов, 30 а в течение ряда лет будут осуществляться периодические поставки товара.

Использование скользящих цен связано с осуществлением продавцами и покупателями соответствующих расчетов по принятой контракте формуле, первую часть которой составляет базовая цена, аналогичная по своей сути твердой фиксированной цене, а вторая часть представляет соотношение долей основных видов из­держек по производству товара. Особое значение приобретает учет в формуле именно тех издержек, по которым в период исполнения контракта возможны существенные изменения. Как правило, скользящие цены используются в контрактах, связанных с постав­кой сложных и уникальных товаров, имеющих продолжительный цикл изготовления.

Смешанная цена представляет собой комбинированный вариант цены, когда одна ее часть является твердой фиксированной ценой, а другая — скользящей ценой.

Контрактные цены являются коммерческой тайной и поэтому не публикуются. Однако на практике контрактные цены на определен­ный товар в конкретном регионе и при наличии ограниченного кру­га продавцов и покупателей бывают известны. Поэтому практиче­ской задачей для всех внешнеторговых фирм является сбор ценовой информации и создание соответствующего банка данных.

Весьма существенную роль в практике ценообразования в международной торговле играют ценовые скидки, которые представля­ют собой сознательное и согласованное продавцами и покупате­лями уменьшение цены (фактически это так называемое «уторговывание» цены с учетом состояния рынка и условий заключаемых контрактов). Естественно, что одновременно с ценовыми скидка­ми существуют и ценовые накидки (надбавки к цене, также связан­ные состоянием рынка в данный момент времени и условиями заключения соответствующего контракта). В мировой практике к началу XXI в. существовало около 40 различных видов ценовых скидок и накидок.

К числу наиболее распространенных видов ценовых скидок от­носятся:

- Количественные скидки продавца (экспортера), они дают­ся покупателю, например, за значительный объем едино­временной покупки (когда покупатель приобретает, в част­ности, целую партию данного товара). Скидка такого рода может доходить до 20—30% от первоначальной цены.

- Бонусные скидки — предоставляются крупным оптовым покупателям-импортерам (нередко — эксклюзивным им­портерам), которые, как правило, являются постоянными клиентами. Зачастую отечественная фирма-импортер, при­обретающая товар за рубежом, является единственным партнером зарубежной фирмы-экспортера, помогает ему закрепиться на рынке данной страны, добиваться для него лучших условий продажи и т.д. В этих условиях зарубежная фирма-экспортер нередко идет на скидки в размере 10-15% от первоначальной цены (подобное обычно практику­ется в условиях монопольной конкуренции).

- Скидки «сконто» — предоставляются при оплате товара по­купателем наличными деньгами или при осуществлении фирмой-импортером предоплаты за поставку товара.

- Дилерские скидки — предоставляются оптовым и рознич­ным торговцам, торговым агентам и посредникам. Такого рода скидки должны покрывать расходы дилеров на прода­жу и сервис и обеспечивать им определенного размера при­быль.

- Временные скидки — применяются главным образом при реализации продукции массового спроса, которая носит сезонный характер.

- Специальные скидки — предоставляются покупателям, с которыми внешнеторговая фирма имеет различные формы особых отношений.

- Закрытые скидки — предоставляются на продукцию, кото­рая реализуется в рамках внутрифирменных поставок (как элемент транфертных цен) или по специальным межправи­тельственным соглашениям.

Специфическим подвидом контрактных цен в международной торговле являются трансфертные цены, по которым реализуются товары в рамках международных (транснациональных) корпора­ций. Здесь фактически существует собственный внутренний («интернальный» — от англ. internal) рынок и цены устанавливаются в рамках общей ценовой политики корпорации, направленной в ряде случаев на уход от высокого налогообложения в тех или иных странах. В трансфертных ценах проявляются и указанные выше закрытые скидки.

2.Справочные цены — цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях и т.д., по каналам компью­терной информации. Существенное значение здесь имеют специальные ценовые справочники. Широкое развитие в последние годы получил рынок электронных информационных услуг. Современные информационные технологии позволяют получать доступ фактически ко всем видам информации о ценах, которая накапл­ивается в автоматизированных базах данных. Однако между ценами в справочниках (справочными ценами) и фактическими це­нами внешнеторговых сделок всегда существует определенная разница, масштабы которой зависят от соответствующих реальных обстоятельств.

3. Биржевые цены (биржевые котировки) — цены на товары, тор­говля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень оперативно отражают изменения, происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являются фактиче­ски ценами сделок именно в данный момент времени. Однако не­достаток биржевых цен состоит в том, что они не отражают другие важные элементы современной международной торговли, связанные с ценообразованием (например, условия поставки, условия платежа и др.). Кроме того, с биржевыми ценами связана проблема, которая состоит в том, что они часто изменяются под воздействием искус­ственных, нередко спекулятивных факторов. Среди наиболее из­вестных в мировой торговле бирж можно назвать Лондонскую бир­жу металлов, Чикагскую биржу (на ней осуществляются котировки и продажа зерна), Нью-Йоркскую биржу хлопка и др.

4.Цены аукционов — цены, складывающиеся в результате аук­ционных торгов. Данный вид международной торговли достаточно специфичен — он связан с торговлей пушниной, чаем, цветами, предметами искусства.

5.Статистические цены или цены статистики внешней торгов­ли — усредненные цены, публикуемые в различных национальных и международных справочниках. Поскольку это усредненные цены, то они не показывают конкретную цену конкретного товара. Здесь в одну товарную группу (товарную позицию) включаются однородные, но различающиеся по своим техническим характе­ристикам и качеству товары, по которым собственно и осуществля­йся усреднение цен. Однако они характеризуют общую динамику цен в международной торговле, складывающиеся при этом тенден­ции и могут использоваться как своеобразный ценовой ориентир при заключаемых внешнеторговых сделках. Таким образом, в мировой торговле начала XXI в. действует сложная система цен, которые изменяются под воздействием широкой совокупности разнообразных факторов — ценообразующих факторов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.