Полосу местности, выделяемую в распоряжение дорожных подразделений для размещения на ней дороги, всех ее сооружений и посадки зеленых насаждений, называют полосой отвода или дорожной полосой. Ширину полосы отвода для строящихся автомобильных дорог общей сети назначают с учетом категории дороги, типа местности и крутизны откосов земляного полотна.
Поперечным профилем дороги называется графическое изображение разреза дороги плоскостью, перпендикулярной к ее оси. Одним из основных элементов поперечного профиля дороги является земляное полотно, на котором расположены проезжая часть и обочины. Проезжая часть, предназначенная для движения транспортных средств, имеет дорожную одежду, состоящую из нескольких конструктивных слоев, устраиваемых из различных дорожно-строительных материалов. По сторонам проезжей части расположены обочины, повышающие прочность кромки дорожной одежды и обеспечивающие безопасность движения, а также используемые для временной стоянки транспортных средств и размещения материалов при ремонте дороги.
В зависимости от рельефа местности земляное полотно может быть в виде насыпи (рис. 2.4) или выемки (рис. 2.5).
Рисунок 2.4 - Поперечный профиль автомобильной дороги в насыпи:
1 - внешний откос канавы; 2 - дно боковой канавы (кювета); 3 - откос насыпи; 4 - бровка земляного полотна; 5 - кромка проезжей части; 6 - ось дороги; 7 - обочины; 8 - земляное полотно; 9 - проезжая часть
Рисунок 2.5 Поперечный профиль автомобильной дороги в выемке:
1 - кавальер; 2 - банкетная (нагорная) канава; 3 - банкет; 4 - внешний откос; 5 - внутренний откос; 6 - бровка земляного полотна; 7 - кромка проезжей части; 8 - обочина; 9 - проезжая часть; 10 - разделительная полоса
Для отвода поверхностных вод с дороги и использования грунта при отсыпке насыпи с одной или обеих сторон земляного полотна устраивают боковые канавы (кюветы) и резервы. При устройстве выемок грунт из них, как правило, используется для возведения смежных насыпей и лишь в исключительных случаях его вывозят за пределы полосы отвода в кавальеры. Для предохранения выемок от излишнего увлажнения, в том числе и при размещении их на косогоре, на обрезах между кавальером и откосом выемки устраивают вал грунта треугольного сечения высотой 0,7—0,8 м, называемый банкетом. Между банкетом и кавальером отрывают банкетную канаву. Кроме того, при размещении земляного полотна на косогоре для отвода воды от него с нагорной стороны устраивают кюветы, нагорные канавы, кювет резервы и другие водоотводные сооружения.
Линии, отделяющие проезжую часть от обочины, называются кромками проезжей части, расстояние между которыми и определяет ширину проезжей части дороги. Линии, отделяющие обочины от внутренних откосов земляного полотна, называются бровками земляного полотна, а расстояние между ними определяет ширину земляного полотна дороги. Расстояние от бровки земляного полотна до поверхности земли определяет высоту насыпи или глубину выемки.
Боковыми поверхностями насыпей и выемок являются откосы, крутизна которых должна обеспечивать устойчивость земляного полотна и способствовать обеспечению безопасности движения. Крутизна характеризуется отношением высоты откоса к его горизонтальной проекции — заложению (рис.2.6):
Н/mН=1:m, (2.11)
где m — крутизна откоса, показывающая, во сколько раз проекция откоса больше или меньше его высоты.
Рисунок 2.6 Схема к определению крутизны откоса насыпи
Для устранения возможности выезда на полосу встречного движения на дорогах I категории устраивают разделительную полосу.
Ширина земляного полотна, проезжей части и обочин устанавливается в зависимости от категории дороги и расчетной скорости транспортных средств (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Показатели
| Категория дороги
| 1а
|
| II
| III
| IV
| V
| Число полос движения
| 4; 6; 8
| 4; 6; 8
|
|
|
|
| Ширина полос движения, м
| 3,75
| 3,75
| 3,75
| 3,5
| 3,0
| —
| Ширина проезжей части, м
| 15; 22,5; 30
| 15; 22,5;30
| 7,5
| 7,0
| 6,0
| 4,5
| Ширина обочины, м
| 3,75
| 3,75
| 3,75
| 2,5
| 2,0
| 1,75
| Ширина разделительной полосы, м
|
|
| ~
| —
| —
| —
| Ширина земляного полотна
| 28,5; 36; 43,5
| 27,5; 35; 42,5
|
|
|
|
|
Грунт из выемки, как правило, должен предусматриваться для отсыпки насыпей. Требуемая прочность земляного полотна считается обеспеченной, если низ дорожной одежды возвышается над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на мокрых и сырых участках не менее, чем указано в СНиП РК 3.03.09-2006.
Конструкции поперечных профилей земляного полотна зависят от:
- высоты насыпи или глубины выемки;
- рельефа местности (косогор);
- категории дороги;
- вида грунта.
Крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I-III категорий следует назначать с учетом обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4, а для дорог других категорий при высоте откоса насыпи до 2м - не круче 1:3 (рис. 2.7, рис. 2.8)..
Крутизну откосов насыпей на прочном основании следует назначать в соответствии с табл. 2.1
1) Рисунок 2.7 Насыпи, высотой до З метров в свободных условиях с крутизной откосов 1:4
Рисунок 2.8 Насыпи, высотой до 3 м в стесненных условиях с крутизной откосов 1:4
Рисунок 2.9 Насыпь высотой от 3-6 метров с крутизной откосов 1: 1,5
Рисунок 2.10 Насыпь высотой от 6-12 метров с крутизной откосов в верхней части насыпи, высотой 6 м – 1:1.5 и в нижней части насыпи с крутизной 1:1.75
При возведении насыпей высотой до З метров, как правило, проектируют притрассовые резервы в свободных условиях или боковые водоотводные канавы в стесненных условиях. Грунты из притрассовых резервов и выемок используются для возведения земляного полотна. Размеры резервов определяются из расчета: объем вынимаемого грунта из резерва должен быть равен половине объема грунта, отсыпаемого в насыпь.
Таблица 2.3 - Наибольшая крутизна откосов
Грунты насыпи
| Наибольшая крутизна откосов при высоте
откоса насыпи, м
| до 6
| до 12
| в нижней части
(0-6)
| в верхней части
(6-12)
| Глыбы из слабовыветривающихся пород
| 1: 1-1: 1,3
| 1: 1,3-1: 1,5
| 1: 1,3-1: 1,5
| Крупнообломочные и песчаные (за исключением мелких и пылеватых песков)
| 1:1,5
| 1:1,5
| 1:1,5
| Песчаные мелкие и пылеватые, глинистые и лессовые
| 1:1,5
1:1,75
| 1:1,75
1:2
| 1:1,5
1:1,75
|
Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов необходимо проектировать раскрытыми с крутизной откосов от 1:5 до 1:10 или разделанными под насыпь (рис.2.11). Выемки глубиной от 1 до 5м на снегозаносимых участках следует проектировать с крутыми откосами (1:1,5-1:2) и дополнительными полками или обочинами шириной не менее 4 м (рис.2.12, рис.2.13).
Рисунок 2.11 Выемка глубиной до 1 м:
Рисунок 2.12 Выемка глубиной от 1-5 м
1 М
Рисунок 2.13 Выемка глубиной от 5-12 м:
Выемки глубиной более 2м в мелкозернистых пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, легковыветриваюшихся или трещиноватых скальных породах, в пылеватых лессовидных и лессовых породах следует проектировать с закюветными полками. Ширину закюветных полок следует принимать при мелких и пылеватых песках - 1 м, при остальных указанных грунтах при высоте откоса до 6м – не менее 1 м, при высоте откоса до 12м (для скальных пород - до 16м) – 2 м. Для дорог I-III категорий при проектировании выемок в легковыветривающихся скальных грунтах допускается предусматривать кювет-траншею шириной не менее 3 м и глубиной не менее 0,8 м.
Поверхности закюветных полок придается уклон 20-40% в сторону кювета. Уклон можно не предусматривать при скальных породах, а также песках в условиях засушливого климата.
При проектировании выемок, относящихся к объектам индивидуального проектирования, следует выполнять расчеты по оценке общей и местной устойчивости откосов, разрабатывать мероприятия по ее обеспечению, включая назначение соответствующего поперечного профиля, устройство дренажей, защитных слоев, типа укрепления откосов и т. п.
|