КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство и право Болгарии
Образование раннефеодального Болгарского государства. В особенно выгодных условиях для политической консолидации оказался союз «Семь родов» в Мисии, защищенной со всех сторон Дунаем, Черным морем и Балканским хребтом. Редкое местное фракийское и греческое население быстро растворилось в массе славян. Обогащение племенной верхушки за счет грабежей и даней, а также от торговли с империей ускорило политическое сплочение знати; постоянная военная опасность со стороны империи побуждала к укреплению воинских сил. Процесс оформления государства был завершен с появлением в Мисии тюрков — протоболгар. В VI — VII вв. они населяли Приазовье, составляя огромный союз, известный под названием «Великая Болгария», и не раз вместе с другими народами (в том числе со славянами) вторгались в пределы Византии. В середине VII в. союз распался. Часть протоболгар во главе с ханом Аспарухом в 70-х гг. VII в. ушла в Западное Причерноморье, откуда стала совершать набеги на Византию. Поход против них византийцев окончился неудачей. Протоболгары перешли Дунай и заняли территорию Добруджи (680 г.). Протоболгарское войско, спаянное родовой организацией, было серьезной силой. Аристократия союза «Семи родов» предпочла вступить с Аспарухом в соглашение, уступив главенство в центральном аппарате нового государственного объединения протоболгарской знати. Поэтому формирующееся государство стали называть Болгарией, а ее население, подавляющее большинство которого составляли славяне, — болгарами. Столицей государства стала Пляска — первоначально основанный на месте славянского поселения протоболгарский военный лагерь. На западе граница Болгарии достигала реки Тимок, на юге — Балканского хребта. Процесс ассимиляции протоболгар, в особенности их социальных низов, начался очень рано и протекал быстро. Медленнее (почти в течение двух столетий) он шел в среде протоболгарской знати, которая не раз в течение VIII — IX вв. вступала в острые конфликты со славянской аристократией. В новом государстве главенствующее положение заняли завоеватели в лице булгарской родо-племенной знати. Однако следует иметь в виду, что по уровню хозяйственного и культурного развития земледельцы-славяне стояли выше скотоводов – булгар. Они превосходили их и в численном отношении. Славяне уступают булгарской знати и ее вождю политическое преобладание, сохранив свои земли, особый быт и свой язык. С течением времени степняки были ассимилированы славянским населением и все население страны получило единое название болгар. Вскоре произошло военное столкновение булгар (прото-болгар) с Византией, в результате которого византийский император Константин IV вынужден был заключить мир с Аспарухом, что означало фактическое признание возникшего славянско-булгарского государства. Процесс классообразования у самих славян, появление частной собственности и вторжение булгар привели таким образом к созданию так называемого первого Болгарского царства, история которого началась с 681 г., когда держава Аспаруха была признана Византией. Болгарское государство в VIII — начале IX в. В VIII — первой половине IX в. в Болгарии быстрыми темпами шел процесс феодализации. В конце IX в. вовлекаемые в зависимость крестьяне уже должны были отбывать повинности в пользу своих господ. Немало общинников разорялось и не имело средств для несения военной службы в ополчении. В то же время духовенство, а также военная и чиновная знать (болярство) обладали обширными земельными владениями и огромными стадами скота. Во главе государства стоял хан — верховный военачальник, жрец, судья и законодатель. Крупнейшие представители славяно-протоболгарской знати составляли его совет. Главной чертой государственного строя Болгарии являлось наличие сильной центральной власти хана в столице при слабом управлении полуавтономными провинциями. Сильной военной протоболгарской организации во главе с ханом противостояли полугосударственные-полуплеменные органы власти славянских князей. К середине IX в. язычество уже не отвечало интересам господствующего класса. Подготавливая принятие христианства, хан Борис (852—889) рассчитывал каждый шаг, ибо и для папства и для Византии христианизация была средством политического верховенства. Борис играл на противоречиях между папством и империей. Воспользовавшись жестоким голодом в Болгарии, византийцы вторглись в ее пределы. Уступив их давлению, в 865 г. Борис и его приближенные приняли христианство по восточному образцу, но одновременно добились от Византии учреждения в Болгарии архиепископии: глава болгарской церкви мог решать свои внутренние дела независимо от патриарха. Хан стал именоваться по-славянски «князем». Болгария во второй половине IX — Х в. Во второй половине IX в. процесс складывания крупного феодального землевладения ускорился. Стали развиваться и болгарские города. Значительных успехов достигла обработка металла (железа, меди). Высоким совершенством отличалось производство многоцветной керамики. Особенно заметным был рост Преслава, ставшего с конца IX в. новой столицей Болгарии. Росли также Силистра (Доростол), Преславец на Дунае, Плиска. В эти города съезжались купцы из Руси, Венгрии, Чехии, Византии, стран Востока. Болгары торговали в городах Далмации, в Фессалонике и Константинополе. Во второй половине IX в. остатки протоболгарской знати слились со славянской. Распространение христианства завершило этот процесс. В административном отношении страна была разделена теперь по территориальному признаку на комитаты во главе с комитами. Болярство, занимавшее высокие посты, состояло из двух групп — столичного и провинциального. Возросла роль дружины князя, но основу армии еще составляли свободные крестьяне-общинники. В конце IX в. знать сделала попытку помешать укреплению центральной власти. В 889 г. сын и преемник ушедшего в монастырь Бориса Владимир пытался восстановить язычество. Однако большинство феодализирующейся знати воспротивилось этому. Владимир был свергнут и ослеплен. Трон занял другой сын Бориса — Симеон (893—927) — один из наиболее выдающихся правителей Болгарии. В начале X века в Болгарии побеждает феодальный строй, образуются два основных класса — господствующий (болгаро-славянские родовые старейшины, некоторая часть княжеских дружинников и духовенство – «владыки земные», «боляре») и эксплуатируемый (в основном зависимое крестьянство). Крестьянство состояло из трех групп: баштинники, сохранивших свой отцовский надел, личную свободу и некоторые возможности распоряжения собственностью; парики — крепостных, обязанных барщиной и другими повинностями в пользу помещиков и налогами в пользу государства; отроки — рабов, посаженных на землю или состоявших при дворе господина. В X в. значительная часть крестьянства оказалась в зависимости от "владык земных", "боляр", как их именуют источники. Частые войны, которые вела Болгария, отрывали свободных общинников от их хозяйства, тем самым ускоряя потерю ими земли и свободы. Классовый протест народных масс против усиливающейся эксплуатации ярко выразился в богомильстве. Это еретическое движение, отрицавшее все устои современного ему общества, объективно носило антифеодальный характер. Богомилы отвергали официальную церковь, резко обличали корыстолюбие и праздность духовенства. Они проповедовали неповиновение властям и господам, сообщает писатель Х в. Козьма, «хулили богатых, ненавидели царя, ругали старейшин, укоряли боляр», называли «мерзкими богу» работающих на царя и призывали угнетенных не трудиться на своих господ. Временно подавленное в середине Х в. богомильство вскоре снова окрепло и в течение нескольких веков оставалось на Балканах знаменем угнетенных в борьбе с феодалами, воздействуя на формирование антифеодальных ересей и в странах Западной Европы. Церковь и государство беспощадно преследовали еретиков, но были не в силах искоренить богомильство. Государственная власть, представленная князем и его администрацией в центре и на местах (воеводствах и жупах), достигает значительной силы при знаменитом Симеоне (893-927 гг.). Внешним выражением его величия было произведенное при нем преобразование княжества в царство.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |