Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы поперечного профиля дороги




Полосу местности, выделяемую в распоряжение до­рожных подразделений для размещения на ней дороги, всех ее сооружений и посадки зеленых насаждений, на­зывают полосой отвода или дорожной полосой. Ширину полосы отвода для строящихся автомобильных дорог об­щей сети назначают с учетом категории дороги, типа ме­стности и крутизны откосов земляного полотна. Поперечным профилем дороги называет­ся графическое изображение разреза дороги плоскостью, перпендикулярной к ее оси. Одним из основных элементов поперечного профиля дороги явля­ется земляное полотно, на котором расположены проез­жая часть и обочины. Проезжая часть, предназ­наченная для движения транспортных средств, имеет дорожную одежду, состоящую из нескольких конструк­тивных слоев, устраиваемых из различных дорожно-строительных материалов. По сторонам проезжей части рас­положены обочины, повышающие прочность кромки дорожной одежды и обеспечивающие безопасность дви­жения, а также используемые для временной стоянки транспортных средств и размещения материалов при ре­монте дороги. В зависимости от рельефа местности земляное полот­но может быть в виде насыпи (рис. 2.4) или вы­емки (рис. 2.5).   Рисунок 2.4 - Поперечный профиль автомобильной дороги в насыпи: 1 - внешний откос канавы; 2 - дно бо­ковой канавы (кювета); 3 - откос на­сыпи; 4 - бровка земляного полотна; 5 - кромка проезжей части; 6 - ось дороги; 7 - обочины; 8 - земляное по­лотно; 9 - проезжая часть   Рисунок 2.5 Поперечный профиль автомобильной дороги в выемке: 1 - кавальер; 2 - банкетная (нагорная) канава; 3 - банкет; 4 - внешний откос; 5 - внутренний откос; 6 - бровка земляного полотна; 7 - кромка про­езжей части; 8 - обочина; 9 - проезжая часть; 10 - разделительная полоса   Для отвода поверхностных вод с дороги и использо­вания грунта при отсыпке насыпи с одной или обеих сто­рон земляного полотна устраивают боковые кана­вы (кюветы) и резервы. При устройстве вые­мок грунт из них, как правило, используется для возве­дения смежных насыпей и лишь в исключительных слу­чаях его вывозят за пределы полосы отвода в кавальеры. Для предохранения выемок от излишнего увлажнения, в том числе и при размещении их на косогоре, на обрезах между кавальером и откосом выемки устраивают вал грунта треугольного сечения высотой 0,7—0,8 м, назы­ваемый банкетом. Между банкетом и кавальером от­рывают банкетную канаву. Кроме того, при размещении земляного полотна на косогоре для отвода воды от него с нагорной стороны устраивают кюветы, нагорные канавы, кювет резервы и другие водоотводные сооружения. Линии, отделяющие проезжую часть от обочины, на­зываются кромками проезжей части, расстоя­ние между которыми и определяет ширину проезжей части дороги. Линии, отделяющие обочины от внутренних откосов земляного полотна, называются бровками земляного полотна, а расстояние между ними определяет ширину земляного полотна доро­ги. Расстояние от бровки земляного полотна до поверх­ности земли определяет высоту насыпи или глу­бину выемки. Боковыми поверхностями насыпей и выемок являют­ся откосы, крутизна которых должна обеспечивать устойчивость земляного полотна и способствовать обес­печению безопасности движения. Крутизна характеризуется отношением высоты откоса к его горизонтальной проекции — заложению (рис.2.6): Н/mН=1:m, (2.11) где m — крутизна откоса, показывающая, во сколько раз проекция откоса больше или меньше его высоты.     Рисунок 2.6 Схема к определению крутизны откоса насыпи   Для устранения возможности выезда на полосу встречного движения на дорогах I категории устраивают разделительную полосу. Ширина земляного полотна, проезжей части и обо­чин устанавливается в зависимости от категории доро­ги и расчетной скорости транспортных средств (табл. 2.2).   Таблица 2.2
Показатели Категория дороги
  II III IV V
Число полос движения 4; 6; 8 4; 6; 8        
Ширина полос движения, м 3,75 3,75 3,75 3,5 3,0
Ширина проезжей части, м 15; 22,5; 30 15; 22,5;30 7,5 7,0 6,0 4,5
Ширина обочины, м 3,75 3,75 3,75 2,5 2,0 1,75
Ширина разделительной полосы, м     ~
Ширина земляного полотна 28,5; 36; 43,5 27,5; 35; 42,5        

 

Грунт из выемки, как правило, должен предусматриваться для отсыпки насыпей. Требуемая прочность земляного полотна считается обеспеченной, если низ дорожной одежды возвышается над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на мокрых и сырых участках не менее, чем указано в СНиП РК 3.03.09-2006.

Конструкции поперечных профилей земляного полотна зависят от:

- высоты насыпи или глубины выемки;

- рельефа местности (косогор);

- категории дороги;

- вида грунта.

 

Крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I-III категорий следует назначать с уче­том обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4, а для дорог других категорий при высоте откоса насыпи до 2м - не круче 1:3 (рис. 2.7, рис. 2.8)..

Крутизну откосов насыпей на прочном ос­новании следует назначать в соответствии с табл. 2.1

 

 
 

 

 


1) Рисунок 2.7 Насыпи, высотой до З метров в свободных условиях с крутизной откосов 1:4

 
 

 


Рисунок 2.8 Насыпи, высотой до 3 м в стесненных условиях с крутизной откосов 1:4

 

       
   
 
 

 


Рисунок 2.9 Насыпь высотой от 3-6 метров с крутизной откосов 1: 1,5

 

       
 
   
 

 


Рисунок 2.10 Насыпь высотой от 6-12 метров с крутизной откосов в верхней части насыпи, высотой 6 м – 1:1.5 и в нижней части насыпи с крутизной 1:1.75

 

При возведении насыпей высотой до З метров, как правило, проектируют притрассовые резервы в свободных условиях или боковые водоотводные канавы в стесненных условиях. Грунты из притрассовых резервов и выемок используются для возведения земляного полотна. Размеры резервов определяются из расчета: объем вынимаемого грунта из резерва должен быть равен половине объема грунта, отсыпаемого в насыпь.

 

Таблица 2.3 - Наибольшая крутизна откосов

Грунты насыпи Наибольшая крутизна откосов при высоте откоса насыпи, м
до 6 до 12
в нижней части (0-6) в верхней части (6-12)
Глыбы из слабовыветривающихся пород 1: 1-1: 1,3 1: 1,3-1: 1,5 1: 1,3-1: 1,5
Крупнообломочные и песчаные (за исключением мелких и пылеватых песков) 1:1,5 1:1,5 1:1,5
Песчаные мелкие и пылеватые, глинистые и лессовые 1:1,5 1:1,75 1:1,75 1:2 1:1,5 1:1,75

 

Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов необходимо проектировать раскрытыми с крутизной откосов от 1:5 до 1:10 или разделанными под насыпь (рис.2.11). Выемки глубиной от 1 до 5м на снегозаносимых участках следует проектировать с крутыми откосами (1:1,5-1:2) и дополнительными полками или обочинами шириной не менее 4 м (рис.2.12, рис.2.13).

 

 

 
 

 


Рисунок 2.11 Выемка глубиной до 1 м:

 

 

 


Рисунок 2.12 Выемка глубиной от 1-5 м

1 М

 

 


Рисунок 2.13 Выемка глубиной от 5-12 м:

Выемки глубиной более 2м в мелкозернистых пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, легковыветриваюшихся или трещиноватых скальных породах, в пылеватых лессовидных и лессовых породах следует проектировать с закюветными полками. Ширину закюветных полок следует принимать при мелких и пылеватых песках - 1 м, при остальных указанных грунтах при высоте откоса до 6м – не менее 1 м, при высоте откоса до 12м (для скальных пород - до 16м) – 2 м. Для дорог I-III категорий при проектировании выемок в легковыветривающихся скальных грунтах допус­кается предусматривать кювет-траншею шириной не менее 3 м и глубиной не менее 0,8 м.

Поверхности закюветных полок придается уклон 20-40% в сторону кювета. Уклон можно не пре­дусматривать при скальных породах, а также пес­ках в условиях засушливого климата.

При проектировании выемок, относящихся к объектам индивидуального проектирования, сле­дует выполнять расчеты по оценке общей и местной устойчивости откосов, разрабатывать мероприятия по ее обеспечению, включая назначение соответст­вующего поперечного профиля, устройство дренажей, защитных слоев, типа укрепления откосов и т. п.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 10772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.